Напоминание

Проблемы хорового искусства в общеобразовательной школе


Автор: Трухина Инна Ивановна
Должность: педагог дополнительного образовани
Учебное заведение: МБОУ СОШ №45
Населённый пункт: г.Сургут Тюменская область ХМАО
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Проблемы хорового искусства в общеобразовательной школе
Раздел: дополнительное образование





Назад





Проблемы хорового искусства в образовательной школе

( из опыта работы).


Сведения об авторе:
 Трухина Инна Ивановна  Педагог дополнительного образования  Муниципального общеобразовательного учреждения основная общеобразовательная школа № 35  Тел: (3462) 251708 (приемная), e-mail: SC35@admsurgut  Челябинский Государственный Институт Культуры, окончила в1991г.  По специальности - культурно-просветительная работа  Квалификация – педагог дирижерско-хоровых дисциплин.  Программа «Вокально-хоровое развитие», которая в 2004г. прошла экспертизу в Департаменте Образования и Науки, регистрационный №04021.  Работаю над программой «Музыкотерапия как метод коррекционной работы с детьми с нарушением речи».  Победитель конкурса на премию мэра г.Сургута  Участница конкурса на премию губернатора ХМАО  Высшая квалификационная категория.

Проблемы хорового искусства в образовательной школе

( из опыта работы).
Каждая образовательная область вносит свой вклад в формирование человека, который будет жить в новом тысячелетии. В реализации задач музыкально-эстетического воспитания школьников важное место занимает исполнительская деятельность. Среди многих проблем, есть одна, связанная с тем, что в нашем городе так мало «поющих» общеобразовательных школ, тогда, как известно, одна из важнейших задач, которые решает урок музыки – научить детей петь. А, между тем, исторические научные исследования свидетельствуют, что в тогдашних гимназиях, школах, пансионатах уровень общей музыкальной подготовки был очень высок, «дети хорошо овладевали многоголосием, пели на четыре – восемь голосов». Росло и количество профессиональных хоров. Славились превосходные хоры – князя Ю. Голицина, капелла графа Шереметева и др. Во все времена при обучении детей музыке важная роль отводилась хоровому пению – исконно русской национальной форме музыкального образования, имеющей вековые традиции. Известно, что широко распространенное в стране хоровое пение – верный показатель духовного и физического здоровья нации. Хоровое пение – это кратчайший путь становления и развития культурной личности, поскольку в хоре эффективно развиваются творческие способности, от которых зависит профессиональный успех человека в любой деятельности. В предыдущие века в России хоровому пению, особенно в сфере образования,
отводилась важная роль; считалось, что
цифра, буква, нота – родные сестра

образования.
Конечно, такие примеры встречаются и сейчас, но они крайне редки. На мой вопрос: «Почему так происходит?», я получила довольно пространный ответ: 1. В школе сейчас встречается очень большой процент детей с больным голосовым аппаратом. 2. Во многих школах просто не существует хоров, в связи с тем, что учителя музыки не хотят брать на себя дополнительную нагрузку, так как в хоровой деятельности, как нигде, видна работа учителя. 3. Это нехватка квалифицированных педагогов, которые занимались бы не посиделками, а профессионально, со знанием дела, прививали детям навыки хорового пения не только на уроке, но и во внеурочные часы, создавая хоры. Последнее мне кажется наиболее актуальным, так как самым главным является квалифицированность, или подготовка учителя, и его желание как можно больше дать детям. Именно идея сохранения традиций хорового пения обусловила появления в нашей школе кружка «Вокально-хоровое развитие», руководителем которого являюсь я, где учащиеся и находят альтернативу пошлости, пустому времяпрепровождению. Занятия в кружке - это, прежде всего, интеллектуальная работа. Участие ребенка в сохранении и развитии высоких культурных образцов повышает его статус в школе и семье, благотворно сказывается на проживании им жизненных стадий детства и отрочества.

