Напоминание

"Исследовательская деятельность в детском саду"


Автор: Мусаева Нургая Султаналиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС "СЕМИЦВЕТИК"
Населённый пункт: город Новый Уренгой
Наименование материала: Публикация "Исследовательская деятельность в детском саду"
Тема: "Исследовательская деятельность в детском саду"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад «Семицветик»

Тема работы: «Исследовательская деятельность в детском саду»

Выполнила воспитатель:

Мусаева Нургая Султаналиевна

Г.Новый Уренгой

2023г.

1

Цель исследовательской деятельности: сформировать у дошкольников основные

ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

Задачи исследовательской деятельности:

1.

Формировать способность видеть многообразие мира;

2.

Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать,

развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования

3.

Развивать речь;

4.

Расширять перспективу развития поисково-познавательной деятельности,

поддерживать у детей инициативу, самостоятельность.

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню,

дай попробовать - и я пойму”. Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок

слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано моё активное внедрение

детского

экспериментирования

в

практику

работы

детских

дошкольных

учреждений.

Вступление:

Организация

исследовательской

деятельности

воспитанников

учреждений

дошкольного образования особенно актуальна на современном этапе, так как она

развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе

устойчивые познавательные интересы.Стремление к контакту и взаимодействию с

окружающим миром, желание находить и решать новые задачи является важным

качеством человека. Ребенок с самого рождения является первооткрывателем,

исследователем мира, который его окружает.

Приходя первый раз в детский сад,ребёнок начинает задумываться зачем и для

чего, он сюда попал, он начинает плакать, капризничать и ищет защиты у мамы,у

него появляется страх,чтов детском саду все чужие для него и не здесь ему не

понравиться. Но с каждым днём приходя в детский сад, ребёнок начинает

осваиваться и привыкать, проявляет интерес к окружающим предметам, людям,

ему хочется познать, то, что вокруг него, заводит много друзей, с которыми ему

интересно играть, общаться, совершать открытия. Ребёнок понимает, что он не

один. С ним рядом есть люди, которые ему подскажут и помогут. Общая задача

родителей и воспитателей - помочь ему безболезненно вступить в жизнь детского

сада.

Дошкольное учреждение призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию

каждого ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и

инициативы детей.

2

Поиск

эффективных

средств

развития

исследовательской

активности

дошкольников представляет

актуальную

проблему,

которая

требует

теоретического и практического решения.

Среди возможных средств развития познавательной активности дошкольников

особое внимание заслуживает исследовательская деятельность. В процессе

исследовательской деятельности дети изучают строение мира.

Исследовательская деятельность – это особый вид интеллектуально-творческой

деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского

поведения. Также это активность ребёнка, направленнаяна постижение устройства

вещей,

связей

между

явлениями

окружающего

мира

их

упорядочение

и

систематизацию. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем

больше новой информации получает ребёнок, быстрее и полноценнее он

развивается.

Крепко и надолго знания усваиваются тогда, когда ребенок слышит, видит и

делает что-то сам. Дети по своей природе являются исследователями, с радостью и

удивлением они открывают для себя окружающий мир. Им интересно всё. Мир

открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

Малыш изучает мир, как может и чем может, он радуется даже самому маленькому

открытию.

Но бывает так что у большинства детей с возрастом интерес к исследованиям

пропадает. Может быть, в этом виноваты мы, взрослые?

Часто

сами

того

не

замечая,

мы

говорим

ребёнку: «Отойди от лужи,

испачкаешься! Не трогай песок руками, он грязный! Выбрось эту гадость! Брось

камень! Не бери снег! Не смотри по сторонам, а то споткнешься!». И тем

самыммы, взрослые – папы и мамы, бабушки и дедушки, воспитатели и педагоги,

сами того не желая, отбиваем у ребенка естественный интерес к исследованиям.

Проходит время, и ему становится совершенно неинтересно, почему с деревьев

опадают листья, где прячется радуга, откуда берётся дождь, почему не падают

звёзды.

А для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно

поддержать их стремление исследовать все и вся.

3адача взрослых – не пресекать, а наоборот, активно развивать исследовательскую

деятельность.

Введение:

Изучение особенностей развития исследовательских умений у детей дошкольного

возраста обусловлено тем, что в настоящее время активно происходит процесс

3

качественного

обновления

образования,

усиливается

его

развивающий

и

личностный потенциал. Тема развития исследовательской деятельности привлекает

внимание представителей различных направлений на протяжении многих веков

(Ю.К. Бабанский, И.Д. Зверева, В.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков).

При этом в современной психолого-педагогической литературе акцентируется,

что основным средством развития исследовательских умений у детей выступает

экспериментирование. Данный метод позиционируют как близкий к идеальному и

характеризуетсятеоретической и практической разработанностью педагогических

условий, способствующих успешному осуществлению этого процесса.

Актуальность:

Актуальностью данной темы является то, что исследовательская деятельность

детей направлена на получение знаний, которые интересны детям и которые

выходят

за

рамки

образовательной

программы

детского

сада.

Также

исследовательская деятельность помогает детям усваивать свои исследовательские

навыки и умения, которые ему необходимы для адаптации в окружающем мире.

Актуальным является и то, что исследовательская деятельность помогает развивать

коммуникативное

общение

и

может

протекать

в

творческом

процессе

взаимодействия воспитателя и воспитанников.

