Напоминание

Рабочая программа по речевому развитию "Подготовка к обучению грамоте" подготовительная группа


Автор: Евгения Викторовна Баранова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ Детский сад 11 село Спицевка
Населённый пункт: Ставропольский край Грачевский муниципальный округ
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Рабочая программа по речевому развитию "Подготовка к обучению грамоте" подготовительная группа
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 11»

СЕЛО СПИЦЕВКА ГРАЧЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА

СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Рабочая программа по речевому развитию

«Подготовка к обучению грамоте»

подготовительная группа

Составила:

Воспитатель

Баранова Е.В.

Содержание

1.

Пояснительная записка

2.

Актуальность

3.

Цель программы

4.

Основные принципы реализации программы

5.

Ожидаемые результаты

6.

План занятий на год

7.

Литература

Пояснительная записка

Дошкольное воспитание — первое звено единой системы народного

образования. Поэтому необходимость преемственности между детским садом

и школой усиливается в еще большей мере в связи со значительно возросшей

ролью общественного дошкольного воспитания в нашей стране.

Преемственность детского сада и школы предусматривает, с одной

стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и

воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения, с

другой — опору школы на знания, умения, качества, которые уже

приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего

всестороннего развития учащихся. Работники дошкольных учреждений

должны хорошо знать требования, которые предъявляются детям в I классе, и

в соответствии с ними готовить старших дошкольников к систематическому

учению. Обучение грамоте является одной из ступенек в подготовке детей к

школе.

Актуальность

В последние годы многие учителя начальных классов и школьные

логопеды отмечают большой рост детей с нарушениями письма и чтения

(дисграфия, дислексия). На мой взгляд это связано с несформированностью

фонетико-фонематического восприятия и слуха у старших дошкольников. В

связи с этим, я считаю, что большое внимание необходимо уделять

формированию звуковой культуры речи и элемента подготовки обучения

грамоте у старших дошкольников.

Подготовка к обучению грамоте находится в тесной связи со звуковой

культурой речи. Если ребенок не будет правильно произносить звуки, не

сможет их различать и выделять, подбирать слова с определенным звуком, то

и процесс овладения первоначальными элементами грамоты будет затруднен.

Для успешного обучения детей, по данным разделам, я использую

игровые методы и приемы, так как игра является основным видом

деятельности дошкольника. С помощью игры усвоение сложного материала

происходит без особого нервного напряжения: ребенок с усердием старается

овладеть тем, что способствует успеху игры, незаметно для себя решая ту

или иную учебную задачу.

Программа составлена на основе задач комплексной программы

«Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, З.А. Михайловой.

Многие педагоги сталкиваются в своей практике с интеллектуальной

пассивностью детей. Исследования Н.Н. Поддъякова доказывают, что

причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей лежат в

ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с

тем, будучи не в состоянии справиться простым заданием, дети быстро

выполняют его, когда задание переводится в практическую деятельность или

в игру.

Поэтому особенностью данного курса является использование принципа

включения детей в целостную мотивированную деятельность, в процессе

которой дети в игровой форме решают поставленные перед ними задачи.

Данная программа включает три направления работы с детьми старшего

дошкольного возраста:

- развитие звуковой стороны речи;

- ознакомление со знаковой системой языка;

- подготовка руки к письму.

Цель

программы

комплексное

развитие

познавательно-речевой

деятельности детей, органичное и своевременное освоение ребенком родного

языка, осознание его закономерностей, освоение основ грамотности при

письме, формирование навыков самостоятельности и самоорганизации.

Данная цель реализуется путём решения следующих задач:

развитие умений говорения и слушания, формирование опыта чтения

слогов;

развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи

окружающих;

обогащение активного и пассивного словаря;

развитие грамматического строя речи, умений связной речи с опорой

на речевой опыт ребёнка;

развитие

фонематического

слуха,

совершенствование

звуковой

культуры речи детей;

обучение звуко-слоговому анализу слов;

развитие мелкой моторики руки.

Основные принципы реализации программы:

уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в

сочетании с разумной требовательностью;

комплексный подход при разработке занятий;

систематичность и последовательность занятий;

вариативность содержания и форм приведения занятий;

наглядность;

адекватность требований и нагрузок, предъявляемых к ребенку в

процессе занятий;

постепенность

(пошаговость)

и

систематичность

в

освоении

и

формировании школьно-значимых функций, следование от простых и

доступных знаний к более сложным, комплексным;

индивидуализация темпа работы — переход к новому этапу обучения

только после полного освоения материала предыдущего этапа;

повторяемость (цикличность повторения) материала, позволяющая

формировать и закреплять механизмы реализации функции.

