Напоминание

Духовно – нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы


Автор: Дубовицкая Надежда Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа 1400 ДО 5
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья по самообразованию
Тема: Духовно – нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Духовно – нравственное воспитание дошкольников

посредством чтения художественной литературы»

Пояснительная записка.

Через литературу ребенок познает не только мир

вокруг, но и себя в этом мире, сферу социальных отношений людей,

нравственных основ жизни. Именно коллизии многих художественных

произведений помогают им разобраться в том, что есть добро и зло, честь и

справедливость, правда и ложь. В процессе чтения литературные

произведения способны помочь детям познать разные эмоциональные

состояния человека, мотивы его поступков. С их помощью развивается

чувственно-эмоциональная сфера ребенка, его способности сопереживать

героям литературных произведений, радоваться и грустить вместе с ними.

В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной

литературе. Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки,

прибаутки, перевертыши и т.д., наилучшим образом открывают и объясняют

ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и

взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и

воображение ребенка, обогащает его эмоции.

Решая задачу нравственности у дошкольников, детская

художественная литература играет большую роль. С помощью детской

художественной литературы у воспитанников формируются нравственные

качества:

- умение оценивать свой поступок и поступок товарищей;

- применяет полученные знания в общении с детьми, в общении со

старшими;

- умение сопереживать и сочувствовать героям художественных

произведений.

Приобщение дошкольников к художественной

литературе позволяет заложить базовую основу его общей культуры, как

одной из основных задач художественно – эстетического воспитания

дошкольников. Именно литература выступает на дошкольном этапе как

эффективное средство познавательно - речевого развития ребенка, помогает

ребенку быстро и заинтересованно познавать окружающий мир, впитывать и

проживать огромное количество впечатлений, учит перенимать нормы

поведения. В положении «Концепции дошкольного воспитания» (1989г.)

указано на необходимость приобщения детей к непреходящим,

общечеловеческим ценностям и ориентация нравственного воспитания на

общечеловеческие ценности очевидна.

Ознакомление детей с художественной литературой

способствует постижению ребенком окружающего мира, учит его понимать

и любить прекрасное, закладывает основы нравственности человеческой

личности.

Актуальность

Нравственное воспитание – одна из

актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми,

кто имеет отношение к детям. То, что мы (взрослые) заложим в душу ребенка

сейчас, проявится позднее. Все начинается с воспитания в детстве.

Дошкольное детство - очень важный этап в становлении личности ребенка.

Очень важно, чтобы ребенок с детства усвоил свод нравственных понятий и

человеческих ценностей.

Важную роль в процессе нравственного

развития личности на ранних этапах являются семья, детский сад и средства

массовой информации. Родители - первые главные учителя. Но сейчас время

«трудное». Многие люди находятся под сильным влиянием идей

материализма, у них искажаются представления о мире, личная выгода

становится выше морали, честности, а это сказывается пагубным образом на

их духовном развитии.

Велика роль телевидения и средств массовой

информации. В наше время телевидение и детский сад выступают

соперниками в борьбе за ребенка. На плечи воспитателей ложится большая

задача. Она заключается в том, чтобы воспитать в душе ребенка духовное

начало, развить чувства, чтобы он вырос не бездумным и равнодушным

человеком.

Необходимость приобщения детей к книге

бесспорна. Книга совершенствует ум ребенка, помогает овладеть речью,

познать окружающий мир. У ребенка дошкольного возраста это первый опыт

встречи с художественной литературой на важном этапе развития его

личности - этапе дошкольного детства. В это время формируется отношение

ребенка к книге: интерес и любовь к ней, или равнодушие. Хорошая книга

(стихи, рассказы, былины) и особенно русские народные сказки, сказки

других народов вводят малыша в мир художественных образов, в мир

прекрасного и дают первые и потому наиболее сильные впечатления о

взаимоотношениях персонажей, с последующим подражанием детьми.

Цель:

Развитие нравственных норм поведения, взаимоотношений у дошкольников

посредством детской художественной литературы.

Задачи:

Образовательные:

1. Учить самостоятельно и последовательно передавать содержание текста,

использовать в пересказе выразительные средства, характерные для

литературного произведения.

2. Побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворных текстов.

3. Прививать интерес к положительным героям произведений.

4. Поощрять желание слушать произведение, рассматривать иллюстрации к

нему, расспрашивать взрослого о прочитанном, проявлять желание

«прочитать» произведение еще раз.

Воспитательные:

1. Воспитывать умение слушать сказки, рассказы, стихи, следить за

развитием действия, сопереживать героям произведения.

2. Воспитывать чувство отзывчивости на содержание прочитанного

(радоваться хорошей концовке, «победе» положительного героя).

3.Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и

чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность,

ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов.

4. Воспитывать культуру речевого общения.

Развивающие

1.Развивать желание узнавать из книг об окружающем мире, о

существовании в нем добра и зла, о том, как вести себя.

2. Развивать познавательные процессы: речь, память, мышление.

3.Развивать умение с помощью воспитателя инсценировать и

драматизировать народные сказки.

Приемы:

Словесные:

Беседы;

Игры-беседы;

Рассказ;

Чтение художественной литературы;

Использование игровых ситуаций;

Игры - беседы с персонажами сказок;

Сочинение историй;

Наглядные:

● Групповые выставки;

● Рассматривание иллюстраций;

Практические:

Игры – драматизации;

Игры – инсценировки;

Игры – забавы;

Подвижные игры;

Пальчиковые игры;

Упражнения подражательно - исполнительского и творческого характера;

Моделирование и анализ заданных ситуаций;

Рисование;

Занятие по художественной литературе;

Индивидуальная работа с ребенком;

Коллективные работы;

Тематические занятия;

Пальчиковая гимнастика;

Дидактические игры;

Физкультминутки;

Драматизация.

Методы ознакомления с художественной литературой.

1.Чтение воспитателя по книге или наизусть.

2. Рассказывание воспитателя.

3.Инсценирование.

4.Заучивание наизусть.

5. Игры-драматизации (игры имитации, двигательные импровизации по ходу

рассказывания воспитателем литературных текстов).

6. Театрализованные игры: игры-драматизации и игры с фигурками разных

видов настольного кукольного театров.

Сотрудничество с родителями.

Важным условием результативности воспитания у детей

нравственных качеств посредством детской художественной литературы

является работа с семьей. Понимание и поддержка со стороны родителей

становится той основной базой, на которой формируются у воспитанников

нравственные качества.



В раздел образования