Напоминание

Школьная газета как способ развития языковых и коммуникативных умений и навыков учащихся


Автор: Рафеева Татьяна Сергеевна
Должность: учитель немецкого языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ №4 им. В.Н. Носова
Населённый пункт: КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ, БАЛТИЙСКИЙ РАЙОН, БАЛТИЙСК
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Школьная газета как способ развития языковых и коммуникативных умений и навыков учащихся
Раздел: среднее образование





Назад




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4 ИМЕНИ ГЕРОЯ РФ В.Н. НОСОВА

(МБОУ СОШ №4 ИМ. В.Н. НОСОВА)

Конкурс лучших педагогических практик

«Моя педагогическая инициатива»

Школьная газета

«Die Schulwelt»

как способ развития языковых и коммуникативных

умений и навыков учащихся

Автор: Рафеева Татьяна Сергеевна,

учитель немецкого языка

г. Балтийск

2022 год

Многие современные методики являются коммуникативно-ориентированными, и

одной из важнейших их целей является обучение общению и владению речевыми

средствами. Каждая из методик использует при этом разные средства, методы и

принципы.

Изменяющиеся реалии современного мира требуют таких же перемен и в

образовательных системах. Современная методика преподавания иностранных языков

предлагает нам широкий выбор концепций обучения, методов и технологий – как

традиционных, так и новаторских. При этом каждый из методов обучения имеет свои

преимущества и недостатки, а успешность их применения зависит от конкретных целей и

условий обучения. Еще 10 лет назад внимание и интерес молодежи можно было привлечь

с помощью видеоуроков, презентаций, использования цифровых технологий (последние

остаются актуальными и на сегодняшний день). Для повышения интереса учащихся к

изучению иностранного языка я использую разные методы и приемы, но отдаю

предпочтение проектной деятельности.

В 2020 году в нашей школе состоялось открытие Центра цифрового и

гуманитарного профилей

«Точка роста».

На базе

Центра

с

момента открытия

функционирует пресс-центр «ЗАглавные». За первый год обучающиеся освоили

технические возможности работы. В период проведения предметных недель 2021-2022

учебного года возникла идея выпуска газеты на иностранном языке. Учитель организует

учащихся, помогает подбирать темы для статей, совместно с учащимися отбирает

актуальный материал.

Практическая значимость этого учебного проекта заключается в том, что к участию в

этой деятельности могут привлекаться все желающие.

Учиться становится тогда легко, когда это интересно, когда ты хочешь учиться. Интерес

порождает действие, а действие ведет к результату.

Изучая немецкий или другой иностранный язык на уроках, сталкиваясь с

трудностями в изучении чужого языка, ребята часто теряют интерес к этому предмету.

Издательская деятельность в виде школьной газеты среди обучающихся 5-9 классов

помогает вернуть интерес к изучению языка, приводит к увеличению словарного запаса,

повышению мотивации к изучению немецкого языка, культуры и традиций немецкого

народа,

расширяет

кругозор,

прививает

такие

качества,

как

настойчивость,

любознательность, аккуратность.

В

ходе

создания

каждого

номера

школьной

газеты

необходимо

найти

разнообразную информацию, которой не содержится в учебнике, которая бы привлекла

внимание ребят, заинтересовала их. Данный материал может служить дальнейшему

развитию

любознательности,

расширению

кругозора.

Приобретенные

навыки

самостоятельной работы с информационными источниками послужат основой для

дальнейшей работы в старших классах.

Создание газетного материала происходит в несколько этапов:

1.

Определить тематику будущих школьных газет.

2.

Найти

информацию

согласно

тематике

номера

газеты.

Исследовать

дополнительную информацию по истории, географии, культуре немецкого и

русского народа в литературе, в сети Интернет.

3.

Освещение событий школьной жизни.

4.

Выявить необходимую для данной работы информацию из всего объема материала.

5.

Оформить школьную газету.

Команда проекта

Главный редактор школьной газеты: Анненкова Татьяна, ученица 10

класса.

Фоторепортёр и монтажер: Рафеев Игорь, ученик 8класса.

Постоянные журналисты газеты: Бондаренко Арина, Тарасенко

Наталья, Чаплыгина Дарья, Роговская Алина, Волкова Ульяна,

Маркевич Дарья, Ивасева Анастасия, ученики 7-10 классов МБОУ

СОШ №4 им. В.Н. Носова, ежемесячно пишут статьи для

определенных рубрик школьной газеты

Любой учащийся школы, проявивший желание может написать статью, отзыв, историю

для выпуска газеты.

Руководитель: Рафеева Татьяна Сергеевна, учитель немецкого языка МБОУ СОШ №4 им.

В.Н. Носова

В процессе работы учащиеся выявляют различия в

обычаях

и

нравах,

в

рождественских

и

других

традициях

России

и

Германии,

знакомятся

с

творчеством немецких поэтов и писателей (публикуют

собственные переводы), готовят небольшие статьи о

научных

деятелях

России

и

Германии,

что

способствует

лучшему

усвоению

лингвострановедческого материала, печатают поздравления в канун праздников и т.д.

Данная деятельность позволяет:

активизировать и расширить потенциальный словарь учащихся по разным темам;

развивать навыки и умения перевода стихов, небольших аутентичных текстов

(рецептов, инструкций по выполнению конкретных работ);

совершенствовать умения и навыки устной речи учащихся на основе

проработанного ими материала (инсценировки, стихи, аутентичные тексты).

При работе над газетными статьями учащимся приходится использовать разные

предметные области: немецкий язык, география, история, информатика. На уроках

немецкого языка проектная деятельность предусмотрена в

рамках

прохождения

блока

тем.

Таким

образом,

все

учащиеся

оказываются

вовлечены

в

процесс

создания

проекта. После представления и защиты проектов, работы

учащихся получают вторую жизнь и находят свое место на

страницах газеты «Die

Schulwelt».

Это дает возможность

абсолютно всем учащимся опубликовать материалы своей

работы. Те дети, которые не принимают активного участия в

издательстве газеты, являются читателями, что, так или

иначе, способствует развитию языковых навыков.

Темы

на

декабрь

(планируемые к выпуску):

1.

Das Fest des Alphabets (учащиеся 2 класса закончили изучение немецкого алфавита

и программа предполагает проведение праздника алфавита)

2.

Nikolaustag in der Schule

3.

Woher kommt der Nikolaus?

4.

Nikolaus: In Russland bleiben die Kinderschuhe leer

5.

Weihnachtsplätzchen backen

6.

Neue und interessante Berufe der Zukunft (учащиеся посетили фестиваль «Билет в

будущее» в г.Калининграде во дворце спорта Янтарный и готовы поделится

информацией о представленных им профессиях) (8 класс Роговская Алина)

Выводы

Таким образом, использование технологии проектной деятельности по выпуску

школьной газеты на немецком языке позволяет индивидуализировать учебный процесс,

дает возможность учащемуся проявлять самостоятельность в организации своей

деятельности, а также учит работе в коллективе. Одной из главных особенностей данной

технологии является ориентация на достижение конкретной практической цели -

наглядное представление результата, в данном случае, выпуск газеты на иностранном

языке.

Очевидно, выпуск школьной газеты расширяет общий кругозор, способствует

расширению языковых знаний, имеет большое воспитательное значение. Учащиеся

получают возможность представлять свои творческие и проектные работы, рассказывать о

событиях своей школы на иностранном языке и одновременно осваивают фото- и

видеоредакторы, учатся работать с программным обеспечением.



В раздел образования