Программа рассчитана на детей в возрасте от 6 до 7 лет.

Срок реализации – 1 год.

Программа предполагает проведение двух занятий в неделю.

Продолжительность каждого занятия 25-30 мин. Общее количество учебных

занятий в год 63.

Ожидаемые результаты:

У ребёнка развиты следующие навыки и умения:

- Свободно составлять рассказы, пересказы;

- Владеть навыками творческого рассказывания;

- Адекватно употреблять в речи простые и сложные предложения, усложняя

их придаточными причины и следствия, однородными членами предложения

и т.д.

- Понимать и использовать в самостоятельной речи простые и сложные

предлоги;

- Понимать и применять в речи все лексикограмматические категории слов;

- Овладеть навыками словообразования разных частей речи, переносить эти

навыки на другой лексический материал;

- Оформлять речевое высказывание в соответствии с фонетическими

нормами

русского языка;

- Овладеть правильным звуко-слоговым оформлением речи.

Помимо

этого

у

детей

должны

быть

достаточно

развиты

другие

предпосылочные условия, во многом определяющие их готовность к

школьному обучению:

- Фонетическое восприятие;

- Первоначальные навыки звукового и слогового анализа и синтеза;

- Графомоторные навыки;

- Элементарные навыки письма и чтения (чтение и написание печатными

буквами слогов, слов и коротких предложений).

СЕНТЯБРЬ

Занятие 1

Тема: Речь устная и письменная. Предложение.

Программное содержание: формировать у детей представление о том, что

делает нашу речь точной и выразительной; закреплять понятие об устной и

письменной речи, понятие о предложении; развивать монологическую речь

детей, умение использовать для её выразительности эпитеты, метафоры,

диалогическую

речь

правильно

строить

предложения,

отвечать

распространёнными

предложениями;

воспитывать

навыки

учебной

деятельности: внимание, усидчивость.

Занятие 2.

Тема: Предложение и слово.

Программное содержание: закреплять и совершенствовать у детей понятие

о предложении и слове, делить предложение на слова, называя их по

порядку, упражнять в составлении предложений, используя схему; развивать

речь детей, используя для её выразительности различную интонацию;

развивать у детей творчество, мышление, память.

Занятие 3.

Тема: Слоги и ударение.

Программное содержание:

познакомить детей с ударением; закреплять

представление о том, что слова можно поделить на слоги; упражнять в

делении слов на слоги, отхлопывая ритм; в определении количества слогов в

слове; в

определении ударного слога; закреплять умение составлять

предложения по предметной картинке; пересказывать знакомые сказки

частями,

и

используя

иллюстрации

(серии),

развивать

у

детей

фонематический слух, память, монологическую речь.

Занятие 4.

Тема: Звуки гласные и согласные.

Программное содержание: закреплять у детей представление о гласных и

согласных

звуках речи,

их

характерных особенностях; упражнять в

различении звуков на слух, в нахождении слов на заданный звук; закреплять

представление о предложении; упражнять в определении количества слогов в

слове, выделять ударный слог, в умении пересказывать знакомую сказку по

мнемотаблице, развивать речевые умения, память, логическое мышление;

воспитывать навыки учебной деятельности.

ОКТЯБРЬ

Занятие 5.

Тема: Звуковой анализ слов. Виды предложений.

Программное

содержание:

познакомить

детей

с

разновидностью

предложений:

простое,

вопросительное,

восклицательное,

и

с

соответствующими знаками препинания; закреплять умение производить

звуковой анализ слов; упражнять в составлении предложений, используя

схему; развивать у детей силу голоса, выразительность и чёткость речи;

воспитывать навыки учебной деятельности.

Занятие 6.

Тема: БУКВА А

Программное содержание: знакомство с буквой А, развивать зрительное,

фонематическое,

тактильное

восприятие,

мелкую

моторику;

учить

соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ;

упражнять

в

образовании

относительных

прилагательных;

пополнять

словарный запас.

