Автор: Крысанова Ольга Петровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "СОШ №1 (с углубленным изучением отдельных предметов)" Населённый пункт: город Моршанск, Тамбовская область Наименование материала: конспект занятия Тема: "Кодирование информации" Раздел: дополнительное образование
Цель: научить кодировать информацию.
Задачи :
познакомить со способами кодирования;
развивать
наблюдательность
и
логическое
мышление,
познавательные способности детей;
обеспечить мотивацию дальнейшего изучения предмета.
Ход занятия:
I. Оргмомент.
II. Введение в тему.
На прошлом занятии мы с вами говорили о знаках в окружающем нас
мире. Не все знаки несут в себе информацию. Понимание или непонимание
знаков целиком и полностью зависит от уровня знаний самого человека. Если
мы не знаем, что означает тот или иной знак, мы не в состоянии воспринять
информацию, изначально заложенную в него.
То
есть, чтобы
произошла
передача
информации,
принимающий
должен не только принять сигнал, но и расшифровать его. Так, услышав
звонок
будильника,
человек
понимает,
что
пришло
время
просыпаться;
телефонный звонок означает, что кому-то нужно с вами поговорить; Звонок в
дверь – значит кто-то пришел; школьный звонок собирает ребят на урок или
оповещает о долгожданной перемене.
Необходимо заранее договариваться, как понимать те или иные знаки
(сигналы); другими словами требуется разработка кода или кодирование.
III. Работа над новым материалом
С
основным
способом
кодирования
информации
мы
с
вами
знакомимся с самого детства – это человеческая речь. С ее помощью мы
легко передаем информацию друг другу в устной форме. Также способом
кодирования информации является алфавит. С его помощью мы записываем
текстовую информацию.
Одну и ту же информацию можно передавать разными кодами (в
разной форме). Множество кодов прочно вошло в нашу жизнь. Так, для
общения мы используем код – русский язык. Код используется для оценки
наших
знаний
в
школе
(«5»
-
знания
отличные,
«4»
-
хорошие,
«3»
-
удовлетворительные,
«2»
-
плохие).
Свой
код
(почтовый
индекс)
имеет
каждый населенный пункт. По номеру можно узнать сведения об автомобиле
его
владельце.
Правила
дорожного
движения
закодированы
с
помощью
дорожных
знаков.
С
помощью
нотных
знаков
записывается
(кодируется)
любое музыкальное произведение.
Способ
кодирования
зависит
от
цели,
ради
которой
оно
осуществляется:
сокращение
записи,
засекречивание
(шифровка)
информации, удобство обработки и т.д. Существует три основных способа
кодирования
текста:
графический
–
с
помощью
рисунков
или
значков;
числовой – с помощью чисел; символьный – с помощью символов того же
алфавита, что и исходный текст.
IV. Работа в рабочей тетради.
▲
Рабочая тетрадь: шаг 7 «Флажковая азбука»
Сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми разновидностями
графического способа кодирования нашей разговорной речи. Рассмотрите
таблицу. На ней изображена русская флажковая азбука.
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Как вы думаете, где используется такая азбука?
▲
Рабочая тетрадь: шаг 7 «Семафорная азбука»
На флоте есть еще одна азбука. Она называется семафорной. Сигналы
такой азбуки матросы передают с помощью жестов.
А
Б
В
Г
Д
Е,Э
Ж
З
И,Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ,Ь
Ы
Ю
Я
Матрос забирался на самую высокую площадку на корабле, где его
легко
могли
разглядеть
с
большого
расстояния,
и
жестами,
с
белыми
флажками в руках, передавал сообщение.
▲ Рабочая тетрадь: шаг 7, задание 2.
Расшифруйте фразы, пользуясь подсказкой:
(На дворе трава растет)
(Скоро приедет папа)
Сейчас этот способ передачи информации уже почти не используется.
Он уступил место радиосвязи.
Первые радиопередатчики были весьма несовершенны, они не могли
передавать звук, в том смысле, в котором мы привыкли. Они работали по
принципу «есть сигнал – нет сигнала». Люди и это свойство научились
использовать для передачи информации: появилась азбука Морзе.
▲ Рабочая тетрадь: шаг 7 «Азбука Морзе»
А
.-
О
---
Ь
-..-
Б
-…
П
.--.
Э
..-..
В
.--
Р
.-.
Ю
..--
Г
--.
С
…
Я
.-.-
Д
-..
Т
-
1
.----
Е
.
У
..-
2
..---
Ж
…-
Ф
..-.
3
…--
З
--..
Х
….
4
….-
И
..
Ц
-.-.
5
…..
Й
.---
Ч
---.
6
-….
К
-.-
Ш
----
7
--…
Л
.-..
Щ
--.-
8
---..
М
--
Ъ
.--.-
9
----.
Н
-.
Ы
-.--
0
-----
Принцип
кодировки
состоит
в
передаче
комбинаций
коротких
и
длинных
сигналов,
обозначающих
буквы
алфавита.
Азбука
Морзе
стала
настолько
удобной,
что
ее
использовали
не
только
для
передачи
радиосообщений.
Сообщения
передавались
при
помощи
света
и
звука
с
использованием все той же азбуки.
▲ Рабочая тетрадь: шаг 7, задание 3.
Расшифруйте следующие записи:
.-.- -… .-.. --- -.- --- (Яблоко)
… .- .-. .- ..-. .- -. (Сарафан)
-. . --.. -. .- .--- -.- .- .--. --- .-.. . - . .-.. -. .- .-.. ..-
-. ..- (Незнайка полетел на Луну)
… .- …. .- .-. -. .- .-.- .-- .- - .- (Сахарная вата)