Автор: Валентина Алексеевна Гукасян
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 33 "Светлячок"
Населённый пункт: г.Улан-Удэ, Республика Бурятия
Наименование материала: Майнд-фитнес-технология развития когнитивных способностей у детей с речевыми нарушениями
Тема: Майнд-фитнес
Раздел: дошкольное образование
Майнд-фитнес-
технология развития когнитивных
способностей у детей с речевыми
нарушениями
•
С
появлением
новых
информационных
технологий
у
человека
стала
пропадать
способность
читать
длинные
тексты,
удерживать
в
памяти
сюжетную
линию,
концентрироваться
на
деталях
прочитанного. В привычку вошли быстрые
просмотры
новостных
лент,
постов
в
соцсетях,
рекламы
и
другой
короткой
разнородной информации.
•
Появился
новый
вид
мышления
–
клиповое (от
англ.
clip «фрагмент
текста», «вырезка»).
•
Следствием
такой
трансформации
стало «засыпание» активных
нейронных
связей,
снижение
нейропластичности
головного
мозга
и
его
познавательных
функций.
•
«Майнд-фитнес» – новая образовательная
технология,
позволяющая
улучшать
нейропластичность
мозга
и
развивать
когнитивные
способности
в
любом
возрасте.
•
В
нынешнее
время
трудно
найти
дошкольника
без
речевых
нарушений,
за
последние
годы
увеличилось
количество детей, речь которых не появляется до 3 лет, у
детей
с
ОНР
часто
прослеживаются
неравномерность
психического
развития,
а
также
недостаточность
когнитивных
функций.
Незрелость
определенных
мозговых
образований
проявляется
недостаточным
уровнем
сформированности
высших
психических
функций,
моторными
нарушениями,
расторможенностью,
различными
речевыми
расстройствами. Методы, направленные на устранение
симптомов
и
мало
учитывающие
природу
его
возникновения,
сегодня
не
всегда
оказываются
эффективными.
Именно
поэтому
технология
майнд-
фитнеса будет успешна в работе с детьми с ОВЗ.
•
Многие родители часто забывают о тесной связи мозга с
телом
ребенка.
Однако
умение
владеть
своим
телом
напрямую
влияет
на
когнитивные
процессы,
в
этом
отлично
помогут
тренажеры
для
майнд-
фитнеса: «гимнастика для ума» и «карта тела» Ш. Т.
Ахмадуллина. Простые движения, выполнить которые на
первый взгляд очень легко, тренируют межполушарные
взаимодействия, улучшают координацию и ориентацию
в
пространстве,
тренируют
внимание,
память,
благоприятно влияют на мышление и речь и развивают у
ребенка
восприятие
схемы
тела.
Одной
тренировки
недостаточно,
чтобы
достичь
желаемого
результата
необходимо такие упражнения выполнять от 20 до 30
дней по 15-20 минут в день.
«Повтори за…»
•
Нужно
повторить
набор
движений.
Движения
очень
простые
и
не
требуют
больших физических усилий, однако для их
выполнения человеку необходимо хорошо
ориентироваться
в
теле.
Повторить
же
несколько
таких
движений
по
памяти-это
по-настоящему трудная задача для мозга.
«Шевели пальцами»
•
В этом упражнении на рисунке показано,
какие пальцы каким буквам соответствуют.
Ребенку
нужно
нажать
на
нарисованную
кнопку
пальцами
в
правильной
последовательности,
чтобы
получилось
указанное в упражнении словосочетание.
«Алфавит»
Ребенку нужно громко произносить верхнюю
букву
в
паре
и
одновременно
выполнять
движение
согласно
нижней
букве.
Внизу
встречается три варианта букв (О- поднять
обе руки, П- поднять правую руку, Л –поднять
левую руку)
«Животные»
•
В этом упражнении различные части тела
обозначены названиями животных. А снизу
расположен текст, где написано, какие действия
необходимо совершить. Ребенку нужно прочитать
текст, чтоб он быстро выполнил действия,
соотнося названия животных с частями тела.
Например: «Обезьяна гладит зебру». Правая рука-
это «обезьяна», а левая -это «зебра». Значит
нужно погладить правой рукой левую.