Занятие 7

Тема: БУКВА О

Программное содержание: знакомство с буквой О, развивать зрительное и

тактильное

восприятие,

фонематический

анализ

и

синтез,

оптико-

пространственные представления, мелкую моторику; продолжать учить

соотносить звук и букву; сопоставлять букву и её графический образ;

упражнять в образовании множественного числа существительных, в

зарисовке схемы предложения; пополнять словарный запас.

Занятие 8

Тема: БУКВА И

Программное содержание: знакомство с буквой И, развивать зрительное,

фонематическое, тактильное восприятие, мелкую моторику, память; учить

соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ;

формировать навыки анализа и синтеза слогов, умение выделять ударный

гласный

звук;

упражнять

в

образовании

множественного

числа

существительных, в чтении буквенных сочетаний; продолжать учить

определять место звука в слове.

Занятие 9

Тема: БУКВА Ы

Программное содержание: знакомство с буквой Ы, развивать зрительное,

тактильное,

фонематическое

восприятие,

оптико-пространственные

представления;

соотносить

звук

и

букву;

сопоставлять

букву

и

её

графический образ; упражнять

в

образовании

множественного

числа

существительных, в составлении предложений по опорным картинкам к

заданной схеме, в чтении буквенных сочетаний; учить образовывать отно-

сительные

прилагательные;

развивать

память,

внимание;

пополнять

словарный запас.

Занятие 10

Тема: БУКВА У

Программное содержание: знакомство с буквой У, упражнять составлении

звуковой схемы слов, в определении места звука в слове, закреплять умение

определять количество слогов в словах, определять ударный, развивать

зрительное, фонематическое восприятие, внимание, память, логическое

мышление, мелкую моторику; соотносить звук и букву; сопоставлять букву и

её графический образ; пополнять словарный запас.

Занятие 11.

Тема: Гласные звуки и буквы А, О, И, Ы, У

Программное содержание: формировать умение различать и правильно

произносить звуки [а, о, и, ы, у], учить дифференцировать эти звуки;

закреплять умение соотносить звуки с буквами, упражнять в чтении слогов, в

угадывании звука по артикуляции (беззвучное произнесение); в умении

подбирать слова на заданный звук, формировать навыки звукового анализа и

синтеза

слогов,

развивать

фонематический

слух,

память,

мышление,

внимание.

Занятие 12

Тема: БУКВА Н

Цель: знакомство с буквой Н, умение делить слова на слоги; продолжать

учить соотносить звук и букву; сопоставлять букву и ее графический образ;

развивать навык чтения слогов; пополнять словарный запас, развивать

зрительное,

фонематическое

восприятие,

мелкую

моторику,

память,

внимание, логическое мышление,

НОЯБРЬ

Занятие 13

Тема: БУКВА С

Программное содержание: знакомство с буквой С, развивать зрительное,

тактильное,

фонематическое

восприятие,

продолжать

учить

умению

соотносить звук и букву; сопоставлять букву и её графический образ;

закреплять навык чтения слогов; формировать умение составлять сложные

слова, упражнять в образовании множественного числа в названиях

детёнышей животных, в нахождении места звука в слове, развивать мелкую

моторику, логическое мышление, внимание; пополнять словарный запас.

Занятие 14

Тема: БУКВА С(закрепление)

Программное содержание: закрепление знаний детей о букве С,навыки

чёткого различения и произношения звуков [c, с’] в слогах, словах, фразах,

упражнять в образовании относительных прилагательных, согласовании их с

существительными, в составлении предложений по опорным словам с

предлогами, закреплять навык пересказывания, развивать навык чтения

слогов и слов, зрительное восприятие, фонематический анализ, мелкую

моторику,

логическое

мышление,

умение

сопоставлять

букву

и

её

графический образ; пополнять словарный запас.

Занятие 15

Тема: БУКВА К.

Программное содержание: знакомство с буквой К, развивать зрительное,

фонематическое восприятие, мелкую моторику, фонематический анализ и

синтез, память, логическое мышление, умение делить слова на слоги;

продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее

графический образ; развивать навык чтения слогов; пополнять словарный

запас.

Занятие 16

Тема: БУКВА К(закрепление)

Программное содержание: закреплять знания детей о букве К,развивать

навык чтения слогов и слов; развивать зрительное, фонематическое

восприятие; мелкую моторику, память; упражнять в словообразовании, в

составлении

предложений

с

заданными

словами,

продолжать

учить

соотносить звук и букву; сопоставлять букву и ее графический образ; по-

полнять словарный запас.

