Автор: Мусаева Нургая Султаналиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС "СЕМИЦВЕТИК"
Населённый пункт: город Новый Уренгой
Наименование материала: Публикация "Исследовательская деятельность в детском саду"
Тема: "Исследовательская деятельность в детском саду"
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад «Семицветик»
Тема работы: «Исследовательская деятельность в детском саду»
Выполнила воспитатель:
Мусаева Нургая Султаналиевна
Г.Новый Уренгой
2023г.
1
Цель исследовательской деятельности: сформировать у дошкольников основные
ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
Задачи исследовательской деятельности:
1.
Формировать способность видеть многообразие мира;
2.
Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать,
развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования
3.
Развивать речь;
4.
Расширять перспективу развития поисково-познавательной деятельности,
поддерживать у детей инициативу, самостоятельность.
Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню,
дай попробовать - и я пойму”. Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок
слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано моё активное внедрение
детского
экспериментирования
в
практику
работы
детских
дошкольных
учреждений.
Вступление:
Организация
исследовательской
деятельности
воспитанников
учреждений
дошкольного образования особенно актуальна на современном этапе, так как она
развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе
устойчивые познавательные интересы.Стремление к контакту и взаимодействию с
окружающим миром, желание находить и решать новые задачи является важным
качеством человека. Ребенок с самого рождения является первооткрывателем,
исследователем мира, который его окружает.
Приходя первый раз в детский сад,ребёнок начинает задумываться зачем и для
чего, он сюда попал, он начинает плакать, капризничать и ищет защиты у мамы,у
него появляется страх,чтов детском саду все чужие для него и не здесь ему не
понравиться. Но с каждым днём приходя в детский сад, ребёнок начинает
осваиваться и привыкать, проявляет интерес к окружающим предметам, людям,
ему хочется познать, то, что вокруг него, заводит много друзей, с которыми ему
интересно играть, общаться, совершать открытия. Ребёнок понимает, что он не
один. С ним рядом есть люди, которые ему подскажут и помогут. Общая задача
родителей и воспитателей - помочь ему безболезненно вступить в жизнь детского
сада.
Дошкольное учреждение призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию
каждого ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и
инициативы детей.
2
Поиск
эффективных
средств
развития
исследовательской
активности
дошкольников представляет
актуальную
проблему,
которая
требует
теоретического и практического решения.
Среди возможных средств развития познавательной активности дошкольников
особое внимание заслуживает исследовательская деятельность. В процессе
исследовательской деятельности дети изучают строение мира.
Исследовательская деятельность – это особый вид интеллектуально-творческой
деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского
поведения. Также это активность ребёнка, направленнаяна постижение устройства
вещей,
связей
между
явлениями
окружающего
мира
их
упорядочение
и
систематизацию. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем
больше новой информации получает ребёнок, быстрее и полноценнее он
развивается.
Крепко и надолго знания усваиваются тогда, когда ребенок слышит, видит и
делает что-то сам. Дети по своей природе являются исследователями, с радостью и
удивлением они открывают для себя окружающий мир. Им интересно всё. Мир
открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
Малыш изучает мир, как может и чем может, он радуется даже самому маленькому
открытию.
Но бывает так что у большинства детей с возрастом интерес к исследованиям
пропадает. Может быть, в этом виноваты мы, взрослые?
Часто
сами
того
не
замечая,
мы
говорим
ребёнку: «Отойди от лужи,
испачкаешься! Не трогай песок руками, он грязный! Выбрось эту гадость! Брось
камень! Не бери снег! Не смотри по сторонам, а то споткнешься!». И тем
самыммы, взрослые – папы и мамы, бабушки и дедушки, воспитатели и педагоги,
сами того не желая, отбиваем у ребенка естественный интерес к исследованиям.
Проходит время, и ему становится совершенно неинтересно, почему с деревьев
опадают листья, где прячется радуга, откуда берётся дождь, почему не падают
звёзды.
А для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно
поддержать их стремление исследовать все и вся.
3адача взрослых – не пресекать, а наоборот, активно развивать исследовательскую
деятельность.
Введение:
Изучение особенностей развития исследовательских умений у детей дошкольного
возраста обусловлено тем, что в настоящее время активно происходит процесс
3
качественного
обновления
образования,
усиливается
его
развивающий
и
личностный потенциал. Тема развития исследовательской деятельности привлекает
внимание представителей различных направлений на протяжении многих веков
(Ю.К. Бабанский, И.Д. Зверева, В.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков).
При этом в современной психолого-педагогической литературе акцентируется,
что основным средством развития исследовательских умений у детей выступает
экспериментирование. Данный метод позиционируют как близкий к идеальному и
характеризуетсятеоретической и практической разработанностью педагогических
условий, способствующих успешному осуществлению этого процесса.
Актуальность:
Актуальностью данной темы является то, что исследовательская деятельность
детей направлена на получение знаний, которые интересны детям и которые
выходят
за
рамки
образовательной
программы
детского
сада.
Также
исследовательская деятельность помогает детям усваивать свои исследовательские
навыки и умения, которые ему необходимы для адаптации в окружающем мире.
Актуальным является и то, что исследовательская деятельность помогает развивать
коммуникативное
общение
и
может
протекать
в
творческом
процессе
взаимодействия воспитателя и воспитанников.
