Проблемы хорового искусства в общеобразовательной школе
Автор: Трухина Инна Ивановна Должность: педагог дополнительного образовани Учебное заведение: МБОУ СОШ №45 Населённый пункт: г.Сургут Тюменская область ХМАО Наименование материала: Методическая разработка Тема: Проблемы хорового искусства в общеобразовательной школе Раздел: дополнительное образование
Проблемы хорового искусства в образовательной школе
( из опыта работы).
Сведения об авторе:
Трухина Инна Ивановна
Педагог дополнительного образования
Муниципального общеобразовательного учреждения
основная общеобразовательная школа № 35
Тел: (3462) 251708 (приемная),
e-mail: SC35@admsurgut
Челябинский Государственный Институт Культуры, окончила в1991г.
По специальности - культурно-просветительная работа
Квалификация – педагог дирижерско-хоровых дисциплин.
Программа «Вокально-хоровое развитие», которая в 2004г. прошла
экспертизу в Департаменте Образования и Науки, регистрационный №04021.
Работаю
над
программой
«Музыкотерапия
как
метод
коррекционной
работы с детьми с нарушением речи».
Победитель конкурса на премию мэра г.Сургута
Участница конкурса на премию губернатора ХМАО
Высшая квалификационная категория.
Проблемы хорового искусства в образовательной школе
( из опыта работы).
Каждая образовательная область вносит свой вклад в формирование человека,
который будет жить в новом тысячелетии.
В реализации задач музыкально-эстетического воспитания школьников важное
место занимает исполнительская деятельность. Среди многих проблем, есть
одна,
связанная
с
тем,
что
в
нашем
городе
так
мало
«поющих»
общеобразовательных школ, тогда, как известно, одна из важнейших задач,
которые решает урок музыки – научить детей петь.
А, между тем, исторические научные исследования свидетельствуют, что в
тогдашних
гимназиях,
школах,
пансионатах
уровень
общей
музыкальной
подготовки был очень высок, «дети хорошо овладевали многоголосием, пели на
четыре
–
восемь
голосов».
Росло
и
количество
профессиональных
хоров.
Славились превосходные хоры – князя Ю. Голицина, капелла графа Шереметева
и др.
Во все времена при обучении детей музыке важная роль отводилась хоровому
пению – исконно русской национальной форме музыкального образования,
имеющей вековые традиции. Известно, что широко распространенное в стране
хоровое пение – верный показатель духовного и физического здоровья нации.
Хоровое пение – это кратчайший путь становления и развития культурной
личности, поскольку в хоре эффективно развиваются творческие способности,
от которых зависит профессиональный успех человека в любой деятельности. В
предыдущие века в России хоровому пению, особенно в сфере образования,
отводилась важная роль; считалось, что цифра, буква, нота – родные сестра
образования.
Конечно, такие примеры встречаются и сейчас, но они крайне редки. На мой
вопрос: «Почему так происходит?», я получила довольно пространный ответ:
1.
В
школе
сейчас
встречается
очень
большой
процент
детей
с
больным
голосовым аппаратом.
2.
Во многих школах просто не существует хоров, в связи с тем, что учителя
музыки не хотят брать на себя дополнительную нагрузку, так как в хоровой
деятельности, как нигде, видна работа учителя.
3.
Это
нехватка
квалифицированных
педагогов,
которые
занимались
бы
не
посиделками, а профессионально, со знанием дела, прививали детям навыки
хорового пения не только на уроке, но и во внеурочные часы, создавая хоры.
Последнее мне кажется наиболее актуальным, так как самым главным является
квалифицированность,
или
подготовка
учителя,
и
его
желание
как
можно
больше
дать
детям.
Именно
идея
сохранения
традиций
хорового
пения
обусловила появления в нашей школе кружка «Вокально-хоровое развитие»,
руководителем
которого
являюсь
я,
где
учащиеся
и
находят
альтернативу
пошлости, пустому времяпрепровождению. Занятия в кружке - это, прежде
всего, интеллектуальная работа. Участие ребенка в сохранении и развитии
высоких
культурных
образцов
повышает
его
статус
в
школе
и
семье,
благотворно
сказывается
на
проживании
им
жизненных
стадий
детства
и
отрочества.
Помощь ведущих специалистов руководителю хора.
Д.Е.Огороднов
является
одним
из
основателей
и
методическим
лидером
особого
направления
детского
вокально-хорового
воспитания.
«Дети,
воспитанные
в
рамках
его
методики,
любят
петь,
поют
музыкально,
эмоционально переживают музыку, процесс интонирования»
.
Таково мнение
известного
ученого-исследователя
В.В.Емельянова.
Продолжая
традиции
Д.Е.Огороднова, Емельянов создает “Фонопедический метод развития голоса”,
который получил широкое распространение не только среди профессионалов-
вокалистов, но и среди простых любителей пения.
А
рекомендации
кандидата
педагогических
наук
Г.П.Стуловой
дают
колоссальный результат в работе с «гудошниками».