Занятие 17

Тема: БУКВА Т

Программное содержание: знакомство с буквой Т, развивать зрительное

восприятие, фонематический анализ и синтез, мелкую моторику, логическое

мышление; продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и

её графический образ; закреплять навык чтения слогов и слов; пополнять

словарный запас.

Занятие 18

Тема: БУКВА Т(закрепление)

Цель: закрепление знаний о букве Т, закреплять навык чтения слогов и слов;

развивать фонематическое, зрительное восприятие, логическое мышление;

сопоставлять букву и её графический образ; упражнять в изменении

существительных

по

падежам

(дательный

падеж),

в

образовании

и

употреблении притяжательных прилагательных с суффиксом –ин; составлять

предложения с заданными словами, зарисовывать схему предложения,

развивать мелкую моторику

Занятие 19

Тема: БУКВА Л

Цель: знакомство с буквой Л, упражнять в определении позиции звука в

словах, в делении слов на слоги, в умении образовывать притяжательные

прилагательные; в образовании формы прошедшего времени глагола;

продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее

графический образ; закреплять навык чтения слогов и слов, пополнять

словарный запас; развивать зрительное, фонематическое восприятие, мелкую

моторику, память, внимание.

Занятие 20 Тема: БУКВА Л (закрепление)

Цель: закреплять знания детей о букве Л, развивать навык чтения слогов и

слов; учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический

образ; пополнять словарный запас; упражнять в изменении существительных

по

падежам

(родительный

падеж),

в

подборе

родственных

слов;

в

пересказывании текста; развивать зрительное, фонематическое восприятие,

память.

ДЕКАБРЬ

Занятие 21

Тема: БУКВА Р

Цель: знакомство с буквой Р, продолжать учить соотносить звук и букву,

сопоставлять букву и её графический образ; формировать умение определять

слог по счёту; закреплять навык чтения слогов и слов, звукослогового

анализа слов, закреплять словообразование относительных прилагательных;

пополнять

словарный

запас.

развивать

зрительное

восприятие,

фо-

нематический анализ и синтез, логическое мышление, мелкую моторику.

Занятие 22

Тема: БУКВА Р(закрепление)

Цель: закрепление знаний детей о букве Р, закреплять навык чтения слогов и

слов; упражнять в подборе прилагательных к существительным; в подборе

однокоренных слов, в составлении слов из букв, в составлении предложений

с заданными словами, составлении схем предложений;обогащать словарный

запас, развивать зрительное восприятие, фонематический анализ и синтез,

мелкую моторику, логическое мышление.

Занятие 23

Тема: Буквы Р – Л

Цель: закрепить навыки различения звуков р, р’ – л, л’ в слогах, словах,

фразах; формировать умение различать и называть твёрдые согласные звуки

в словах; образовывать сложные слова; работать с приставочными глаголами;

упражнять в подборе родственных слов, работать над предложением;

развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.

Занятие 24

Тема: БУКВА В

Цель: знакомство с буквой В, продолжать учить соотносить звук и букву,

сопоставлять букву и ее графический образ; формировать умение различать

твёрдые и мягкие звуки; упражнять в подборе слов противоположных по

значению (антонимов), в составлении предложений из заданных слов;

развивать навык чтения слогов и слов; пополнять словарный запас, развивать

зрительное, фонематическое восприятие, мелкую моторику, внимание.

Занятие 25

Тема: БУКВА Е

Цель: знакомство с буквой Е, формировать представление о том, что буква Е

в начале слова и после гласной обозначает два звука - [й' э]; продолжать

учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и её графический образ;

закреплять навык чтения слогов и слов; упражнять в подборе слов с

противоположным

значением;

пополнять

словарный

запас,

развивать

зрительное восприятие, фонематический анализ и синтез, логическое

мышление, мелкую моторику, связную речь;

Занятие 26

Тема: БУКВА Е(смягчение согласных)

Цель:

познакомить со смягчением согласных при помощи гласной Е,

закреплять навык чтения слогов и слов; продолжать учить соотносить звук и

букву, сопоставлять букву и её графический образ; пополнять словарный

запас.развивать зрительное восприятие, фонематический анализ, мелкую

моторику, логическое мышление, связную речь.