Помощь ведущих специалистов руководителю хора.
Д.Е.Огороднов является одним из основателей и методическим лидером особого направления детского вокально-хорового воспитания. «Дети, воспитанные в рамках его методики, любят петь, поют музыкально, эмоционально переживают музыку, процесс интонирования» . Таково мнение известного ученого-исследователя В.В.Емельянова. Продолжая традиции Д.Е.Огороднова, Емельянов создает “Фонопедический метод развития голоса”, который получил широкое распространение не только среди профессионалов- вокалистов, но и среди простых любителей пения. А рекомендации кандидата педагогических наук Г.П.Стуловой дают колоссальный результат в работе с «гудошниками». Необходимо отметить, что методики Д.Е.Огороднова, В.В.Емельянова, Г.П.Стуловой нашли широкое применение у ведущих педагогов-хормейстеров. Своей главной задачей они ставят
бережное воспитание голоса, обогащение

его естественного тембра и на этой основе комплексное развитие всех

музыкальных способностей.
Применяя на практике методические разработки данных авторов и, опираясь на личный опыт и полученные результаты, я попыталась создать свою модель детского хора.
С чего начинать работу.
Какую цель мы ставим перед собой, когда учим детей петь в хоре? Для меня главная цель- развитие личности ребёнка, его эмоционального мира, зарождение и развитие эстетического чувства. Для того чтобы дети хотели петь,
учителю необходимо показать всю красоту звучания певческого голоса, сделать процесс обучения интересным для них. Формирование групп происходит с началом учебного года. В сентябре для привлечения детей проводится День открытых дверей с презентацией, демонстрацией слайдов и большим концертным выступлением учащихся средней и старшей групп кружка. Кроме педагогов, в привлечении детей к занятиям участвуют заместитель директора по воспитательной работе, педагог- организатор. Когда дети приходят ко мне на первое прослушивание, в специальной тетради я делаю запись о каждом ребёнке. Пока один поёт – все остальные – слушают. С самого начала работы мы договариваемся придерживаться следующих правил: не стесняться петь по одному, не смеяться над плохим пением, петь легким звуком, без крика. Очень часто заполняются не все графы сразу, а отмечается лишь самое существенное, бросающееся в глаза. Во время прослушивания прошу ребёнка спеть любую песенку. Один куплет, очень редко два. Для многих детей это задание оказывается сложным, ребёнок не может вспомнить ни одной песни. В данном случае я предлагаю несколько детских «шлягеров» из репертуара детского сада. При выполнении данного задания проверяются интонация и умение держаться в тональности, память, диапазон, а часто и музыкальная среда, в которой растёт ребёнок (видна по репертуару, которым владеет ребёнок). Проверка ритмического чувства проводится в форме игры в «ЭХО». Дети прохлопывают или простукивают карандашом ритм вслед за мной.
Что касается первого прослушивания, то результаты его не окончательны и, естественно, не всегда объективны. Главной задачей первого знакомства является выявление «гудошников» и явно способных детей. Занятия проводятся по группам 10 – 12 человек два раза в неделю по одному часу. Основной принцип моей работы – построение процесса обучения на диагностической основе с учетом индивидуальных особенностей школьников. Отслеживание результатов деятельности происходит путем мониторинга, который выявляет результаты развития детей, их творческий рост, а также «пробелы» в знаниях. Исследования ведутся на протяжении всего курса обучения. Итогом является рост развития гармонического слуха, обучающихся в группе. Это дает возможность планировать дальнейший ход работы. Совместно с социально-психологической службой нашего учебного заведения отслеживаем развитие учащихся, их способности, мышление, внимание, память. Эта работа помогает педагогу составить систему работы с группой. В задачи педагога входит не только организовать учебный и воспитательный процессы, но и заботиться о здоровье своих учащихся. Всем известно, что для хоровиков и вокалистов главным инструментом является «живой» голос. А голос – это здоровое горло, чистые бронхи и легкие. Применяемые на уроках упражнения на дыхание, гимнастики и массажи, разработанные ведущими специалистами, позволяют мне отслеживать число
простудных заболеваний. Для наглядности воздействия данных методик ведется диагностическая карта здоровья.
Рекомендации при работе над первичными певческими навыками.
Развитие вокально-хоровых навыков в процессе обучения пению младших школьников содержит в себе несколько этапов, в зависимости от поставленных на каждом этапе задач.
Я выделяю три этапа развития певческих навыков:

1-ый этап:
подготовительный или ознакомительный. Впервые дети узнают кто такой дирижер и что такое хор. Для наглядности я демонстрирую картинку, на которой изображен хор, а также мы прослушиваем записи со звучанием детского хора. После получения сведений о том, что же такое хор – объясняю, что и их класс может стать хором, но для этого им придется постараться. Далее – объясняю, как надо сидеть и стоять во время пения: руки свободно опускаются вниз или на колени, голову держать прямо, рот открываем свободно. Желательна вертикальная форма рта, так как она помогает «округлению» звука, его красоте. К этим требованиям приходится возвращаться каждый урок, так как навыки певческой установки усваиваются детьми постепенно.
2-ой

