Напоминание

Пути повышения учебной мотивации в условиях современного колледжа


Автор: Лейла Фанилевна Шамина
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ Дюртюлинский многопрофильный колледж
Населённый пункт: Дюртюли
Наименование материала: публикация
Тема: Пути повышения учебной мотивации в условиях современного колледжа
Раздел: среднее профессиональное





Назад




«Пути повышения учебной мотивации

в условиях современного колледжа»

Цель

Способствовать осознанию учителями педагогической проблемы

формирования мотивации учения как важнейшей из определяющих

результативность образовательной деятельности

Формировать у педагогов установку на использование методов и

приемов повышения учебной мотивации обучающихся.

Задачи

Анализ результатов исследования уровня мотивации обучающихся.

Обсуждение методов и форм обучения в развитии и стимулировании

познавательной мотивации обучающихся в колледже.

Разработка дополнительных мер, направленных на повышение

мотивации обучающихся.

Уважаемые коллеги, я понимаю, что вы уже устали после уроков, я

постараюсь излагать всё кратко, но материала при подготовке к педсовету

было просмотрено много, часть я буду говорить, а часть оставлю в докладе

для ознакомления. Постарайтесь уловить основные моменты, которые

важны именно для вас.

В условиях современного российского колледжа мотивация является одной

из наиболее болезненных проблем.

Редко встретишь преподавателя, который не жалуется на то, что студентам

ничего не нужно, что они не выполняют домашних заданий, скучают на

занятиях, а то и вовсе на них не ходят.

Не лучше обстоят дела и в других учебных организация. Очевидно, что

низкая мотивация сегодняшних студентов ставит под сомнение

эффективность учебной деятельности в целом.

Изменения сложившейся ситуации необходимы, но, прежде чем

вырабатывать конкретные предложения, стоит проанализировать основные

причины, которые приводят к снижению мотивации у наших обучающихся в

целом.

1. Мотивация является многофакторным явлением, поэтому стоит

предположить, что на снижение мотивации влияют самые различные

факторы, идущие как от специфики устройства российского общества в

целом и принятых в культуре стилей воспитания, так и от содержания,

методов и форм обучения.

Демотивирущие факторы, связанные со спецификой устройства

современного общества, таковы:

- отсутствие связи между уровнем образования и уровнем доходов (это

отмечают в анкетах и преподаватели и родители);

- коррумпированность;

- привычка имитировать деятельность по выполнению обязанностей;

- отношение к интеллектуальной собственности;

- пропаганда гламурного (легкого) образа жизни;

- научно-технический прогресс, в том числе Интернет, телевидение и т.д.

На первый взгляд, всё это вещи, далёкие от интересов обучающихся, однако

в действительности и семья, и колледж живут и действуют в этом обществе и

готовят обучающихся к существованию именно в таком обществе.

Дети впитывают то, что им показывают по телевизору, предлагают в сети

Интернет. Каждая вторая «якобы звезда» начинает свое интервью со слов как

плохо он или она учились в школе, а теперь они преуспевающие люди.

Имидж учителя подорван в обществе, а телевидение продолжает, я бы

сказала, эту проблему обсуждать. Мотивацию учащегося надо начинать с

мотивации учителя.

Демотивировать учащегося может также принятый в семье стиль

воспитания, если родители игнорируют потребность подростка в принятии

решений, автономии или компетентности, что нередко встречается в семьях.

Очень часто за подростка решают все вопросы родители, но зачастую

ситуация бывает обратная – родители занимаются зарабатываем денег,

устраняются от всех проблем подростка, предоставляют ему свободу

действий, что приводит к плачевным, а порой и неисправимым результатам.

А изменить ситуацию родителям уже не удается.

К демотивирущим факторам, связанным с содержанием образования,

относится заметное расхождение между содержанием образования и тем, что

реально нужно для профессиональной деятельности обучающегося в

будущем примерно через 5 лет, а также требованиями работодателя.

Вовсе не очевидно, что следует приблизить содержание образования к

практическим нуждам, поскольку многими фундаментальность российского

образования воспринимается именно как его особая ценность.

Заметим лишь то, что отсутствие понимания у студента, чем именно

приобретаемые знания и умения могут пригодиться в будущем, способно

заметно демотивировать. Массовые учебники составлены так, как будто

ребёнок сам должен знать, зачем ему нужны предлагаемые знания, или как

будто ему вообще не обязательно это знать.

Мы с вами повлиять на эти глобальные факторы не можем. Какие решения

предлагает нам в ближайшее время правительство, министерство культуры,

министерство образования и науки России?

2. Прежде всего, изменяется содержание образования и формы обучения за

счет введения новых стандартов. Об этом мы уже говорили на предыдущем

педсовете.

Среднее звено работают по новым стандартам с 2015 года по всей стране.

новый стандарт – это три «Т»:

требования к содержанию,

требования к условиям,

требования к результатам.

Требования к условиям представляют собой довольно большой перечень,

который включает требования к материально-технической базе,

информационному обеспечению, к кадрам и т.д.

Результаты обучения в колледже делятся на три группы:

Предметные. И мы с вами знаем, что это такое и как их проверять и

измерять. Прежде всего, остаются внешние оценки – экзамены, контрольные,

курсовые работы.

Метапредметные. Единого понятия, что стоит подразумевать под этим, пока

не выработано. Есть несколько научных школ, несколько трактовок.