Занятие 27

Тема: БУКВА П

Цель: знакомство с буквой П, пополнять словарный запас; продолжать учить

соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ;

развивать

навык

чтения

слогов

и

слов;

упражнять

в

изменении

существительных по падежам (дательный падеж), развивать зрительное,

фонематическое

восприятие,

мелкую

моторику,

память,

логическое

мышление, фонематический анализ и синтез.

Занятие 28

Тема: БУКВА П(закрепление)

Цель: закреплять знания детей о букве П, навыки различения и чёткого

произношения звуков п, п’, формировать умение составлять слова из

звуков;развивать навык чтения слогов, слов; продолжать учить соотносить

звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; пополнять

словарный

запас,

развивать

зрительное,

фонематическое

восприятие,

фонематический анализ и синтез, память;

ЯНВАРЬ

Занятие 29

Тема: БУКВА М

Цель: познакомить детей с буквой М, продолжать учить соотносить звук

ибукву, сопоставлять букву и ее графический образ; упражнять в подборе

антонимов; учить понимать и правильно объяснять крылатые выражения;

работать над предложением; развивать навык чтения слогов и слов,

пополнять

словарный

запас,

развивать

зрительное,

фонематическое,

восприятие, мелкую моторику, фонематический анализ и синтез, внимание,

память

Занятие 30

Тема: БУКВА 3

Цель: знакомство с буквой 3, закрепить навыки чёткого произношения и

различении звуков [з], [з'] в слогах, словах, фразах, упражнять в образовании

формы множественного числа родительного падежа существительных, в

употреблении предлогов за, из-за, в подборе однокоренных слов, продолжать

учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ;

развивать навык чтения слогов, слов, пополнять словарный запас; развивать

зрительное, фонематическое, восприятие, мелкую моторику, внимание,

фонематический анализ и синтез, память.

Занятие 31

Тема: БУКВЫ 3-С

Цель: развивать слуховую дифференциацию [з] - [с], [з'] -[с'], умение

соотносить звуки [з], [з']; [с], [с'] с буквами 3 и С, развивать навык чтения

слогов; продолжать формировать навык правильного слогового чтения;

упражнять в образовании множественного числа существительных, в

образовании слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;

упражнять в пересказе короткого текста, продолжать учить соотносить звук и

букву, сопоставлять букву и ее графический образ; обогащать словарный

запас, развивать зрительное, фонематическое восприятие, фонематический

анализ и синтез, память

Занятие 32

Тема: БУКВА Б

Цель: знакомство с буквой Б,; продолжать учить соотносить звук и букву,

сопоставлять букву и ее графический образ; развивать навык чтения слогов,

слов; пополнять словарный запас; упражнять в изменении существительных

по падежам (винительный падеж), в выделении первого и второго слога в

словах, развивать зрительное, фонематическое, восприятие, фонематический

анализ и синтез, мелкую моторику, внимание.

Занятие 33

Тема: БуквыБ -П

Цель: развивать слуховую дифференциацию [п] - [б], и [п'] -[б'], умение

соотносить звуки [б], [б']; [п], [п'] с буквами Б и П; развивать навык чтения

слогов; продолжать формировать навык правильного слогового чтения;

упражнять в образовании множественного числа существительных, в

определении и

назывании второго слога в словах; продолжать учить

соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ;

обогащать

словарный

запас;

развивать

зрительное,

фонематическое

восприятие, фонематический анализ и синтез, память.

Занятие 34

Тема: БУКВА Д

Цель: знакомство с буквой Д,продолжать учить соотносить звук и букву,

сопоставлять букву и ее графический образ; развивать навык чтения слогов,

слов; пополнять словарный запас; упражнять в образовании слов с

уменьшительно-ласкательными суффиксами, изменении существительных по

падежам

(творительный

падеж),развивать

зрительное,

фонематическое

восприятие, мелкую моторику, внимание;

Февраль

Занятие 35

Тема: БУКВА Д (закрепление)

Цель: закрепить знания детей буквы Д, закреплять умение соотносить звук и

букву, сопоставлять букву и её графический образ; закрепить навыки

произношения звуков [д] - [д'] в слогах, словах, фразах; упражнять в умении

называть второй слог в словах, в составлении предложений по заданной

схеме, в делении слов на слоги, закреплять умение производить звуковой

анализ слов, пересказывать короткий текст, развивать фонематический слух,

внимание, память.

