Автор: Солодун Наталья Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Новосельская СОШ"
Населённый пункт: село Новое Село, Стародубского района, Брянской области
Наименование материала: конспект урока
Тема: "Многообразие животных. Дикие и домашние животные"
Раздел: начальное образование
Окружающий мир
2 класс
Тема: Многообразие животных. Дикие и домашние животные
Цель урока:
сформировать первоначальные знания о диких и домашних животных, их
сходстве и различиях;
показать разнообразие домашних животных, их значение для человека.
Планируемые результаты:
Предметные:
Находить связи в природе, между природой и человеком.
Сравнивать объекты природы, делить их на группы.
Соотносить группы животных и их существенные признаки, различать диких
и домашних животных.
Выделять характерные особенности домашних животных.
Метапредметные:
Регулятивные:
Контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.
Принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности.
Познавательные:
Работать с разными видами информации и ориентироваться в ней.
Выполнять действия по образцу.
Задавать проблемные вопросы в ходе исследовательской деятельности и
отвечать на них.
Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных
заданий.
Строить сообщения в устной форме.
Коммуникативные:
Развивать умение сотрудничества со сверстниками при работе в группе и в
паре.
Развивать умение принимать коллективное решение.
Личностные:
Осознание необходимости учения.
Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха и
неуспеха в учебной деятельности.
Учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности.
Работать над осознанием ответственности за общее дело.
Учиться выражать свое мнение.
Основные понятия: «дикие» и «домашние» животные.
ХОД УРОКА
I.
Организационно-мотивационный момент.
Начинаем ровно в срок
Наш любимейший урок.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Пусть сегодня для нас всех
На урок придёт успех!
II. Актуализация знаний (проверка домашнего задания)
Ребята, сейчас мы проверим домашнее задание.
Блиц-опрос о растениях
•
Такие
растения,
как
крыжовник,
смородина,
малина,
называют...
(кустарниками).
• Растения, плоды которых человек употребляет в пищу, называют...
(плодовыми).
•
Яблоня,
груша,
слива
—
фруктово-ягодные...
(деревья).
• Растения, которые человек выращивает на клумбах, в цветниках,
называют...
(декоративными).
• Растения, которые выращивает человек, называют... (культурными).
•
Лук,
чеснок,
капуста,
картофель
—
это...
(овощные)
растения.
Молодцы, так много знаете о растениях.
III. Изучение нового материала
Работа с анаграммой:
- Посмотрите, на доске зашифровано одно из главных слов урока.
Расшифруйте анаграмму и скажите: кому будет посвящён наш урок?
ЕЫНТОВИЖ
- Мы знаем, что животные делятся на несколько групп. Я называю признаки,
а вы определяете группу:
Есть клюв, 2 лапы, оперенье… это птицы.
Животные, у которых 6 ног называются … насекомые.
Есть плавники, чешуя, живут в воде… это рыбы.
Лягушки и жабы относятся к группе … земноводных.
Черепахи и крокодилы – это пресмыкающиеся.
4 лапы, шерсть, детёнышей кормят молоком… это звери.
- Я предлагаю вам сегодня узнать ещё больше интересного о животных. И
для этого мы поработаем в группах.
Инструктаж:
Давайте вспомним правила работы в группах.
- При выполнении задания вам понадобятся ножницы и клей. Вспомним и
эти правила.
Правила безопасной работы с ножницами:
С ножницами не шути,
Зря в руках их не крути
И, держа за острый край,
Другу их передавай.
Лишь окончена работа –
Ножницам нужна забота.
Не забудь ты их закрыть
И на место положить.
Правила безопасной работы с клеем.
1.
Работай с клеем аккуратно.
2.
При попадании клея на кожу или в глаза промойте их водой. При
необходимости обратитесь к врачу.
3.
По окончании тщательно вымойте руки с мылом.
III. Подготовка к новой теме
Практическая работа. Работа по группам.
- Поработаем в группах.
У нас 4 группы. У каждой из групп на столах лежат карточки с загадками.
Отгадав их, вы должны подобрать силуэт. Выберите только ту информацию,
которая поможет вам создать проект о вашей отгадке.
