Автор: Лобанова Оксана Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Старомайнский детский сад №5
Населённый пункт: Ульяновская область р.п. Старая Майна
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: "Развитие нравственно-патриотических качеств личности ребёнка через формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
«Развитие нравственно-патриотических качеств личности
ребёнка через формирование семейных ценностей у детей
дошкольного возраста»
Актуальность проблем, связанных с патриотическим воспитанием
подрастающего поколения, бесспорна.
Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но
подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и
переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью
человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом, сам педагог не сможет
и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не
навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
Патриотическое
воспитание
в
детском
саду- это
процесс
освоения,
наследования традиционной культуры. Суть патриотического воспитания
состоит в том, чтобы посеять и возрастить в детской душе семена любви к
родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны,
созданной
трудами
родных
и
близких
людей,
тех,
кого
зовут
соотечественниками.
Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в
раннем возрасте – это и есть самый естественный, а потому и верный способ
патриотического
воспитания
чувства
любви
к
отечеству.
Родина…
Отечество…в корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец,
родители, те, кто дает жизнь новому существу. Любовь к Родине начинается
с любви и уважения к своим родным и близким людям. Мама и папа,
бабушка и дедушка – с этими словами ребенок связывает все доброе и
незабываемое на долгие годы.
Решить проблему формирования патриотических чувств у детей, можно
через семейные традиции.
Важнейший элемент культуры семьи – семейные традиции. Семейные
традиции отличаются рядом особенностей. Они охватывают духовную среду
жизни семьи, формируют эмоциональную близость всех ее членов, чувство
единения. Приобщение детей к культуре своей семьи, ее традициям особенно
значимо в дошкольные годы, т.к. именно в этом возрасте закладываются
основы социального поведения человека, будущего продолжателя рода. Ведь
семья является для ребенка первым и ближайшим к его практическому и
духовному опыту человеческим сообществом, в котором все его члены
связаны
кровным родством
и
где
самым
глубинным
образом,
непосредственно в постоянном семейном общении традиционные ценности
народа передаются от одного поколения к другому.
Задачи патриотического воспитания настолько глубоки и серьезны, что без
участия родителей невозможно выполнить их полно. Понимая значение
семейных традиций в становлении личности ребенка, рекомендуют провести
анкетирование родителей. Анализ полученных результатов показывает, что в
современных семьях сохранились лишь элементы традиций прошлых
столетий. Большинство таких традиций связаны с особым проведением
праздников (например, празднование дней рождения детей с приглашением
друзей, организация веселых игр, викторин и конкурсов, встреча нового года
только в кругу семьи с обязательным приготовлением новогодних лакомств и
украшением всей квартиры). В некоторых семьях сохранились традиции
совместного вечернего чаепития и настольных семейных игр; для других –
читать вместе и вслух; для отдельных семей характерны совместные походы;
посещение всей семьей музеев или театров, а потом обсуждение увиденного.
В
большинстве современных
семей дошкольников
не приобщают
к
семейным традициям, несмотря на понимание родителями их значимости в
воспитании ребенка, поэтому в детском саду нужно объяснять родителям
значение традиций в семейном воспитании. Проводить встречи с родителями
за круглым столом «А у нас в семье так». На этой встрече родители
обсуждают, какие семейные традиции доступны пониманию дошкольников,
как приобщать детей к традициям своей семьи. Мамы и папы делятся
воспоминаниями из жизни своей семьи, какие семейные ритуалы больше
всего запомнились им из детства. Особое внимание уделять традициям,
которые следует возродить: домашние игры (лото, шашки, домино, шахматы,
словесные игры без предметов, всей семьей придуманные игры, то есть
постоянную и любимую всеми); совместное чтение по вечерам любимых
сказок, былин, рассказов. Нужно поработать для того, чтобы убедить
родителей в важности сохранения семейных традиций, объединению детей и
взрослых.
Дети в дошкольном возрасте любят рассматривать фотографии. Семейные
фотографии – это одно из важнейших наглядных пособий нравственного
воспитания детей. Предложить такие уголки родителям оформлять дома,
чтобы дома висели семейные фотографии – прабабушек, дедушек. Для детей
важно, как родители относятся к своим родителям, к своим корням, к своей
родословной.
Для формирования представлений о семье, родственных отношениях, о
родословной, предложить родителям вместе с детьми сделать альбомы либо
странички в портфолио, в которых дети отразят знания о себе, своей семье,
друзьях, делясь своими сокровенными тайнами.
Родители вместе с детьми составляют генеалогическое семейное древо, что
способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных
связей. Это помогает детям, да и их родителям глубже понять:
- корни каждого в истории и традициях семьи, своего народа, в прошлом
республики и страны;
- счастье семьи – счастье и благополучие народа, общества, государства;
- семья – хранительница национальных традиций.
Прививать любовь к Родине, знать традиции и обычаи земли, где ты живёшь,
нужно самого раннего детства. Рассказы, высказывания детей, суждения
родителей позволяет утверждать, что предлагаемая работа не только
знакомит дошкольников с сущностью семейных традиций, их значением и
многообразием, но и способствует воспитанию гордости своим домом и
семьей, стремлению продолжать семейные традиции.
Работая над этой проблемой, видны определенные результаты:
- подобная работа способствует налаживанию более теплых и нежных
взаимоотношений в семье;
- у детей появляется познавательный интерес к истории семьи, к близким и
дальним родственникам;
- у детей правильно формируется важное социальное понятие семья, что
является залогом успеха в воспитании будущего гражданина нашей Родины.
Все это приводит к сближению детей и родителей, детей и их сверстников, а
в хорошей, доброй, дружной семье вырастает настоящий гражданин и
патриот своей Родины.
МДОУ Старомайнский детский сад№5
Консультация для педагогов на тему:
«Развитие нравственно-патриотических
качеств личности ребёнка через
формирование семейных ценностей у детей
дошкольного возраста»
Воспитатель:
Лобанова О.В.
Ноябрь 2023г.