Занятие 36

Тема: БУКВЫ Д- Т

Цель: развивать слуховую дифференциацию звуков [д] - [т], [д'] - [т'], умение

соотносить звуки [д], [д']; [т], [т'] с буквами Д и Т, развивать навык чтения

слогов; продолжать формировать навык правильного слогового чтения;

упражнять

в

образовании

множественного

числа

существительных;

продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее

графический образ; обогащать словарный запас, развивать зрительное,

фонематическое, восприятие, память, внимание.

Занятие 37

Тема: БУКВА Я

Цель: знакомство с буквой Я, формировать представление о том, что буква Я

в начале слова и после гласной обозначает два звука - [й' а]; сопоставлять

букву и её графический образ; закреплять навык чтения слогов и слов; уп-

ражнять в подборе прилагательных к существительному, в образовании

относительных прилагательных, в составлении предложений по опорным

словам, в составлении схем предложений, пополнять словарный запас,

развивать

восприятие,

фонематический

анализ

и

синтез,

логическое

мышление, мелкую моторику;

Занятие 38

Тема: БУКВА Я(смягчение согласных)

Цель:

познакомить

со

смягчением

согласных

при

помощи

гласной

Я,закреплять навык чтения слогов и слов; развивать зрительное и тактильное

восприятие;

сопоставлять

букву

и

её

графический

образ;

развивать

фонематический анализ; развивать мелкую моторику, логическое мышление.

Занятие 39

Тема: БУКВА Г

Цель: знакомство с буквой Г, продолжать учить соотносить звук и букву,

сопоставлять букву и ее графический образ; развивать навык чтения слогов,

слов; пополнять словарный запас; упражнять в употреблении косвенных

падежей

существительных,

развивать

зрительное

восприятие,

мелкую

моторику, фонематическое восприятие, внимание.

Занятие 40

Тема: БУКВЫ Г-К

Цель: развивать слуховую дифференциацию звуков [г] -[к], [г'] - [к'], умение

соотносить звуки [г], [г']; [к], [к'] с буквами Г и К, развивать навык чтения

слогов; продолжать формировать навык правильного слогового чтения;

упражнять в образовании множественного числа существительных; про-

должать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический

образ; обогащать словарный запас, развивать зрительное, фонематическое

восприятие, память, внимание.

Занятие 41

Тема: БУКВА Ч

Цель: знакомство с буквой Ч, продолжать учить соотносить звук и букву,

сопоставлять букву и ее графический образ; развивать навык чтения слогов,

слов; пополнять словарный запас; упражнять в образовании существи-

тельных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, развивать

зрительное, фонематическое восприятие, мелкую моторику, фонематический

анализ и синтез, внимание;

Занятие 42

Тема: БУКВА Ч(закрепление)

Цель: закреплять знания детей о букве Ч, развивать навык чтения слогов;

продолжать формировать навык правильного слогового чтения; упражнять в

словоизменении; продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять

букву и ее графический образ; пополнять словарный запас,

развивать

зрительное восприятие, фонематический анализ и синтез, связную речь,

мелкую моторику, память.

Март

Занятие 43

Тема: Звуки Ч-Ть.

Цель: закрепить навыки различения и чёткого произношения звуков ч-т’, в

слогах, словах и фразах; упражнять подборе родственных слов, подбирать

слова

к

схемам;

работать

над

предложением;

закреплять

навыки

пересказывания, навыки чтения, развивать фонематический слух, память,

внимание, логическое мышление.

Занятие 44

Тема: БУКВА Ь

Цель: Знакомство с буквой Ь, сопоставлять букву и её графический образ;

закреплять навык чтения слов; упражнять в изменении множественного

числа существительных по падежам (родительный падеж); пополнять

словарный запас, развивать зрительное

восприятие, связную речь фо-

нематический анализ и синтез, логическое мышление, мелкую моторику,

Занятие 45

Тема: РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЯГКИЙ ЗНАК

Цель: знакомство с разделительным мягким знаком, продолжать учить

соотносить звук

и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; развивать навык чтения

слогов,

слов;

пополнять

словарный

запас,

развивать

зрительное,

фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез, внимание.

