Автор: Подольная Светлана Васильевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Синеглазка"
Населённый пункт: г. Ноябрьск, ЯНАО
Наименование материала: Деловая игра для педагогов
Тема: "Возможности использования кейс – технологии в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
Сценарий деловой игры для педагогов ДОУ
«Возможности использования кейс – технологии в ДОУ».
Подольная Светлана Васильевна,
МАДОУ «Синеглазка», г. Ноябрьск, ЯНАО
Деловая игра, как одна из форм проведения педагогического совета, с целью
оказания практической и теоретической помощи педагогам в освоении с дошкольниками
образовательных областей.
Цель:
актуализация
знаний
педагогов
о
применении
кейс-технологии
в
воспитательно-образовательном процессе.
Вступительное слово. В настоящее время в образовательном процессе дошкольной
образовательной организации на первый план выдвигается идея саморазвития личности,
её готовности к самостоятельной деятельности. Федеральные государственные стандарты
дошкольного образования (далее-ФГОС ДО) требуют от педагогов пересмотра приоритета
профессиональной деятельности, т.е. построение работы с детьми в современном
формате. Меняются функции педагога. Теперь он уже не информатор знаний, а
организатор интеллектуального поиска, эмоционального переживания и практического
действия.
Для
этого
необходимо
осваивать
новые
современные
педагогические
технологии, направленные на реализацию ФГОС ДО, на формирование активной роли
обучаемого.
Основная наша задача - сформировать у воспитанников навыки самостоятельной
работы со знаниями. Это значит:
- уметь точно формулировать проблему;
- быстро, эффективно собирать и оценивать информацию;
- выявлять в проблеме традиционные подходы и противоречия; самостоятельно
формировать альтернативные взгляды на проблему;
- продумывать новые идеи и предлагать оригинальные варианты решений.
Одной из актуальных технологий на сегодняшний день является кейс-технологии,
которые относятся к технологиям проблемного обучения. Внедрение кейс-технологий
позволяет на практике реализовать деятельностный подход к образовательному процессу.
С помощью данной технологии можно моделировать ситуации, в которых каждый
ребенок проявит свои способности, выразит эмоции, интересы и выберет содержание
образовательной деятельности. Кейс-технологию можно соотнести с деятельностью,
которую можно охарактеризовать китайской мудростью «Я слышу – я забываю, я вижу – я
запоминаю, я делаю – я усваиваю».
Суть кейс-технологии заключается в том, чтобы стимулировать познавательную
активность детей через практическую деятельность и диалог с помощью смоделированной
ситуации. При этом любая моделируемая или реальная ситуация должна предполагать
несколько решений и быть максимально приближена к опыту детей.
Существуют шесть признаков хорошего кейса:
1. Соответствует поставленной цели.
2. Учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей.
3. Является актуальным и интересным детям.
4. Развивает когнитивные навыки, воображение, креативное мышление.
5. Провоцирует дискуссию.
6. Имеет несколько решений.
Кейс-технологии позволяют взаимодействовать всем участникам образовательного
процесса. Вместе с воспитателем дети анализируют ситуацию, совместно разбираются в
проблеме, предлагают способы как ее решить и выбирают лучший вариант. При этом у
дошкольников развиваются любознательность, критическое мышление, коммуникативные
навыки, ответственная инициатива, потребность и умение работать в команде, творческий
подход, способность решать сложные задачи как индивидуально, так и коллективно,
разумно действовать в незнакомой или неожиданной ситуации, вырабатывается навык
простейшего обобщения.
Далее педагогам предлагается разделиться на три команды.
Первой группе предлагается разработать кейс-иллюстрацию или фото-кейс,
относящиеся к методу ситуационного анализа;
Кейс-иллюстрация
-
это
иллюстрация,
которая
используется
для
рассмотрения
проблемной ситуации. Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ
возможных решений и выбор лучшего из них.
В «фото – кейс» входит:
- фото, сюжет которого отражает какую – либо проблему;
- текст к кейсу, который описывает совокупность событий;
- задание – правильно поставленный вопрос (в нем должна быть мотивация на решение
проблемы). Например: ребенок не умеет одеваться.
Решение ситуации по этапам:
Первый этап – перед вами иллюстрация, рассмотрите её.
Второй этап – сформулируйте проблему исходя из данной иллюстрации.
Третий этап – Каковы могут быть последствия данного поступка?
Четвертый этап – Какой выход можно найти из сложившейся проблемной ситуации?
Предположите свои варианты решения исходя из данной ситуации
.
Пятый этап – решение кейса – предложение одного или нескольких вариантов
(последовательности действий)
Отличие: иллюстрация - это картинка, фото из реальной жизни.
Второй группе разработать -
кейс – проигрывание ролей или ролевое
проектирование
Кейс – проигрывание ролей - эта та же сюжетно – ролевая игра, только с проблемой, если
игру мы просто проигрываем, то кейс помогает детям вспомнить полученные знания и
применить их на практике.
Главное, что все варианты верны и индивидуальны.
Цель: на основе заданной роли оценить поступки и поведение участников предложенной
ситуации.
Важной особенностью данной технологии является:
умение дошкольников принять на себя роль;
умение спроектировать принятую роль в соответствии с заданными характеристиками;
ролевое взаимодействие.
Третьей подгруппе предложено разработать Кейс – конкретных ситуаций
Конкретные ситуации – это ситуация, которая произошла конкретно на месте, в которой
подробно все разбирают, анализируют и приходят к решению. Например: случай мальчик
строил дом – другой подошел сломал.
В Кейс – конкретных ситуаций входят педагогические ситуации. Вот сегодня мы с вами
попробуем решить педагогическую ситуацию с точки зрения воспитателей.
на слайде вынесены этапы решения ситуаций. Давайте с ними ознакомимся:
Первый этап – знакомство с ситуацией, ее особенностями;
Второй этап – выделение основной проблемы (основных проблем);
Третий этап – предположение проблемы (Почему? Из-за чего? Какие могут быть
последствия?);
Четвертый этап – анализ последствий принятия того или иного решения;
Пятый этап – решение кейса – предложение одного или нескольких вариантов
(последовательности действий).
Заключительная часть
Уважаемые коллеги, хотелось бы обратиться к вам с вопросом:
в рамках каких занятий можно использовать кейс технологии
что представляет собой кейс-технология;
особенности применения данного метода в обучении;
какие учебные задачи решаются при использовании кейс-технологий в учебном
процессе;
разновидности кейс-технологий, соответствующие разным целям обучения;
правила и алгоритм разработки кейсов для обучения;
Вывод:
1.
во-первых, кейс-метод позволяет погрузить группу в проблемную ситуацию и
путем подбора решений найти выход. При этом результатом работы является не
только наиболее хорошее решение проблемы, но и сам процесс выработки
решения.
2.
Во-вторых, использование кейс-метода обеспечивает высокую активность и
личную включенность педагогов при работе с кейсом за счет широкого
использования методов активного обучения.
3.
В-третьих, очень важна ориентация на практическое использование полученных
знаний, тесная связь содержания кейса с практикой. Этой цели служат и групповые
обсуждения и задания, которые педагоги прорабатывают в малых группах.
4.
В-четвертых, кейс-метод позволяет изучить эмоционально сложные ситуации в
безопасных условиях, а не в реальной жизни. Участники могут учиться без чувства
тревоги за неприятные последствия, которые могут возникнуть при принятии
неправильного решения.