Напоминание

Системно-деятельностный подход в формировании читательской грамотности на уроках русского языка


Автор: Любовь Георгиевна Ермолаева
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Школа №47МБОУ "Школа №47"Советского района г.Казани
Населённый пункт: Г.Казань, п.Константиновка
Наименование материала: статья
Тема: Системно-деятельностный подход в формировании читательской грамотности на уроках русского языка
Раздел: среднее образование





Назад




СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ

ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Современное образование ставит перед собой задачу развития у школьников не

только базовых навыков чтения, но и формирования читательской грамотности как

комплексного умения осмысливать, анализировать и критически воспринимать текст. В

данном контексте системно-деятельностный подход оказывается эффективным методом

воздействия на процесс обучения, особенно в рамках уроков русского языка.

Системно-деятельностный подход предполагает рассмотрение обучения как

динамичного процесса, включающего взаимосвязанные элементы системы. На уроках

русского языка системно -деятельностный подход акцентирует внимание на активной

деятельности учащихся, позволяя им взаимодействовать с текстом не только на

поверхностном уровне, но и строить собственные концепции и выводы.

Современный человек живёт в условиях постоянного обновления знаний; телевидение,

интернет, печатная продукция, предлагая огромный объём информации, требуют новых

способов её освоения.

Умение учиться всю жизнь особенно актуально для школьника и обеспечивается

целенаправленным

формированием

у

него

универсальных

учебных

действий.

Необходимость целенаправленного формирования УУД нормативно закреплена в ФГОС

В основу ФГОС положен системно - деятельностный подход к обучению читательской

грамотности на уроках русского языка и литературы. Он обеспечивает активную учебно-

познавательную деятельность учащихся, формирует готовность к самореализации и

непрерывному образованию,

организует учебное сотрудничество со сверстниками и

взрослыми в познавательной деятельности.

Именно на уроках русского языка и литературы происходит формирование таких

базовых компетенций, как

общекультурной,

информационной, коммуникативной.

Отсюда вытекает актуальность реализации системно – деятельностного подхода в

преподавании русского языка и литературы. Понять содержание текста – главная и

одновременно сложная задача, стоящая перед современным школьником.

Чтение текстов различных жанров и стилей становится основным инструментом

формирования

читательской

грамотности.

Системно

-

деятельностный

подход

способствует развитию навыков анализа, позволяя учащимся выделять ключевые идеи,

структурировать информацию и выражать свои мысли в письменной форме. Это

обеспечивает глубокое понимание текста и развивает критическое мышление.

Текст является самой крупной единицей речи. Именно поэтому текст рассматривается

как дидактическая единица в методике преподавания русского языка.

Текст включает языковые единицы, изучение которых является целью уроков русского

языка. Одновременно текст имеет ярко выраженную идею, которая раскрывается через его

содержание, - а это предмет изучения на уроках литературы. Поэтому перед учителем

стоит задача: интегрирования двух предметов русского языка и литературы.

Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать

письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать

своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. В

стремительно меняющемся мире жизнь предъявляет к чтению новые задачи: невероятно

быстро нарастает количество текстов, появляются печатные тексты нового типа.

Соответственно, изменяется и виденье задач обучения.

Задача:

разработка

специальных

уроков,

на

которых

в

определенной

последовательности

рассматривается

выразительные

средства

русского

языка

и

реализация их в художественных произведениях и текстах других стилей речи.

Принцип: изучение языковых (фонетических, грамматических и др.) явлений на

материале текстов художественных произведений.

Раньше основная задача по отношению к ученику на уроках литературы в 5 классах

сводилось к формуле «Прочти и перескажи». Теперь надо учить поиску информации, её

использованию. Задача учителя – развивать у школьников такие читательские навыки,

как поиск, выбор, оценка информации из текстов, используемых во внешкольных

ситуациях. Эти читательские умения не только оттачивают умы учащихся, но и служат

базой для учебной успешности во всех школьных дисциплинах, но и являются

необходимым условием успешного участия в большинстве сфер взрослой жизни.

