Напоминание

Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ


Автор: Бикташова Раушания Мансафовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №6 "Солнышко"
Населённый пункт: Чекмагушевсикй район, с.Чекмагуш
Наименование материала: статья
Тема: Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проблема обучения детей

с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ

Одной из самых тревожных проблем на сегодняшний день является не

уклонный рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья, в том

числе детей-инвалидов. Дети –инвалиды -это дети, состояние здоровья которых

не

позволяет

им

осваивать

образовательные

программы

иначе

как

в

специальных условиях обучения и воспитания. Дети-инвалиды имеют целый ряд

трудностей в развитии, включая значительные нарушения слуха, зрения,

опорно-двигательного аппарата, интеллектуальной, эмоциональной и волевой

сфер, в том числе аутизм в раннем детстве, а также задержку развития и

сложные нарушения развития. По разным причинам эти дети часто ограничены

в

общении

со

сверстниками.

Они

попадают

в

общество

совершенно

неподготовленными,

им

очень

трудно

адаптироваться

к

изменениям

в

окружающей среде, они болезненно реагируют на недоброжелательность и

настороженность окружающих. Для того чтобы этих детей было полноценное

будущее в жизни, необходимо создать им оптимальные условия для успешной

интеграции в среду сверстников, которые уже здоровы в дошкольных

учреждениях.

Создание

таких

условий-

сложная

задача,

требующая

комплексного подхода и полной самоотдачи всех участников процесса. Чтобы

решить эту проблему, мы должны быть готовы изменить систему образования и

разработать новые формы организации образовательного пространства, а не

заставлять детей с ОВЗ адаптироваться к существующим условиям. Практика

последних лет убедительно доказывает эффективность совместного обучения

детей с инвалидностью и трудоспособных детей. Однако на сегодняшний день

можно выделить несколько проблем инклюзивного образования. Воспитатели,

которые

никогда

не

сталкивались

с

особенностями

обучения

детей

с

различными проблемами здоровья, зачастую не обладают знаниями, навыками и

методиками, необходимыми для специального образовательного процесса, даже

если они прошли курсы повышения квалификации. Воспитатели не обладают

необходимой квалификацией для коррекции нарушений у детей или включения

в образовательный процесс. Более того, некоторые выступают против инклюзии.

Это связано с тем, что инклюзия приносит им новые трудности, но не дает

существенного

материального

вознаграждения.

Инклюзивное

образование

должно сопровождаться специальной поддержкой специалистов, которая может

быть оказана как внутри, так и вне учебного заведения. Существует ряд

проблем, связанных с внедрением инклюзивного образования в детских садах.

Во-первых, отсутствует нормативно- правовая база, определяющая такие

критерии, как «количество детей с особыми потребностями в одной группе,

длительность пребывания, объем и порядок финансирования работников

инклюзивных

групп,

состав

специалистов,

правила

предоставления

медицинских услуг в соответствии с возможностями ребенка и состояние

здоровья».

Во-вторых, это отсутствие необходимой методической литературы. В детских

садах

всегда

должна

быть

необходимая

коррекционная

литература

по

организации

занятии

для

детей

с

ОВЗ.

В-третьих, необходимо менять образовательную среду и на прямую связанные с

этим

вопросы

финансирования.

К сожалению, многие детские сады не могут позволить себе организовывать

инклюзивные группы. Это связано с необходимостью закупки дополнительных

методических материалов, специального оборудования: специальных стульев с

подлокотниками, специальных столов, тактильных панелей и т.д., а также

средства

организацию

безбарьерной

среды.

Другой

проблемой

является

неопытность и недостаточная психологическая подготовка педагогического

персонала к приему детей с ограниченными возможностями здоровья в обычные

группы детского сада. Необходимы соответствующие усилия по повышению

квалификации

педагогического

персонала

воспитанию

у

взрослых

не

предвзяточного отношения к «особым» детям и принятия их наравне с другими

представителями детского сада. Ощущается острая нехватка специалистов и

только

при

сотрудничестве

всех

профессионалов

можно

организовать

полноценную

коррекционно-образовательную

помощь

детям

с

особыми

проблемами

здоровья.

Важным вопросом является отношение как родителей здоровых детей, так и

родителей детей с ОВЗ к внедрению инклюзивного образования в детских

садах. Родители «особых» детей часто сталкиваются с ситуацией, когда они

перестают

реально

соотносить

потенциал

своего

особого

ребенка

с

перспективами его развития и просто перекладывают ответственность за уход

за ним на специалистов. Эта проблема должна решаться в контексте тесной

взаимосвязи между родителями, педагогами и специалистами дошкольного

образования. Родители детей в целом не все готовы принять детей с особыми

образовательными потребностями. Также хорошо известно, что отношение

детей к особым детям в значительной степени зависит от отношения взрослых.

Поэтому необходимо сотрудничество с родителями с целью повышения уровня

компетентности в вопросах инклюзивного образования м включения родителей

в жизнь ДОУ. Несмотря на различные проблемы, инклюзивное образование

может способствовать социальной адаптации детей с ОВЗ с самого раннего

возраста, развитию их самостоятельности и независимости, а также, что не

маловажно , побудить современное общество изменить свое отношение к детям

с ОВЗ, побудить трудоспособных детей воспринимать окружающих одинаково,

независимо от их особенностей, быть более терпимыми

и воспитывать

уважение к людям с ограниченными возможностями.

Сегодня инклюзивное образование означает обучение детей с

ограниченными возможностями здоровья вместе трудоспособными детьми. При

такой практике дети с особыми образовательными потребностями могут расти и

развиваться на равнее с другими детьми, посещать обычные учебные заведения

и заводить друзей.

Идея заключается в том, что детям с особыми потребностями необходимо

позитивно взаимодействовать с другими детьми, чтобы получить качественное

образование и психологически адаптироваться в обществе. Однако такое

общение не менее важно для детей без каких-либо ограничений в развитии или

здоровье. Именно поэтому значительно возросла роль инклюзивного и

совместного

образования,

которое

способно

кардинально

расширить

возможности социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Число детей с ограниченными возможностями продолжает расти. Это

означает, что тысячи семей в стране нуждаются в поддержке. Поддержка

инклюзивного образования означает предоставление детям возможности стать

частью общества, развивать свои таланты и социализироваться.



В раздел образования