Авторы: Чернов Борис Петрович, Борис Петрович Чернов
Должность: преподаватель технологии
Учебное заведение: ФГКОУ Казанское СВУ МО РФ
Населённый пункт: г.Казань
Наименование материала: технологическая карта урока
Тема: Основы здорового питания
Раздел: среднее образование
Технологическая карта урока (ФГОС ООО)
Предмет: Технология
Преподаватель: Чернов Б.П.
Класс взвод: 5 класс
Тема урока: Основы здорового питания.
Задачи урока:
- образовательные: формирование понятий об основах здорового питания;
-
воспитательные: воспитывать познавательный интерес обучающихся к предмету
-
развивающие: продолжать развитие интеллектуальных умений сравнивать, обобщать, делать
выводы.
Планируемые результаты:
- предметные: формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным
предметам для решения прикладных учебных задач
-
метапредметные:
регулятивные:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения;
познавательные: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать,
самостоятельно
выбирать
основания
и
критерии
для
классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;
коммуникативные:
умение
организовывать
учебное
сотрудничество
и
совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение
и
разрешать
конфликты
на
основе
согласования
позиций
и
учета
интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности,
(регулятивные, познавательные, коммуникативные):
- личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально
значимом труде;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Тип урока: комбинированный
Форма проведения урока: групповая, работа в парах, индивидуальная
Методы обучения: объяснительно-иллюстрационный, проблемно-поисковый.
Приемы обучения: работа с текстом, практическое выполнение задания.
Формы организации учебной деятельности: работа с текстом.
Дидактические материалы и оборудование презентация, раздаточный материал
Этап урока
(название, время,
цели)
Деятельность
преподавателя
Деятельность
обучающихся
Планируемые
результаты УУД
Организованное начало урока (продолжительность: 45 мин.)
I. Мотивация к
учебной
деятельности
Цель:
Выявление
затруднений
обучающихся в
формировании
ответов на
поставленные
вопросы
Продолжительность: 5
мин
Произвести фронтальный опрос
Задать вопросы:
1.
Что такое кулинария, рациональное питание, пищевой
рацион, режим питания?
2.
Что такое питание, калорийность?
Используя свой личный
опыт, накопленные знания,
обучающиеся делают
попытку ответить на
поставленные вопросы.
К
–
уметь
формулировать
собственное
мнение
и
позицию;
П – выдвижение гипотез
и их обоснование;
Р – планировать свое
действие в соответствии с
поставленной задачей и
условиями ее реализации;
II. Постановка
учебной задачи
(проблемной
ситуации,
проблемной задачи)
Цель: Определение
темы и цели урока
через определение
значения слов
Продолжительность:
10 мин
Используя
прием
необъявленная
тема,
предложить
суворовцам
заполнить карточки карандашом: вписать
термины в соответствии с данными определениями.
Затем наводящими вопросами помочь обучающимся назвать
тему урока, выработать цели и задачи урока.
Работа в группах
Обсуждают, анализируют,
Делают попытки в
заполнении карточки по
данным условиям.
формируют тему, цели и
задачи урока.
К – учитывать разные
мнения и стремиться к
координации различных
позиций в
сотрудничестве;
П – ориентировка на
разнообразие
способов
решения задач;
Р – планировать свое
действие в соответствии с
поставленной задачей и
условиями ее реализации;
III. Решение учебной
задачи (проблемной
задачи)
Цель:
Ознакомить с
основами здорового
питания.
Продолжительность:
Организовать подводящий диалог по изучению нового
материала с опорой на изученный ранее материал.
Предложить обучающимся вопрос о питании.
Предложить обучающимся дискуссию
на тему: Зачем человеку и другим живым организмам нужна
Обучающиеся дают
варианты ответов, каждый
из которых обосновывают.
Обучающиеся
высказывают различные
К – организация
учебного сотрудничества
совместной деятельности
с учителем и
сверстниками.
П
–
осуществление
поиска
необходимой
информации
для
24 мин
пища? Дать направление дискуссии, что все живые
организмы нуждаются в пище.
Человек употребляет в пищу продукты, которые в
пищеварительной системе проходят сложные изменения и
превращения. В результате этих преобразований часть пищи
постепенно превращается в вещества самого организма, то
есть усваивается, часть расходуется в виде энергии на
осуществление процессов жизнедеятельности, а неусвоенные
продукты выводятся из организма.
Организовать просмотр презентации
Обозначить, что научиться правильно готовить полноценную
здоровую пищу помогает наука о питании – кулинария – это
искусство приготовления вкусной и здоровой пищи.
Далее обозначить, что питание – процесс потребления и
усвоения организмом питательных веществ, необходимых
для роста, развития, поддержания жизнедеятельности и
работоспособности.
Обсудить информацию
Опираясь на ранее полученные обучающимися знания
выяснить, что такое белки, жиры и углеводы.
Продолжить просмотр презентации
Довести до обучающихся следующую информацию. Белки –
незаменимая часть рациона питания человека, потому что
каждая клетка организма состоит главным образом из белков.
Белки бывают животного происхождения, большое
количество которых содержится в мясе, рыбе, молоке, яйцах,
и растительного происхождения источниками которых
являются горох, соя, авокадо, грибы и другие продукты.
Белки необходимы для роста и восстановления тканей,
обеспечивают сопротивляемость организма к инфекциям,
благодаря им сокращаются наши мышцы.
мнения по данному
вопросу.
В результате
обсуждений приходят к
выводу, как говорил
древнегреческий философ
Сократ: «Мы живём не для
того чтобы есть, а едим
для того чтобы жить»
Обучающиеся
внимательно
слушают
и
уясняют.