Практика показывает, что эффективность, результативность обучения школьников

читательской грамотности зависит от умения самого учителя продумать алгоритм работы

с текстом. Учитель вправе корректировать эту систему в соответствии с темой

урока, целевыми установками, уровнем подготовленности класса. На формирование

читательской грамотности, влияет выразительное чтение вслух текстов разных типов,

стилей

и

жанров

и

использование

разных

видов

чтения

(просмотрового,

ознакомительного, углубленного).

Уроки литературы являются простором для творческой деятельности учащихся. При

изучении текста «Поучения Владимира Мономаха детям» ученики составляли свои

поучения: это были поучения сестре, брату, одноклассникам и даже самому себе. При

изучении былин дети готовили мини – проекты «О русских богатырях», а после чтения

сказки Л.Н.Толстого «Два брата» писали сочинение – рассуждение «Почему я люблю

читать?»

Системно-деятельностный подход на уроках русского языка легко адаптируется под

использование современных образовательных технологий. Интерактивные задания,

онлайн-ресурсы, вебинары – все это дополняет традиционные методы обучения, обогащая

опыт учащихся и делая процесс обучения более увлекательным

На уроках русского языка можно выполнять логически-поисковые задания. Например,

назвать лишнее слово из ряда: метро, эскимо, громко, пшено. Этот вопрос предполагает

однозначный ответ:

лишнее слово «громко», так как это наречие, а остальные -

существительные. Ученики же, уже приученные видеть много аспектов решения одной и

той же однозначной задачи, увидели, что лишним может быть и «эскимо» (в этом слове

три слога, а в остальных только два), и снова вернуться к слову «громко», но по позиции

ударного слога.

Одной из форм деятельностного подхода является проектная деятельность

обучающихся.

Метод проектов предполагает решение какой-то проблемы и всегда

ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную,

групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени.

Главными целями введения этого метода являются:

развитие интереса к предмету;

приобретение исследовательского опыта;

развитие умения творчески оформлять и доносить до заинтересованной аудитории

необходимую информацию;

развитие умения работать самостоятельно, в парах, в группах и т.д.;

получение дополнительных знаний по теме;

развитие навыков монологической речи (по заданным образцам)

Деятельностный подход к организации читательской грамотности на уроках русского

языка в 5 классе осуществляется на основе работы с лингвистическими текстами. В

учебниках по русскому языку читательская грамотность формируется на основе работы со

сплошными и несплошными текстами (таблицами, схемами, объявлениями, и.т.д.) Эти

тексты требуют несколько иных читательских навыков, так как, содержат особые связи

информационных единиц текста и особые формальные указатели на эти связи (название

граф, таблиц, цвет, шрифт).

Именно поэтому для современного этапа развития методики преподавания русского

языка актуальным является развитие читательских умений на основе схем-таблиц как

формы предъявления лингвистической информации.

УМК «Школа России» позволяет решать задачи по развитию читательской

грамотности:

-понимать коммуникативную цель чтения текста;

-фиксировать информацию на письме в виде плана, тезисов,

полного или сжатого

пересказа (устного или письменного);

-определять основную мысль текста;

-дифференцировать главную и второстепенную, известную и неизвестную информацию;

-выделять

информацию,

иллюстрирующую

языковые

факты,

явления

или

аргументирующую выдвинутый тезис;

- комментировать и оценивать информацию текста.

Ориентируясь на современные требования к процессу обучения, я часто задумываюсь

о том, как построить урок так, чтобы каждый ребёнок продвинулся в развитии. Ведь при

переходе из начальной школы в основную должны быть обеспечены педагогические

условия, превращающие готовность учащихся для обучения чтению в читательское

умение, обеспечивающее самообучение и за порогом школы. Поэтому все уроки должны

внести свою частичку в развитие ребёнка, быть очередным шагом вперед.