Исследовательская деятельность в ДОУ организуется в следующих формах:

Коллективная. Занятие, направленно на развитие исследовательской

деятельности и проводится в групповой форме соблюдая принципы:

доступности (каждый воспитанник участвует в процессе

исследования),

структурности (занятие состоит из постановки проблемы,

основной части и подведения итогов),

непродолжительности (следует избегать пере утомляемости,

обязательно нужно осуществлять игровые элементы и

физические упражнения во время занятия).

Подгрупповая. Исследовательская работа осуществляется в подгруппах,

когда выводы предполагаются после сравнительного анализа нескольких

результатов исследования (в какой почве дадут всходы семена — в

пресной или солёной, например).

Индивидуальная. Воспитатель организует задания по развитию

исследовательской деятельности в индивидуальном порядке, если

ребёнок отстаёт по уровню знаний и умений в группе, если возможно

развить возникший интерес к изучению чего-либо.

Методы и приёмы

Среди

приёмов

и

методов

организации

познавательно-исследовательской

деятельности можно выделить актуальные для использования в ДОУ:

4

1.Эвристический метод.

Педагогами создаются проблемные ситуации в качестве мотивирующего начала

занятия: таким образом, возникает сплочённость группы в поиске решения,

активизируются мыслительные способности при анализе сложившейся

ситуации. Развитию любознательности, исследовательских и речевых навыков

способствуют эвристические беседы, в основе которых лежат вопросы-проблемы.

Например, «Почему в тёплое время года ветви деревьев обладают гибкостью, а в

морозы становятся ломкими?», «Почему некоторые птицы перелётные, а

некоторые неперелётные». Проведение эвристической беседы требует тщательной

подготовки: воспитатель определяет основной проблемный вопрос в соответствии с

уровнем знаний детей, подготавливает наводящие и уточняющие вопросы,

прогнозирует возможные варианты ответов и реакцию на них.

2.Наблюдение.

Наблюдение является одной из активных практик научно-исследовательской

деятельности у дошкольников. Организованное в помещении или на территории

детского сада восприятие предметов и процессов развивает визуальные и

аудиальные способности детей.

3.Опыты и эксперименты.

Данный метод научно-исследовательской деятельности развивает у детей

наблюдательность, активность, самостоятельность, способствует становлению

дружеской атмосферы и сплочённости коллектива. Экспериментирование считается

ведущей деятельностью дошкольников. Ставя элементарные опыты над

предметами, малыши приобретают сведения об их свойствах. Дети с удовольствием

участвуют в проведении экспериментов над знакомыми веществами, углубляя свои

знания. Проводить опыты нужно начинать с детьми младшей группы, побуждая к

желанию самостоятельного экспериментирования по достижении старшего

дошкольного возраста

4.Проектная деятельность.

Данный вид работы подразумевает совместную исследовательскую активность

детей, педагога и родителей. В достижении познавательной цели проекта

задействуются мыслительные способности и творческие навыки ребёнка.

5. ТРИЗ-технологии. Теория решения изобретательских задач пришла в педагогику

из инженерной области и эффективно применяется в работе с детьми младшего

возраста. Суть ТРИЗ-технологий — в побуждении ребёнка к самостоятельному

построению алгоритма действий для решения возникшей проблемы. Этот метод

применяется вне образовательного процесса: «Не работает игрушка? Определи, что

случилось. В нашем детском саду ТРИЗ-технологии реализуются в форме игровых

5

заданий: «Ах, наша кукла Саша - растеряша потеряла чашку, как ей теперь выпить

сок? А теперь кукла не может найти зонтик, как ей дойти до бабушки в дождливую

погоду?». Этот метод работы способствует развитию аналитического типа

мышления.

При организации исследовательской деятельности с детьми в нашем детском

саду мы используем такие формы работы как:

1)

НОД;

2)

беседы познавательного характера;

3)

дидактические и развивающие игры, упражнения;

4)

эксперименты и опыты;

5)

наблюдения за живыми объектами и явлениями природы;

6)

экскурсии и прогулки;

7)

работа в уголках природы;

8)

трудовые поручения.

Чем старше становится ребенок, тем большим разнообразием форм исследования он

может овладеть.

Работа с детьми младшего дошкольного возраста, направлена на создание условий для

сенсорного развития в ходе ознакомления их с явлениями и объектами окружающего

мира.

В старшем дошкольном возрасте начинают вводиться длительные эксперименты, в

процессе которых устанавливаются общие закономерности природных явлений и

процессов.

Вывод:

Таким образом, целенаправленная систематическая исследовательская работа с

дошкольниками позволяет выявить и сформировать у детей потребность в постоянной

познавательной деятельности, поддерживает интерес и способствует всестороннему

развитию. И конечно же не запрещать ребёнку заниматься исследовательской

деятельностью, делать для себя новые открытия и познавать окружающий его мир.

Нужно помочь ребёнку идти в правильном направлении, раскрыть его способности и

таланты, стараться поддерживать его во всём. Пусть ребёнок самостоятельно для себя

открывает и исследует окружающий его мир.

Список использованной литературы:

1. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей

группе детского сада» Методическое пособие. - М.: Мозаика - Синтез, 2007 .

2. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». – М. 1999.

3. Одинцова Л. Экспериментальная деятельность в ДОУ. Методическое пособие. – М.:

Сфера, 2012.

4.

Вераксы Н.Е., Галимов О.Р. «Познавательно-исследовательская деятельность

дошкольников» Методическое пособие. – М.: Москва – Синтез, 2012.

5. Прохорова Л.Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»

Методические рекомендации. – М.: Аркти, 2010.

6



В раздел образования