Напоминание

"Развитие нравственно-патриотических качеств личности ребёнка через формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста"


Автор: Лобанова Оксана Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Старомайнский детский сад №5
Населённый пункт: Ульяновская область р.п. Старая Майна
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: "Развитие нравственно-патриотических качеств личности ребёнка через формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Развитие нравственно-патриотических качеств личности

ребёнка через формирование семейных ценностей у детей

дошкольного возраста»

Актуальность проблем, связанных с патриотическим воспитанием

подрастающего поколения, бесспорна.

Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но

подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и

переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью

человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом, сам педагог не сможет

и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не

навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Патриотическое

воспитание

в

детском

саду- это

процесс

освоения,

наследования традиционной культуры. Суть патриотического воспитания

состоит в том, чтобы посеять и возрастить в детской душе семена любви к

родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны,

созданной

трудами

родных

и

близких

людей,

тех,

кого

зовут

соотечественниками.

Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в

раннем возрасте – это и есть самый естественный, а потому и верный способ

патриотического

воспитания

чувства

любви

к

отечеству.

Родина…

Отечество…в корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец,

родители, те, кто дает жизнь новому существу. Любовь к Родине начинается

с любви и уважения к своим родным и близким людям. Мама и папа,

бабушка и дедушка – с этими словами ребенок связывает все доброе и

незабываемое на долгие годы.

Решить проблему формирования патриотических чувств у детей, можно

через семейные традиции.

Важнейший элемент культуры семьи – семейные традиции. Семейные

традиции отличаются рядом особенностей. Они охватывают духовную среду

жизни семьи, формируют эмоциональную близость всех ее членов, чувство

единения. Приобщение детей к культуре своей семьи, ее традициям особенно

значимо в дошкольные годы, т.к. именно в этом возрасте закладываются

основы социального поведения человека, будущего продолжателя рода. Ведь

семья является для ребенка первым и ближайшим к его практическому и

духовному опыту человеческим сообществом, в котором все его члены

связаны

кровным родством

и

где

самым

глубинным

образом,

непосредственно в постоянном семейном общении традиционные ценности

народа передаются от одного поколения к другому.

Задачи патриотического воспитания настолько глубоки и серьезны, что без

участия родителей невозможно выполнить их полно. Понимая значение

семейных традиций в становлении личности ребенка, рекомендуют провести

анкетирование родителей. Анализ полученных результатов показывает, что в

современных семьях сохранились лишь элементы традиций прошлых

столетий. Большинство таких традиций связаны с особым проведением

праздников (например, празднование дней рождения детей с приглашением

друзей, организация веселых игр, викторин и конкурсов, встреча нового года

только в кругу семьи с обязательным приготовлением новогодних лакомств и

украшением всей квартиры). В некоторых семьях сохранились традиции

совместного вечернего чаепития и настольных семейных игр; для других –

читать вместе и вслух; для отдельных семей характерны совместные походы;

посещение всей семьей музеев или театров, а потом обсуждение увиденного.

В

большинстве современных

семей дошкольников

не приобщают

к

семейным традициям, несмотря на понимание родителями их значимости в

воспитании ребенка, поэтому в детском саду нужно объяснять родителям

значение традиций в семейном воспитании. Проводить встречи с родителями

за круглым столом «А у нас в семье так». На этой встрече родители

обсуждают, какие семейные традиции доступны пониманию дошкольников,

как приобщать детей к традициям своей семьи. Мамы и папы делятся

воспоминаниями из жизни своей семьи, какие семейные ритуалы больше

всего запомнились им из детства. Особое внимание уделять традициям,

которые следует возродить: домашние игры (лото, шашки, домино, шахматы,

словесные игры без предметов, всей семьей придуманные игры, то есть

постоянную и любимую всеми); совместное чтение по вечерам любимых

сказок, былин, рассказов. Нужно поработать для того, чтобы убедить

родителей в важности сохранения семейных традиций, объединению детей и

взрослых.

Дети в дошкольном возрасте любят рассматривать фотографии. Семейные

фотографии – это одно из важнейших наглядных пособий нравственного

воспитания детей. Предложить такие уголки родителям оформлять дома,

чтобы дома висели семейные фотографии – прабабушек, дедушек. Для детей

важно, как родители относятся к своим родителям, к своим корням, к своей

родословной.

Для формирования представлений о семье, родственных отношениях, о

родословной, предложить родителям вместе с детьми сделать альбомы либо

странички в портфолио, в которых дети отразят знания о себе, своей семье,

друзьях, делясь своими сокровенными тайнами.

Родители вместе с детьми составляют генеалогическое семейное древо, что

способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных

связей. Это помогает детям, да и их родителям глубже понять:

- корни каждого в истории и традициях семьи, своего народа, в прошлом

республики и страны;

- счастье семьи – счастье и благополучие народа, общества, государства;

- семья – хранительница национальных традиций.

Прививать любовь к Родине, знать традиции и обычаи земли, где ты живёшь,

нужно самого раннего детства. Рассказы, высказывания детей, суждения

родителей позволяет утверждать, что предлагаемая работа не только

знакомит дошкольников с сущностью семейных традиций, их значением и

многообразием, но и способствует воспитанию гордости своим домом и

семьей, стремлению продолжать семейные традиции.

Работая над этой проблемой, видны определенные результаты:

- подобная работа способствует налаживанию более теплых и нежных

взаимоотношений в семье;

- у детей появляется познавательный интерес к истории семьи, к близким и

дальним родственникам;

- у детей правильно формируется важное социальное понятие семья, что

является залогом успеха в воспитании будущего гражданина нашей Родины.

Все это приводит к сближению детей и родителей, детей и их сверстников, а

в хорошей, доброй, дружной семье вырастает настоящий гражданин и

патриот своей Родины.

МДОУ Старомайнский детский сад№5

Консультация для педагогов на тему:

«Развитие нравственно-патриотических

качеств личности ребёнка через

формирование семейных ценностей у детей

дошкольного возраста»

Воспитатель:

Лобанова О.В.

Ноябрь 2023г.



В раздел образования