Автор: Галина Александровна Чулкова
Должность: учитель географии и биологии
Учебное заведение: учитель географии и биологии
Населённый пункт: с. Есиплево, Заволжский район, Ивановская область
Наименование материала: статья
Тема: Реализация образовательных программ естественнонаучной и технологической направленностей по биологии с использованием оборудования центра "Точка роста"
Раздел: среднее образование
Выступление учителя биологии МКОУ Есиплевской СОШ на тему
«Реализация образовательных программ естественнонаучной и
технологической направленностей по биологии с использованием
оборудования центра «Точка роста»
Основное направление работы центра «Точка Роста» - расширение
возможностей обучающихся в освоении учебных предметов естественно-
научной и технологической направленности, а также практической отработки
учебного материала по учебным предметам «Химия», «Биология», «Физика».
Уже разработаны программы дополнительного образования на базе школ, для
которых свойственно единство учебных и воспитательных мероприятий. Кроме
того, центр может выступать в роли общественного пространства для развития
функциональной грамотности, творческой, проектной деятельности и другой
познавательной и социальной активности учеников школы, учителей,
родителей.
Центр «Точка Роста» оснащен профильным комплектом оборудования для
изучения естественно-научной и технологической направленности. Целями
деятельности является обеспечить доступность освоения школьниками
основных и дополнительных общеобразовательных программ естественно-
научной и технологической направленностей.
Огромным преимуществом работы центра стало то, что дети получили
возможность изучать предметы «Физика», «Химия», «Биология» на новом
учебном оборудовании.
В обучении биологии и химии большое значение имеет эксперимент.
В прошлом учебном году с ребятами освоили оборудование по экологии
Робиклаб. В этот набор входят датчики, которые предназначены для проведения
опытов и экспериментов в рамках школьной программы с использованием
современных технологий. Большой интерес вызвал мультидатчик. Он позволяет
одновременно измерять несколько параметров для проведения эксперимента.
Мультидатчик включает в себя:
-датчик относительной влажности;
-датчик освещённости;
-датчик уровня рН;
-датчик концентрации нитрат-ионов (Например, свежеизмельченные листья
покупного салата и комнатных растений можно проверить датчиком, сравнить
полученные результаты, сделать выводы о концентрации нитратов в покупных
овощах и выращенных на подоконнике в классной комнате);
-датчик ионов хлора;
-датчик температуры исследуемой среды;
-датчик электрической проводимости;
-датчик температуры окружающей среды.
Все датчики подключаются быстро, учитель не теряет время на установку и
калибровку. Данные исследования выводятся на экран.
По экологии предлагается 20 работ:
-Измерение влажности воздуха;
-Измерение концентрации кислорода в воздухе;
-Освещённость, как экологический фактор;
-Определение кислотности почв;
-Определение мутности воды;
-Дыхание семян и другие.
При знакомстве с новым оборудованием очень помогли два методических
пособия:
1.
П.И. Беспалов, М. В. Дорофеев «Реализация образовательных программ
естественнонаучной и технологической направленности по химии с
использованием оборудования центра «Точка роста» 8-9 класс».
2.
В.В. Буслаков, А.В. Пынеев «Реализация образовательных программ
естественнонаучной и технологической направленности по биологии с
использованием оборудования центра «Точка роста» 5-9 класс».
В данном методическом пособии учителю предлагается поурочное
планирование с указанием использования оборудования. Например, в теме
«Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы» запланирована
лабораторная работа «Оценка качества окружающей среды». В графе
«Использование оборудования» указывается цифровая лаборатория по экологии
(датчики влажности, углекислого газа и кислорода). Каждая лабораторная
работа подробно изложена, поставлены проблемные вопросы для обучающихся.
Например, в 8 классе в курсе «Биология» мы проводим лабораторные работы
по теме «Роль кожи в терморегуляции». Используя оборудование «Точка
роста», выполняется лабораторная работа «Выделительная и терморегуляторная
функция кожи». Цель работы: исследовать терморегуляторную функцию кожи,
выявить зависимость интенсивности потоотделения от температуры
окружающей среды. На кисть руки вместе с датчиком температуры и влажности
надевается целлофановый пакет, завязывается на запястье и подставляется под
включенную настольную лампу. Эксперимент длится 5-6 минут. Датчики
фиксируют увеличение температуры руки.