Хороший современный урок – это время, когда ученик познаёт себя, делает открытия,

ищет верные решения, сомневается, радуется. Используя на уроках системно -

деятельностный подход, тем самым решаю следующие задачи:

- помогаю эффективному накоплению каждым учеником собственного личного опыта;

- развиваю творческие способности;

- предлагаю дифференцированные учебные задания и формы работы, поощряю к

самостоятельному поиску путей решения поставленных проблем;

- осуществляю личностно-ориентированную направленность;

- помогаю ученику самостоятельно планировать свою деятельность;

- побуждаю детей к самооценке, анализу и исправлению ошибок.

Предлагаю несколько примеров такой работы:

в начале урока дети знакомятся с темой, записанной на доске; урок заканчивается

обсуждением вопроса о том, какие задания относятся к данной теме; выясняется,

соответствует ли данная тема содержанию урока, является ли тема основной для урока;

тема урока не сообщается; дети в конце урока получают задание сформулировать его

тему;

называю содержание заданий, которые нужно выполнить на уроке; в конце урока

обсуждается их результат.

Мои

ученики

выполняют

исследовательские,

творческие,

межпредметные,

информационные проекты. В деятельности по исследованию, решению проблем,

самостоятельному добыванию знаний оцениваю только успех.

Использование деятельностного подхода в обучении младших школьников решает

главную задачу – достижение оптимального общего развития каждого учащегося при

сохранении здоровья.

В основе деятельностного подхода к обучению: рекомендуются разнообразные

приемы и методы, «включающие» школьников в совместную работу - решение задач и

заданий

практического

характера,

разгадывание

ребусов,

загадок,

игры,

уроки-

путешествия, уроки-семинары, уроки- диспуты и др. Из этого следует… «Сегодня у нас

не будет урока, у нас состоится пресс-конференция на тему…» Или «У нас урок вопросов

и

ответов.

Учимся

задавать

вопросы…

Учимся

подвергать

сомнению

любую

высказанную

идею.

Ищем

ошибки

в

сказанном… Делимся

на

критиков

и

изобретателей….».

Я, думаю, реализация новых стандартов в большей степени зависит от учителя, который

перестанет быть единственным носителем знаний, а будет выполнять роль проводника в

мире информации. Задача учителя не просто формировать и развивать необходимые

качества, но и взаимодействовать со средой, в которой растёт ребёнок. Дать учащимся

возможность делать выбор, аргументировать свою точку зрения, нести ответственность за

этот выбор, а не давать готовое. Для выстраивания новой системы работы и достижения

качественных результатов учебной деятельности целесообразно использовать наиболее

эффективные приемы и формы ее организации:

1. Использование дифференцированных заданий.

2. Включение в образовательный процесс ИКТ.

3. Использование метода проектов.

1. Использование дифференцированных заданий.

Я считаю необходимым включать дифференцированную работу на различных этапах

урока в зависимости от его целей и задач.

2. Включение в образовательный процесс ИКТ.

Включение в образовательный процесс информационных и коммуникативных технологий

является средством обучения, воспитания и развития.

Использование

информационно-коммуникативных

технологий

дает

возможность

учащимся для осуществления следующих видов деятельности:

проведение урока с мультимедиа выступлением (сопровождение рассказа учителя;

демонстрации при объяснении нового материала; заранее подготовленное выступление —

доклад ученика по определенной теме;

подготовка к выступлению, выполнение домашнего задания — поиск информации,

работа над текстом, написание мультимедиа сочинения.

Такая

форма

организации

работы

позволяет

в

большей

степени

осуществлять

индивидуальный подход к обучению.

3. Использование метода проектов.

Особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие

познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания,

ориентироваться в информационном пространстве, развивать творческое мышление,

умение увидеть и решить проблему, а также направлено на обучение детей элементарным

приемам совместной деятельности в ходе проектов.

Системно-деятельностный подход в формировании читательской грамотности на уроках

русского языка обеспечивает не только усвоение базовых навыков, но и развитие

критического мышления, коммуникативных умений и самостоятельности. Используя этот

подход, педагоги могут вдохновить учащихся на более глубокое взаимодействие с миром

текстов, формируя у них навыки, необходимые для успешной адаптации в современном

информационном обществе.



В раздел образования