Автор: Дедова Елена Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Дворец пионеров и школьников г. Курска"
Населённый пункт: Курская обл. г. Курск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Танец и его роль в жизни детей
Раздел: дополнительное образование
ДЕДОВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА
Танец и его роль в жизни детей
Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения
хореография занимает особое место. Занятия танцем не только учат понимать и
создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают
гармоничное пластическое развитие. В сравнении с музыкой, пением и
изобразительным искусством, имеющими свое постоянное место в сетке
школьного расписания, танец, несмотря на усилия известных педагогов,
хореографов, психологов и искусствоведов, так и не смог войти в число
обязательных предметов образования школьника. Между тем хореография, как
никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для
полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного
духовного и физического развития.
Занятия хореографией призваны: развивать силу, выносливость, ловкость,
гибкость, координацию движений, умение преодолевать трудности, закалять волю
и укреплять здоровье детей. А также развивать чувства ритма, формировать
красивые манеры, походку, осанку, выразительность телодвижений и поз,
избавлять от стеснительности, зажатости, комплексов, учить радоваться успехам
других и вносить вклад в общи успех.
Используемые в хореографии движения, прошедшие длительный отбор,
безусловно, оказывают положительное воздействие на здоровье детей. Речь
может идти о своеобразной хореотерапии – методе, разработанном и
апробированном в последние годы
Человек начал танцевать очень давно, гораздо раньше, чем начал говорить.
Желание танцевать выражало потребность передавать окружающим свои чувства,
эмоции с помощью тела. Для человека первобытного общества танец был
способом мышления, способом жизни – почти все важные события в жизни
отмечались танцами: рождение, смерть, война, исцеление больного и тд. Через
танец люди молились появлению дождя, солнца, плодородию, защите и пр. Танец
был не просто связан с жизнью, а был самой жизнью. Например, в Древней
Греции муза танца и хорового пения Терпсихора была включена в пантеон
божеств. В Индии, в соответствии с индуистской легендой, мир был создан
танцующим богом Шивой. На Востоке – танец воспринимается, как нечто
божественное, что человек однажды получил от богов в дар.
Самое главное, что нет людей, которые не танцуют. Естественно, имеется ввиду
не профессиональный танец, где есть свои правила, многочисленные па и
определенные движения, а танец, лишенный всяких правил, в котором танцует
только тело, а разум отключается. Такие танцы обычно можно встретить на
танцевальных площадках (дискотеки, клубы и пр.) и улицах.
Танцевать любят все – и взрослые, и дети. И не важно, по правилам человек
танцует или двигается как умеет. В любом случае танец – это удовольствие.
Причем ощущение радости приобретает новые нюансы в зависимости от того,
какой танец человек исполняет – веселый или романтичный, нежный или
страстный
Танцевальное творчество как таковое занимает важное место в духовном и
нравственном воспитании детей, подростков и молодёжи. Творческие коллективы
хореографической направленности являются одним из самых популярных и
востребованных обществом направлением досуговой деятельности,
дополнительного образования и профессиональной ориентации детей и
молодёжи. В связи с этим, трудно переоценить значение профессионального
педагогического мастерства для руководителя хореографического коллектива. В
своей работе руководитель такого коллектива решает огромное множество задач.
Танцевальное искусство само по себе является многогранным, хореограф должен
разбираться практически во всех сферах: искусстве, образовании, педагогике,
психологии, экономике и т. д. Он должен любить свою работу.
Дети, танцевать точно любят, им весело, они радуются, представляют себя в
разных образах, фантазируют и развиваются. Они учатся целеустремленности, за
счет стремления научиться, добиться правильного исполнения того или иного
движения, той или иной манере определенного стиля танца. Детям интересно
данное художественное направление, танцуя они раскрываются, расслабляются и
выплескивают избыток энергии. Если ребенок серьезно увлечен танцем, то значит
ему есть к чему стремиться, чем заниматься, на кого равняться. В итоге конечный
результат будет радовать всех, но в первую очередь – детей и педагога. Танец
важен для детей, поэтому танцевальное искусство необходимо развивать,
создавать хореографические кружки и коллективы, в школах, домах досуга и тп.
Занятия танцами не только развивают музыкальность, но и помогают воспитать
силу волю, коммуникабельность и развить творческий потенциал. Действительно,
многие исследования психологов доказали, что дети, занимающиеся танцами,
добиваются больших успехов в учебе, чем их сверстники, а также опережают их в
общем развитии. Танец помогает формировать начальные математические и
логические представления ребенка, тренирует навыки ориентирования в
пространстве и развивает речь. Занятия танцами помогают развить такие качества,
как организованность и трудолюбие. Ритмика, пластика формируют основные
двигательные умения, способности и препятствуют нарушению осанки. Такие
занятия обогащают двигательный опыт ребенка, совершенствуют моторику,
развивают активные мыслительные действия в процессе физических упражнений.
Даже самые замкнутые дети становятся более раскрепощенными, открытыми и
общительными.
Музыка и танец – вот что нужно, чтобы воспитать в ребенке хороший
музыкальный слух и чувство ритма. Давно доказано, что существует связь между
движением и мышлением. Через тренировку каждого нового движения ребенок
развивает мощнейшие нервные сети. Когда репертуар движений расширяется, то
каждый шаг в развитии даст органам чувств (в особенности слуху, осязанию и
зрению) все большие преимущества в восприятии окружающей информации.
Искусство танца – великолепное средство воспитания и развития детей. Оно обо-
бщает духовный мир, помогает ребенку раскрыться как личности. Органическое
соединение движения, музыки и игры формирует атмосферу положительных
эмоций, которые в свою очередь раскрепощают ребенка и делают его поведение
естественным и красивым. Настоящий танец – это истинный праздник для души и
тела. Таких праздников существует огромное многообразие – это балет и бальные
танцы, рок-н-ролл и сальса, румба и танго, белли-данс и классический вальс
Есть хорошая африканская пословица «Если Вы умеете говорить – Вы умеете
петь, если Вы умеете ходить – Вы умеете танцевать». Все мы умеем танцевать, в
каждом из нас живет танцор, и он хочет танцевать. Танцу не надо учиться, все
происходит очень просто. Для этого нужно только на время уединиться и
поставить музыку, которая вам нравиться, забыть обо всем, что тревожит, и
просто расслабиться. Да, и надо знать, что вы танцуете не для кого-то, а просто
танцуете, и ваш танец – это своего рода исчезновение из этого мира.