Напоминание

проведение уроков зачетов по русскому языку


Автор: Соловьёва Оксана Владимировна
Должность: учитель русского языка
Учебное заведение: МОУ СОШ № 37
Населённый пункт: Тверь
Наименование материала: методическая разработка
Тема: проведение уроков зачетов по русскому языку
Раздел: среднее образование





Назад




Проведение уроков-зачетов по русскому языку

Урок-зачет - одна из разновидностей урока обобщения и систематизации

изученного. Значение таких уроков, прежде всего в том, что на них выявляется не только

степень усвоения учащимися теоретического материала по теме или разделу, но и

сформированность умений и навыков, определенных программой при изучении

указанного материала. При этом акцент делается на практическое применение знаний и

умений не только в известных, но и в новых ситуациях. Уроки-зачеты решают и

воспитательные задачи: повышают личную ответственность каждого школьника за

результаты учебы.

Проведение таких уроков определяется учителем при составлении им календарно-

тематического планирования на год и целесообразно при завершении изучения темы,

раздела, курса.

Успешность проведения урока-зачета во многом зависит от того, насколько

тщательно проведена подготовительная работа к нему как со стороны учителя, так и

учащихся.

Еще до изучения темы, по которой планируется проведение зачета,

учитель

должен определить его цели, круг вопросов по теории, которые подлежат контролю,

формы и виды проверки практических умений и навыков. Необходимо также

выделить и подготовить из числа учеников данного класса помощников-консультантов

(ассистентов). Они помогут учителю на уроке-зачете и при подготовке к нему: заранее

оформят стенд с вопросами, заданиями, советами, рекомендациями, сделают «Лист

учета знаний», который будет заполняться ими под руководством учителя, примут

участие в размножении памяток, справочных карточек для слабо успевающих

учеников, карточек-заданий для индивидуальной работы. Если есть необходимость, они

окажут помощь товарищу при подготовке к зачету.

Консультанты на таком уроке не ограничиваются. Они помогают учителю

проверять задания, выполняемые товарищами по классу, выставляют оценки в

«Лист учета знаний». Усвоение ассистентами материала по данной теме учитель

контролирует рассредоточено, по мере изучения его на уроках, предшествующих зачету.

Подготовительная работа проводится и с остальными учащимися класса. На первом же

уроке изучения темы школьников ставят в известность о том, что по ней предусмотрено

проведение зачета. Учитель сообщает время его проведения, знакомит с требованиями,

которые будут предъявлены на таком уроке, этапами работы и формами проверки знаний,

умений и навыков, дает список справочной литературы, которая может быть использована

при подготовке к зачету. Желательно на этом же уроке обеспечить каждого ученика

памяткой (это может быть и просто запись в рабочей тетради учащихся), где перечислен

объем знаний, который должны усвоить школьники по данной теме, и умений, которыми

они должны при этом овладеть.

Практика показывает, что там, где учитель доводит до сведения школьников, какие

конкретные, определенные цели поставлены при изучении темы и какие конкретные

результаты при этом должны быть достигнуты, создается мотивация учения, что

организует и дисциплинирует учащихся.

Перечень знаний, умений и навыков по изученной теме может быть помещен и на

стенде «Готовимся к зачету».

Кроме того, на нем могут быть представлены и памятки об оценке ответа, советы и

рекомендации по подготовке к зачету, задания и вопросы по теме, образцы ответов,

примеры и пр.

Так, например, при подготовке к уроку-зачету, который проводится в 5 классе после

изучения вводного курса синтаксиса и пунктуации, на стенде помещаются такие

материалы.

1

Изучаем новую тему — «Синтаксис и пунктуация».

Синтаксис

- раздел грамматики, изучающий строение и значение словосочетаний,

предложений, текста.

Пунктуация - собрание правил постановки знаков препинания.

