Напоминание

Дидактическая игра "Как не крути"


Автор: Бородина Наталия Николаевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад 96"
Населённый пункт: город Пермь
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Дидактическая игра "Как не крути"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Дидактическая игра «Как не крути»

Направленность: речевое и познавательное развитие.

Предназначение: в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми.

Цель: познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста, развитие

фонематического слуха, памяти.

Задачи:

1.

Развивать речь детей:

вызывать речевую активность, умение правильно строить фразу,

последовательно излагать мысли, научить составлять развернутый

описательный рассказ;

развивать умение описывать и устанавливать простейшие причинно-

следственные связи, анализировать и делать выводы;

формировать навыки классификации объектов окружающего мира;

расширять

и

активизировать

словарный

запас,

способствующий

активизации

глагольного

словаря

детей,

закрепление

знаний

о

окружающем мире, развитие воображения, ловкости;

расширять словарный запас за счет употребления обобщающих слов,

развивать внимание и память, умение соотносить родовые и видовые

понятия (д/и «Где растет? Где живет?);

закреплять представление ребенка о противоположных признаках

предметов или слов-антонимов (д/и «Противоположности»);

расширять словарный запас детей за счет прилагательных, развивать

воображение, память, ловкость (д/и «Что бывает круглым, квадратным,

треугольным?»);

закреплять

в

речи

детей

различные

типы

окончаний

имен

существительных (Д/и «Один – много», «Большой-маленький);

развивать

мышление,

словарный

запас,

закреплять

падежные

окончания имен существительных («Кто кем был? Кто кем будет?»);

развивать чувство времени, обучать регулировать свою деятельность в

соответствии с временным интервалом.

2.

Развивать

познавательные

способности

детей,

способствовать

формированию

мыслительной

деятельности

в

ходе

выполнения

заданий. Закреплять знания детей о домашних и диких животных, о

фруктах, овощах, деревьях, грибах, цветах, ягодах, деревьях, птицах,

мебели, одежде, обуви, головных уборов, посуды, цветов, насекомых; о

геометрических фигурах, форме, величине.

3.

Развивать и совершенствовать тонкую двигательную координацию

кистей и пальцев рук.

Материал:

Картинки по разным классификациям: домашние и дикие животные,

фрукты, овощи, деревья, грибы, цветы, ягоды, деревья, птицы, мебель,

одежда, обувь, головные уборы, посуда, цветов, насекомых (приложение).

Пластмассовые кубики: "Большой", "Средний", "Маленький", карточки

с заданиями к каждому кубику, песочные часы.

Игра проводится на занятии, согласно тематической теме недели и в

свободное от занятия время в форме дидактической игры. Игровое правило

регулируется возрастными особенностями детей, большое разнообразие

картинок

поднимает

интерес,

а

правильные

ответы

стимулируют

к

усложнению задач. При организации и проведении игры важно создать

атмосферу, позволяющую каждому ребенку реализовать свою словесную

активность.

Ход игры:

Грань каждого кубика имеет свое задание (дидактическая игра) при

работе с карточками с изображением картинок по классификации. Для

удобства каждый кубик соответствует возрастным особенностям, (для детей

среднего возраста – большой, для детей старшего дошкольного возраста –

среднего размера, для детей подготовительного к школе детей – меньшего

размера). Игру начинают со знакомства с карточками с изображением

картинок по классификации. Затем усложнить игру, в соответствии с

возрастом детей и предложить кубики по очереди, начиная с большого,

затем включить среднего размера, и наконец – кубик маленького размера.

Вариативность игры заключается в сочетании кубиков, соответственно: для

детей среднего возраста – карточки и большой кубик, для старшего возраста

– карточки и два кубика, для детей подготовительного к школе возраста –

карточки и сочетание двух или трех кубиков.

Кубик «Большой»

Начать игру нужно с выбора карточек с изображением картинок по

классификациям. На стол выкладывается стопка картинок рубашкой вверх.

Ребенок переворачивает картинку и кидает кубик, на гранях которого

нарисованы числа от 1-5 и звездочка (ребенок определяет сам, сколько он

назовет предметов из категории). Если выпала цифра 1, ребенок называет

еще один предмет из предложенной классификации картинок, которую он

перевернул и т.д.

Кубик «Средний»

Начать игру нужно с набора карточек с изображением картинок по

классификациям. На стол выкладывается стопка картинок рубашкой вверх.

