Автор: Воронова Надежда Ивановна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Лицей" г. Нижневартовска
Населённый пункт: гор. Нижневартовск Тюменской области
Наименование материала: урок
Тема: Фрагмент исследовательского урока по теме "Свойства функции"
Раздел: среднее образование
Фрагмент исследовательского урока по теме «Свойства функции»
Этап урока: устная работа
Цель этапа: показать применение математической темы функции с реальной
действительностью
В ходе этапа происходит формирования обратного действия через выполне-
ние обратных заданий: к имеющейся реальной ситуации изобразить график
зависимости величин, и, наоборот, по графику определить о какой пословице
идет речь.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Вид доски
Задание 1. Для каждой реальной ситуации изобразить график функции, который описывает ее:
1) У человека есть деньги, ко-
торые он тратит на покупки,
где x-время, y-количество денег
Итак, как выглядит график дан-
ной ситуации?
Хорошо
2) Груша растет, затем ее сры-
вают и сушат, где x-время, y-
масса груши
Как представить данную ситуа-
цию в виде графика?
Хорошо
3) Вода на поверхности озера в
течение года, где x-время, про-
шедшее с начала года, y-темпе-
ратура верхнего слоя воды
Каким образом можно изобра-
зить график?
Хорошо
4) Мяч подняли над головой и
выпустили из рук, где x–время,
y–высота мяча над полом
Изобразите график данной си-
туации
Графиком ситуации являет-
ся убывающая кривая, на-
ходящаяся в I
четверти и
стремящаяся к оси Ох.
В
случае если деньги будут
потрачены полностью кри-
вая
достигнет
оси
Ох.
Например,
график может
выглядеть следующим
об-
разом:
Кривая расположена в
I
четверти, причем пока гру-
ша растет – кривая возрас-
тающая – набирает массу;
как только ее срывают –
кривая начинает убывать –
масса груши уменьшается
во время сушки. Например:
Функция может находиться
в I четверти, пересекать ось
абсцисс и располагаться в
VI четверти, по монотонно-
сти - вначале возрастает,
потом убывает. Например:
Начало графика функции
будет от точки (о;у) – так
как мяч подняли над голо-
вой, по монотонности - че-
Хорошо
5) Заплатка
на
велосипедной
камере вращается вокруг цен-
тра колеса, где x-время, y-рас-
стояние от заплатки до земли
Как изобразить график такой
ситуации?
редование
промежутков
возрастания и убывания –
начиная с последнего; кри-
вая находится в I четверти.
Возможен следующий гра-
фик:
В отличии от предыдущего
случая «волна» будет по-
стоянной. Например:
Задание 2. Современная математика знает множество функций, и у каждой свой неповторимый об-
лик, как неповторим облик каждого из миллиардов людей, живущих на Земле. Однако при всей не-
похожести одного человека на другого у каждого есть руки и голова, уши и рот. Точно так же об-
лик каждой функции можно представить сложенным из набора характерных деталей. В них прояв-
ляются основные свойства функций. Чтобы проиллюстрировать характерные свойства функций,
нам показалось естественным обратиться к пословицам. Ведь пословицы - отражение устойчивых
закономерностей, выверенное многовековым опытом народа.
Итак, по сравнению с предыду-
щим – задание обратного ха-
рактера, по готовому графику
функции отгадать пословицу,
прием некоторый комментарий
к графику буду давать
Итак, первый график функции
– внимание
Продвижения в глубь леса – от
опушки, где все давным-давно
собрано, до чащоб, куда не сту-
пала нога заготовителя. График
представляет количество дров
как функцию пути. Согласно
пословице эта функция неиз-
менно возрастает. Такое свой-
ство функции называется моно-
тонным возрастанием.
Согласно пословице эта функ-
ция не уменьшается с добавкой
масла. Она, возможно, увели-
чивается, но может оставаться
и на прежнем уровне. Подобно-
го рода функция называется
монотонно неубывающей.
И еще один график функции:
«Чем дальше в лес, тем
больше дров»
«Каши маслом не испор-
тишь»
Математические
портреты пословиц
2
Урожай лишь до некоторой
поры растет вместе с плотно-
стью посева, дальше он снижа-
ется, потому что при чрезмер-
ной густоте ростки начинают
глушить друг друга. Урожай
максимален, когда поле засеяно
в
меру.
Максимум
-
наи-
большее значение функции по
сравнению с ее значениями во
всех соседних точках. Это как
бы вершина горы, с которой
все дороги ведут только вниз,
куда ни шагни.
«Пересев хуже недосева»
3