В результате изучения темы вы должны:

усвоить понятия: синтаксис, пунктуация, словосочетание, предложение, главные и

второстепенные члены предложения, основа предложения, определение, дополнение,

обстоятельства, пунктограмма, однородные члены предложения, обобщающие слова,

обращение, прямая речь, диалог, сложное предложение;

уметь: выделять из предложения словосочетания, находить в предложении его основу,

определять количество основ в предложении; правильно ставить знаки препинания при

обращении, между однородными членами, не связанными союзами и связанными союзами

а, но, и, а также перед частями сложного предложения перед союзами а, и, но, чтобы,

потому что, что, выделять кавычками прямую речь, ставить двоеточие после слов автора

и тире перед ними;

грамотно

писать

следующие

слова:

синтаксис,

пунктуация,

повествовательное,

восклицательное, вопросительное, побудительное, обобщающее слово;

научиться интонационно правильно произносить повествовательные, побудительные,

восклицательные предложения; уметь использовать их в речи.

Подготовиться к ответу на следующие вопросы:

1.Что изучает раздел науки о языке - синтаксис.

2.Что такое словосочетание? Расскажи о его строении. Приведи примеры словосочетаний,

разбери их.

3.Что такое предложение? Какими бывают предложения по цели высказывания? По

интонации? По наличию в них главных и второстепенных членов? Приведи

примеры.

4. Какие знаки препинания тебе известны? Какие из них ставятся в конце предложения?

Какое средство выполняет эту роль в устной речи?

5. Что такое основа предложения? Что обозначает подлежащее. При помощи каких

вопросов можно найти подлежащее? Чем оно может быть выражено? Приведи примеры.

Что означает сказуемое? Какими частями речи оно может быть выражено?

6. В каком случае между подлежащим и сказуемым ставится тире? Приведи примеры.

7. Назови второстепенные члены предложения. Расскажи об их роли в предложении.

8. Каковы основные признаки однородных членов предложения? Подтверди свой ответ

примерами.

9.Расскажи о постановке знаков препинания при однородных членах предложения,

приведи примеры.

10.Что такое обобщающее слово? Какой знак препинания ставится после

обобщающего слова перед однородными членами?

11 .Что такое обращение? Как оно выделяется на письме? В каких по цели высказывания

предложениях чаще всего используются обращения? Почему?

12.Приведи примеры, когда одно и то же слово выступает в роли обращения

и

подлежащего.

13.Какие «вежливые» слова часто употребляются в предложениях с обращениями?

Приведи примеры.

14.Каковы основные признаки сложного предложения?

15.Приведи примеры, где союз и соединяет члены предложения, а также

простые

предложения в составе сложного.

16.Что такое прямая речь? Приведи примеры предложений с прямой речью, стоящей до и

после слов автора.

2

17. Что такое диалог? Какие знаки препинания используются при записи диалогов?

(Можно поместить на стенде материал о знаках препинания. – Это интересно! - это

занимательный материал)

Во время проведения зачета задания могут быть даны как всему классу, так и части

учащихся. Следует учитывать и то, что те школьники, которые в течение изучения темы

успешно справлялись со всеми видами заданий и упражнений, могут быть освобождены от

части предлагаемых на зачете заданий или выполнить индивидуальные задания.

На зачете целесообразно сочетать как письменные, так и устные формы опроса. К

проведению зачета могут привлекаться другие словесники, представители администрации.

Это поможет учителю как бы со стороны увидеть своих учеников, убедиться в

объективности оценки их знаний, поможет обнаружить просчеты в своей работе.

К уроку-зачету можно заранее подготовить сделанный на листе ватмана «Лист учета

знаний», куда по мере выполнения и проверки ассистентами (при помощи учителя)

заданий выставляются оценки.

Лист учета знаний по теме...

№ п/

п

Фамилия, имя

Оценка за выполнение задания

Общая оценка

1

2

3

4

5

6

7

8

1.

После урока этот лист вывешивается в классе, и ученики видят результаты своего труда и

труда товарищей.

3



В раздел образования