Автор: Любовь Георгиевна Ермолаева
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Школа №47МБОУ "Школа №47"Советского района г.Казани
Населённый пункт: Г.Казань, п.Константиновка
Наименование материала: статья
Тема: Системно-деятельностный подход в формировании читательской грамотности на уроках русского языка
Раздел: среднее образование
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ
ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Современное образование ставит перед собой задачу развития у школьников не
только базовых навыков чтения, но и формирования читательской грамотности как
комплексного умения осмысливать, анализировать и критически воспринимать текст. В
данном контексте системно-деятельностный подход оказывается эффективным методом
воздействия на процесс обучения, особенно в рамках уроков русского языка.
Системно-деятельностный подход предполагает рассмотрение обучения как
динамичного процесса, включающего взаимосвязанные элементы системы. На уроках
русского языка системно -деятельностный подход акцентирует внимание на активной
деятельности учащихся, позволяя им взаимодействовать с текстом не только на
поверхностном уровне, но и строить собственные концепции и выводы.
Современный человек живёт в условиях постоянного обновления знаний; телевидение,
интернет, печатная продукция, предлагая огромный объём информации, требуют новых
способов её освоения.
Умение учиться всю жизнь особенно актуально для школьника и обеспечивается
целенаправленным
формированием
у
него
универсальных
учебных
действий.
Необходимость целенаправленного формирования УУД нормативно закреплена в ФГОС
В основу ФГОС положен системно - деятельностный подход к обучению читательской
грамотности на уроках русского языка и литературы. Он обеспечивает активную учебно-
познавательную деятельность учащихся, формирует готовность к самореализации и
непрерывному образованию,
организует учебное сотрудничество со сверстниками и
взрослыми в познавательной деятельности.
Именно на уроках русского языка и литературы происходит формирование таких
базовых компетенций, как
общекультурной,
информационной, коммуникативной.
Отсюда вытекает актуальность реализации системно – деятельностного подхода в
преподавании русского языка и литературы. Понять содержание текста – главная и
одновременно сложная задача, стоящая перед современным школьником.
Чтение текстов различных жанров и стилей становится основным инструментом
формирования
читательской
грамотности.
Системно
-
деятельностный
подход
способствует развитию навыков анализа, позволяя учащимся выделять ключевые идеи,
структурировать информацию и выражать свои мысли в письменной форме. Это
обеспечивает глубокое понимание текста и развивает критическое мышление.
Текст является самой крупной единицей речи. Именно поэтому текст рассматривается
как дидактическая единица в методике преподавания русского языка.
Текст включает языковые единицы, изучение которых является целью уроков русского
языка. Одновременно текст имеет ярко выраженную идею, которая раскрывается через его
содержание, - а это предмет изучения на уроках литературы. Поэтому перед учителем
стоит задача: интегрирования двух предметов русского языка и литературы.
Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать
письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать
своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. В
стремительно меняющемся мире жизнь предъявляет к чтению новые задачи: невероятно
быстро нарастает количество текстов, появляются печатные тексты нового типа.
Соответственно, изменяется и виденье задач обучения.
Задача:
разработка
специальных
уроков,
на
которых
в
определенной
последовательности
рассматривается
выразительные
средства
русского
языка
и
реализация их в художественных произведениях и текстах других стилей речи.
Принцип: изучение языковых (фонетических, грамматических и др.) явлений на
материале текстов художественных произведений.
Раньше основная задача по отношению к ученику на уроках литературы в 5 классах
сводилось к формуле «Прочти и перескажи». Теперь надо учить поиску информации, её
использованию. Задача учителя – развивать у школьников такие читательские навыки,
как поиск, выбор, оценка информации из текстов, используемых во внешкольных
ситуациях. Эти читательские умения не только оттачивают умы учащихся, но и служат
базой для учебной успешности во всех школьных дисциплинах, но и являются
необходимым условием успешного участия в большинстве сфер взрослой жизни.
