Напоминание

"Возможности использования кейс – технологии в ДОУ"


Автор: Подольная Светлана Васильевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Синеглазка"
Населённый пункт: г. Ноябрьск, ЯНАО
Наименование материала: Деловая игра для педагогов
Тема: "Возможности использования кейс – технологии в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Сценарий деловой игры для педагогов ДОУ

«Возможности использования кейс – технологии в ДОУ».

Подольная Светлана Васильевна,

МАДОУ «Синеглазка», г. Ноябрьск, ЯНАО

Деловая игра, как одна из форм проведения педагогического совета, с целью

оказания практической и теоретической помощи педагогам в освоении с дошкольниками

образовательных областей.

Цель:

актуализация

знаний

педагогов

о

применении

кейс-технологии

в

воспитательно-образовательном процессе.

Вступительное слово. В настоящее время в образовательном процессе дошкольной

образовательной организации на первый план выдвигается идея саморазвития личности,

её готовности к самостоятельной деятельности. Федеральные государственные стандарты

дошкольного образования (далее-ФГОС ДО) требуют от педагогов пересмотра приоритета

профессиональной деятельности, т.е. построение работы с детьми в современном

формате. Меняются функции педагога. Теперь он уже не информатор знаний, а

организатор интеллектуального поиска, эмоционального переживания и практического

действия.

Для

этого

необходимо

осваивать

новые

современные

педагогические

технологии, направленные на реализацию ФГОС ДО, на формирование активной роли

обучаемого.

Основная наша задача - сформировать у воспитанников навыки самостоятельной

работы со знаниями. Это значит:

- уметь точно формулировать проблему;

- быстро, эффективно собирать и оценивать информацию;

- выявлять в проблеме традиционные подходы и противоречия; самостоятельно

формировать альтернативные взгляды на проблему;

- продумывать новые идеи и предлагать оригинальные варианты решений.

Одной из актуальных технологий на сегодняшний день является кейс-технологии,

которые относятся к технологиям проблемного обучения. Внедрение кейс-технологий

позволяет на практике реализовать деятельностный подход к образовательному процессу.

С помощью данной технологии можно моделировать ситуации, в которых каждый

ребенок проявит свои способности, выразит эмоции, интересы и выберет содержание

образовательной деятельности. Кейс-технологию можно соотнести с деятельностью,

которую можно охарактеризовать китайской мудростью «Я слышу – я забываю, я вижу – я

запоминаю, я делаю – я усваиваю».

Суть кейс-технологии заключается в том, чтобы стимулировать познавательную

активность детей через практическую деятельность и диалог с помощью смоделированной

ситуации. При этом любая моделируемая или реальная ситуация должна предполагать

несколько решений и быть максимально приближена к опыту детей.

Существуют шесть признаков хорошего кейса:

1. Соответствует поставленной цели.

2. Учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей.

3. Является актуальным и интересным детям.

4. Развивает когнитивные навыки, воображение, креативное мышление.

5. Провоцирует дискуссию.

6. Имеет несколько решений.

Кейс-технологии позволяют взаимодействовать всем участникам образовательного

процесса. Вместе с воспитателем дети анализируют ситуацию, совместно разбираются в

проблеме, предлагают способы как ее решить и выбирают лучший вариант. При этом у

дошкольников развиваются любознательность, критическое мышление, коммуникативные

навыки, ответственная инициатива, потребность и умение работать в команде, творческий

подход, способность решать сложные задачи как индивидуально, так и коллективно,

разумно действовать в незнакомой или неожиданной ситуации, вырабатывается навык

простейшего обобщения.

Далее педагогам предлагается разделиться на три команды.

Первой группе предлагается разработать кейс-иллюстрацию или фото-кейс,

относящиеся к методу ситуационного анализа;

Кейс-иллюстрация

-

это

иллюстрация,

которая

используется

для

рассмотрения

проблемной ситуации. Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ

возможных решений и выбор лучшего из них.

В «фото – кейс» входит:

- фото, сюжет которого отражает какую – либо проблему;

- текст к кейсу, который описывает совокупность событий;

- задание – правильно поставленный вопрос (в нем должна быть мотивация на решение

проблемы). Например: ребенок не умеет одеваться.

Решение ситуации по этапам:

Первый этап – перед вами иллюстрация, рассмотрите её.

Второй этап – сформулируйте проблему исходя из данной иллюстрации.

Третий этап – Каковы могут быть последствия данного поступка?

Четвертый этап – Какой выход можно найти из сложившейся проблемной ситуации?

Предположите свои варианты решения исходя из данной ситуации

.

Пятый этап – решение кейса – предложение одного или нескольких вариантов

(последовательности действий)

Отличие: иллюстрация - это картинка, фото из реальной жизни.

Второй группе разработать -

кейс – проигрывание ролей или ролевое

проектирование

Кейс – проигрывание ролей - эта та же сюжетно – ролевая игра, только с проблемой, если

игру мы просто проигрываем, то кейс помогает детям вспомнить полученные знания и

применить их на практике.

Главное, что все варианты верны и индивидуальны.

Цель: на основе заданной роли оценить поступки и поведение участников предложенной

ситуации.

Важной особенностью данной технологии является:

умение дошкольников принять на себя роль;

умение спроектировать принятую роль в соответствии с заданными характеристиками;

ролевое взаимодействие.

Третьей подгруппе предложено разработать Кейс – конкретных ситуаций

Конкретные ситуации – это ситуация, которая произошла конкретно на месте, в которой

подробно все разбирают, анализируют и приходят к решению. Например: случай мальчик

строил дом – другой подошел сломал.

В Кейс – конкретных ситуаций входят педагогические ситуации. Вот сегодня мы с вами

попробуем решить педагогическую ситуацию с точки зрения воспитателей.

на слайде вынесены этапы решения ситуаций. Давайте с ними ознакомимся:

Первый этап – знакомство с ситуацией, ее особенностями;

Второй этап – выделение основной проблемы (основных проблем);

Третий этап – предположение проблемы (Почему? Из-за чего? Какие могут быть

последствия?);

Четвертый этап – анализ последствий принятия того или иного решения;

Пятый этап – решение кейса – предложение одного или нескольких вариантов

(последовательности действий).

Заключительная часть

Уважаемые коллеги, хотелось бы обратиться к вам с вопросом:

в рамках каких занятий можно использовать кейс технологии

что представляет собой кейс-технология;

особенности применения данного метода в обучении;

какие учебные задачи решаются при использовании кейс-технологий в учебном

процессе;

разновидности кейс-технологий, соответствующие разным целям обучения;

правила и алгоритм разработки кейсов для обучения;

Вывод:

1.

во-первых, кейс-метод позволяет погрузить группу в проблемную ситуацию и

путем подбора решений найти выход. При этом результатом работы является не

только наиболее хорошее решение проблемы, но и сам процесс выработки

решения.

2.

Во-вторых, использование кейс-метода обеспечивает высокую активность и

личную включенность педагогов при работе с кейсом за счет широкого

использования методов активного обучения.

3.

В-третьих, очень важна ориентация на практическое использование полученных

знаний, тесная связь содержания кейса с практикой. Этой цели служат и групповые

обсуждения и задания, которые педагоги прорабатывают в малых группах.

4.

В-четвертых, кейс-метод позволяет изучить эмоционально сложные ситуации в

безопасных условиях, а не в реальной жизни. Участники могут учиться без чувства

тревоги за неприятные последствия, которые могут возникнуть при принятии

неправильного решения.



В раздел образования