Напоминание

Реализация образовательных программ естественнонаучной и технологической направленностей по биологии с использованием оборудования центра "Точка роста"


Автор: Галина Александровна Чулкова
Должность: учитель географии и биологии
Учебное заведение: учитель географии и биологии
Населённый пункт: с. Есиплево, Заволжский район, Ивановская область
Наименование материала: статья
Тема: Реализация образовательных программ естественнонаучной и технологической направленностей по биологии с использованием оборудования центра "Точка роста"
Раздел: среднее образование





Назад




Выступление учителя биологии МКОУ Есиплевской СОШ на тему

«Реализация образовательных программ естественнонаучной и

технологической направленностей по биологии с использованием

оборудования центра «Точка роста»

Основное направление работы центра «Точка Роста» - расширение

возможностей обучающихся в освоении учебных предметов естественно-

научной и технологической направленности, а также практической отработки

учебного материала по учебным предметам «Химия», «Биология», «Физика».

Уже разработаны программы дополнительного образования на базе школ, для

которых свойственно единство учебных и воспитательных мероприятий. Кроме

того, центр может выступать в роли общественного пространства для развития

функциональной грамотности, творческой, проектной деятельности и другой

познавательной и социальной активности учеников школы, учителей,

родителей.

Центр «Точка Роста» оснащен профильным комплектом оборудования для

изучения естественно-научной и технологической направленности. Целями

деятельности является обеспечить доступность освоения школьниками

основных и дополнительных общеобразовательных программ естественно-

научной и технологической направленностей.

Огромным преимуществом работы центра стало то, что дети получили

возможность изучать предметы «Физика», «Химия», «Биология» на новом

учебном оборудовании.

В обучении биологии и химии большое значение имеет эксперимент.

В прошлом учебном году с ребятами освоили оборудование по экологии

Робиклаб. В этот набор входят датчики, которые предназначены для проведения

опытов и экспериментов в рамках школьной программы с использованием

современных технологий. Большой интерес вызвал мультидатчик. Он позволяет

одновременно измерять несколько параметров для проведения эксперимента.

Мультидатчик включает в себя:

-датчик относительной влажности;

-датчик освещённости;

-датчик уровня рН;

-датчик концентрации нитрат-ионов (Например, свежеизмельченные листья

покупного салата и комнатных растений можно проверить датчиком, сравнить

полученные результаты, сделать выводы о концентрации нитратов в покупных

овощах и выращенных на подоконнике в классной комнате);

-датчик ионов хлора;

-датчик температуры исследуемой среды;

-датчик электрической проводимости;

-датчик температуры окружающей среды.

Все датчики подключаются быстро, учитель не теряет время на установку и

калибровку. Данные исследования выводятся на экран.

По экологии предлагается 20 работ:

-Измерение влажности воздуха;

-Измерение концентрации кислорода в воздухе;

-Освещённость, как экологический фактор;

-Определение кислотности почв;

-Определение мутности воды;

-Дыхание семян и другие.

При знакомстве с новым оборудованием очень помогли два методических

пособия:

1.

П.И. Беспалов, М. В. Дорофеев «Реализация образовательных программ

естественнонаучной и технологической направленности по химии с

использованием оборудования центра «Точка роста» 8-9 класс».

2.

В.В. Буслаков, А.В. Пынеев «Реализация образовательных программ

естественнонаучной и технологической направленности по биологии с

использованием оборудования центра «Точка роста» 5-9 класс».

В данном методическом пособии учителю предлагается поурочное

планирование с указанием использования оборудования. Например, в теме

«Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы» запланирована

лабораторная работа «Оценка качества окружающей среды». В графе

«Использование оборудования» указывается цифровая лаборатория по экологии

(датчики влажности, углекислого газа и кислорода). Каждая лабораторная

работа подробно изложена, поставлены проблемные вопросы для обучающихся.

Например, в 8 классе в курсе «Биология» мы проводим лабораторные работы

по теме «Роль кожи в терморегуляции». Используя оборудование «Точка

роста», выполняется лабораторная работа «Выделительная и терморегуляторная

функция кожи». Цель работы: исследовать терморегуляторную функцию кожи,

выявить зависимость интенсивности потоотделения от температуры

окружающей среды. На кисть руки вместе с датчиком температуры и влажности

надевается целлофановый пакет, завязывается на запястье и подставляется под

включенную настольную лампу. Эксперимент длится 5-6 минут. Датчики

фиксируют увеличение температуры руки.