Практика показывает, что эффективность, результативность обучения школьников
читательской грамотности зависит от умения самого учителя продумать алгоритм работы
с текстом. Учитель вправе корректировать эту систему в соответствии с темой
урока, целевыми установками, уровнем подготовленности класса. На формирование
читательской грамотности, влияет выразительное чтение вслух текстов разных типов,
стилей
и
жанров
и
использование
разных
видов
чтения
(просмотрового,
ознакомительного, углубленного).
Уроки литературы являются простором для творческой деятельности учащихся. При
изучении текста «Поучения Владимира Мономаха детям» ученики составляли свои
поучения: это были поучения сестре, брату, одноклассникам и даже самому себе. При
изучении былин дети готовили мини – проекты «О русских богатырях», а после чтения
сказки Л.Н.Толстого «Два брата» писали сочинение – рассуждение «Почему я люблю
читать?»
Системно-деятельностный подход на уроках русского языка легко адаптируется под
использование современных образовательных технологий. Интерактивные задания,
онлайн-ресурсы, вебинары – все это дополняет традиционные методы обучения, обогащая
опыт учащихся и делая процесс обучения более увлекательным
На уроках русского языка можно выполнять логически-поисковые задания. Например,
назвать лишнее слово из ряда: метро, эскимо, громко, пшено. Этот вопрос предполагает
однозначный ответ:
лишнее слово «громко», так как это наречие, а остальные -
существительные. Ученики же, уже приученные видеть много аспектов решения одной и
той же однозначной задачи, увидели, что лишним может быть и «эскимо» (в этом слове
три слога, а в остальных только два), и снова вернуться к слову «громко», но по позиции
ударного слога.
Одной из форм деятельностного подхода является проектная деятельность
обучающихся.
Метод проектов предполагает решение какой-то проблемы и всегда
ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную,
групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени.
Главными целями введения этого метода являются:
развитие интереса к предмету;
приобретение исследовательского опыта;
развитие умения творчески оформлять и доносить до заинтересованной аудитории
необходимую информацию;
развитие умения работать самостоятельно, в парах, в группах и т.д.;
получение дополнительных знаний по теме;
развитие навыков монологической речи (по заданным образцам)
Деятельностный подход к организации читательской грамотности на уроках русского
языка в 5 классе осуществляется на основе работы с лингвистическими текстами. В
учебниках по русскому языку читательская грамотность формируется на основе работы со
сплошными и несплошными текстами (таблицами, схемами, объявлениями, и.т.д.) Эти
тексты требуют несколько иных читательских навыков, так как, содержат особые связи
информационных единиц текста и особые формальные указатели на эти связи (название
граф, таблиц, цвет, шрифт).
Именно поэтому для современного этапа развития методики преподавания русского
языка актуальным является развитие читательских умений на основе схем-таблиц как
формы предъявления лингвистической информации.
УМК «Школа России» позволяет решать задачи по развитию читательской
грамотности:
-понимать коммуникативную цель чтения текста;
-фиксировать информацию на письме в виде плана, тезисов,
полного или сжатого
пересказа (устного или письменного);
-определять основную мысль текста;
-дифференцировать главную и второстепенную, известную и неизвестную информацию;
-выделять
информацию,
иллюстрирующую
языковые
факты,
явления
или
аргументирующую выдвинутый тезис;
- комментировать и оценивать информацию текста.
Ориентируясь на современные требования к процессу обучения, я часто задумываюсь
о том, как построить урок так, чтобы каждый ребёнок продвинулся в развитии. Ведь при
переходе из начальной школы в основную должны быть обеспечены педагогические
условия, превращающие готовность учащихся для обучения чтению в читательское
умение, обеспечивающее самообучение и за порогом школы. Поэтому все уроки должны
внести свою частичку в развитие ребёнка, быть очередным шагом вперед.
