Автор: Дубовицкая Надежда Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа 1400 ДО 5
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья по самообразованию
Тема: Духовно – нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы
Раздел: дошкольное образование
«Духовно – нравственное воспитание дошкольников
посредством чтения художественной литературы»
Пояснительная записка.
Через литературу ребенок познает не только мир
вокруг, но и себя в этом мире, сферу социальных отношений людей,
нравственных основ жизни. Именно коллизии многих художественных
произведений помогают им разобраться в том, что есть добро и зло, честь и
справедливость, правда и ложь. В процессе чтения литературные
произведения способны помочь детям познать разные эмоциональные
состояния человека, мотивы его поступков. С их помощью развивается
чувственно-эмоциональная сфера ребенка, его способности сопереживать
героям литературных произведений, радоваться и грустить вместе с ними.
В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной
литературе. Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки,
прибаутки, перевертыши и т.д., наилучшим образом открывают и объясняют
ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и
взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и
воображение ребенка, обогащает его эмоции.
Решая задачу нравственности у дошкольников, детская
художественная литература играет большую роль. С помощью детской
художественной литературы у воспитанников формируются нравственные
качества:
- умение оценивать свой поступок и поступок товарищей;
- применяет полученные знания в общении с детьми, в общении со
старшими;
- умение сопереживать и сочувствовать героям художественных
произведений.
Приобщение дошкольников к художественной
литературе позволяет заложить базовую основу его общей культуры, как
одной из основных задач художественно – эстетического воспитания
дошкольников. Именно литература выступает на дошкольном этапе как
эффективное средство познавательно - речевого развития ребенка, помогает
ребенку быстро и заинтересованно познавать окружающий мир, впитывать и
проживать огромное количество впечатлений, учит перенимать нормы
поведения. В положении «Концепции дошкольного воспитания» (1989г.)
указано на необходимость приобщения детей к непреходящим,
общечеловеческим ценностям и ориентация нравственного воспитания на
общечеловеческие ценности очевидна.
Ознакомление детей с художественной литературой
способствует постижению ребенком окружающего мира, учит его понимать
и любить прекрасное, закладывает основы нравственности человеческой
личности.
Актуальность
Нравственное воспитание – одна из
актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми,
кто имеет отношение к детям. То, что мы (взрослые) заложим в душу ребенка
сейчас, проявится позднее. Все начинается с воспитания в детстве.
Дошкольное детство - очень важный этап в становлении личности ребенка.
Очень важно, чтобы ребенок с детства усвоил свод нравственных понятий и
человеческих ценностей.
Важную роль в процессе нравственного
развития личности на ранних этапах являются семья, детский сад и средства
массовой информации. Родители - первые главные учителя. Но сейчас время
«трудное». Многие люди находятся под сильным влиянием идей
материализма, у них искажаются представления о мире, личная выгода
становится выше морали, честности, а это сказывается пагубным образом на
их духовном развитии.
Велика роль телевидения и средств массовой
информации. В наше время телевидение и детский сад выступают
соперниками в борьбе за ребенка. На плечи воспитателей ложится большая
задача. Она заключается в том, чтобы воспитать в душе ребенка духовное
начало, развить чувства, чтобы он вырос не бездумным и равнодушным
человеком.
Необходимость приобщения детей к книге
бесспорна. Книга совершенствует ум ребенка, помогает овладеть речью,
познать окружающий мир. У ребенка дошкольного возраста это первый опыт
встречи с художественной литературой на важном этапе развития его
личности - этапе дошкольного детства. В это время формируется отношение
ребенка к книге: интерес и любовь к ней, или равнодушие. Хорошая книга
(стихи, рассказы, былины) и особенно русские народные сказки, сказки
других народов вводят малыша в мир художественных образов, в мир
прекрасного и дают первые и потому наиболее сильные впечатления о
взаимоотношениях персонажей, с последующим подражанием детьми.
Цель:
Развитие нравственных норм поведения, взаимоотношений у дошкольников
посредством детской художественной литературы.
Задачи:
Образовательные:
1. Учить самостоятельно и последовательно передавать содержание текста,
использовать в пересказе выразительные средства, характерные для
литературного произведения.
2. Побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворных текстов.
3. Прививать интерес к положительным героям произведений.
4. Поощрять желание слушать произведение, рассматривать иллюстрации к
нему, расспрашивать взрослого о прочитанном, проявлять желание
«прочитать» произведение еще раз.
Воспитательные:
1. Воспитывать умение слушать сказки, рассказы, стихи, следить за
развитием действия, сопереживать героям произведения.
2. Воспитывать чувство отзывчивости на содержание прочитанного
(радоваться хорошей концовке, «победе» положительного героя).
3.Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и
чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность,
ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов.
4. Воспитывать культуру речевого общения.
Развивающие
1.Развивать желание узнавать из книг об окружающем мире, о
существовании в нем добра и зла, о том, как вести себя.
2. Развивать познавательные процессы: речь, память, мышление.
3.Развивать умение с помощью воспитателя инсценировать и
драматизировать народные сказки.
Приемы:
Словесные:
Беседы;
Игры-беседы;
Рассказ;
Чтение художественной литературы;
Использование игровых ситуаций;
Игры - беседы с персонажами сказок;
Сочинение историй;
Наглядные:
● Групповые выставки;
● Рассматривание иллюстраций;
Практические:
Игры – драматизации;
Игры – инсценировки;
Игры – забавы;
Подвижные игры;
Пальчиковые игры;
Упражнения подражательно - исполнительского и творческого характера;
Моделирование и анализ заданных ситуаций;
Рисование;
Занятие по художественной литературе;
Индивидуальная работа с ребенком;
Коллективные работы;
Тематические занятия;
Пальчиковая гимнастика;
Дидактические игры;
Физкультминутки;
Драматизация.
Методы ознакомления с художественной литературой.
1.Чтение воспитателя по книге или наизусть.
2. Рассказывание воспитателя.
3.Инсценирование.
4.Заучивание наизусть.
5. Игры-драматизации (игры имитации, двигательные импровизации по ходу
рассказывания воспитателем литературных текстов).
6. Театрализованные игры: игры-драматизации и игры с фигурками разных
видов настольного кукольного театров.
Сотрудничество с родителями.
Важным условием результативности воспитания у детей
нравственных качеств посредством детской художественной литературы
является работа с семьей. Понимание и поддержка со стороны родителей
становится той основной базой, на которой формируются у воспитанников
нравственные качества.