Занятие 46

Тема: БУКВА Ш

Цель: знакомство с буквой Ш, продолжать учить соотносить звук и букву,

сопоставлять букву и ее графический образ; развивать навык чтения слогов,

слов; пополнять словарный запас; упражнять в словообразовании су-

ществительных,

обозначающих

детенышей

животных,

в

изменении

существительных по падежам (родительный падеж), развивать зрительное,

фонематическое восприятие, мелкую моторику, фонематический анализ и

синтез, внимание, память.

Занятие 47

Тема: БУКВА Ш (закрепление)

Цель: закрепить навыки различения и чёткого произношения звука Ш в

слогах, словах и фразах; упражнять в образовании формы родительного

падежа множественного числа имён существительных, в согласовании

прилагательных с существительными, в употреблении уменьшительно-

ласкательных суффиксов; закреплять умение производить звуковой анализ

слов; работать над предложением; развивать фонематический слух, память,

внимание, мышление.

Занятие 48

Тема: БУКВЫ С – Ш

Цель: формировать умение различать звуки с-ш в слогах, словах и фразах;

упражнять в согласовании прилагательных с существительными; закреплять

навыки словообразования существительных, обозначающих лиц по их

занятиям. Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-

ласкательными суффиксами, в пересказывании небольшого текста, развивать

фонематический слух, память, внимание, мышление.

Занятие 49

Тема: БУКВА Ж

Цель: знакомство с буквой Ж, продолжать учить соотносить звук и букву,

сопоставлять букву и ее графический образ; развивать навык чтения слогов,

слов;

пополнять

словарный

запас;

упражнять

в

словообразовании

существительных,

обозначающих

детенышей

животных,

развивать

зрительное, фонематическое, тактильное восприятие, мелкую моторику,

оптико-пространственные представления, внимание, память.

Занятие 50

Тема: Буквы Ж-Ш

Цель: развивать слуховую дифференциацию звуков [ж] и [ш], умение

соотносить звуки [ж], [ш] с буквами Ж и Ш, развивать навык чтения слогов;

продолжать формировать навык правильного слогового чтения; упражнять в

образовании множественного числа существительных; продолжать учить

соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ;

расширять словарный запас, развивать внимание, логическое мышление,

память, фонематический анализ и синтез;

Апрель

Занятие 51

Тема: БУКВА Ё

Цель: познакомить детей с буквой Ё, сформировать представление о том, что

буква Ё в начале слова и после гласной обозначает два звука [й' о];

сопоставлять букву и её графический образ; закреплять навык чтения слогов

и слов; упражнять в изменении глаголов по лицам; пополнять словарный

запас, развивать зрительное восприятие, фонематический анализ и синтез,

оптико-пространственные представления, логическое мышление, мелкую

моторику.

Занятие 52

Тема: БУКВА Ё(смягчение согласных)

Цель:

познакомить со смягчением согласных при помощи гласной Ё,

закреплять навык чтения слогов и слов; сопоставлять букву и её графический

образ, упражнять в пересказе короткого текста, развивать зрительное

восприятие,

фонематический

анализ,

мелкую

моторику,

логическое

мышление;

Занятие 53

Тема: БУКВА Й

Цель: знакомство с буквой Й, продолжать учить соотносить звук и букву,

сопоставлять букву и ее графический образ; развивать навык чтения слогов,

слов; пополнять словарный запас; упражнять в образовании формы

единственного числа существительных от множественного,

развивать

зрительное, фонематическое, восприятие, мелкую моторику, фонематический

анализ и синтез, внимание, память;

Занятие 54

Тема: БУКВА Х.

Цель: знакомство с буквой X, продолжать учить соотносить звук и букву,

сопоставлять букву и ее графический образ; развивать навык чтения слогов,

слов; упражнять в звуковом анализе слов, в отгадывании ребусов, пополнять

словарный запас, развивать зрительное, фонематическое восприятие, мелкую

моторику, фонематический анализ и синтез, внимание, память.

Занятие 55

Тема: БУКВА Ю

Цель: знакомство с буквой Ю, сформировать представление о том, что буква

Ю в начале слова и после гласной обозначает два звука [й' у]; продолжать

учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и её графический образ,

закреплять навык чтения слогов и слов; пополнять словарный запас, раз-

вивать зрительное восприятие, фонематический анализ и синтез, мелкую

моторику, логическое мышление.

