Автор: Тюнина Маргарита Борисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №1"
Населённый пункт: г. Липецк
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: "Медлительный ребёнок в школе"
Раздел: начальное образование
Медлительный ребёнок в школе
Тюнина М.Б., учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия №1» г. Липецка.
Ваш ребенок делает уроки по три-четыре часа, хотя задают не так
много?
Вам приходилось сталкиваться с детьми, которых всегда нужно ждать?
Которые, кажется, никуда не торопятся? В школе таким детям бывает
непросто, они попадают в ситуацию хронического цейтнота, их нервная
система истощается, это может привести к появлению невротических
расстройств.
Что же
делать
учителям
и родителям,
чтобы
помочь
медлительному ребёнку?
Ребенок
может
быть
медлительным
по
нескольким
причинам.
Причины эти важно установить, прежде чем вы начнете решать проблему
педагогическими методами.
Почему ребёнок всё делает медленно?
Особенность многих медлительных детей — это слабость и инертность
нервных процессов. Отсюда и низкая скорость работы, и трудность быстрого
переключения на новый вид деятельности, и кажущееся отсутствие реакции
на требование взрослого.
Существует приобретённая неспешность. Мыслительные процессы у такого
ребенка происходят с обычной скоростью, а вот всё, что связано с какими-то
действиями, затягивается.
Другая возможная причина детской медлительности — невроз. На фоне
вечного недовольства родителей у их детей порой развиваются серьёзные
нервные расстройства.
Иногда
дети
становятся
медленнее
после
каких-то
перенесенных заболеваний, например, гриппа. В этом случае медлительность
объясняется во многом чувством слабости.
Леворукость детей также может также стать причиной медлительности.
Переучивание леворукого ребенка может привести не только к замедлению
темпа
и нарушению
ритма
его
деятельности,
но и к нарушению
гармоничного развития личности.
Он флегматик
Возможно, медлительность – это особенность темперамента вашего
ребенка. Для
флегматика
характерны низкий
уровень
психической
активности, медлительность, невыразительность мимики, вялость речи.
Флегматикам очень трудно переключаться с одного вида деятельности на
другой,
приспосабливаться
к
новой
обстановке.
Если
причина
медлительности школьника – темперамент, вы могли это заметить еще в
дошкольном возрасте. В школе такие ребята обычно успевают по какому-
нибудь одному предмету, а на другие не хватает времени. У них очень
устойчивые эмоции и взгляды. Их трудно в чем-либо переубедить.
Темперамент – это врожденное свойство нервной системы, поэтому
сильно
изменить
его
невозможно.
Однако есть
методы,
обучающие
флегматика работать быстро, а значит, помогающие ему адаптироваться в
обществе (ведь медлительные люди многих раздражают).
1. Включаем таймер
Когда флегматик погружается в какую-либо деятельность, например,
выполняет домашнее задание, он может забыть о времени и часами разбирать
одну
задачу
или
многократно
перечитывать
интересный
абзац.
Поэтому, чтобы он контролировал себя, надо договориться: «На домашнее
задание тебе отводится всего час. Я ставлю таймер, и когда он сработает,
время на уроки истекло».
Лучше всего для этой цели использовать
настольные электронные часы с функцией таймера. Они не должны стоять
прямо перед глазами ребенка, чтобы не отвлекать его. Их надо поставить где-
нибудь сбоку, чтобы школьник мог посмотреть, сколько времени осталось до
конца. Конечно, если ребенок не успеет закончить все вовремя, нельзя
отбирать у него учебники и выгонять из-за стола. Но указать ему на то, что
он опоздал, надо. Не лишним будет после этого включить еще один таймер,
чтобы школьник оценил, сколько минут ему не хватило.
Если же
ребенку удалось уложиться в сроки, надо обязательно его похвалить. В своем
блокноте мама может ставить школьнику оценки за скорость выполнения
домашнего задания. Замечательно, если время, отведенное на уроки,
упирается в начало какой-то интересной передачи. Тогда у ребенка будет
стимул выполнить задание до назначенной минуты, чтобы не опоздать на
мультик или фильм.
2. Делаем перерывы
Медлительные дети очень быстро устают. Если не делать для них
частые переменки, скорость мозговых процессов уменьшится еще больше.
Откажитесь от соблазна дать ребенку сразу несколько заданий. Бесполезно
требовать моментального переключения с одного действия на другое. Лучше
предупреждать о смене деятельности заранее.
3. Соблюдаем режим дня.
4. Обгоняем школу!
Поскольку флегматику тяжело переключаться с одного предмета на
другой, в начале лета будет целесообразно купить ребенку учебники
следующего класса, чтобы он прочитал их все по очереди.
В отличие от других детей, флегматик не откажется от такого
времяпрепровождения, ведь он не сторонник подвижных игр. Главное – не
давить не него и не подгонять. Это шанс познакомиться со школьным
материалом заранее и в спокойном темпе. Возможно, на даче, сидя в кресле,
ребенок прочитает с начала до конца учебник истории, а потом возьмется за
географию… Он сможет насладиться медленной учебой. И не будет этих
постоянных, ненавистных ему переключений с одного предмета на другой.
«Обгонять школу» можно и в зимние каникулы, и в выходные дни. Не
стоит беспокоиться, что ребенку, заранее ознакомившемуся с программой, в
школе будет неинтересно. Флегматик обожает повторять одно и то же, и
старый материал слушает даже с большим удовольствием, чем новый.
