Автор: Бобровская Маргарита Михайловна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Дворец пионеров и школьников г. Курска"
Населённый пункт: Курская обл. г. Курск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Хореография как коллективное творчество
Раздел: дополнительное образование
БОБРОВСКАЯ МАРГАРИТА МИХАЙЛОВНА
Хореография как коллективное творчество
Хореографический коллектив - одна из распространенных форм обучения и
воспитания, специфика работы которого достаточно сложна. Педагог-
хореограф должен совместить задачи эстетического обучения и
нравственного воспитания детей с балетмейстерской работой и со все
возрастающими, часто неумеренными требованиями к выступлению детей на
концертах. Работа в хореографическом коллективе имеет свою специфику, с
которой не может не столкнуться каждый руководитель творческого
коллектива. Это ограниченное время (два раза в неделю), различные
способности учащихся, наличие разных возрастов, степень подготовки
учащихся, постоянное пополнение и частичный отсев основного состава [18].
В рамках этих "предлагаемых обстоятельств" необходимо выбрать
оптимальный путь для достижения разнообразных сложных задач. Для этой
цели следует сочетать задачи тренировки танцевального аппарата с
развитием музыкальных, актерских и творческих способностей.
Использовать дополнительные методы, способствующие наилучшему
восприятию движений танца, не указанные в профессиональной методике.
Говоря о личностных качествах педагога, П.Ф. Каптерев отмечал, что
"личность учителя в обстановке обучения занимает первое место, те или
другие свойства его будут повышать или понижать воспитательное влияние
обучения". К этим качествам он относил, прежде всего, профессиональную
подготовку и личный учительский талант [24].
Кроме этого, педагогу необходимы нравственно-волевые качества -
беспристрастность (объективность), внимательность, чуткость,
добросовестность, стойкость, выдержка, самокритичность, подлинное
уважение и любовь к детям, вера их потенциал [16].
Говоря о сфере межличностных отношений А.С. Макаренко, в свое время
сказал, что "дефективность личности связана с дефективностью ее
отношений в обществе". Следовательно, основные воспитательные
механизмы процесса надо искать в плоскости тех отношений, которые
складываются у детей. В педагогическом процессе для учащихся значимы
два основных вида отношений: взаимоотношения между педагогом и
учениками; взаимоотношения учеников друг с другом. Это два
взаимодействующих и взаимодополняющих друг друга воспитательных
механизма [21].
В младшем школьном возрасте притягательными и значимыми для ребенка
оказываются его отношения с педагогом. Преобладающее значение
отношения педагога к ученику не случайно: слишком много значит учитель в
жизни маленького ученика, слишком велик для него авторитет знаний
учителя, его опыта мудрости, слишком зависим, он в своих успехах от того, с
каким учителем встретился. Постепенно у ребенка накапливается свой объем
знаний, умений, навыков, формируется устойчивый круг общения, снижается
значимость отношений с учителем, но не исчезает полностью даже в старших
классах.
Как установлено рядом исследователей (А.С. Макаренко, Т.Е. Коннинова,
Л.И. Новикова, М.Н. Шульц и др.), в деловом сотрудничестве педагога с
учащимися необходимо равновесие между предоставлением
самостоятельности детям и тактичной помощью и обучении их способам
деятельности. Тогда дети доверяют знаниям, опыту педагога, идут к нему
советоваться, так как уверены в безусловном уважении со стороны старшего
и умелой тактичной помощи.
Вот это и составляет суть, основу воспитательного влияния
взаимоотношений педагога и учащихся, от которых зависит, как будет
ребенок, относится к занятиям, к педагогу, его примеру, взглядам,
убеждениям, жизненным принципам.
Второй воспитательный механизм педагогического процесса не менее важен.
Это взаимоотношения между учащимися. Н.К. Крупская в своих статьях
неоднократно высказывала мысль о воспитательной роли отношений в
детском коллективе. А.С. Макаренко был более конкретен: "работа педагога
должна заключаться в наибольшем приближении к первичному коллективу...
его работа должна заключаться в возбуждении требований коллектива к
отдельной личности" [22].
Педагог-хореограф должен учитывать существующие в коллективе реальные
отношения между воспитанниками. В самих этих отношениях, если даже они
складываются, не зависимо от нас, многое может быть с успехом
использовано в воспитательном плане. Оптимизация этого процесса связана с
совершенствованием содержания и структуры хореографической
деятельности детей в коллективе, со специальной организацией их
коллективного общения как особого вида деятельности, с целенаправленным
воспитанием у ребенка культуры личностного восприятия друг друга, с
организацией индивидуальной помощи в процессе обучения, саморегуляции
поведения и социально полезного самоутверждения в коллективе [31].
