Автор: Харина Любовь Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР д/с" Сказка" г.Усмань
Населённый пункт: Усмань Липецкая область
Наименование материала: методическая публикация
Тема: "Духовно - нравственное воспитание дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Инновационный педагогический опыт
«Духовно - нравственное воспитание дошкольников»
воспитателя МДОУ «ЦРР д/с «Сказка»
Харина Любовь Алексеевна
«Воспитывать человека - значит определять судьбу нации»
Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II
Духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения – одна из сложнейших и
актуальных проблем на сегодняшний день, которая должна решаться педагогами, родителями, и
неравнодушными людьми. Именно духовно-нравственное воспитание обеспечит целостность и
гибкость воспитательных воздействий взрослых на детей в различных ситуациях их общения, а также
общения детей друг с другом. Оно предполагает формирование у ребенка целостного отношения к
жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоничное развитие личности ребенка. В настоящее время,
как бы это прискорбно не звучало, материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у
детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости,
гражданственности и патриотизме.
Дошкольное детство – важный этап в становлении морального облика человека. В эти годы у детей
закладываются основы нравственности, формируются первоначальные эстетические представления.
Начинает появляться интерес к явлениям общественной жизни. Дети обращаются с вопросами к
педагогам, родителям, стремятся больше узнать о своей Родине, крае, месте, где они живут.
Организовать воспитание молодого поколения без духовного стержня, без идеи, которая объединяет
и вдохновляет людей невозможно. Тогда возникает вопрос, на основе каких ценностей нам все же
следует воспитывать подрастающее поколение? Относясь уважительно и толерантно ко всем
религиям.
Современная педагогика считает возможным и необходимым начинать знакомство со своим
народом, с его традициями и бытом с раннего детства. Главная задача в этом направлении – вызвать
интерес у ребенка к народному творчеству, декоративно-прикладному искусству, некоторым
историческим событиям, связанным с родным краем, и очень важно, чтобы интерес этот сохранялся с
раннего детства и до школьных лет.
Чтобы воспитывать в человеке чувство гордости за свою Родину, надо с детства научить любить
свой город, край, где он родился и вырос, природу, которая его окружает, познакомить с
культурными традициями своего народа, необходимо привить любовь к декоративно-прикладному
искусству и народному творчеству.
Мы считаем, что развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное
отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.
Очевидно, что без духовности, которую закладывали наши отцы и деды своим детям на
протяжении столетий, и мы не сможем вырастить нравственно здоровое поколение, которое бы
сохранило свои исторически сложившиеся национальные особенности. Православная педагогическая
традиция в нашей стране имеет тысячелетнюю историю, и можно проследить, что отказ от
Православных ценностей привел сегодня к таким печальным последствиям, как очерствление
личности, бездуховность общества.
Православное мировоззрение, христианские ценности пронизывают всю нашу культуру, историю,
народные традиции, поэтому без изучения основ Православия невозможно понимать смысл многих
литературных и музыкальных произведений, художественных полотен, да просто невозможно быть
культурным и полноценно образованным человеком. Православные праздники, со всеми,
относящимися к ним обрядами – это источник познания народной мудрости, души, традиции уклада
жизни нашего народа. По мнению русского педагога ХІХ века К. Д. Ушинского «…для ребёнка светлый
праздник и весна, Рождество и зима, Спас и спелые плоды, Троица и зелёные берёзки сливаются в
одно могучее впечатление, свежее и полное жизни.».
То есть система духовно-нравственного воспитания ребенка строится на приобщении его к
культурному наследию своего народа.
К основным принципам духовно-нравственного воспитания дошкольников можно отнести:
духовный ориентир – построение жизни и поступков на основах христианского совершенства,
уклонение от зла и выбор добра;
гуманистический принцип – формирование положительного отношения к окружающему миру и
людям, сочувствие и сострадание;
естественнонаучный принцип, который основывается на научном понимании социальных процессов,
законов развития и становления;
культурологический принцип в соответствии с национальной культурой, ценностями и традициями;
государственный принцип, при котором воспитание осуществляется в соответствии с
законодательством РФ.
Целью духовно – нравственного воспитания является формирование нравственных качеств
личности ребенка, накопление им духовного опыта, основанного на традициях православной
культуры.
К основным задачам духовно-нравственного воспитания дошкольников можно отнести:
познание и прививание православной культуры и традиций;
раскрытие духовной и нравственной одаренности ребенка, его способностей и талантов;
гармоничное, позитивное и гуманистическое развитие личности ребенка;
формирование гражданского самосознания, доброжелательного отношения к окружающему миру и
людям;
одухотворение жизненного пространства ребенка;
защита и укрепление физического, психического и духовного здоровья ребенка.
Важную роль в приобщении ребёнка к народной культуре играют народные праздники,
проводимые в детском саду: зимой — «Новый год», «Защитники Отечества», «Масленица»; весной—
«Наши любимые», «Праздник птиц», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто». Они выражают
национальный характер и самобытность времени. Являются яркой формой отдыха педагогов,
родителей и детей, которые объединены совместными действиями, общим переживанием.
На занятиях по декоративно- прикладному творчеству у детей имеется большая возможность
прикоснуться к истории и традициям. Проведён цикл занятий, где ребята знакомятся с фольклором,
отображая его в рисунках, в лепке, поделках из природного материала. Например, знакомство с
такими видами росписи, как «Золотая хохлома», «Гжель», «Урало-сибирская роспись», дети
знакомились с различными приёмами и видами росписи, учились выполнять традиционные
элементы кистевой росписи. С приходом весны ребята учились изображать солнце в славянской
мифологии, закрепляли навыки нетрадиционной техники рисования, самостоятельно подбирали
материалы, художественные инструменты, формат основы и масштаб образа. Изготавливая из
солёного теста пасхальные яйца, украсив их различной крупой и семенами, дети также знакомились с
традициями и культурой нашей страны.
Совместные работы детей с родителями – неотъемлемая составляющая, без которой
невозможно духовное и нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Успех воспитания
складывается из совместного дуэта родительского и педагогического опыта. Воспитатель должен
объяснить отцу и матери важность поддержания семейных и народных традиций, привития
эстетического вкуса, понимания и принятия духовных ценностей. В первую очередь именно родители
ответственны за развитие своего крохи.
Проведённая работа в данном направлении «декоративно - прикладное творчество»
воспитывает у дошкольников чувство уважения к творчеству мастеров и культурному наследию
предков.