5. Соревнуемся
Ребенка-флегматика надо хотя бы на время отдать в спортивную
секцию, где есть соревнования на скорость. Это может быть плавание, бег,
лыжи. Там он научится концентрировать энергию, сосредотачиваться на
главном, собираться с силами. Все это очень пригодится в жизни.
6. Не торопимся и поддерживаем
Не спрашивайте новый материал сразу, как прошли. Дайте время,
спросите на следующем уроке. Быстрый устный ответ, быстрый устный
счет — не требуйте сразу. Предоставьте время на обдумывание. Почему-то
считается, что если трудности в письме — нужно больше писать, если
в чтении — больше читать, если ребенок медлительный — то всё делать
«на скорость». Это большая ошибка, ведь нагрузки трудные, не дающие
удовлетворения, убивают радость самой работы. Поэтому не перегружайте
ребенка той работой, которая не получается, чередуйте ее с той, что
получается хорошо. Тренируйте разнообразные графические движения.
«Давай сам!» — это не про таких детей. Помогите включиться.
Некоторые
дети
делают
все
медленно,
потому
что
не
могут
сосредоточиться. Такая проблема чаще всего бывает у первоклассников.
Связана она с тем, что у ребенка недостаточно развито произвольное
внимание.
Произвольное внимание – это способность человека под влиянием
намерения и поставленной цели сосредоточиться на деятельности, которая
может быть в данный момент неинтересной и трудной. Он понимает,
что, пожертвовав сиюминутным удовольствием, получит гораздо большее
удовольствие, когда цель будет достигнута. Например, первокласснику
интереснее катать по столу машинку, чем решать задачу. Однако он
понимает, что если сделает задание, то завтра получит пятерку, и
удовольствие
от
хорошей
оценки
будет
больше,
чем
от
катания
машинки. Произвольное внимание основано на воле, младший школьник
учится проявлять волю для достижения цели.
Как помочь ребенку, если произвольное внимание у него недостаточно
развито?
7. Мотивация
Нужно поговорить с ребенком о его будущем. Каким он себя видит через
десять-пятнадцать лет? Чем он будет заниматься, будет ли у него семья,
дети?
Как
он
собирается
зарабатывать
деньги?
Ребенок
должен почувствовать себя членом общества и понять, что от его нынешней
учебы зависит, как он будет жить дальше. Однако не следует заглядывать
лишь в отдаленное будущее. Надо постараться вызвать у ребенка интерес к
учебе, показав, как могут применяться его знания на практике. Например,
можно дать ему посчитать деньги и спросить, хватит ли их на нужные
покупки.
8. Упражнения
Есть
специальные
упражнения
на развитие
произвольного внимания. Например, ребенку дают лист бумаги, цветные
карандаши и просят нарисовать в ряд десять треугольников. Когда эта работа
будет
завершена,
ребенка
предупреждают
о
необходимости
быть
внимательным, так как инструкция произносится только один раз. «Будь
внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый
треугольники». Если ребенок переспрашивает, надо ответить «Делай, как
понял». Если он справился с первым заданием, можно продолжить работу,
постепенно усложняя задания.
Некоторые дети делают все медленно, потому что боятся допустить
ошибку. Это связано с тревожностью и неуверенностью в себе. Как правило,
тревожные дети боятся либо родителей, либо учителя, либо сверстников, а
иногда всех сразу.
Когда родители наказывают ребенка за двойки, он
панически боится ошибиться. На контрольной его охватывает страх. Рука
отказывается писать, ребенок много раз перечитывает задание, а когда
напишет строчку, снова и снова проверяет ее.
Если школьник боится
учителя, он не может сосредоточиться в его присутствии, а при другом
преподавателе все делает быстро и хорошо. Сверстников ребенок боится в
двух случаях. Либо он пользуется у них большим авторитетом, и для него
просто недопустимо получить плохую оценку. Либо сверстники относятся к
нему негативно и с удовольствием посмеются над его неудачей. Однако это
вовсе не полный перечень вариантов тревожности. Надо постараться найти
источник тревоги, а потом уже решать: либо его устранять (например, уйти
от плохого учителя), либо помочь школьнику адаптироваться, если устранить
то или иное обстоятельство невозможно.
Ребенок делает все медленно, потому что все его мысли вертятся
вокруг какой-то важной проблемы, а уроки выпадают из сферы его
внимания. Надо заниматься, а он, словно перегруженный компьютер,
зависает, глядя в одну точку. Проблемы, беспокоящие ребенка, могут быть
самыми разными. Спросите его, может быть, он голоден, может, ему холодно
или у него что-то болит. Согласитесь, тяжело думать о занятиях, если болит
голова, живот или зуб! Но, к сожалению, не каждый ребенок готов
признаться в этом родителям. Проблемы могут быть и в семье, и в среде
сверстников.
Беседуя с родителями, можно дать следующие советы:
- чаще хвалите ребёнка, это вселит в него уверенность;
- избегайте повторений слов «нет» и «нельзя»;
- говорите сдержанно, спокойно и мягко;
- давайте ребёнку только одно задание на определённый отрезок времени;
- поддерживайте дома строгий распорядок дня;
- оберегайте ребёнка от утомления, поскольку оно приводит к снижению
самоконтроля;
- полезна ежедневная физическая нагрузка.
Это простые правила, которые помогут и учителям меньше нервничать,
и родителям меньше переживать. А дети будут учиться с удовольствием!