Автор: Бикташова Раушания Мансафовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №6 "Солнышко"
Населённый пункт: Чекмагушевсикй район, с.Чекмагуш
Наименование материала: статья
Тема: Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Проблема обучения детей
с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ
Одной из самых тревожных проблем на сегодняшний день является не
уклонный рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья, в том
числе детей-инвалидов. Дети –инвалиды -это дети, состояние здоровья которых
не
позволяет
им
осваивать
образовательные
программы
иначе
как
в
специальных условиях обучения и воспитания. Дети-инвалиды имеют целый ряд
трудностей в развитии, включая значительные нарушения слуха, зрения,
опорно-двигательного аппарата, интеллектуальной, эмоциональной и волевой
сфер, в том числе аутизм в раннем детстве, а также задержку развития и
сложные нарушения развития. По разным причинам эти дети часто ограничены
в
общении
со
сверстниками.
Они
попадают
в
общество
совершенно
неподготовленными,
им
очень
трудно
адаптироваться
к
изменениям
в
окружающей среде, они болезненно реагируют на недоброжелательность и
настороженность окружающих. Для того чтобы этих детей было полноценное
будущее в жизни, необходимо создать им оптимальные условия для успешной
интеграции в среду сверстников, которые уже здоровы в дошкольных
учреждениях.
Создание
таких
условий-
сложная
задача,
требующая
комплексного подхода и полной самоотдачи всех участников процесса. Чтобы
решить эту проблему, мы должны быть готовы изменить систему образования и
разработать новые формы организации образовательного пространства, а не
заставлять детей с ОВЗ адаптироваться к существующим условиям. Практика
последних лет убедительно доказывает эффективность совместного обучения
детей с инвалидностью и трудоспособных детей. Однако на сегодняшний день
можно выделить несколько проблем инклюзивного образования. Воспитатели,
которые
никогда
не
сталкивались
с
особенностями
обучения
детей
с
различными проблемами здоровья, зачастую не обладают знаниями, навыками и
методиками, необходимыми для специального образовательного процесса, даже
если они прошли курсы повышения квалификации. Воспитатели не обладают
необходимой квалификацией для коррекции нарушений у детей или включения
в образовательный процесс. Более того, некоторые выступают против инклюзии.
Это связано с тем, что инклюзия приносит им новые трудности, но не дает
существенного
материального
вознаграждения.
Инклюзивное
образование
должно сопровождаться специальной поддержкой специалистов, которая может
быть оказана как внутри, так и вне учебного заведения. Существует ряд
проблем, связанных с внедрением инклюзивного образования в детских садах.
Во-первых, отсутствует нормативно- правовая база, определяющая такие
критерии, как «количество детей с особыми потребностями в одной группе,
длительность пребывания, объем и порядок финансирования работников
инклюзивных
групп,
состав
специалистов,
правила
предоставления
медицинских услуг в соответствии с возможностями ребенка и состояние
здоровья».
Во-вторых, это отсутствие необходимой методической литературы. В детских
садах
всегда
должна
быть
необходимая
коррекционная
литература
по
организации
занятии
для
детей
с
ОВЗ.
В-третьих, необходимо менять образовательную среду и на прямую связанные с
этим
вопросы
финансирования.
К сожалению, многие детские сады не могут позволить себе организовывать
инклюзивные группы. Это связано с необходимостью закупки дополнительных
методических материалов, специального оборудования: специальных стульев с
подлокотниками, специальных столов, тактильных панелей и т.д., а также
средства
организацию
безбарьерной
среды.
Другой
проблемой
является
неопытность и недостаточная психологическая подготовка педагогического
персонала к приему детей с ограниченными возможностями здоровья в обычные
группы детского сада. Необходимы соответствующие усилия по повышению
квалификации
педагогического
персонала
воспитанию
у
взрослых
не
предвзяточного отношения к «особым» детям и принятия их наравне с другими
представителями детского сада. Ощущается острая нехватка специалистов и
только
при
сотрудничестве
всех
профессионалов
можно
организовать
полноценную
коррекционно-образовательную
помощь
детям
с
особыми
проблемами
здоровья.
Важным вопросом является отношение как родителей здоровых детей, так и
родителей детей с ОВЗ к внедрению инклюзивного образования в детских
садах. Родители «особых» детей часто сталкиваются с ситуацией, когда они
перестают
реально
соотносить
потенциал
своего
особого
ребенка
с
перспективами его развития и просто перекладывают ответственность за уход
за ним на специалистов. Эта проблема должна решаться в контексте тесной
взаимосвязи между родителями, педагогами и специалистами дошкольного
образования. Родители детей в целом не все готовы принять детей с особыми
образовательными потребностями. Также хорошо известно, что отношение
детей к особым детям в значительной степени зависит от отношения взрослых.
Поэтому необходимо сотрудничество с родителями с целью повышения уровня
компетентности в вопросах инклюзивного образования м включения родителей
в жизнь ДОУ. Несмотря на различные проблемы, инклюзивное образование
может способствовать социальной адаптации детей с ОВЗ с самого раннего
возраста, развитию их самостоятельности и независимости, а также, что не
маловажно , побудить современное общество изменить свое отношение к детям
с ОВЗ, побудить трудоспособных детей воспринимать окружающих одинаково,
независимо от их особенностей, быть более терпимыми
и воспитывать
уважение к людям с ограниченными возможностями.
Сегодня инклюзивное образование означает обучение детей с
ограниченными возможностями здоровья вместе трудоспособными детьми. При
такой практике дети с особыми образовательными потребностями могут расти и
развиваться на равнее с другими детьми, посещать обычные учебные заведения
и заводить друзей.
Идея заключается в том, что детям с особыми потребностями необходимо
позитивно взаимодействовать с другими детьми, чтобы получить качественное
образование и психологически адаптироваться в обществе. Однако такое
общение не менее важно для детей без каких-либо ограничений в развитии или
здоровье. Именно поэтому значительно возросла роль инклюзивного и
совместного
образования,
которое
способно
кардинально
расширить
возможности социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Число детей с ограниченными возможностями продолжает расти. Это
означает, что тысячи семей в стране нуждаются в поддержке. Поддержка
инклюзивного образования означает предоставление детям возможности стать
частью общества, развивать свои таланты и социализироваться.