Напоминание

"Культура татарского народа"


Автор: Прокофьева Елена Ивановна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Камско - Полянская ДМШ" НМР РТ
Населённый пункт: п.г.т. Камские Поляны
Наименование материала: Лекция - концерт
Тема: "Культура татарского народа"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Министерство культуры Республики Татарстан

Управление культуры Нижнекамского муниципального района

пгт. Камские Поляны

МБУ ДО «Камско-Полянская ДМШ» НМР РТ

Лекция - концерт на тему:

« Культура татарского народа»

Подготовила и провела

Преподаватель 1 квалификационной

категории: Прокофьева Е.И.

2023

Добрый вечер, дорогие ребята!!! Сегодня я вам расскажу о культуре татарского

народа.

Татары — самая крупная этническая группа, которая исповедует ислам на

территории Российской Федерации и является её неотъемлемой частью.

Татарский народ хранит многовековые традиции своих предков - булгар,

которые сумели достичь высокого уровня культурного развития, соединив свои

тюркские корни и арабское влияние, обусловленное принятием ислама в Х

веке. Это стало той основой, на которой в дальнейшем развивалась вся

татарская культура. Особое место в жизни булгар и современных татар

занимает литература. Традиции, заложенные ещё Кул Гали в поэме "Кыйсса-и

Йусуф" в XIII веке, продолжили Махмуд Гали, Саиф Сараи, Мухамедьяр и

другие. Среди выдающихся деятелей культуры татарского народа XIX - XX

веков можно назвать Г. Тукая, К. Насыри, Ш. Марджани, Г. Камала, Ф.

Амирхана, Р. Нуриева, Б. Урманче, Г. Ибрагимова, Г. Исхаки, М. Джалиля.

С захватом Казани в 1552 году войсками Ивана Грозного в крае наблюдается

широкое проникновение русской культуры. В результате взаимодействия двух

цивилизаций родилась уникальная культура современного Татарстана. Годы,

проведённые в Казани, оказали большое влияние на творчество таких деятелей

мирового масштаба, как Л. Толстой, М. Горький, Г. Державин, Ф. Шаляпин и

др. Город также помнит визит А. Пушкина, который изучал историю нашего

края. Своеобразная природа Татарстана запечатлена на полотнах выдающегося

русского художника И. Шишкина.

Татарская музыка

Национальная музыка татар - народа Евразии с многовековой историей и

самобытной

культурой

-

является

неотъемлемой

частью

мировой

цивилизации.

Сейчас мы послушаем татарскую народную песню в обработке Р. Еникеевой

«Мой соловей» в исполнении Мироновой Арины.

Татары - тюркоязычный народ, и в его искусстве органично сочетаются

восточные традиции и традиции коренных народов центральной Европы.

Следы седой древности татарской музыки не мешают ее восприятию нашим

современником, ее эмоциональный склад близок ему.

В количественном отношении татары, после русских, в Российской Федерации

занимают первое место. Их этническая территория - Поволжье, Приуралье,

Западная Сибирь; немало татар проживает в Казахстане, Средней Азии, Москве

и Петербурге, Финляндии. В музыковедческой литературе татар иногда

называют "северными мусульманами". Германские ученые Роберт Лах, Георг

Шюнеман еще в 1916-17 гг. записывали и исследовали татарские народные

песни, однако объектом всестороннего научного исследования они стали лишь

в середине XX века.

Архипова Мария исполнит нам татарскую народную песню «Родничок» в

обработке Л.Батыркаевой.

Традиционная татарская музыка основана на широко распространенной на

Востоке пятизвучной системе - пентатонике, которая типична для китайской,

вьетнамской, корейской, венгерской народной музыки. В то же время на ней

построены песни мари, чуваш, мордвы - то есть народов, исторические судьбы

которых тесно переплетены с историей татарского народа. Однако мелодика

татарской песни, особенно протяжной, существенно отличается наличием

высокоразвитой орнаментики, чем сближается с восточными традициями. Эта

орнаментация не только придает особый колорит музыке, но является важным

средством динамизации интонационного его развития. Здесь естественна была

бы параллель с орнаментикой мелодики композитора Ф.Шопена. Татарская

традиционная

музыка

имеет

различные

стилевые

и

жанровые

типы.

Эмоциональное

содержание

и

музыкальная

стилистика

ее

в

наиболее

концентрированном

виде

проявляются

в

лирической

протяжной

песне,

представленной здесь в интерпретации признанных мастеров народного

музыкального исполнительства. Но традиционная песня - не только памятник

народной песни; она и сегодня звучит в радио- и телепередачах, концертных

программах.

Назмутдинова Амалия сыграет нам пьесу Дж. Файзи «Бабай» (Дедушка).

Богатейшее

музыкальное

наследие

татарского

народа

создавалось

на

протяжении многих веков. Его основу, если перейти на язык музыкальной

науки, составляет песенный фольклор сольной традиции, основанный на

ангемитонной монодии. Эти, может быть, непривычные для непосвященных

термины объясняются довольно просто. Фольклор - народное творчество,

монодия - одноголосие, или сольное исполнение, ангеми-тоника (или более

употребительное в отношении татарской музыки, хотя и не вполне точное, -

пентатоника)

представляет

собой

систему музыкальных

звукорядов,

не

превышающих пяти звуков, на которых построены мелодии. Именно монодия и

ангемитоника придают своеобразие татарской народной музыке.