Необходимо
отметить,
что
методики
Д.Е.Огороднова,
В.В.Емельянова,
Г.П.Стуловой нашли широкое применение у ведущих педагогов-хормейстеров.
Своей главной задачей они ставят бережное воспитание голоса, обогащение
его естественного тембра и на этой основе комплексное развитие всех
музыкальных способностей.
Применяя на практике методические разработки данных авторов и, опираясь на
личный опыт и полученные результаты, я попыталась создать свою модель
детского хора.
С чего начинать работу.
Какую цель мы ставим перед собой, когда учим детей петь в хоре? Для меня
главная
цель-
развитие
личности
ребёнка,
его
эмоционального
мира,
зарождение и развитие эстетического чувства. Для того чтобы дети хотели петь,
учителю необходимо показать всю красоту звучания певческого голоса, сделать
процесс обучения интересным для них.
Формирование групп происходит с началом учебного года. В сентябре для
привлечения
детей
проводится
День
открытых
дверей
с
презентацией,
демонстрацией
слайдов
и
большим
концертным
выступлением
учащихся
средней и старшей групп кружка. Кроме педагогов, в привлечении детей к
занятиям участвуют заместитель директора по воспитательной работе, педагог-
организатор.
Когда дети приходят ко мне на первое прослушивание, в специальной тетради я
делаю запись о каждом ребёнке. Пока один поёт – все остальные – слушают. С
самого начала работы мы договариваемся придерживаться следующих правил:
не стесняться петь по одному, не смеяться над плохим пением, петь легким
звуком, без крика. Очень часто заполняются не все графы сразу, а отмечается
лишь самое существенное, бросающееся в глаза. Во время прослушивания
прошу ребёнка спеть любую песенку. Один куплет, очень редко два. Для многих
детей это задание оказывается сложным, ребёнок не может вспомнить ни одной
песни.
В
данном
случае
я
предлагаю
несколько
детских
«шлягеров»
из
репертуара
детского
сада.
При
выполнении
данного
задания
проверяются
интонация и умение держаться в тональности, память, диапазон, а часто и
музыкальная среда, в которой растёт ребёнок (видна по репертуару, которым
владеет ребёнок).
Проверка ритмического чувства проводится в форме игры в «ЭХО». Дети
прохлопывают или простукивают карандашом ритм вслед за мной.
Что касается первого прослушивания, то результаты его не окончательны и,
естественно, не всегда объективны.
Главной
задачей
первого
знакомства
является выявление «гудошников» и явно способных детей.
Занятия проводятся по группам
10 – 12 человек два раза в неделю по
одному часу.
Основной
принцип
моей
работы
–
построение
процесса
обучения
на
диагностической основе с учетом индивидуальных особенностей школьников.
Отслеживание
результатов
деятельности
происходит
путем
мониторинга,
который выявляет результаты развития детей, их творческий рост, а также
«пробелы»
в
знаниях.
Исследования
ведутся
на
протяжении
всего
курса
обучения. Итогом является рост развития гармонического слуха, обучающихся
в группе. Это дает возможность планировать дальнейший ход работы.
Совместно
с
социально-психологической
службой
нашего
учебного
заведения
отслеживаем
развитие
учащихся,
их
способности,
мышление,
внимание, память. Эта работа помогает педагогу составить систему работы с
группой.
В
задачи
педагога
входит
не
только
организовать
учебный
и
воспитательный процессы, но и заботиться о здоровье своих учащихся. Всем
известно, что для хоровиков и вокалистов главным инструментом является
«живой»
голос.
А
голос
–
это
здоровое
горло,
чистые
бронхи
и
легкие.
Применяемые
на
уроках
упражнения
на
дыхание,
гимнастики
и
массажи,
разработанные ведущими специалистами, позволяют мне отслеживать число
простудных
заболеваний.
Для
наглядности
воздействия
данных
методик
ведется диагностическая карта здоровья.
Рекомендации при работе над первичными певческими навыками.
Развитие вокально-хоровых навыков в процессе обучения пению младших
школьников содержит в себе несколько этапов, в зависимости от поставленных
на каждом этапе задач.
Я выделяю три этапа развития певческих навыков:
1-ый этап: подготовительный или ознакомительный. Впервые дети узнают кто
такой дирижер и что такое хор. Для наглядности я демонстрирую картинку, на
которой
изображен
хор,
а
также
мы
прослушиваем
записи
со
звучанием
детского хора. После получения сведений о том, что же такое хор – объясняю,
что и их класс может стать хором, но для этого им придется постараться. Далее
–
объясняю,
как
надо
сидеть
и
стоять
во
время
пения:
руки
свободно
опускаются
вниз
или
на
колени,
голову
держать
прямо,
рот
открываем
свободно.
Желательна
вертикальная
форма
рта,
так
как
она
помогает
«округлению» звука, его красоте. К этим требованиям приходится возвращаться
каждый
урок,
так
как
навыки
певческой
установки
усваиваются
детьми
постепенно.