И третий тип результатов это личностные. Личностные результаты должны

отслеживать развитие личности ребенка.

Понятно, какие показатели стоят за этим, но сложно представить четкие

критерии их измерения. Предполагается, что часть предметных результатов

будет измеряться, а метапредметные и личностные будут мониториться, т.е.

оцениваться через опросники и анкеты.

Изменяются и квалификационные требования (характеристики) должностей

работников образования, существенно расширяющие круг должностных

обязанностей учителя, в т.ч. и по введению ФГОС. Возможно, что вы и не

заметили, что у вас изменились должностные инструкции.

Как при этом правительство планирует поддержать, т.е. мотивировать

учителей? Остается открытым вопрососм.

3. Формирование активной личности невозможно без активности в

овладении знаниями.

Многое здесь зависит от мастерства преподавателя, от его умения

организовывать учебный процесс, от его творчества и постоянного поиска

новых форм и приемов обучения.

Педагогическое творчество педагога, освобождаясь от шаблона, создает

интересные примеры нестандартных форм обучения, что позволяет учителю

вернуть утраченный интерес к изучению предмета.

Творческий учитель постоянно спрашивает себя: что можно сделать, чтобы

ученики хотели учиться? Как спланировать виды деятельности на уроке и

вне него?

Ни программа, ни учебник, ни методическое пособие не могут предоставить

педагогу готовую схему. Он должен сам сконструировать его, учитывая

условия обучения и состав обучающихся. Преподавателю нужно в какой-то

степени отойти от стандартного урока, внести что-то новое, что могло бы

привлечь внимание, активизировать деятельность учащихся, заставить их

мыслить, искать, действовать.

Однообразие форм работы на уроке способствует потере мотивации,

особенно если преобладающей формой является фронтальная работа, в

которой довольно мало возможностей для индивидуальной активности

обучающегося.

Групповые формы работы хороши тем, что снимают излишнее напряжение

вокруг отметок, которые всегда связаны с внешней мотивацией. Кроме того,

в группе всегда будет больше возможностей для индивидуальной учебной

активности обучающегося, чем при фронтальной работе.

Парная форма работы хороша при формировании внимательности

обучающихся, когда им предлагается проверить работы друг друга.

Самостоятельное оценивание своей работы во время проверки тоже снимает

нежелательное напряжение вокруг оценивания преподавателем и ведёт к

формированию самооценивающегося субъекта.

Как педагогически грамотно и объективно обеспечить процесс

оценивания.

Преподаватели с демократическим стилем управления учебной

деятельностью стремятся создать для ребят ситуацию успеха, вызвать

ощущение продвижения вперёд, переживание успеха в учебной

деятельности. Для этого они правильно подбирают уровень сложности

заданий, справедливо, “по заслугам” оценивают результат деятельности

чтудентов. Они используют все возможности учебного материала, чтобы

заинтересовать группу: создают проблемные ситуации, активизируют

самостоятельное мышление, организуют сотрудничество обучающихся,

выстраивают позитивные отношения с обучающимися, проявляют

искреннюю заинтересованность в достигнутых успехах.

Необходимое условие для всего этого - знание индивидуальности

каждого обучающегося, опора на имеющиеся у него возможности и

мотивы.

Известно: педагоги с авторитарным и опекунским стилем руководства

склонны чаще использовать внешние стимулы.

Они считают, что обучающихся надо заставлять учиться, постоянно

поощрять или наказывать, привлекать родителей к совместному контролю за

обучающимися. Во многих случаях и это помогает мотивировать студентов.

И всё же решение проблемы в развитии внутренней мотивации, в умелом

использовании собственных мотивов обучающихся, в первую

очередь познавательных, социальных. Это, повторю, не означает, что

использование внешних стимулов, метод “кнута и пряника” не нужен совсем.

Есть студенты с очень слабо развитыми мотивами, в работе с ними без

использования внешнего стимулирования не обойтись. Но, все-таки, нужно

стремиться к тому, чтобы студент учился не ради оценки или, чтобы

избежать наказания, а ради знаний.

Об эффективной мотивации преподавателя.

Развитие мотивации к учению строится на достижении успеха.

Это требует создания особой учебной программы с градацией сложности

задач, времени усвоения, особого стиля взаимодействия преподавателя и

обучающегося на занятии.

Технология развития мотива достижения достаточно полно представлена в

компьютерных тестовых играх: в них существует серия заданий различной

сложности, которые можно выбирать; студент получает полную информацию

о результате своей деятельности, может оценить качество выполнения

задания (обратная связь); сложность заданий такова, что успех возможен

только при определённых усилиях, играющий студент воспринимает всю

ответственность за ситуацию.

Таким образом, вся студенческая жизнь, все общение педагогов и

обучающихся должны быть пронизаны гуманным отношением к

обучающимся. При этом удовлетворяются многие потребности

взрослеющего человека.

Следствие такого отношения - доверие к детям, предоставление им

максимально возможной свободы, но пределы свободы должны быть педаго-

гически оправданы. Отмечу, что расширение свободы и самостоятельности в

целом положительно влияют на самочувствие обучающихся. Им нравится в

колледже, они любят своих преподавателей; им нравится учиться в таких

условиях.

А сейчас мне хочется предложить вам небольшую видео зарисовку как

видят обучающиеся нашу мотивацию.

4



В раздел образования