Автор: Рафеева Татьяна Сергеевна
Должность: учитель немецкого языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ №4 им. В.Н. Носова
Населённый пункт: КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ, БАЛТИЙСКИЙ РАЙОН, БАЛТИЙСК
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Школьная газета как способ развития языковых и коммуникативных умений и навыков учащихся
Раздел: среднее образование
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4 ИМЕНИ ГЕРОЯ РФ В.Н. НОСОВА
(МБОУ СОШ №4 ИМ. В.Н. НОСОВА)
Конкурс лучших педагогических практик
«Моя педагогическая инициатива»
Школьная газета
«Die Schulwelt»
как способ развития языковых и коммуникативных
умений и навыков учащихся
Автор: Рафеева Татьяна Сергеевна,
учитель немецкого языка
г. Балтийск
2022 год
Многие современные методики являются коммуникативно-ориентированными, и
одной из важнейших их целей является обучение общению и владению речевыми
средствами. Каждая из методик использует при этом разные средства, методы и
принципы.
Изменяющиеся реалии современного мира требуют таких же перемен и в
образовательных системах. Современная методика преподавания иностранных языков
предлагает нам широкий выбор концепций обучения, методов и технологий – как
традиционных, так и новаторских. При этом каждый из методов обучения имеет свои
преимущества и недостатки, а успешность их применения зависит от конкретных целей и
условий обучения. Еще 10 лет назад внимание и интерес молодежи можно было привлечь
с помощью видеоуроков, презентаций, использования цифровых технологий (последние
остаются актуальными и на сегодняшний день). Для повышения интереса учащихся к
изучению иностранного языка я использую разные методы и приемы, но отдаю
предпочтение проектной деятельности.
В 2020 году в нашей школе состоялось открытие Центра цифрового и
гуманитарного профилей
«Точка роста».
На базе
Центра
с
момента открытия
функционирует пресс-центр «ЗАглавные». За первый год обучающиеся освоили
технические возможности работы. В период проведения предметных недель 2021-2022
учебного года возникла идея выпуска газеты на иностранном языке. Учитель организует
учащихся, помогает подбирать темы для статей, совместно с учащимися отбирает
актуальный материал.
Практическая значимость этого учебного проекта заключается в том, что к участию в
этой деятельности могут привлекаться все желающие.
Учиться становится тогда легко, когда это интересно, когда ты хочешь учиться. Интерес
порождает действие, а действие ведет к результату.
Изучая немецкий или другой иностранный язык на уроках, сталкиваясь с
трудностями в изучении чужого языка, ребята часто теряют интерес к этому предмету.
Издательская деятельность в виде школьной газеты среди обучающихся 5-9 классов
помогает вернуть интерес к изучению языка, приводит к увеличению словарного запаса,
повышению мотивации к изучению немецкого языка, культуры и традиций немецкого
народа,
расширяет
кругозор,
прививает
такие
качества,
как
настойчивость,
любознательность, аккуратность.
В
ходе
создания
каждого
номера
школьной
газеты
необходимо
найти
разнообразную информацию, которой не содержится в учебнике, которая бы привлекла
внимание ребят, заинтересовала их. Данный материал может служить дальнейшему
развитию
любознательности,
расширению
кругозора.
Приобретенные
навыки
самостоятельной работы с информационными источниками послужат основой для
дальнейшей работы в старших классах.
Создание газетного материала происходит в несколько этапов:
1.
Определить тематику будущих школьных газет.
2.
Найти
информацию
согласно
тематике
номера
газеты.
Исследовать
дополнительную информацию по истории, географии, культуре немецкого и
русского народа в литературе, в сети Интернет.
3.
Освещение событий школьной жизни.
4.
Выявить необходимую для данной работы информацию из всего объема материала.
5.
Оформить школьную газету.
Команда проекта
Главный редактор школьной газеты: Анненкова Татьяна, ученица 10
класса.
Фоторепортёр и монтажер: Рафеев Игорь, ученик 8класса.
Постоянные журналисты газеты: Бондаренко Арина, Тарасенко
Наталья, Чаплыгина Дарья, Роговская Алина, Волкова Ульяна,
Маркевич Дарья, Ивасева Анастасия, ученики 7-10 классов МБОУ
СОШ №4 им. В.Н. Носова, ежемесячно пишут статьи для
определенных рубрик школьной газеты
Любой учащийся школы, проявивший желание может написать статью, отзыв, историю
для выпуска газеты.
Руководитель: Рафеева Татьяна Сергеевна, учитель немецкого языка МБОУ СОШ №4 им.
В.Н. Носова
В процессе работы учащиеся выявляют различия в
обычаях
и
нравах,
в
рождественских
и
других
традициях
России
и
Германии,
знакомятся
с
творчеством немецких поэтов и писателей (публикуют
собственные переводы), готовят небольшие статьи о
научных
деятелях
России
и
Германии,
что
способствует
лучшему
усвоению
лингвострановедческого материала, печатают поздравления в канун праздников и т.д.
Данная деятельность позволяет:
активизировать и расширить потенциальный словарь учащихся по разным темам;
развивать навыки и умения перевода стихов, небольших аутентичных текстов
(рецептов, инструкций по выполнению конкретных работ);
совершенствовать умения и навыки устной речи учащихся на основе
проработанного ими материала (инсценировки, стихи, аутентичные тексты).
При работе над газетными статьями учащимся приходится использовать разные
предметные области: немецкий язык, география, история, информатика. На уроках
немецкого языка проектная деятельность предусмотрена в
рамках
прохождения
блока
тем.
Таким
образом,
все
учащиеся
оказываются
вовлечены
в
процесс
создания
проекта. После представления и защиты проектов, работы
учащихся получают вторую жизнь и находят свое место на
страницах газеты «Die
Schulwelt».
Это дает возможность
абсолютно всем учащимся опубликовать материалы своей
работы. Те дети, которые не принимают активного участия в
издательстве газеты, являются читателями, что, так или
иначе, способствует развитию языковых навыков.
Темы
на
декабрь
(планируемые к выпуску):
1.
Das Fest des Alphabets (учащиеся 2 класса закончили изучение немецкого алфавита
и программа предполагает проведение праздника алфавита)
2.
Nikolaustag in der Schule
3.
Woher kommt der Nikolaus?
4.
Nikolaus: In Russland bleiben die Kinderschuhe leer
5.
Weihnachtsplätzchen backen
6.
Neue und interessante Berufe der Zukunft (учащиеся посетили фестиваль «Билет в
будущее» в г.Калининграде во дворце спорта Янтарный и готовы поделится
информацией о представленных им профессиях) (8 класс Роговская Алина)
Выводы
Таким образом, использование технологии проектной деятельности по выпуску
школьной газеты на немецком языке позволяет индивидуализировать учебный процесс,
дает возможность учащемуся проявлять самостоятельность в организации своей
деятельности, а также учит работе в коллективе. Одной из главных особенностей данной
технологии является ориентация на достижение конкретной практической цели -
наглядное представление результата, в данном случае, выпуск газеты на иностранном
языке.
Очевидно, выпуск школьной газеты расширяет общий кругозор, способствует
расширению языковых знаний, имеет большое воспитательное значение. Учащиеся
получают возможность представлять свои творческие и проектные работы, рассказывать о
событиях своей школы на иностранном языке и одновременно осваивают фото- и
видеоредакторы, учатся работать с программным обеспечением.