Исследовательская деятельность в ДОУ организуется в следующих формах:
Коллективная. Занятие, направленно на развитие исследовательской
деятельности и проводится в групповой форме соблюдая принципы:
доступности (каждый воспитанник участвует в процессе
исследования),
структурности (занятие состоит из постановки проблемы,
основной части и подведения итогов),
непродолжительности (следует избегать пере утомляемости,
обязательно нужно осуществлять игровые элементы и
физические упражнения во время занятия).
Подгрупповая. Исследовательская работа осуществляется в подгруппах,
когда выводы предполагаются после сравнительного анализа нескольких
результатов исследования (в какой почве дадут всходы семена — в
пресной или солёной, например).
Индивидуальная. Воспитатель организует задания по развитию
исследовательской деятельности в индивидуальном порядке, если
ребёнок отстаёт по уровню знаний и умений в группе, если возможно
развить возникший интерес к изучению чего-либо.
Методы и приёмы
Среди
приёмов
и
методов
организации
познавательно-исследовательской
деятельности можно выделить актуальные для использования в ДОУ:
4
1.Эвристический метод.
Педагогами создаются проблемные ситуации в качестве мотивирующего начала
занятия: таким образом, возникает сплочённость группы в поиске решения,
активизируются мыслительные способности при анализе сложившейся
ситуации. Развитию любознательности, исследовательских и речевых навыков
способствуют эвристические беседы, в основе которых лежат вопросы-проблемы.
Например, «Почему в тёплое время года ветви деревьев обладают гибкостью, а в
морозы становятся ломкими?», «Почему некоторые птицы перелётные, а
некоторые неперелётные». Проведение эвристической беседы требует тщательной
подготовки: воспитатель определяет основной проблемный вопрос в соответствии с
уровнем знаний детей, подготавливает наводящие и уточняющие вопросы,
прогнозирует возможные варианты ответов и реакцию на них.
2.Наблюдение.
Наблюдение является одной из активных практик научно-исследовательской
деятельности у дошкольников. Организованное в помещении или на территории
детского сада восприятие предметов и процессов развивает визуальные и
аудиальные способности детей.
3.Опыты и эксперименты.
Данный метод научно-исследовательской деятельности развивает у детей
наблюдательность, активность, самостоятельность, способствует становлению
дружеской атмосферы и сплочённости коллектива. Экспериментирование считается
ведущей деятельностью дошкольников. Ставя элементарные опыты над
предметами, малыши приобретают сведения об их свойствах. Дети с удовольствием
участвуют в проведении экспериментов над знакомыми веществами, углубляя свои
знания. Проводить опыты нужно начинать с детьми младшей группы, побуждая к
желанию самостоятельного экспериментирования по достижении старшего
дошкольного возраста
4.Проектная деятельность.
Данный вид работы подразумевает совместную исследовательскую активность
детей, педагога и родителей. В достижении познавательной цели проекта
задействуются мыслительные способности и творческие навыки ребёнка.
5. ТРИЗ-технологии. Теория решения изобретательских задач пришла в педагогику
из инженерной области и эффективно применяется в работе с детьми младшего
возраста. Суть ТРИЗ-технологий — в побуждении ребёнка к самостоятельному
построению алгоритма действий для решения возникшей проблемы. Этот метод
применяется вне образовательного процесса: «Не работает игрушка? Определи, что
случилось. В нашем детском саду ТРИЗ-технологии реализуются в форме игровых
5
заданий: «Ах, наша кукла Саша - растеряша потеряла чашку, как ей теперь выпить
сок? А теперь кукла не может найти зонтик, как ей дойти до бабушки в дождливую
погоду?». Этот метод работы способствует развитию аналитического типа
мышления.
При организации исследовательской деятельности с детьми в нашем детском
саду мы используем такие формы работы как:
1)
НОД;
2)
беседы познавательного характера;
3)
дидактические и развивающие игры, упражнения;
4)
эксперименты и опыты;
5)
наблюдения за живыми объектами и явлениями природы;
6)
экскурсии и прогулки;
7)
работа в уголках природы;
8)
трудовые поручения.
Чем старше становится ребенок, тем большим разнообразием форм исследования он
может овладеть.
Работа с детьми младшего дошкольного возраста, направлена на создание условий для
сенсорного развития в ходе ознакомления их с явлениями и объектами окружающего
мира.
В старшем дошкольном возрасте начинают вводиться длительные эксперименты, в
процессе которых устанавливаются общие закономерности природных явлений и
процессов.
Вывод:
Таким образом, целенаправленная систематическая исследовательская работа с
дошкольниками позволяет выявить и сформировать у детей потребность в постоянной
познавательной деятельности, поддерживает интерес и способствует всестороннему
развитию. И конечно же не запрещать ребёнку заниматься исследовательской
деятельностью, делать для себя новые открытия и познавать окружающий его мир.
Нужно помочь ребёнку идти в правильном направлении, раскрыть его способности и
таланты, стараться поддерживать его во всём. Пусть ребёнок самостоятельно для себя
открывает и исследует окружающий его мир.
Список использованной литературы:
1. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей
группе детского сада» Методическое пособие. - М.: Мозаика - Синтез, 2007 .
2. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». – М. 1999.
3. Одинцова Л. Экспериментальная деятельность в ДОУ. Методическое пособие. – М.:
Сфера, 2012.
4.
Вераксы Н.Е., Галимов О.Р. «Познавательно-исследовательская деятельность
дошкольников» Методическое пособие. – М.: Москва – Синтез, 2012.
5. Прохорова Л.Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»
Методические рекомендации. – М.: Аркти, 2010.
6