Хороший современный урок – это время, когда ученик познаёт себя, делает открытия,
ищет верные решения, сомневается, радуется. Используя на уроках системно -
деятельностный подход, тем самым решаю следующие задачи:
- помогаю эффективному накоплению каждым учеником собственного личного опыта;
- развиваю творческие способности;
- предлагаю дифференцированные учебные задания и формы работы, поощряю к
самостоятельному поиску путей решения поставленных проблем;
- осуществляю личностно-ориентированную направленность;
- помогаю ученику самостоятельно планировать свою деятельность;
- побуждаю детей к самооценке, анализу и исправлению ошибок.
Предлагаю несколько примеров такой работы:
в начале урока дети знакомятся с темой, записанной на доске; урок заканчивается
обсуждением вопроса о том, какие задания относятся к данной теме; выясняется,
соответствует ли данная тема содержанию урока, является ли тема основной для урока;
тема урока не сообщается; дети в конце урока получают задание сформулировать его
тему;
называю содержание заданий, которые нужно выполнить на уроке; в конце урока
обсуждается их результат.
Мои
ученики
выполняют
исследовательские,
творческие,
межпредметные,
информационные проекты. В деятельности по исследованию, решению проблем,
самостоятельному добыванию знаний оцениваю только успех.
Использование деятельностного подхода в обучении младших школьников решает
главную задачу – достижение оптимального общего развития каждого учащегося при
сохранении здоровья.
В основе деятельностного подхода к обучению: рекомендуются разнообразные
приемы и методы, «включающие» школьников в совместную работу - решение задач и
заданий
практического
характера,
разгадывание
ребусов,
загадок,
игры,
уроки-
путешествия, уроки-семинары, уроки- диспуты и др. Из этого следует… «Сегодня у нас
не будет урока, у нас состоится пресс-конференция на тему…» Или «У нас урок вопросов
и
ответов.
Учимся
задавать
вопросы…
Учимся
подвергать
сомнению
любую
высказанную
идею.
Ищем
ошибки
в
сказанном… Делимся
на
критиков
и
изобретателей….».
Я, думаю, реализация новых стандартов в большей степени зависит от учителя, который
перестанет быть единственным носителем знаний, а будет выполнять роль проводника в
мире информации. Задача учителя не просто формировать и развивать необходимые
качества, но и взаимодействовать со средой, в которой растёт ребёнок. Дать учащимся
возможность делать выбор, аргументировать свою точку зрения, нести ответственность за
этот выбор, а не давать готовое. Для выстраивания новой системы работы и достижения
качественных результатов учебной деятельности целесообразно использовать наиболее
эффективные приемы и формы ее организации:
1. Использование дифференцированных заданий.
2. Включение в образовательный процесс ИКТ.
3. Использование метода проектов.
1. Использование дифференцированных заданий.
Я считаю необходимым включать дифференцированную работу на различных этапах
урока в зависимости от его целей и задач.
2. Включение в образовательный процесс ИКТ.
Включение в образовательный процесс информационных и коммуникативных технологий
является средством обучения, воспитания и развития.
Использование
информационно-коммуникативных
технологий
дает
возможность
учащимся для осуществления следующих видов деятельности:
проведение урока с мультимедиа выступлением (сопровождение рассказа учителя;
демонстрации при объяснении нового материала; заранее подготовленное выступление —
доклад ученика по определенной теме;
подготовка к выступлению, выполнение домашнего задания — поиск информации,
работа над текстом, написание мультимедиа сочинения.
Такая
форма
организации
работы
позволяет
в
большей
степени
осуществлять
индивидуальный подход к обучению.
3. Использование метода проектов.
Особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие
познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания,
ориентироваться в информационном пространстве, развивать творческое мышление,
умение увидеть и решить проблему, а также направлено на обучение детей элементарным
приемам совместной деятельности в ходе проектов.
Системно-деятельностный подход в формировании читательской грамотности на уроках
русского языка обеспечивает не только усвоение базовых навыков, но и развитие
критического мышления, коммуникативных умений и самостоятельности. Используя этот
подход, педагоги могут вдохновить учащихся на более глубокое взаимодействие с миром
текстов, формируя у них навыки, необходимые для успешной адаптации в современном
информационном обществе.