В результате обсуждений
обучающиеся приходят к
выводу, что в сохранении
здоровья
важное
место
занимает
правильная
и
здоровая пища.
В результате обсуждений,
обучающиеся приходят к
выводу,
что
для
жизнедеятельности
человека важное значение
имеют
на
ряду
с
выполнения
учебных
заданий
с
использованием учебной
литературы;
формулирование
проблемы;
Р
–
осуществлять
итоговый
и
пошаговый
контроль по результату;
Жиры и углеводы – это источники энергии для организма.
Организму человека необходимы продукты питания,
содержащие жиры как животного происхождения – например,
сливочное масло, сало, сметана, сыр, так и растительного
происхождения – это орехи, подсолнечное, оливковое масло.
Жиры регулируют проникновение в клетки воды, солей и
других важнейших веществ, предохраняют кожу от
высыхания, защищают организм от переохлаждения.
Продолжить обсуждение понятий.
авитаминоз, гиповитаминоз и гипервитаминоз.
После обсуждений дать соответствующие пояснения
Витамины повышают сопротивляемость организма к
болезням, влияют на состояние кожи, волос, зрения. В
зависимости от того, в какой среде витамины лучше
усваиваются организмом, их делят на водорастворимые –
витамин С, витамины группы В, РР, и жирорастворимые –
такие как А, D, Е, К. Витамины содержатся в продуктах
животного и растительного происхождения. Для здоровья
человека вредны как недостаток витаминов, так и их
переизбыток. Недостаток витаминов называется
гиповитаминозом, а их избыток – гипервитаминозом.
Полное отсутствие витаминов носит название «авитаминоз».
Витамины легко разрушаются в продуктах питания при
неправильном режиме их обработки, долгом хранении.
Поэтому, чтобы сохранить витамины важно соблюдать
условия хранения продуктов питания и правильно выбирать
способ их приготовления.
Минеральные вещества регулируют обмен веществ в
организме. Потребность в минеральных веществах, например,
в кальции, магнии, фосфоре, железе покрывается полностью,
если пища состоит из разнообразных продуктов животного и
растительного происхождения.
питательными веществами
и различные минеральные
соли, вода и витамины.
Обучающиеся
внимательно слушают и
уясняют материал.
Углеводы составляют
главную часть рациона
питания человека. Они
содержатся в хлебе,
кондитерских изделиях,
сахаре, мёде, фруктах,
крупах, картофеле,
макаронных изделиях.
Обучающиеся
делают
попытку дать определения
понятиям.
Предложить обучающимся обсудить значение воды для
человека.
Довести следующую информацию: потеря 20 % воды
приводит к смерти организма. Воду мы потребляем в виде
жидкостей, а также в составе пищи.
Питание с наибольшей пользой для здоровья и
жизнедеятельности человека называют рациональным.
Оно
состоит из трёх принципов: соблюдение режима питания,
умеренность в употреблении пищи и разнообразие.
Режим питания – это время и число приёмов пищи. Обратим
внимание, что принимать пищу необходимо в одно и то же
время! Тогда организм человека успевает подготовиться –
вырабатывает слюну, желудочный сок и желчь, необходимые
для переваривания и усвоения пищи.
Пищевой рацион человека должен покрывать энергетические
затраты организма: переедание также вредно для организма,
как и недоедание.
Предложить обучающимся дать определение понятию
калорийность пищи.
Эта энергия измеряется в калориях и килокалориях. Один
грамм различных питательных веществ даёт организму
определённое количество энергии: Так 1 грамм белков или 1
грамм углеводов содержит 4 килокалории, а 1 грамм жиров –
9 килокалорий.
Для детей и взрослых установлены нормы суточной
потребности в пищевых веществах и энергии, которые
зависят от физической и умственной нагрузки. Если
суточную калорийность пищи принять за 100 %, то на завтрак
должно приходиться примерно 30 % от общей калорийности
суточного рациона, на обед – 45 %, на полдник – 10 % и на
Вода составляет в среднем
65 % массы тела человека.
Вода является средой для
осуществления
всех
процессов,
идущих
в
клетках организма.
Калорийностью
или
энергетической ценностью
называется
количество
энергии,
которое
содержится в питательных
веществах,
получаемых
человеком с пищей.
ужин – 15 %.
Пищевой рацион человека должен быть разнообразным. В
ежедневном меню рекомендуется употреблять одинаковое
количество белков и жиров – примерно 25– 30 %, и 40– 50 %
углеводов.
Вернуться к карточкам и попросить проверить их
заполнение. В случае обнаружения ошибок дать возможность
исправить.
Обучающиеся выполняют
задание
IV. Рефлексия
деятельности
Продолжительность: 5
мин
Предложить суворовцам самим оценить работу друг
друга,
согласно
составленным
критериям.
Рефлексия
деятельности. Что узнали нового, что помогло понять
материал. Проанализировать ошибки и рассмотреть меры по
их предупреждению.
В завершение фиксирует степень соответствия поставленной
цели и результатов деятельности
Выполняют задание в
соответствии с выбранной
позицией.
Суворовцы оценивают
работу друг друга
выставляют оценки,
согласно выработанных
критериев.
К
–
уметь
формулировать
собственное
мнение
и
позицию;
П – ориентировка на
разнообразие
способов
решения задач;
Р
–
вносить
необходимые коррективы
в
действие
после
его
завершения на основе его
оценки и учета характера
сделанных ошибок.
V. Задание на
самоподготовку
Продолжительность: 1
мин.
Режим питания
Калорийность продуктов
Записывают задание
Преподаватель технологии ________________ Чернов Б.П.