2-ой
этап:
первичное
о своение
певче ских
навыков
( д ы ха н и е ,
звукообразование, дикция). Огромную роль в развитии первичных вокально-
хоровых навыков играет дыхание. Детские легкие малы по своей емкости и
отсюда – естественная ограниченность силы звука детского голоса. С первых
уроков
приучаю
детей
брать
дыхание
по
дирижерскому
жесту.
Предлагаю
несколько
игровых
упражнений.
Я
неоднократно
показываю,
как
делать
активный вдох, постепенный выдох. Первое время дети несколько утрируют
вдох, порой даже с призвуком, но со временем это проходит. Часто при пении у
детей начинают подниматься плечи. В таких случаях объясняю детям, что
необходимо сидеть или стоять прямо, не поднимая плеч и не задирать высоко
голову. Первый год внимательно слежу за посадкой каждое занятие.
3-ий этап: На этом этапе обучения работаю над смешанным дыханием, так как
развивать какой-то определенный тип дыхания – вредно, потому, что в этот
период
дыхание
у
детей
–
поверхностное.
Правильное
певческое
дыхание
связано с правильной атакой звука. На данном этапе обучения – используем
только
мягкую
атаку.
Она
способствует
развитию
кантиленного
пения
и
образованию
спокойного,
мягкого
звука.
Очень
часто
дети
не
поют,
а
проговаривают
текст
в
ритме
песни.
Главным
же
в
вокальном
искусстве
является связное, плавное пение, поэтому с самого начала обучения следует
прививать навыки протяжного пения. Для достижения этой цели применяю
русские
народные
попевки,
например:
«Маленькая
Юлька»,
«Ходила
младешенька».
Во
время
работы
над
первичными
певческими
навыками
у
детей
выделяется ряд недостатков , на которые следует обратить особое внимание:
1.
У многих детей, даже с хорошим слухом, отсутствует координация между
слухом и голосом, что приводит к не чистому интонированию.
2.
Некрасивый тембр.
3.
Пропуск согласных в конце и их искажение.
4.
Неумение правильно взять дыхание, что приводит к шумному вздоху и
стремительному выдоху.
5.
Использование
твёрдой,
активной
подачи
звука,
которое
может
вызвать
форсированное пение.
6.
Невосприимчивость к музыке.
Этот
период
подразумевает
под
собой
долгую
и
кропотливую
работу.
Занятия
необходимо
строить
так,
чтобы
обеспечивалось
одновременное
развитие всех навыков хорового пения (организация времени).
До тех пор, пока не произошло формирование вокально-хоровых навыков у
детей
–
трудно
говорить
об
эмоциональном
и
выразительном
исполнении
произведения.
Работая
с
детьми
по
устранению
недостатков
в
развитии
певческих
навыков, я использую метод соревнования между рядами, группами, выбираем
жюри.
Каждый
старается
спеть
лучше,
выполняя
правила
пения
или
требования
к
упражнению.
Это
активизирует
их
деятельность,
повышает
интерес к пению. С этой целью после каждого концертного выступления мы
делаем
анализ
ошибок,
почему
они
были
допущены
и
как
их
избежать
в
будущем.
Сегодня возрастает ценность и значимость деятельности педагогов по
пропаганде хорового творчества. Свою деятельность по развитию творческих
способностей посредством вокально-хорового пения считаю эффективной, так
как она отвечает следующим требованиям:
1. Целенаправленность деятельности.
2. Учет возрастных особенностей учащихся.
3. Разнообразие форм и методов.
4. Творческий характер деятельности.
Глубокие знания педагогики и психологии, изучение и применение на
практике ведущих методик по развитию и охране детского голоса, а также
личностные качества педагога-воспитателя позволят создать хоровой коллектив
не
только
с
широкими
исполнительскими,
но
и
в
большей
степени
воспитательными возможностями, формируя у участников коллектива волю,
трудолюбие, ответственность, отзывчивость, доброту.
Библиографический список:
1.
Дмитриева Л. Г., Черноиваненко Н. М. «Методика музыкального воспитания
в школе». Москва «Просвещение» 1989 год.
2.
Стулова Г.Г. «Хоровой класс» Москва «Просвещение» 1988 год.
3.
Емельянов
В.В.
“Фонопедический
метод
формирования
певческого
голосообразования:
Методические
рекомендации
для
учителей
музыки”.
Новосибирск. Наука. Сиб.отделение. 1991
4.
Емельянов В.В. “Развитие голоса. Координация и тренаж” СПб. Лань. 1997
5.
Огороднов
Д.Е.
“Музыкально-певче ское
во спитание
детей
в
общеобразовательной школе”. Киев. Музычна Украина. 1988
6.
Попов В.С. “О развитии певческого голоса младших школьников”. В сб.
“Музыкальное воспитание в школе” Вып. 16. М., Музыка. 1985
7.
Струве Г.А. “Школьный хор”. М. Музыка. 1981
8.
Смирнов С. «Педагогика», Издательский центр, Академия 1998.