Напоминание

Танец и его роль в жизни детей


Автор: Дедова Елена Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Дворец пионеров и школьников г. Курска"
Населённый пункт: Курская обл. г. Курск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Танец и его роль в жизни детей
Раздел: дополнительное образование





Назад




ДЕДОВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА

Танец и его роль в жизни детей

Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения

хореография занимает особое место. Занятия танцем не только учат понимать и

создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают

гармоничное пластическое развитие. В сравнении с музыкой, пением и

изобразительным искусством, имеющими свое постоянное место в сетке

школьного расписания, танец, несмотря на усилия известных педагогов,

хореографов, психологов и искусствоведов, так и не смог войти в число

обязательных предметов образования школьника. Между тем хореография, как

никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для

полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного

духовного и физического развития.

Занятия хореографией призваны: развивать силу, выносливость, ловкость,

гибкость, координацию движений, умение преодолевать трудности, закалять волю

и укреплять здоровье детей. А также развивать чувства ритма, формировать

красивые манеры, походку, осанку, выразительность телодвижений и поз,

избавлять от стеснительности, зажатости, комплексов, учить радоваться успехам

других и вносить вклад в общи успех.

Используемые в хореографии движения, прошедшие длительный отбор,

безусловно, оказывают положительное воздействие на здоровье детей. Речь

может идти о своеобразной хореотерапии – методе, разработанном и

апробированном в последние годы

Человек начал танцевать очень давно, гораздо раньше, чем начал говорить.

Желание танцевать выражало потребность передавать окружающим свои чувства,

эмоции с помощью тела. Для человека первобытного общества танец был

способом мышления, способом жизни – почти все важные события в жизни

отмечались танцами: рождение, смерть, война, исцеление больного и тд. Через

танец люди молились появлению дождя, солнца, плодородию, защите и пр. Танец

был не просто связан с жизнью, а был самой жизнью. Например, в Древней

Греции муза танца и хорового пения Терпсихора была включена в пантеон

божеств. В Индии, в соответствии с индуистской легендой, мир был создан

танцующим богом Шивой. На Востоке – танец воспринимается, как нечто

божественное, что человек однажды получил от богов в дар.

Самое главное, что нет людей, которые не танцуют. Естественно, имеется ввиду

не профессиональный танец, где есть свои правила, многочисленные па и

определенные движения, а танец, лишенный всяких правил, в котором танцует

только тело, а разум отключается. Такие танцы обычно можно встретить на

танцевальных площадках (дискотеки, клубы и пр.) и улицах.

Танцевать любят все – и взрослые, и дети. И не важно, по правилам человек

танцует или двигается как умеет. В любом случае танец – это удовольствие.

Причем ощущение радости приобретает новые нюансы в зависимости от того,

какой танец человек исполняет – веселый или романтичный, нежный или

страстный

Танцевальное творчество как таковое занимает важное место в духовном и

нравственном воспитании детей, подростков и молодёжи. Творческие коллективы

хореографической направленности являются одним из самых популярных и

востребованных обществом направлением досуговой деятельности,

дополнительного образования и профессиональной ориентации детей и

молодёжи. В связи с этим, трудно переоценить значение профессионального

педагогического мастерства для руководителя хореографического коллектива. В

своей работе руководитель такого коллектива решает огромное множество задач.

Танцевальное искусство само по себе является многогранным, хореограф должен

разбираться практически во всех сферах: искусстве, образовании, педагогике,

психологии, экономике и т. д. Он должен любить свою работу.

Дети, танцевать точно любят, им весело, они радуются, представляют себя в

разных образах, фантазируют и развиваются. Они учатся целеустремленности, за

счет стремления научиться, добиться правильного исполнения того или иного

движения, той или иной манере определенного стиля танца. Детям интересно

данное художественное направление, танцуя они раскрываются, расслабляются и

выплескивают избыток энергии. Если ребенок серьезно увлечен танцем, то значит

ему есть к чему стремиться, чем заниматься, на кого равняться. В итоге конечный

результат будет радовать всех, но в первую очередь – детей и педагога. Танец

важен для детей, поэтому танцевальное искусство необходимо развивать,

создавать хореографические кружки и коллективы, в школах, домах досуга и тп.

Занятия танцами не только развивают музыкальность, но и помогают воспитать

силу волю, коммуникабельность и развить творческий потенциал. Действительно,

многие исследования психологов доказали, что дети, занимающиеся танцами,

добиваются больших успехов в учебе, чем их сверстники, а также опережают их в

общем развитии. Танец помогает формировать начальные математические и

логические представления ребенка, тренирует навыки ориентирования в

пространстве и развивает речь. Занятия танцами помогают развить такие качества,

как организованность и трудолюбие. Ритмика, пластика формируют основные

двигательные умения, способности и препятствуют нарушению осанки. Такие

занятия обогащают двигательный опыт ребенка, совершенствуют моторику,

развивают активные мыслительные действия в процессе физических упражнений.

Даже самые замкнутые дети становятся более раскрепощенными, открытыми и

общительными.

Музыка и танец – вот что нужно, чтобы воспитать в ребенке хороший

музыкальный слух и чувство ритма. Давно доказано, что существует связь между

движением и мышлением. Через тренировку каждого нового движения ребенок

развивает мощнейшие нервные сети. Когда репертуар движений расширяется, то

каждый шаг в развитии даст органам чувств (в особенности слуху, осязанию и

зрению) все большие преимущества в восприятии окружающей информации.

Искусство танца – великолепное средство воспитания и развития детей. Оно обо-

бщает духовный мир, помогает ребенку раскрыться как личности. Органическое

соединение движения, музыки и игры формирует атмосферу положительных

эмоций, которые в свою очередь раскрепощают ребенка и делают его поведение

естественным и красивым. Настоящий танец – это истинный праздник для души и

тела. Таких праздников существует огромное многообразие – это балет и бальные

танцы, рок-н-ролл и сальса, румба и танго, белли-данс и классический вальс

Есть хорошая африканская пословица «Если Вы умеете говорить – Вы умеете

петь, если Вы умеете ходить – Вы умеете танцевать». Все мы умеем танцевать, в

каждом из нас живет танцор, и он хочет танцевать. Танцу не надо учиться, все

происходит очень просто. Для этого нужно только на время уединиться и

поставить музыку, которая вам нравиться, забыть обо всем, что тревожит, и

просто расслабиться. Да, и надо знать, что вы танцуете не для кого-то, а просто

танцуете, и ваш танец – это своего рода исчезновение из этого мира.



В раздел образования