Напоминание

Основы здорового питания


Авторы: Чернов Борис Петрович, Борис Петрович Чернов
Должность: преподаватель технологии
Учебное заведение: ФГКОУ Казанское СВУ МО РФ
Населённый пункт: г.Казань
Наименование материала: технологическая карта урока
Тема: Основы здорового питания
Раздел: среднее образование





Назад




Технологическая карта урока (ФГОС ООО)

Предмет: Технология

Преподаватель: Чернов Б.П.

Класс взвод: 5 класс

Тема урока: Основы здорового питания.

Задачи урока:

- образовательные: формирование понятий об основах здорового питания;

-

воспитательные: воспитывать познавательный интерес обучающихся к предмету

-

развивающие: продолжать развитие интеллектуальных умений сравнивать, обобщать, делать

выводы.

Планируемые результаты:

- предметные: формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным

предметам для решения прикладных учебных задач

-

метапредметные:

регулятивные:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и

формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и

интересы своей познавательной деятельности;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее

решения;

познавательные: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,

классифицировать,

самостоятельно

выбирать

основания

и

критерии

для

классификации,

устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение

(индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;

коммуникативные:

умение

организовывать

учебное

сотрудничество

и

совместную

деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее

решение

и

разрешать

конфликты

на

основе

согласования

позиций

и

учета

интересов;

формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для

выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности,

(регулятивные, познавательные, коммуникативные):

- личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности

обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально

значимом труде;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со

сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной,

общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Тип урока: комбинированный

Форма проведения урока: групповая, работа в парах, индивидуальная

Методы обучения: объяснительно-иллюстрационный, проблемно-поисковый.

Приемы обучения: работа с текстом, практическое выполнение задания.

Формы организации учебной деятельности: работа с текстом.

Дидактические материалы и оборудование презентация, раздаточный материал

Этап урока

(название, время,

цели)

Деятельность

преподавателя

Деятельность

обучающихся

Планируемые

результаты УУД

Организованное начало урока (продолжительность: 45 мин.)

I. Мотивация к

учебной

деятельности

Цель:

Выявление

затруднений

обучающихся в

формировании

ответов на

поставленные

вопросы

Продолжительность: 5

мин

Произвести фронтальный опрос

Задать вопросы:

1.

Что такое кулинария, рациональное питание, пищевой

рацион, режим питания?

2.

Что такое питание, калорийность?

Используя свой личный

опыт, накопленные знания,

обучающиеся делают

попытку ответить на

поставленные вопросы.

К

уметь

формулировать

собственное

мнение

и

позицию;

П – выдвижение гипотез

и их обоснование;

Р – планировать свое

действие в соответствии с

поставленной задачей и

условиями ее реализации;

II. Постановка

учебной задачи

(проблемной

ситуации,

проблемной задачи)

Цель: Определение

темы и цели урока

через определение

значения слов

Продолжительность:

10 мин

Используя

прием

необъявленная

тема,

предложить

суворовцам

заполнить карточки карандашом: вписать

термины в соответствии с данными определениями.

Затем наводящими вопросами помочь обучающимся назвать

тему урока, выработать цели и задачи урока.

Работа в группах

Обсуждают, анализируют,

Делают попытки в

заполнении карточки по

данным условиям.

формируют тему, цели и

задачи урока.

К – учитывать разные

мнения и стремиться к

координации различных

позиций в

сотрудничестве;

П – ориентировка на

разнообразие

способов

решения задач;

Р – планировать свое

действие в соответствии с

поставленной задачей и

условиями ее реализации;

III. Решение учебной

задачи (проблемной

задачи)

Цель:

Ознакомить с

основами здорового

питания.

Продолжительность:

Организовать подводящий диалог по изучению нового

материала с опорой на изученный ранее материал.

Предложить обучающимся вопрос о питании.

Предложить обучающимся дискуссию

на тему: Зачем человеку и другим живым организмам нужна

Обучающиеся дают

варианты ответов, каждый

из которых обосновывают.

Обучающиеся

высказывают различные

К – организация

учебного сотрудничества

совместной деятельности

с учителем и

сверстниками.

П

осуществление

поиска

необходимой

информации

для

24 мин

пища? Дать направление дискуссии, что все живые

организмы нуждаются в пище.

Человек употребляет в пищу продукты, которые в

пищеварительной системе проходят сложные изменения и

превращения. В результате этих преобразований часть пищи

постепенно превращается в вещества самого организма, то

есть усваивается, часть расходуется в виде энергии на

осуществление процессов жизнедеятельности, а неусвоенные

продукты выводятся из организма.

Организовать просмотр презентации

Обозначить, что научиться правильно готовить полноценную

здоровую пищу помогает наука о питании – кулинария – это

искусство приготовления вкусной и здоровой пищи.

Далее обозначить, что питание – процесс потребления и

усвоения организмом питательных веществ, необходимых

для роста, развития, поддержания жизнедеятельности и

работоспособности.

Обсудить информацию

Опираясь на ранее полученные обучающимися знания

выяснить, что такое белки, жиры и углеводы.

Продолжить просмотр презентации

Довести до обучающихся следующую информацию. Белки

незаменимая часть рациона питания человека, потому что

каждая клетка организма состоит главным образом из белков.

Белки бывают животного происхождения, большое

количество которых содержится в мясе, рыбе, молоке, яйцах,

и растительного происхождения источниками которых

являются горох, соя, авокадо, грибы и другие продукты.

Белки необходимы для роста и восстановления тканей,

обеспечивают сопротивляемость организма к инфекциям,

благодаря им сокращаются наши мышцы.

мнения по данному

вопросу.

