Автор: Тузова Елена Борисовна
Должность: заместитель заведующего
Учебное заведение: МАДОУ д/с №100
Населённый пункт: Тюменская обл, г Тюмень
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Современные методы обучения и развития начинаю-щих и опытных педагогов"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №100 города Тюмени
Методическая разработка
«Современные методы обучения и развития начинаю-
щих и опытных педагогов»
Подготовила:
заместитель заведующего
Тузова Е.Б.
г. Тюмень
2023
В предлагаемом сценарии раскрываются особенности процесса обучения
сотрудников и проблемы, с которыми приходится сталкиваться руководителю
при изменении модели поведения педагогов.
1. Особенности обучения взрослых.
Методов обучения существует множество, и порой руководителю
разобраться в них непросто. Необходимо понять, какие технологии обучения
и развития сотрудников и набор методов нужно внедрять, а какие не нужно
именно в вашей образовательной организации.
Обучение взрослых и детей: кого обучать легче и почему? Ответ однознач-
ный – обучать детей легче. Дети изначально не имеют опыта и информацион-
ной базы. Все, что взрослый скажет им или чему научит, воспринимается
практически без критики и используется в жизни. И только с подросткового
возраста человек начинает воспринимать информацию критически. Почему
же взрослые не воспринимают информацию так же легко как дети?
Особенности обучения взрослых. Н.И. Мицкевич выделяет следующие
особенности обучения взрослого человека:
Наличие внутреннего побуждения к учению, помогающее самому ста-
вить себе задачу, строить план ее решения и осуществлять его;
Самостоятельность как умение организовать процесс решения задачи и
управлять им в соответствии с этой задачей;
Зависимость степени включенности человека в процесс обучения от ав-
тономности мышления, способности к нововведениям, к сотрудниче-
ству, способности учиться и передавать другим приобретённые знания;
Мобильность;
Постоянное стремление человека строить профессиональную деятель-
ность на основе новой информации как способ его самовыражения и
саморазвития.
Все эти особенности обучения взрослых накладывают отпечаток на сам
процесс обучения и на применение средств обучения. Кроме того, в ДОУ ра-
ботают как молодые специалисты, так и опытные, состоявшиеся педагоги. А
процесс обучения и развития необходимо организовать для всех
Молодой специалист и опытный педагог: сходство и различие. В сравне-
нии с опытными воспитателями молодые педагоги вооружены более совре-
менными знаниями и умениями в области дошкольного образования. Но на-
чинающие педагоги еще не обладают достаточным профессиональным и жиз-
ненным опытом, а, следовательно, у них необходимо формировать навыки и
модели поведения, которые позволят успешно и качественно организовать
процессы обучения, воспитания и развития детей и эффективно взаимодей-
ствовать с родителями.
У опытного же педагога уже сформированы определённые стереотипы, вз-
гляды, модели поведения, которые необходимо корректировать в связи с но-
выми условиями (например, профессиональный стандарт педагога, иннова-
ционная деятельность и т.д.).
С чем руководителю приходится сталкиваться, когда он хочет изменить
модель поведения педагогов? Прежде всего, с сопротивлением изменениям.
Первая сложность с которой сталкивается руководитель при работе с уже
состоявшимся педагогом – он имеет определённый опыт, через призму кото-
рого всё воспринимает.
Вторая сложность – необходимость сразу применять те умения, компе-
тенции, которые формируют, на практике. Если сотрудник проходит обучение
и не использует полученные знания, то с каждым днем они все больше забы-
ваются и не переходят на уровень умений, а далее – на уровень навыков.
Третья сложность – до педагога необходимо донести, зачем ему нужно
меняться. То есть зачем ему эти знания, как он их будет применять. Если нет
ответа на вопрос «зачем?», следовательно, и нет мотивации. Задача руководи-
теля - его мотивировать, ведь мотивация- готовность к обучению.
2.Особенности процесса обучения сотрудников
Компетентность
неосознанность осознанность
Некомпетентность
Первый квадрат – неосознанная некомпетентность, т.н. «я не знаю,
чего я не знаю». Например, вы не знаете о какой-то теории, а после
того как я о ней расскажу, вы будете о ней знать.
Это станет мотивацией узнать больше, т.е. «я знаю, что я не знаю и
хочу узнать» - осознанная некомпетентность – второй квадрат.
4. неосознан-
ная
компетент-
ность
3. осознанная
компетентность
1. неосознан-
ная
некомпетент-
ность
2. осознанная
некомпетент-
ность
Третий квадрат- осознанная компетентность. Мы уже что - то знаем и
умеем: «я знаю и у меня получится». Т.е. в голове прокручиваем не-
кий алгоритм действий, применение нового знания постоянно контро-
лируется и осознается.
Четвёртый квадрат – это неосознанная компетентность, когда мы не
тратим никаких волевых усилий, чтобы произвести какие- то действия,
т.е. знаем и применяем свои знания автоматически.
Итак, осознанная некомпетентность (второй квадрат) – полученные зна-
ния: «Я теперь знаю». Осознанная компетентность (третий квадрат) – уме-
ния: «Я попробовал, и у меня получается». Далее умения переходят в на-
вык (неосознанная компетентность). Реализуется устойчивая форма пове-
дения (навык) – вы всегда делаете то, чему научились, правильно, не заду-
мываясь об этом.
Переход от умения к навыку требует определенного времени. Новая при-
вычка, новый навык, как показывают исследования, формируются 21 день.
Поэтому, если мы говорим о навыковых тренингах, следует помнить, что за
пару дней мы можем только дать знания и, может быть даже умения, но не
навык. Нам понадобится 21 день применения знания и умения на практике,
чтобы сформировать навык.