Татарские народные напевы объединяет множество общих черт. Наряду с этим

они различаются по характеру звучания, содержанию, происхождению из

определенной местности, возникновению в среде мишарей, кряшен, казанских,

астраханских, сибирских и других этнических групп татар.

Зайнудинова Аиша исполнит нам татарскую народную песню «Ашхабад»в

обработке З.Хабибуллина..

Национальная татарская одежда

В дореволюционное время многие деревенские жители не носили белья,

нательной одеждой им служили рубахи и штаны. И мужчины, и женщины

сверху надевали бишметы - длинные распашные кафтаны с рукавами, камзолы

- безрукавные или с короткими рукавами, облегающие тело распашные

кафтаны, халаты (чапан) из домотканой материи или среднеазиатских

шелковых тканей, а зимой пальто и шубы (тон, тун). В 19 - нач. 20 вв. среди

части татар распространились русские дохи, тулупы, полушубки, армяки,

мужские рубахи-косоворотки, брюки, а у женщин - платья.

Из женских головных уборов специфически местной была налобная повязка

(сараоч, сарауц) с твердой, обшитой тканью вокруг картона и украшенной

позументами и бисерными вышивками передней частью. Праздничными

головными уборами были калфаки (колпак): одни - больших размеров, вязаные

или сшитые из шелковых и бархатных тканей, покрытые вышивкой, золотой

или серебряной нитями, шерстью, синелью, бисером, жемчугом, иногда -

бахромой из золоченых нитей, др. - небольших размеров, сшитые с твердым

картонным околышем из бархатной ткани, украшенные также вышивками,

позументами и пришитыми старыми монетами. Кроме того, женщины носили

летние и зимние шапки цилиндрической формы, а сверху платки и шали.

Мужчины носили тюбетейки, войлочные шапки, зимние стеженые шапки

разных видов, в том числе и шапку с лопатообразным выступом сзади.

Амосова Анастасия сыграет нам пьесу А. Луппова «На заре».

Широко были распространены мягкие кожаные сапоги ичеги, украшенные

способом сшивной мозаики криволинейными узорами, кожаные башмаки,

зимние валенки (пимы), а также короткие чирки, охотничьи сапоги и др.

В качестве украшений использовали браслеты, кольца, перстни, серьги, бусы,

бисер, шнурки, ленты. Девушки носили косные приплетай, украшенные

монетами, а горожанки стали носить серебряные и золотые медальоны.

От наших предков до нас дошло богатое наследство - традиционная одежда,

которая за многовековую историю выработала свою особенность, в том числе и

свой яркий художественный язык, выражающий эстетические идеалы народа.

Традиционная одежда состоит из следующих основных элементов: костюм,

включавший в свой состав комплекс элементов, формировавших внешний

облик человека: нижняя и верхняя одежда, головные уборы, обувь и

украшения. Издавна эти элементы выступали согласованно, сочетаясь друг с

другом по форме и цвету, образуя единый стилевой комплекс.

Особенностью традиционной одежды является то, что она, тесно связанная с

жизнью народа, создавалась не одним человеком, а этнической общностью.

Поэтому основные ее элементы по форме были общими для всей этой

общности и носили ярко выраженный этнический характер. Повседневные и

праздничные формы, одежда бедняков и богачей различались лишь качеством

ткани и украшений. Однако это не означает, что традиционная одежда

абсолютно схожа. Она очень многообразна, ибо, представляя творчество

общности людей, традиционная одежда оставляла широкий простор и для

развития яркой индивидуальности. Ни один элемент одежды, даже одного

возраста и одной и той же территории, хотя и включал элементы общего типа,

не повторял другой. Они соотносились не как копии, а как стереотипы или

варианты.

И в заключении нашего концерта прозвучит «Веселый танец» А. Лемана в

исполнении Федоровой Дарьи.

Праздники и традиции татар

- Курбан-Байрам

- Ураза-Байрам

- Маулид

- Мирадж

- Лейлят Аль-Кадр

- Лейлят Аль-Бараа

- Сабантуй - народный праздник

Заключение

Татарский народ хранит многовековые традиции своих предков - булгар,

которые сумели достичь высокого уровня культурного развития, соединив свои

тюркские корни и арабское влияние, обусловленное принятием ислама в Х

веке. Это стало той основой, на которой в дальнейшем развивалась вся

татарская культура. Особое место в жизни булгар и современных татар

занимает литература.Татарской песни, особенно протяжной, существенно

отличается

наличием

высокоразвитой

орнаментики,

чем

сближается

с

восточными традициями. Эта орнаментация не только придает особый колорит

музыке, но является важным средством динамизации интонационного его

развития. От наших предков до нас дошло богатое наследство - традиционная

одежда, которая за многовековую историю выработала свою особенность, в том

числе и свой яркий художественный язык, выражающий эстетические идеалы

народа.

Мусульманские

праздники

-

неотделимая

часть

исламских

канонических обрядов, таких, как паломничество, молитва, пост или раздача

милостыни. Основные праздники ислама взаимоувязаны и с главными

догматами религии, которые провозглашают веру в единство и единственность

Аллаха: его вечность, справедливость и всемогущество; предопределение;

признание пророческой миссии иудейских и христианских пророков -

единобожников

и

последнего

из

пророков

в

истории

человечества

-

Мухаммеда; вера в священные книги, вечность и несотворенность Корана; вера

в потусторонний мир, судный день, воскрешение мертвых, существование ада и

рая.



В раздел образования