В результате

обсуждений приходят к

выводу, как говорил

древнегреческий философ

Сократ: «Мы живём не для

того чтобы есть, а едим

для того чтобы жить»

Обучающиеся

внимательно

слушают

и

уясняют.

В результате обсуждений

обучающиеся приходят к

выводу, что в сохранении

здоровья

важное

место

занимает

правильная

и

здоровая пища.

В результате обсуждений,

обучающиеся приходят к

выводу,

что

для

жизнедеятельности

человека важное значение

имеют

на

ряду

с

выполнения

учебных

заданий

с

использованием учебной

литературы;

формулирование

проблемы;

Р

осуществлять

итоговый

и

пошаговый

контроль по результату;

Жиры и углеводы – это источники энергии для организма.

Организму человека необходимы продукты питания,

содержащие жиры как животного происхождения – например,

сливочное масло, сало, сметана, сыр, так и растительного

происхождения – это орехи, подсолнечное, оливковое масло.

Жиры регулируют проникновение в клетки воды, солей и

других важнейших веществ, предохраняют кожу от

высыхания, защищают организм от переохлаждения.

Продолжить обсуждение понятий.

авитаминоз, гиповитаминоз и гипервитаминоз.

После обсуждений дать соответствующие пояснения

Витамины повышают сопротивляемость организма к

болезням, влияют на состояние кожи, волос, зрения. В

зависимости от того, в какой среде витамины лучше

усваиваются организмом, их делят на водорастворимые –

витамин С, витамины группы В, РР, и жирорастворимые –

такие как А, D, Е, К. Витамины содержатся в продуктах

животного и растительного происхождения. Для здоровья

человека вредны как недостаток витаминов, так и их

переизбыток. Недостаток витаминов называется

гиповитаминозом, а их избыток – гипервитаминозом.

Полное отсутствие витаминов носит название «авитаминоз».

Витамины легко разрушаются в продуктах питания при

неправильном режиме их обработки, долгом хранении.

Поэтому, чтобы сохранить витамины важно соблюдать

условия хранения продуктов питания и правильно выбирать

способ их приготовления.

Минеральные вещества регулируют обмен веществ в

организме. Потребность в минеральных веществах, например,

в кальции, магнии, фосфоре, железе покрывается полностью,

если пища состоит из разнообразных продуктов животного и

растительного происхождения.

питательными веществами

и различные минеральные

соли, вода и витамины.

Обучающиеся

внимательно слушают и

уясняют материал.

Углеводы составляют

главную часть рациона

питания человека. Они

содержатся в хлебе,

кондитерских изделиях,

сахаре, мёде, фруктах,

крупах, картофеле,

макаронных изделиях.

Обучающиеся

делают

попытку дать определения

понятиям.

Предложить обучающимся обсудить значение воды для

человека.

Довести следующую информацию: потеря 20 % воды

приводит к смерти организма. Воду мы потребляем в виде

жидкостей, а также в составе пищи.

Питание с наибольшей пользой для здоровья и

жизнедеятельности человека называют рациональным.

Оно

состоит из трёх принципов: соблюдение режима питания,

умеренность в употреблении пищи и разнообразие.

Режим питания – это время и число приёмов пищи. Обратим

внимание, что принимать пищу необходимо в одно и то же

время! Тогда организм человека успевает подготовиться –

вырабатывает слюну, желудочный сок и желчь, необходимые

для переваривания и усвоения пищи.

Пищевой рацион человека должен покрывать энергетические

затраты организма: переедание также вредно для организма,

как и недоедание.

Предложить обучающимся дать определение понятию

калорийность пищи.

Эта энергия измеряется в калориях и килокалориях. Один

грамм различных питательных веществ даёт организму

определённое количество энергии: Так 1 грамм белков или 1

грамм углеводов содержит 4 килокалории, а 1 грамм жиров –

9 килокалорий.

Для детей и взрослых установлены нормы суточной

потребности в пищевых веществах и энергии, которые

зависят от физической и умственной нагрузки. Если

суточную калорийность пищи принять за 100 %, то на завтрак

должно приходиться примерно 30 % от общей калорийности

суточного рациона, на обед – 45 %, на полдник – 10 % и на

Вода составляет в среднем

65 % массы тела человека.

Вода является средой для

осуществления

всех

процессов,

идущих

в

клетках организма.

Калорийностью

или

энергетической ценностью

называется

количество

энергии,

которое

содержится в питательных

веществах,

получаемых

человеком с пищей.

ужин – 15 %.

Пищевой рацион человека должен быть разнообразным. В

ежедневном меню рекомендуется употреблять одинаковое

количество белков и жиров – примерно 25– 30 %, и 40– 50 %

углеводов.

Вернуться к карточкам и попросить проверить их

заполнение. В случае обнаружения ошибок дать возможность

исправить.

Обучающиеся выполняют

задание

IV. Рефлексия

деятельности

Продолжительность: 5

мин

Предложить суворовцам самим оценить работу друг

друга,

согласно

составленным

критериям.

Рефлексия

деятельности. Что узнали нового, что помогло понять

материал. Проанализировать ошибки и рассмотреть меры по

их предупреждению.

В завершение фиксирует степень соответствия поставленной

цели и результатов деятельности

Выполняют задание в

соответствии с выбранной

позицией.

Суворовцы оценивают

работу друг друга

выставляют оценки,

согласно выработанных

критериев.

К

уметь

формулировать

собственное

мнение

и

позицию;

П – ориентировка на

разнообразие

способов

решения задач;

Р

вносить

необходимые коррективы

в

действие

после

его

завершения на основе его

оценки и учета характера

сделанных ошибок.

V. Задание на

самоподготовку

Продолжительность: 1

мин.

Режим питания

Калорийность продуктов

Записывают задание

Преподаватель технологии ________________ Чернов Б.П.



В раздел образования