этап:
первичное о своение певче ских навыков ( д ы ха н и е , звукообразование, дикция). Огромную роль в развитии первичных вокально- хоровых навыков играет дыхание. Детские легкие малы по своей емкости и отсюда – естественная ограниченность силы звука детского голоса. С первых
уроков приучаю детей брать дыхание по дирижерскому жесту. Предлагаю несколько игровых упражнений. Я неоднократно показываю, как делать активный вдох, постепенный выдох. Первое время дети несколько утрируют вдох, порой даже с призвуком, но со временем это проходит. Часто при пении у детей начинают подниматься плечи. В таких случаях объясняю детям, что необходимо сидеть или стоять прямо, не поднимая плеч и не задирать высоко голову. Первый год внимательно слежу за посадкой каждое занятие.
3-ий этап:
На этом этапе обучения работаю над смешанным дыханием, так как развивать какой-то определенный тип дыхания – вредно, потому, что в этот период дыхание у детей – поверхностное. Правильное певческое дыхание связано с правильной атакой звука. На данном этапе обучения – используем только мягкую атаку. Она способствует развитию кантиленного пения и образованию спокойного, мягкого звука. Очень часто дети не поют, а проговаривают текст в ритме песни. Главным же в вокальном искусстве является связное, плавное пение, поэтому с самого начала обучения следует прививать навыки протяжного пения. Для достижения этой цели применяю русские народные попевки, например: «Маленькая Юлька», «Ходила младешенька». Во время работы над первичными певческими навыками у детей выделяется
ряд недостатков
, на которые следует обратить особое внимание: 1. У многих детей, даже с хорошим слухом, отсутствует координация между слухом и голосом, что приводит к не чистому интонированию. 2. Некрасивый тембр.
3. Пропуск согласных в конце и их искажение. 4. Неумение правильно взять дыхание, что приводит к шумному вздоху и стремительному выдоху. 5. Использование твёрдой, активной подачи звука, которое может вызвать форсированное пение. 6. Невосприимчивость к музыке. Этот период подразумевает под собой долгую и кропотливую работу. Занятия необходимо строить так, чтобы обеспечивалось одновременное развитие всех навыков хорового пения (организация времени). До тех пор, пока не произошло формирование вокально-хоровых навыков у детей – трудно говорить об эмоциональном и выразительном исполнении произведения. Работая с детьми по устранению недостатков в развитии певческих навыков, я использую метод соревнования между рядами, группами, выбираем жюри. Каждый старается спеть лучше, выполняя правила пения или требования к упражнению. Это активизирует их деятельность, повышает интерес к пению. С этой целью после каждого концертного выступления мы делаем анализ ошибок, почему они были допущены и как их избежать в будущем. Сегодня возрастает ценность и значимость деятельности педагогов по пропаганде хорового творчества. Свою деятельность по развитию творческих способностей посредством вокально-хорового пения считаю эффективной, так как она отвечает следующим требованиям:
1. Целенаправленность деятельности. 2. Учет возрастных особенностей учащихся. 3. Разнообразие форм и методов. 4. Творческий характер деятельности. Глубокие знания педагогики и психологии, изучение и применение на практике ведущих методик по развитию и охране детского голоса, а также личностные качества педагога-воспитателя позволят создать хоровой коллектив не только с широкими исполнительскими, но и в большей степени воспитательными возможностями, формируя у участников коллектива волю, трудолюбие, ответственность, отзывчивость, доброту.

Библиографический список:
1. Дмитриева Л. Г., Черноиваненко Н. М. «Методика музыкального воспитания в школе». Москва «Просвещение» 1989 год. 2. Стулова Г.Г. «Хоровой класс» Москва «Просвещение» 1988 год. 3. Емельянов В.В. “Фонопедический метод формирования певческого голосообразования: Методические рекомендации для учителей музыки”. Новосибирск. Наука. Сиб.отделение. 1991 4. Емельянов В.В. “Развитие голоса. Координация и тренаж” СПб. Лань. 1997 5. Огороднов Д.Е. “Музыкально-певче ское во спитание детей в общеобразовательной школе”. Киев. Музычна Украина. 1988 6. Попов В.С. “О развитии певческого голоса младших школьников”. В сб. “Музыкальное воспитание в школе” Вып. 16. М., Музыка. 1985 7. Струве Г.А. “Школьный хор”. М. Музыка. 1981 8. Смирнов С. «Педагогика», Издательский центр, Академия 1998.


В раздел образования