Автор: Подольная Светлана Васильевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Синеглазка"
Населённый пункт: г. Ноябрьск, ЯНАО
Наименование материала: опыт работы
Тема: Организация методической работы с молодыми специалистами дошкольной образовательной организации
Раздел: дошкольное образование
Фамилия, имя и отчество автора (полностью): Подольная Светлана Васильевна
должность: старший воспитатель МАДОУ «Синеглазка», г.Ноябрьск, ЯНАО
Организация методической работы с молодыми специалистами
дошкольной образовательной организации.
Подготовка специалистов в области дошкольного воспитания приобретает
особую значимость, что объясняется требованиями, которые предъявляются к
педагогу в дошкольной образовательной организации в условиях модернизации
образования.
Спектр проблем, стоящих перед современным педагогом, настолько широк, что
от него требуется высокий профессиональный, творческий, исследовательский
потенциал, чтобы найти решение проблем в имеющейся психолого-педагогической и
методической литературе или искать ответ непосредственно самому опытным
путем.
Поэтому
становится
актуальным
оказание
психолого-педагогической
поддержки педагогу, развитию его творческого потенциала, управлению его
саморазвитием, обеспечение системы методической работы, направленной на
создание
целостного
образовательного
пространства,
стимулирующего
это
творческое развитие.
В последнее время число молодых специалистов, приходящих в ДОУ, очень
мало.
За
последние годы статистика
неумолима:
педагогический
состав
дошкольных
учреждений стремительно
"стареет".
На
этом
фоне
одной
из
первостепенных задач коллективов детских садов становится всемерная поддержка
тех немногих молодых специалистов, которые выбирают нелегкий путь воспитателя.
И поэтому их появление в коллективе – это радость и для заведующего
образовательной организации, и для педагогов.
Задача заведующего, методиста, педагога-психолога – помочь молодым
педагогам адаптироваться в новом коллективе, сделать так, чтобы они не
разочаровались в выбранном пути. Поэтому администрации детского сада к каждому
педагогу надо подходить дифференцированно. Разнообразные формы работы с
молодым специалистом способствуют развитию у него познавательного интереса к
профессии, активному освоению приемов работы с детьми и их родителями,
оказывают положительное влияние на рост его профессиональной значимости.
В
нашей
образовательной
организации
функционирует "Педагогическая
гостиная молодого воспитателя", целью которой является создание условий для
профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению
проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность
молодого педагога. Задачами гостиной является:
1.
Обеспечить
наиболее
лёгкую
адаптацию
молодых
специалистов
в
коллективе.
2. Использовать эффективные
формы
повышения
профессиональной
компетентности
и
профессионального
мастерства
молодых
специалистов,
обеспечить
информационное
пространство
для
самостоятельного
овладения
профессиональными знаниями.
3. Совместно планировать карьеру молодых специалистов с наставником.
Заседания проходят раз в месяц по плану, составленному с учетом результатов
мониторинга профессиональных и информационных потребностей педагогических
работников
организации,
выявленных
затруднений
в
процессе
реализации
образовательного процесса.
К работе педагогической гостиной привлекаются
опытные,
творческие
специалисты.
В
рамках
гостиной
рассматриваются
теоретические и практические вопросы. Для молодых воспитателей, проводится
собеседование
для
определения
направлений
работы,
внедрен
институт
наставничества. Педагог делится своими трудностями и проблемами, и коллектив
совместно ищет пути их решения.
С целью определения некоторых черт характера, педагогических стремлений,
отношения
к
общественным
и
педагогическим
процессам
среди
молодых
воспитателей
проводится
анкетирование,
где
особое
внимание
уделяется
педагогическому
образованию,
теоретической
подготовленности,
владению
навыками
работы
с
психолого-педагогической
литературой,
участию
в
исследовательской деятельности, наличию практического опыта работы с детьми, а
так же планируемым результатам профессиональной деятельности.
В практике дошкольного образовательного учреждения широко используются
такие формы методической работы как: обучающие семинары,
семинары-
практикумы,
мастер-классы,
педагогические
ринги,
стажерские
площадки,
педагогические проекты, «Недели успеха молодого педагога», открытые занятия с
последующим обсуждением увиденного успехом пользуются дискуссии, в рамках
которых обсуждаются спорные вопросы педагогической теории и практики. Каждый
воспитатель высказывает свое мнение и отстаивает его.
