Владимировна
Методическая
разработка
Непосредственной
образовательной деятельности в
старшей группе
Тема:
"Культура общения"
(Образовательная область
«Коммуникация»)
Пояснительная записка
Культура общения – это обязательный
элемент общей культуры человека.
В последнее время стали говорить об
элементарном уровне культуры
личности, т. е. необходимом минимуме
общих способностей человека, его
ценностных представлений и качеств,
без которых невозможна как
социализация, так и оптимальное
развитие генетически заданных
дарований личности.
Общение для человека – его среда
обитания. Без общения не возможно
формирование личности человека, его
воспитание, развитие интеллекта.
Общение помогает организовать
совместную работу, наметить и обсудить
планы, реализовать их.
Овладение искусством общения,
искусством слова, культурой устной речи
необходимо для каждого человека
независимо от того, каким видом
деятельности он занимается.
«Только в общении, во взаимодействии
человека с человеком раскрывается и
человек в человеке, как для других, так и
для себя самого» (М. М. Бахтин) .
Следовательно, признание
необходимости «другого» для
существования личности придает
общению ценностный характер, делает
общение частью культуры в целом.
Общение – это взаимодействия, которое
создает наилучшие условия для
реализации коммуникативных целей
всех партнеров по общению, для
создания благоприятного
эмоционального климата вследствие
преодоления различного рода барьеров,
а так же для максимального раскрытия
личности каждого.
Актуальность методической разработки
заключается в следующем:
- в повышении собственной культуре
детей;
- в умении думать о собеседнике в
процессе общения;
- в познании окружающего мира детьми в
своем многообразии и единстве,
В процессе развития коммуникативных
навыков большое внимание уделяется
формированию личностных качеств
детей. «Культура общения» не только
поможет детям овладеть средствами
коммуникации, но и убедит их в том, что
между мыслями и чувствами и
поведением в процессе общения есть
тесная связь.
Интеграционный подход способствует
раскрытию потенциала воспитанников,
побуждает их к активному познанию
мира, мышления, коммуникативных
способностей. Различные виды
поддерживают внимание детей на
высоком уровне в течение всей
образовательной деятельности, что
позволяет говорить об их достаточной
эффективности. Интеграция дает
возможность для самореализации,
самовыражении.
Цель: развитие
коммуникативных навыков.
Задачи:
• формировать у детей навыки
самостоятельной деятельности
• развивать личностные качества детей
(эмоции, чувства)
• воспитать у детей уважительное
отношение к себе и окружающим
• воспитывать терпимость к мнению
людей
Предполагаемые результаты:
- развит навык познавательной
активности, творческие способности,
коммуникативные навыки;
- сформировано умение согласовывать
свои действия с действиями партнёров
- определено понимание детьми
необходимости соблюдения норм
поведения и правил этикета;
- обогащен и активизирован словарь
детей.
Связь с другими образовательными
областями
«Здоровье» Сохранение и укрепление
физического и психического здоровья.
"Социализация" Развитие игровой
деятельности; приобщение к
элементарным общепринятым нормам и
правилам взаимоотношения со
сверстниками и взрослыми.
"Музыка" Использование музыкальных
произведений приобщение к
музыкальному искусству.
"Чтение художественной литературы"
Совершенствование интонационной
выразительности речи, дикции, развитие
литературной речи, приобщение к
словесному искусству,
"Познание" Формирование целостной
картины мира, расширение кругозора
детей, формирование элементарных
математических представлений.
«Художественное творчество» Развитие
продуктивной деятельности, приобщение
к изобразительному искусству.
«Безопасность» Развивать стремление
заботиться о своем здоровье.
Раздел: Языки общения (навыки
общения с внешним миром)
Темы:
1. Восприятие мира (наши органы
чувств)
Цель:
- развивать навыки познавательной
активности.
- формировать умение согласовывать
свои действия с действиями партнеров
- воспитывать бережное отношение
детей к своему здоровью
2. Мудрость природы (общение с
животными и растениями)
Цель:
- развивать умение замечать изменения
в природе
- закреплять умение сравнивать, делать
выводы.
- формирование технических умений и
навыков работы с пластилином
- воспитывать любознательность,
заботливое отношение к представителям
живой природы
- воспитывать желание общаться и
«слышать» друг друга.
3. Язык жестов и движений
Цель:
- развивать способность понимать
настроение участника.
- упражнять детей с помощью
театральных игр в изображении образов
с помощью мимики, жеста, пантомимы.
- воспитывать уважительное отношения к
друг другу.
4. Язык чувств (наши эмоции)
Цель:
- развивать речь, логику, мышление
- повышать самооценку
- развивать коммуникативные навыки -
развитие фантазии, креативного
мышления.
- развивать самостоятельность,
активность, уверенность.
- воспитывать чувство взаимопомощи и
взаимовыручки, сплоченности.
Игры и упражнения
Пиктограмма.
Море волнуется.
Угадай– ка.
Посмотри и подбери.
Слепец и
поводырь.
Кто что ест?
Автобусы- пассажиры.
Темнота боится.
Темнота ищет дом.
Раздел: Культура общения (этикет)
5. Волшебные слова (приветствия,
благодарность)
Цель:
- формировать доброжелательность,
вежливость, уважение к окружающим
- закрепить правила культуры поведения,
вежливые формы общения
6. Учимся вежливости (умение начать,
поддержать и вести разговор)
Цель:
- учить вежливо разговаривать с
близкими, незнакомыми людьми, а также
ровесниками
- развивать умение поддерживать беседу
- воспитывать доброжелательное
отношение к окружающим
- воспитывать дружеские
взаимоотношения
7. Телефон (правила общения по
телефону)
Цель:
- знакомить детей с правилами общения
по телефону
- обучить вежливо вести телефонный
разговор
8. За столом (правила хорошего тона)
Цель:
- учить соблюдать чистоту и аккуратность
- учить пользоваться столовыми
приборами и салфетками
- развивать умение есть любое блюдо.
- воспитывать уважение к другим
участникам застолья.
Игры и упражнения
Запрещенные слова.
Кто знает больше вежливых слов?
Вежливо- невежливо.
Путаница цифр.
Представьте себе.
Передавалки.
Черепаха и лягушки.
Использованная литература:
• Фопель К. Как научить детей
сотрудничать? – М. : «Генезис», 2006г.
• Клюева Н. В. Касаткина Ю. В. Учим
детей общению. Характер,
коммуникабельность. Популярное
пособие для родителей и педагогов. -
Ярославль: Академия развития. 1996г.
• Шипицина Л. М. «Азбука общения».