Напоминание

"Духовно - нравственное воспитание дошкольников"


Автор: Харина Любовь Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР д/с" Сказка" г.Усмань
Населённый пункт: Усмань Липецкая область
Наименование материала: методическая публикация
Тема: "Духовно - нравственное воспитание дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Инновационный педагогический опыт

«Духовно - нравственное воспитание дошкольников»

воспитателя МДОУ «ЦРР д/с «Сказка»

Харина Любовь Алексеевна

«Воспитывать человека - значит определять судьбу нации»

Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II

Духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения – одна из сложнейших и

актуальных проблем на сегодняшний день, которая должна решаться педагогами, родителями, и

неравнодушными людьми. Именно духовно-нравственное воспитание обеспечит целостность и

гибкость воспитательных воздействий взрослых на детей в различных ситуациях их общения, а также

общения детей друг с другом. Оно предполагает формирование у ребенка целостного отношения к

жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоничное развитие личности ребенка. В настоящее время,

как бы это прискорбно не звучало, материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у

детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости,

гражданственности и патриотизме.

Дошкольное детство – важный этап в становлении морального облика человека. В эти годы у детей

закладываются основы нравственности, формируются первоначальные эстетические представления.

Начинает появляться интерес к явлениям общественной жизни. Дети обращаются с вопросами к

педагогам, родителям, стремятся больше узнать о своей Родине, крае, месте, где они живут.

Организовать воспитание молодого поколения без духовного стержня, без идеи, которая объединяет

и вдохновляет людей невозможно. Тогда возникает вопрос, на основе каких ценностей нам все же

следует воспитывать подрастающее поколение? Относясь уважительно и толерантно ко всем

религиям.

Современная педагогика считает возможным и необходимым начинать знакомство со своим

народом, с его традициями и бытом с раннего детства. Главная задача в этом направлении – вызвать

интерес у ребенка к народному творчеству, декоративно-прикладному искусству, некоторым

историческим событиям, связанным с родным краем, и очень важно, чтобы интерес этот сохранялся с

раннего детства и до школьных лет.

Чтобы воспитывать в человеке чувство гордости за свою Родину, надо с детства научить любить

свой город, край, где он родился и вырос, природу, которая его окружает, познакомить с

культурными традициями своего народа, необходимо привить любовь к декоративно-прикладному

искусству и народному творчеству.

Мы считаем, что развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное

отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.

Очевидно, что без духовности, которую закладывали наши отцы и деды своим детям на

протяжении столетий, и мы не сможем вырастить нравственно здоровое поколение, которое бы

сохранило свои исторически сложившиеся национальные особенности. Православная педагогическая

традиция в нашей стране имеет тысячелетнюю историю, и можно проследить, что отказ от

Православных ценностей привел сегодня к таким печальным последствиям, как очерствление

личности, бездуховность общества.

Православное мировоззрение, христианские ценности пронизывают всю нашу культуру, историю,

народные традиции, поэтому без изучения основ Православия невозможно понимать смысл многих

литературных и музыкальных произведений, художественных полотен, да просто невозможно быть

культурным и полноценно образованным человеком. Православные праздники, со всеми,

относящимися к ним обрядами – это источник познания народной мудрости, души, традиции уклада

жизни нашего народа. По мнению русского педагога ХІХ века К. Д. Ушинского «…для ребёнка светлый

праздник и весна, Рождество и зима, Спас и спелые плоды, Троица и зелёные берёзки сливаются в

одно могучее впечатление, свежее и полное жизни.».

То есть система духовно-нравственного воспитания ребенка строится на приобщении его к

культурному наследию своего народа.

К основным принципам духовно-нравственного воспитания дошкольников можно отнести:

духовный ориентир – построение жизни и поступков на основах христианского совершенства,

уклонение от зла и выбор добра;

гуманистический принцип – формирование положительного отношения к окружающему миру и

людям, сочувствие и сострадание;

естественнонаучный принцип, который основывается на научном понимании социальных процессов,

законов развития и становления;

культурологический принцип в соответствии с национальной культурой, ценностями и традициями;

государственный принцип, при котором воспитание осуществляется в соответствии с

законодательством РФ.

Целью духовно – нравственного воспитания является формирование нравственных качеств

личности ребенка, накопление им духовного опыта, основанного на традициях православной

культуры.

К основным задачам духовно-нравственного воспитания дошкольников можно отнести:

познание и прививание православной культуры и традиций;

раскрытие духовной и нравственной одаренности ребенка, его способностей и талантов;

гармоничное, позитивное и гуманистическое развитие личности ребенка;

формирование гражданского самосознания, доброжелательного отношения к окружающему миру и

людям;

одухотворение жизненного пространства ребенка;

защита и укрепление физического, психического и духовного здоровья ребенка.

Важную роль в приобщении ребёнка к народной культуре играют народные праздники,

проводимые в детском саду: зимой — «Новый год», «Защитники Отечества», «Масленица»; весной—

«Наши любимые», «Праздник птиц», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто». Они выражают

национальный характер и самобытность времени. Являются яркой формой отдыха педагогов,

родителей и детей, которые объединены совместными действиями, общим переживанием.

На занятиях по декоративно- прикладному творчеству у детей имеется большая возможность

прикоснуться к истории и традициям. Проведён цикл занятий, где ребята знакомятся с фольклором,

отображая его в рисунках, в лепке, поделках из природного материала. Например, знакомство с

такими видами росписи, как «Золотая хохлома», «Гжель», «Урало-сибирская роспись», дети

знакомились с различными приёмами и видами росписи, учились выполнять традиционные

элементы кистевой росписи. С приходом весны ребята учились изображать солнце в славянской

мифологии, закрепляли навыки нетрадиционной техники рисования, самостоятельно подбирали

материалы, художественные инструменты, формат основы и масштаб образа. Изготавливая из

солёного теста пасхальные яйца, украсив их различной крупой и семенами, дети также знакомились с

традициями и культурой нашей страны.

Совместные работы детей с родителями – неотъемлемая составляющая, без которой

невозможно духовное и нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Успех воспитания

складывается из совместного дуэта родительского и педагогического опыта. Воспитатель должен

объяснить отцу и матери важность поддержания семейных и народных традиций, привития

эстетического вкуса, понимания и принятия духовных ценностей. В первую очередь именно родители

ответственны за развитие своего крохи.

Проведённая работа в данном направлении «декоративно - прикладное творчество»

воспитывает у дошкольников чувство уважения к творчеству мастеров и культурному наследию

предков.



В раздел образования