Ребенок переворачивает картинку и кидает выбранный кубик, на гранях

которого нарисованы символы или написаны вопросы (вопросы зачитывает

педагог):

1.

Если выпадает грань кубика, на которой изображен «Круг, квадрат,

треугольник»,

игра

«Форма»

-

необходимо

назвать

на

какую

геометрическую фигуру похоже данное изображение на картинке.

2.

Если выпадет грань кубика, на которой изображено «1/10» игра «Один-

много»

-

необходимо

назвать

предмет

в

единственном

и

множественном числе: одно яблоко – много яблок, одна груша – много

груш, один самолет – много самолетов…

3.

Если выпадает грань кубика, на которой изображены две стрелки, игра

«Противоположности»

-

необходимо

назвать

противоположные

значения изображения на картине: яблоко – большое/маленькое,

кислое/сладкое; шкаф – широкий/узкий, белый/черный…

4.

Если выпадет грань кубика, на которой изображен большой и

маленький круг, игра «Большой-маленький» - необходимо назвать

изображенный

предмет

на

картинке

по

величине:

стол/столик,

яблоко/яблочко, машина/машинка….

5.

Если выпадет грань кубика, на которой написано «Кем был? – Чем

был?» - необходимо назвать кем был/чем был изображенный на

картинке

предмет:

лошадь/жеребенком,

стол/деревом,

яблоко/семечком…

6.

Если выпадет грань кубика, на которой написано «Где растет? – Где

живет?» - необходимо назвать, где растет/где живет изображенный на

картинке предмет: морковь/в огороде, собака/в конуре, ворона/на

дереве…

Вариативность игры

1.

Все игроки бросают кубик по очереди и играют по правилам игры,

которая выпала на грани кубика, сохраняя картинку, лежащую на

столе.

2.

Игроки могут называть свои варианты игры (грани кубика), которая

выпала, меняя картинки, т.е. переворачивая следующую картинку,

лежащую на столе.

3.

Все игроки бросают оба кубика (Большой и Средний) по очереди и

играют по правилам игры, которая выпала на грани каждого кубика,

сохраняя картинку, лежащую на столе. Отвечать может только, тот кто

бросил

или

еще

один

ребенок,

которого

выбрал

кидающий.

Выигрывает тот, кто точнее и больше назвал слов, по правилам игры.

4.

Все игроки бросают оба кубика по очереди и играют по правилам игры,

которая выпала на грани каждого кубика, меняя картинку, лежащую на

столе. Отвечать может только, тот кто бросил или еще один ребенок,

которого выбрал кидающий. Выигрывает тот, кто точнее и больше

назвал слов, по правилам игры.

5.

Все игроки бросают один кубик по очереди, а другой остается

неизменным, и играют по правилам игры, которая выпала на грани

каждого кубика. Картинка, лежащая на столе, не меняется.

6.

Все игроки бросают один кубик по очереди, а другой остается

неизменным, и играют по правилам игры, которая выпала на грани

каждого кубика. Картинка, лежащая на столе, при этом меняется.

Кубик «Маленький»

Начать игру нужно с набора карточек с изображением картинок по

классификациям. На стол выкладывается стопка картинок рубашкой вверх.

Ребенок переворачивает картинку и кидает кубик «Маленький», на гранях

которого нарисованы числа, обозначающие время, как на циферблате

электронных часов и смайлик (ребенок сам выбирает время, необходимое для

выполнения задания). Если выпадает грань кубика, на которой написано «00-

30» (30 секунд), то ребенок за это время называет предметы из картинки по

выбранной классификации, которую он перевернул.

Вариативность игры

1.

Три игрока бросают свой кубик и играют по правилам игры, которая

выпала на грани каждого кубика, сохраняя картинку, лежащую на

столе. Каждый ребенок сам выбирает, сколько кубиков будет у него в

игре. Если количество кубиков совпадает, игроки могут устроить

состязание. Выигрывает тот, кто точно и быстро назвала слова, по

правилам игры.

2.

Три игрока бросают свой кубик и играют по правилам игры, которая

выпала на грани каждого кубика. Каждый ребенок сам выбирает,

сколько кубиков будет у него в игре. Если количество кубиков

совпадает, игроки могут устроить состязание. Выигрывает тот, кто

точно и быстро назвал слова, по правилам игры. Картинка, лежащая

на столе, у каждого игрока может быть своя или оставаться единой

для всех.

Приложение

Карточк

и с

Кубик

«Больш

Кубик

«Средн

Кубик

«Мален



В раздел образования