Кроме того, молодые
педагоги учатся проводить анализ особенностей образовательного процесса в
целом, а также непосредственно образовательной или досуговой деятельности в
группе. В помощь молодым специалистам в методическом центре детского сада
оформлены
методические
сборники
"Педмастерская",
"Мастер-класс",
"Методический
вестник",
«Мы
наставники»
создан
банк
методических
и
дидактических
материалов
по
образовательной
программе
дошкольного
образования, осуществляется адресная методическая помощь в организации
воспитательно-образовательной работы.
Анкета молодого специалиста.
1.
Почему
вы
выбрали
профессию
воспитателя?
Чем
она
для
вас
привлекательна?
2.
Как вы оцениваете различные стороны своей профессиональной подготовки?
3.
С какими трудностями вы встретились в работе?
4.
В какой помощи вы больше всего нуждались и к кому вы обращались чаще
всего?
5.
Как вы оцениваете свои взаимоотношения с педагогическим коллективом?
6.
Какие задачи вы ставите перед собой в ближайшее время?
7.
Каковы ваши профессиональные планы на будущее?
8.
Если бы вам представилась возможность вновь выбрать профессию, стали бы
вы воспитателем?
9.
Что вас привлекает в работе коллектива?
- новизна деятельности,
- условия работы,
- возможность экспериментирования,
- пример и влияние коллег, руководителя,
- организация труда,
- доверие,
- возможность профессионального роста.
10. Что бы вам хотелось изменить?
Примерный план работы "Педагогическая гостиная молодого
воспитателя"
Содержание встреч
Срок
Ответственный
Собеседование
с
молодыми
(вновь
принятыми)
педагогами
для
определения
направлений работы педагогической гостиной.
Сентябрь
Организация института наставничества для
молодых педагогов, имеющих проблемы в
практической
педагогической
деятельности.
Определение педагогов – наставников для
молодых специалистов
Октябрь
Организация деятельности взрослых и детей по
реализации
и
освоению
образовательной
программы дошкольного образования
Октябрь
Построение
образовательного
процесса
с
учетом интеграции образовательных областей
Ноябрь
Организация
развивающей
предметно-
пространственной среды в условиях реализации
ФГОС
Декабрь
Игра и развитие личности дошкольника
Организация и руководство творческими
играми детей.
Самостоятельная организация и
руководство творческими играми детей (во 2-й
половине дня).
Организация и руководство игрой-
драматизацией.
Особенности проведения дидактических
игр.
Январь
Детский сад и семья
Нетрадиционные формы взаимодействия с
родителями.
Примерная тематика родительских встреч.
Деловая беседа и подготовка к ней.
Подготовка к публичному выступлению.
Февраль
Эстетическая деятельность по развитию
творческих способностей дошкольников
Развитие творчества дошкольников на
занятиях по изобразительной деятельности.
Сотрудничество воспитателя и музыкального
руководителя в развитии музыкальности
дошкольников.
Март
Социальное развитие дошкольника
Особенности работы по формированию у
детей социальных знаний.
Проведение занятий по формированию у
дошкольников социальных знаний (разработка
конспекта занятий, его проведение)
Апрель
Планирование воспитательно-образовательной
работы в летний оздоровительный период
Особенности среды развития ребенка в
летний период.
Планирование работы в летний период.
Игры с песком и водой.
Май
Примерный план проведения «Недели успеха молодого педагога»
Цель:
создание активного периода по привлечению внимания к молодому
педагогу, его успехам и трудностям; выявление талантливых, творчески работающих
молодых педагогов; развитие мотивации на профессиональное и личностное
становление молодых педагогов; содействие повышению вклада молодых педагогов
в достижение результатов
работы; определение
составляющих позитивного
портрета современного воспитателя; систематизация деятельности наставничества.
Мероприятие
Дата
проведения
Ответственн
ый
Взаимопосещения педагогов
Мастер-класс по организации
образовательной деятельности
Открытый показ режимных
моментов:
утренняя гимнастика
формирование к.г.н.
организация занятия
организация двигательной
активности
организация игровой
деятельности
Ярмарка педагогических идей
«Подготовка к летнему периоду»
Итоги недели педмастерства
молодых педагогов.