Детям предлагается решить задачу. А знаете ли вы, сколько тепла образуется в
теле человека за один час? Столько, что хватит, чтобы вскипятить 1 л ледяной
воды. И если бы тело вместо кожи было покрыто непроницаемым для тепла
футляром, то уже через час температура тела поднялась бы примерно на 1,5
градуса, а часов через сорок достигла бы точки кипения воды.
1.
Почему повышается температура в пакете в ходе эксперимента?
2.
Почему повышается влажность в пакете?
3.
Почему летняя одежда делается из натуральных, а не синтетических
тканей? Ответы на данные вопросы дают дети.
Например, на уроке химии, обучающиеся выполняют лабораторный опыт
«Определение рН в разных средах». Цель работы: сформировать представление
о шкале рН. Перечень датчиков цифровой лаборатории: датчик рН. Материалы
и реактивы: растворы хлороводорода HCl и гидроксида натрия NaOH,
водопроводная вода, соки, минеральная вода, растворы стиральных порошков,
экстракты чая и кофе.
Детям предлагается решить задачу. Хозяйки давно приметили и используют
свойство свекольного отвара. Чтобы борщ был ярко-красным, в него перед
окончанием варки добавляют немного пищевой кислоты – уксусной или
лимонной. Цвет меняется буквально на глазах. Объясните это явление.
Анализируя результаты проведённых опытов, учащиеся убеждаются в том, что
те или иные теоретические представления соответствуют или противоречат
реальности. Только осуществляя биологический или химический эксперимент
можно проверить достоверность прогнозов, сделанных на основании теории. В
процессе экспериментальной работы учащиеся приобретают опыт познания
реальности, являющийся важным этапом формирования у них убеждений,
которые, в свою очередь, составляют основу научного мировоззрения.
Кроме того, в данных методических пособиях предложены типы и примеры
заданий, которые:
• ориентируют учителя в диапазоне контрольных измерительных
материалов по курсу, помогают разнообразить задания тренировочного,
контрольного и дополнительного модулей, как интерактивного видео-урока,
так и традиционного урока в рамках классно-урочной системы;
• учитывают возможности усвоения материала, с точки зрения его
дифференциации для различных категорий обучающихся, разного уровня
изучения предмета, возрастных особенностей младших школьников, а также
мотивационного и психоэмоционального компонентов уроков;
• позволяют отрабатывать навыки, закреплять полученные знания и
контролировать результаты обучения, как в ходе каждого урока, так и в
рамках итогового урока по материалу раздела.
Авторы предлагают технологические карты уроков по темам с применением
цифрового оборудования.
Реализация указанных целей возможна при оснащении школьного кабинета
биологии, химии современными приборами и оборудованием. Используя это
оборудование в нашей школе позволяет качественно изменить процесс
обучения биологии, химии.
Количественные эксперименты позволяют получать достоверную информацию
о протекании тех или иных химических процессах, о свойствах веществ.
На основе полученных экспериментальных данных обучаемые самостоятельно
делают выводы, обобщают результаты, учатся выявлять закономерности и это
конечно способствует повышению мотивации обучения школьников.
Так на уроках биологии и химии стало возможно полностью осуществлять всю
практическую часть ФГОС ООО.
При подготовке к переходу на обновлённый ФГОС, составила программу по
«Окружающему миру» для 1- 4 класса. В 3 и 4 классах в разделе «Человек и
природа» есть темы «Вода. Свойства и состояния воды». Целесообразно
проводить такие уроки в центре «Точка роста».
Биологические наблюдения и эксперимент проводятся в форме лабораторных
работ и демонстраций, и это стало возможным благодаря цифровым
лабораториям.
Заключение: Таким образом, материально-техническая база центра «Точка
Роста» включает в себя цифровые лаборатории, наборы классического
оборудования для проведения биологического практикума, в том числе с
использованием микроскопов. Обучающиеся с большим интересом применяют
данное оборудование на уроках биологии и в проектно-исследовательской
деятельности. Учащиеся выполняют и смогут выполнить множество
лабораторных работ и экспериментов по программе основной школы.
Использование оборудования центра «Точка роста» при реализации программ
позволяет создать условия:
• для расширения содержания естественно- научного образования;
• для повышения познавательной активности обучающихся в естественно-
научной области;
• для развития личности ребенка в процессе обучения биологии, химии и
физики его способностей, формирования и удовлетворения социально значимых
интересов и потребностей;
• для работы с одарёнными школьниками, организации их развития в различных
областях образовательной, творческой деятельности.