Напоминание

"Кодирование информации"


Автор: Крысанова Ольга Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №1 (с углубленным изучением отдельных предметов)"
Населённый пункт: город Моршанск, Тамбовская область
Наименование материала: конспект занятия
Тема: "Кодирование информации"
Раздел: дополнительное образование





Назад





МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1

(с углубленным изучением отдельных предметов)»

Объединение дополнительного

образования

«Первые шаги в мире

информатики»

Тема занятия:

«Кодирование информации»

4 год обучения

Руководитель:

Крысанова О.П.

Моршанск

2011


Цель:
научить кодировать информацию.
Задачи
:  познакомить со способами кодирования;  развивать наблюдательность и логическое мышление, познавательные способности детей;  обеспечить мотивацию дальнейшего изучения предмета.
Ход занятия:

I. Оргмомент.

II. Введение в тему.
На прошлом занятии мы с вами говорили о знаках в окружающем нас мире. Не все знаки несут в себе информацию. Понимание или непонимание знаков целиком и полностью зависит от уровня знаний самого человека. Если мы не знаем, что означает тот или иной знак, мы не в состоянии воспринять информацию, изначально заложенную в него. То есть, чтобы произошла передача информации, принимающий должен не только принять сигнал, но и расшифровать его. Так, услышав звонок будильника, человек понимает, что пришло время просыпаться; телефонный звонок означает, что кому-то нужно с вами поговорить; Звонок в дверь – значит кто-то пришел; школьный звонок собирает ребят на урок или оповещает о долгожданной перемене. Необходимо заранее договариваться, как понимать те или иные знаки (сигналы); другими словами требуется разработка кода или кодирование.
III. Работа над новым материалом
С основным способом кодирования информации мы с вами знакомимся с самого детства – это человеческая речь. С ее помощью мы легко передаем информацию друг другу в устной форме. Также способом кодирования информации является алфавит. С его помощью мы записываем текстовую информацию. Одну и ту же информацию можно передавать разными кодами (в разной форме). Множество кодов прочно вошло в нашу жизнь. Так, для общения мы используем код – русский язык. Код используется для оценки наших знаний в школе («5» - знания отличные, «4» - хорошие, «3» - удовлетворительные, «2» - плохие). Свой код (почтовый индекс) имеет каждый населенный пункт. По номеру можно узнать сведения об автомобиле его владельце. Правила дорожного движения закодированы с помощью дорожных знаков. С помощью нотных знаков записывается (кодируется) любое музыкальное произведение. Способ кодирования зависит от цели, ради которой оно осуществляется: сокращение записи, засекречивание (шифровка) информации, удобство обработки и т.д. Существует три основных способа
кодирования текста: графический – с помощью рисунков или значков; числовой – с помощью чисел; символьный – с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст.
IV. Работа в рабочей тетради.



Рабочая тетрадь: шаг 7 «Флажковая азбука»
Сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми разновидностями графического способа кодирования нашей разговорной речи. Рассмотрите таблицу. На ней изображена русская флажковая азбука. А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я Как вы думаете, где используется такая азбука?


Примерный

ответ:

подобный

способ

передачи

длительное

время

использовался на морских судах.

▲ Рабочая тетрадь: шаг 7, задание 1.
Пользуясь подсказкой, расшифруйте следующие фразы:
(Закон)

(Окорок)

(Соловей)

(Парусник)

(Громоотвод)

V. Физминутка.

VI. Работа в рабочей тетради.




Рабочая тетрадь: шаг 7 «Семафорная азбука»
На флоте есть еще одна азбука. Она называется семафорной. Сигналы такой азбуки матросы передают с помощью жестов. А Б В Г Д Е,Э Ж З И,Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ,Ь Ы Ю Я Матрос забирался на самую высокую площадку на корабле, где его легко могли разглядеть с большого расстояния, и жестами, с белыми флажками в руках, передавал сообщение.
▲ Рабочая тетрадь: шаг 7, задание 2.

Расшифруйте фразы, пользуясь подсказкой:
(На дворе трава растет)


(Скоро приедет папа)
Сейчас этот способ передачи информации уже почти не используется. Он уступил место радиосвязи. Первые радиопередатчики были весьма несовершенны, они не могли передавать звук, в том смысле, в котором мы привыкли. Они работали по принципу «есть сигнал – нет сигнала». Люди и это свойство научились использовать для передачи информации: появилась азбука Морзе.
▲ Рабочая тетрадь: шаг 7 «Азбука Морзе»
А .- О --- Ь -..- Б -… П .--. Э ..-.. В .-- Р .-. Ю ..-- Г --. С … Я .-.- Д -.. Т - 1 .---- Е . У ..- 2 ..--- Ж …- Ф ..-. 3 …-- З --.. Х …. 4 ….- И .. Ц -.-. 5 ….. Й .--- Ч ---. 6 -…. К -.- Ш ---- 7 --… Л .-.. Щ --.- 8 ---.. М -- Ъ .--.- 9 ----. Н -. Ы -.-- 0 ----- Принцип кодировки состоит в передаче комбинаций коротких и длинных сигналов, обозначающих буквы алфавита. Азбука Морзе стала настолько удобной, что ее использовали не только для передачи радиосообщений. Сообщения передавались при помощи света и звука с использованием все той же азбуки.
▲ Рабочая тетрадь: шаг 7, задание 3.
Расшифруйте следующие записи: .-.- -… .-.. --- -.- ---
(Яблоко)
… .- .-. .- ..-. .- -.
(Сарафан)
-. . --.. -. .- .--- -.- .- .--. --- .-.. . - . .-.. -. .- .-.. ..- -. ..-
(Незнайка полетел на Луну)
… .- …. .- .-. -. .- .-.- .-- .- - .-
(Сахарная вата)

VII. Работа на электронном тренажёре.

VIII. Итог занятия.


В раздел образования