Занятие 56 Тема:

БУКВА Ю(смягчение согласных)

Цель: познакомить со смягчением согласных при помощи гласной Ю,

закреплять навык чтения слогов и слов; обогащать словарный запас,

развивать зрительное восприятие, фонематический анализ, мелкую моторику,

логическое мышление.

Занятие 57

Тема: БУКВА Ц

Цель: знакомство с буквой Ц, продолжать учить соотносить звук и букву,

сопоставлять букву и ее графический образ; закреплять навык чтения слогов

и слов; упражнять в подборе родственных слов, в составлении слов из слогов,

пополнять словарный запас, развивать зрительное восприятие, мелкую

моторику, фонематический анализ и синтез, внимание, память, логическое

мышление;

Занятие 58 Тема: БУКВА Э

Цель: знакомство с буквой Э, продолжать учить соотносить звук и букву;

сопоставлять букву и ее графический образ; закреплять навык чтения слогов

и слов; пополнять словарный запас, развивать зрительное восприятие,

мелкую моторику, фонематический анализ и синтез, память;

Май

Занятие 59

Тема: БУКВА Щ

Цель:

знакомство с буквой Щ, развивать зрительное и тактильное

восприятие, оптико-пространственные представления, мелкую моторику, фо-

нематический анализ и синтез, внимание, память, логическое мышление;

продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее

графический образ; закреплять навык чтения слогов и слов; пополнять

словарный запас; упражнять в образовании профессий с помощью суффикса

-щик.

Занятие 60

Тема: БУКВА Ф

Цель:

знакомство с буквой Ф, развивать зрительное, тактильное и

фонематическое

восприятие,

оптико-пространственные

представления,

мелкую моторику, фонематический анализ и синтез, внимание, память,

логическое

мышление;

продолжать

учить

соотносить

звук

и

букву,

сопоставлять букву и ее графический образ; закреплять навык чтения слогов

и слов; пополнять словарный запас.

Занятие 61

Тема: БУКВЫ В - Ф

Цель: развивать слуховую дифференциацию звуков [в], [в'] - [ф], [ф'], умение

соотносить звуки [в], [в']; [ф], [ф'] с буквами В и Ф, развивать навык чтения

слогов; продолжать формировать навык правильного слогового чтения;

развивать внимание, логическое мышление, память, фонематический анализ

и синтез; продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее

графический образ; расширять словарный запас; упражнять в изменении

существительных по падежам (предложный падеж).

Занятие 62

Тема: МЯГКИЙ И ТВЕРДЫЙ РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ

Цель:

знакомство с разделительными знаками, развивать зрительное,

фонематическое

восприятие,

оптико-пространственные

представления,

фонематический анализ и синтез, внимание; продолжать учить соотносить

звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; развивать навык

чтения слогов, слов; пополнять словарный запас.

Занятие 63.

Итоговое занятие.

Цель: Закреплять и совершенствовать умение делить слова на слоги и

производить звуковой анализ слов, давая характеристику звукам; делить

предложения на слова (зарисовывать схему); закреплять названия букв,

составлять слова из 2-х, 3-х слогов; упражнять в подборе определений и

действий к существительным, синонимов; пользоваться в речи различными

средствами выразительности: темпом, силой голоса; развивать память,

внимание,

логическое

мышление

(умение

рассуждать,

доказывать);

воспитывать навыки учебной деятельности: слушать и слышать воспитателя,

усидчивость, приучать следить за своей осанкой; чередовать статическое

положение детей, создавать положительный психологический микроклимат в

группе.

Литература

1.

Волкова Л.С. Логопедия. М.: Просвещение, Владос, 1995.

2.

Занимательноеазбуковедение:

материалы

для

занятий

с

детьми

дошкольного и младшего школьного возраста/ авт.-сост. Г.П. Попова,

В.И. Усачёва. – Волгоград: Учитель, 2005.

3.

Ковригина, Р.Е. Шеремет. Занимательное обучение чтению детей 6-7

лет. – Волгоград: Учитель, 2009.

4.

Лопухина И.С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для

развития речи: пособие педагогов и родителей – М.: Аквариум, 1995.

5.

Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение: пособие для

педагогов и родителей – СПб.: Дельта, 1997.

6.

Максимук Н.Н. Игры по обучению грамоте и чтению: пособие для

учителей начальных классов – М.: ВАКО, 2006.

7.

Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов: пособие для педагогов

– М.: Гуманит. изд.центр Владос,2003.



В раздел образования