Сущность воспитательного механизма, связанного с взаимодействием
учащихся между собой, состоит в том, что этот механизм, как и первый,
возникает и действует только тогда, когда есть деятельность. Коллективная и
тщательно организованная деятельность в хореографическом коллективе
создает предпосылки для формирования отношений делового сотрудничества
и ответственности [18].
Таким образом, общее между первым и вторым воспитательным
механизмами позволяет сделать очень важный вывод. Если для
формирования детского коллектива, основного инструмента воспитания,
педагог может организовать активное взаимодействие детей с окружающей
средой через хореографическую деятельность, то при организации
коллективной деятельности ему необходимо профессионально грамотно
использовать общение детей между собой.
Процесс включения ученика в систему коллективных отношений,
неоднозначный, нередко противоречивый. Дети, будущие члены коллектива
отличаются друг от друга состоянием здоровья, внешностью, чертами
характера, степенью общительности, знаниями, умениями и многими
другими качествами. Поэтому они по-разному входят в систему
коллективных отношений, вызывают неодинаковую реакцию со стороны
товарищей, оказывают обратное влияние на коллектив.
Первый год обучения в хореографическом коллективе особенно трудный для
ребёнка: меняется привычный уклад его жизни, он привыкает к новым
социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и
сверстникам [18].
Наблюдения за группами младших школьников показали, что социально-
психологическая адаптация происходит по-разному: у значительной части
детей (50-60%) - в течение двух-трёх месяцев обучения; другим детям (около
30%) требуется больше времени для привыкания. У благополучно
прошедших адаптацию преобладало хорошее настроение, активное
отношение к процессу обучения, большое желание посещать занятия,
добросовестно выполнять требования педагога. Они постепенно привыкали к
коллективу, легко шли на контакт, приобретали друзей, то есть включались в
складывающиеся в коллективе межличностные отношения. Это, так
называемая, "скрытая программа социализации", благодаря которой
развивается эмоциональная и социальная жизнь ребёнка, формируется его
представление о себе и том, что думают о нём другие [25].
Вначале дети как будто избегали непосредственных контактов друг с другом,
каждый был "сам по себе". Связь между ними происходила с помощью
педагога. В дальнейшем, в процессе совместной творческой деятельности,
они активно овладели навыками отношений друг с другом. Таким образом,
наблюдения показали, что социальное взаимодействие с группой
сверстников и умение заводить друзей выступают одной из важных задач
развития на этом возрастном этапе.
С возрастом у детей повышается полнота и адекватность осознания своего
положения в группе сверстников. Характерная для детей среднего школьного
возраста возникающая потребность занять определённое место в группе,
зачастую создаёт напряжённую ситуацию. Возрастающая значимость мнения
ровесников становится причиной неадекватности оценки своего места в
системе межличностных отношений.
Решающую роль в подобных ситуациях играет значимость педагога, так как
дети этого возраста безоговорочно принимают и усваивают суждение
учителя, являющегося для них высшим авторитетом. Отрицательные оценки
и осуждения, резкие замечания в адрес ребёнка становятся для остальных
"ярлыком", дети перестают принимать сверстника [16].
Негативное влияние на положение учащегося в системе межличностных
отношений оказывает и чрезмерное захваливание кого-то из детей. Дети
иногда несправедливо начинают считать их "любимчиками" и "подлизами" и
потому избегают с ними общения.
Подростковый период называют эпохой активной индивидуализации, этапом
обостренно переживаемого стремления к самоутверждению. Желание
выделиться, стремление занять высокую позицию, занять высокое
положение, признания своей личностной ценности и, тем самым, получить
возможность подкрепить свою самооценку и самоуважение во многом
определяет поведение детей в этом возрасте и складывающиеся
межличностные отношения в коллективе.
Неготовность, нежелание или даже не способность педагога понять и
принять всё возрастающее стремление детей к взрослости,
самостоятельности, могут стать причиной целого ряда негативных тенденций
в поведении подростков. А ведь этот возраст, как показали наблюдения,
характеризуется состраданием, сочувствием, переживаниями, способностью
пожертвовать своим ради других.
Таким образом, процесс воспитания личности, связан с процессом развития
коллектива. То есть с одной стороны, уровень состояния коллектива,
характер сложившихся в нём деловых и межличностных связей влияет на
направленность и темп развития каждого членов каждой группы. С другой
стороны активность воспитанников, степень их физического и умственного
развития, их возможности и способности обуславливают воспитательную
силу воздействия коллектива. Поэтому, вопрос об отношениях коллектива и
личности - один из ключевых и в условиях демократизации воспитания,
соблюдения прав свободы человека он приобретает особую важность.