Детям предлагается решить задачу. А знаете ли вы, сколько тепла образуется в

теле человека за один час? Столько, что хватит, чтобы вскипятить 1 л ледяной

воды. И если бы тело вместо кожи было покрыто непроницаемым для тепла

футляром, то уже через час температура тела поднялась бы примерно на 1,5

градуса, а часов через сорок достигла бы точки кипения воды.

1.

Почему повышается температура в пакете в ходе эксперимента?

2.

Почему повышается влажность в пакете?

3.

Почему летняя одежда делается из натуральных, а не синтетических

тканей? Ответы на данные вопросы дают дети.

Например, на уроке химии, обучающиеся выполняют лабораторный опыт

«Определение рН в разных средах». Цель работы: сформировать представление

о шкале рН. Перечень датчиков цифровой лаборатории: датчик рН. Материалы

и реактивы: растворы хлороводорода HCl и гидроксида натрия NaOH,

водопроводная вода, соки, минеральная вода, растворы стиральных порошков,

экстракты чая и кофе.

Детям предлагается решить задачу. Хозяйки давно приметили и используют

свойство свекольного отвара. Чтобы борщ был ярко-красным, в него перед

окончанием варки добавляют немного пищевой кислоты – уксусной или

лимонной. Цвет меняется буквально на глазах. Объясните это явление.

Анализируя результаты проведённых опытов, учащиеся убеждаются в том, что

те или иные теоретические представления соответствуют или противоречат

реальности. Только осуществляя биологический или химический эксперимент

можно проверить достоверность прогнозов, сделанных на основании теории. В

процессе экспериментальной работы учащиеся приобретают опыт познания

реальности, являющийся важным этапом формирования у них убеждений,

которые, в свою очередь, составляют основу научного мировоззрения.

Кроме того, в данных методических пособиях предложены типы и примеры

заданий, которые:

• ориентируют учителя в диапазоне контрольных измерительных

материалов по курсу, помогают разнообразить задания тренировочного,

контрольного и дополнительного модулей, как интерактивного видео-урока,

так и традиционного урока в рамках классно-урочной системы;

• учитывают возможности усвоения материала, с точки зрения его

дифференциации для различных категорий обучающихся, разного уровня

изучения предмета, возрастных особенностей младших школьников, а также

мотивационного и психоэмоционального компонентов уроков;

• позволяют отрабатывать навыки, закреплять полученные знания и

контролировать результаты обучения, как в ходе каждого урока, так и в

рамках итогового урока по материалу раздела.

Авторы предлагают технологические карты уроков по темам с применением

цифрового оборудования.

Реализация указанных целей возможна при оснащении школьного кабинета

биологии, химии современными приборами и оборудованием. Используя это

оборудование в нашей школе позволяет качественно изменить процесс

обучения биологии, химии.

Количественные эксперименты позволяют получать достоверную информацию

о протекании тех или иных химических процессах, о свойствах веществ.

На основе полученных экспериментальных данных обучаемые самостоятельно

делают выводы, обобщают результаты, учатся выявлять закономерности и это

конечно способствует повышению мотивации обучения школьников.

Так на уроках биологии и химии стало возможно полностью осуществлять всю

практическую часть ФГОС ООО.

При подготовке к переходу на обновлённый ФГОС, составила программу по

«Окружающему миру» для 1- 4 класса. В 3 и 4 классах в разделе «Человек и

природа» есть темы «Вода. Свойства и состояния воды». Целесообразно

проводить такие уроки в центре «Точка роста».

Биологические наблюдения и эксперимент проводятся в форме лабораторных

работ и демонстраций, и это стало возможным благодаря цифровым

лабораториям.

Заключение: Таким образом, материально-техническая база центра «Точка

Роста» включает в себя цифровые лаборатории, наборы классического

оборудования для проведения биологического практикума, в том числе с

использованием микроскопов. Обучающиеся с большим интересом применяют

данное оборудование на уроках биологии и в проектно-исследовательской

деятельности. Учащиеся выполняют и смогут выполнить множество

лабораторных работ и экспериментов по программе основной школы.

Использование оборудования центра «Точка роста» при реализации программ

позволяет создать условия:

• для расширения содержания естественно- научного образования;

• для повышения познавательной активности обучающихся в естественно-

научной области;

• для развития личности ребенка в процессе обучения биологии, химии и

физики его способностей, формирования и удовлетворения социально значимых

интересов и потребностей;

• для работы с одарёнными школьниками, организации их развития в различных

областях образовательной, творческой деятельности.



В раздел образования