живёт с человеком
живёт в лесу
человек строит ему жилье
сам заботится о потомстве
ухаживает за ним человек
сам добывает еду
человек заботится о
потомстве
сам строит жильё
Обязательно выберите в группах ответственных, кто будет представлять
ваши проекты.
1.
Шишка,
гриб,
лесной орех.
Кто запасливее всех?
2.
Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост — ее краса.
Этот зверь лесной — …
3.
Серый, злой по лесу рыщет.
На обед зверюшек ищет.
Как найдёт – зубами – щелк
Догадался – это…
4.
На ногах подковы,
Пролетает быстро вдоль дороги.
Питается клевером, ячменём!
Кто вперёд бежит
Всех обгоняет?
5.
Ест траву, жуёт, молчит…
А потом полдня мычит:
- Мне погладите бока –
Дам парного молока!
6.
Бурый он и косолапый,
Ловит рыбу мощной лапой.
А ещё он любит мёд!
Кто сластёну назовёт?
7.
Есть бородка, шерсть и ножки,
Ушки, хвост, а также рожки.
Хоть я блею, не пою —
Молоко тебе даю.
8.
Очень сильный и высокий,
По колено снег глубокий.
Не олень, но он рогатый,
Все зовут его сохатый.
9.
Хищник сильный он, зубатый,
Полосатый и усатый.
И клыки большие есть.
Мясо любит он поесть.
У него с когтями лапа,
Может сильно поцарапать,
А издалека на кошку
Этот зверь похож немножко.
10.
Во дворе
поставлен дом,
На цепи -
хозяин в нём.
(белка, волк, лошадь, собака, корова, лиса, коза, лось, тигр, медведь)
Физкультминутка
- Сейчас каждая группа представляет свой проект.
- Какие были отгадки?
Выступления ребят
(после выступления каждого участника выводится на экран картинка с
отгадкой)
IV. Определение темы и цели
Каким одним словом можно объединить все отгадки? (на экране
высвечиваются картинки)
Можно ли разделить животных на группы в зависимости от жизни? Какие
это будут группы?
- Определите тему нашего урока?
- Какие учебные задачи мы поставим перед собой?
- А как вы думаете, к какой группе можно отнести льва? Почему?
- Живет ли он у нас в России? (нет, не живёт, но это тоже дикое животное)
- Ребята, на земле существует много диких животных. Но все они обитают на
разных континентах.
V. Закрепление изученного материала
- Что же мы узнали о жизни животных?
Что узнали о диких животных?
Что узнали о домашних животных?
- Ребята, а как вы думаете приносят ли пользу человеку домашние животные?
А дикие?
(на экран вывожу слайд с картинками о пользе животных)
Дидактическая игра «Животные»
Молодцы, ребята. Мы многое узнали о жизни домашних и диких животных.
А сейчас проверим хорошо ли вы сможете узнать их и различить. Если я
назову дикое животное, то вы хлопаете в ладоши, а если домашнее –
приседаете.
Волк, коза, белка, лиса, баран, собака, корова, медведь, лось, свинья,
кролик, заяц.
Дидактическая игра «Чьи это следы?»
Подведение итогов.
- Подведем итог нашего урока.
Как вы думаете, мы достигли цели? Всё ли мы узнали, что планировали?
Продолжите фразы:
Дикие животные – это животные, которые (живут сами по себе, сами
заботятся о своём потомстве, строят жилища, добывают корм).
Домашние животные – это животные, которые … (живут с человеком,
человек заботиться о детёнышах, заготавливает корм, оказывает
медицинскую помощь, строит жильё).
Игра «Верно. Неверно»
Разорять гнезда птиц и жилища животных и прикасаться к ним!
Ловить и уничтожать насекомых.
Вырубать деревья.
Ловить и уносить домой здоровых птенцов птиц и детенышей животных.
Зимой делай кормушки для птиц и животных!
РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
— Оцените свои достижения на уроке. Прикрепи свой листочек на дерево.
Организация рефлексии:
Зелёный листочек – урок удался, чувствовал себя хорошо, интересные
задания, все понял.
Жёлтый – всё было обычно, задания простые, не все понял.
Красный – скучный урок, ничего полезного и интересного.
-Что сегодня на уроке было интересного? Что нового узнали?
-Послушайте стихотворение и подумайте, как мы должны относиться ко
всему живому на Земле?
Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда.
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом.