Автор: Абаева Малика Казбековна
Должность: преподаватель информатики
Учебное заведение: Чеченский государственный строительный колледж
Населённый пункт: г.Грозный
Наименование материала: МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Тема: ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА
Раздел: среднее профессиональное
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Чеченский государственный строительный колледж»
ГБПОУ «ЧГСК»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИХ
ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА
Разработчик:
Абаева Малика Казбековн,
преподаватель профессионального цикла.
Вопрос
о повышение
эффективности
подготовки
специалистов в
настоящее
время
приобретает
особую
актуальность. Профессиональная
готовность обучающихся рассматривается как личностное качество и существенная
предпосылка эффективной деятельности специалиста по окончанию учебного
заведения, успешного выполнения своих обязанностей, правильного использования
знаний, опыта, помогает сохранить самоконтроль, быстро адаптироваться к
условиям
труда
и
дальнейшему
профессиональному
совершенствованию.
Современному
производству
нужны
инициативные
специалисты,
способные
вносить новые идеи и управлять ими.
В нашем колледже большое внимание уделяется инновационным методам,
которые создают такие условия в обучении, когда обучающиеся не могут не
научиться,
стимулируют
творческие
способности
обучающихся,
помогают
приблизить учёбу к практике повседневной жизни, формируют не только знания,
умения и навыки, но и активную жизненную позицию. Активные методы обучения
способствуют
эффективному
усвоению
знаний,
создают
механизм
для
самостоятельного поиска и навыков исследовательской деятельности, формируют
ценностные
ориентации
личности,
повышают
познавательную
активность,
развивают
творческие
способности,
создают
дидактические
условия,
способствующие
проявлению
активности
обучающихся.
Сохраняя
лучшие
традиции, педагогический коллектив нашего колледжа ищет новые формы и пути
подготовки
специалистов.
Большое
внимание
уделяется
инновационным
технологиям. Творческая обстановка
в колледже нацеливает деятельность преподавателя на внедрения в учебный
процесс методов преподавания через поиски освоения новых методов и технологии
обучения.
Сегодня преподавателю колледжа недостаточно владеть знаниями в области
преподаваемой
дисциплины,
он
должен
владеть
современными
методами
преподавания и быть готовым к осуществлению инновационной деятельности на
практике. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом
научных поисков, передового педагогического опыта своих коллег, коллег других
учебных заведений. При всём многообразии колледжа обучения: дидактических,
компьютерных,
проблемных,
модульных
и
других
реализация
ведущих
педагогических функций остаётся за преподавателем. Применяя инновационные
технологии в современном образовательном процессе, преподаватель должен
исходить
от
того,
что
цель
профессионального
образования
-
подготовка
конкурентно способного специалиста. Для этого необходимо стимулировать у
обучающихся ценностные отношения к знаниям, развивать потребности в умениях,
которые позволят им обрести социальную защищённость, профессиональную
мобильность, всестороннюю компетентность и сформировать навыки творческого
саморазвития.
Для решения профессиональных компетентностей большое внимание в
колледже уделяется выполнению и контролю лабораторно-практических
занятий. Лабораторно - практические занятия являются составной частью
профессиональной образовательной программы.
На лабораторно-практических занятиях преподаватель создают условия
для
выработки
способностей
быстро
ориентироваться
в
различных
производственных условиях, применять полученные знания и использовать ранее
полученные
профессиональные
умения
и
навыки.
Результаты
проведенных
лабораторно-практических занятий оценивает преподаватель. Оценка выставляется
за каждую работу, которая складывается из результата наблюдения лабораторно –
практической части, проверки отчета, беседы в ходе работы или после нее. При этом
большое воспитательное значения имеет гласность и аргументацию каждой оценки
т.к. это оказывает положительное влияние на последующую работу обучающихся.
Методы проведения лабораторно - практических занятий - это способы
деятельности преподавателя, с помощью которых формируются умения и навыки у
обучающихся по специальности, а также способы их деятельности по усвоению и
закреплению
профессиональных
умений
и
навыков.
К
наиболее
часто
используемым методам при проведении лабораторно - практических занятий
относят: устное изложение (лежит в основе формирования знаний как планировать и
организовывать предстоящую деятельность); беседа – этот метод используют, когда
необходимо предложить обучающимся сформулировать ответы на поставленные
вопросы;
демонстрация
–
обучающемуся
необходимо
видеть,
наблюдать
правильность заполнения документации; тестирование - проверка теоретических
знаний,
необходимых
для
выполнения
лабораторно
-
практических
работ,
самостоятельная
работа
обучающихся.
Организуя
самостоятельную
работу,
преподаватель стремится обеспечить максимальную мотивацию обучающихся.
Самостоятельная работа – это основной этап работы обучающихся на лабораторно -
практических занятиях, который способствует выработке умений и навыков или их
закреплению. Преподаватель продумывает или разрабатывает для обучающихся
такие задания, для выполнения которых потребуется умение и определенный навык
работы со справочниками, методическими указаниями к выполнению. Основной
метод работы на этом этапе - это решение ситуационных задач, которые
стимулируют творческое отношение к учебной деятельности. Главная цель
использования ситуационных задач – развитие у обучающихся навыков решения
комплексных задач на базе теоретических и практических навыков, полученных в
процессе обучения. Работая над ситуационной задачей, обучающийся должен
определить проблему, выбрать нужную информацию, сгруппировать ее для четкой
характеристики проблемы, сформулировать возможные пути ее решения, выбрать и
обосновать применение. Метод ситуационного обучения способствует развитию
находчивости, умения решать проблемы, развивать способности проведения анализа
и диагностики проблем. Ситуационная задача и методика ее использования при
обучении разрабатывается в зависимости от планируемых результатов обучения.
Использование
ситуационных
задач
на лабораторно
-
практических
занятиях осуществляется в формах: обсуждение в группе; самостоятельный
анализ; письменное рассмотрение с ограничением времени; индивидуальный и
групповой доклад; дискуссия в группе; ролевая игра по основным аспектам задачи.
Правильно составленная ситуационная задача стимулирует участников
учебного процесса к анализу и обсуждению проблем, приобщает их к обмену
идеями и мыслями. В ходе обсуждения предложения выносятся на коллективное
рассмотрение. Использование ситуационного метода в учебном процессе позволяет:
предостеречь обучающихся от поспешных выводов и необоснованных решений;
продемонстрировать, как по-разному обучающиеся оценивают ситуацию; привлечь
обучающихся к обсуждению проблемы; подчеркнуть ценность практического
мышления.
Роль преподавателя состоит в привлечении студентов к активному изучению
предложенных
им
ситуационных
задач,
установление
обратной
связи
при
обсуждении проблемы.
На лабораторно - практических занятиях важно умело использовать
деловые игры. Деловая игра – это средство моделирования проблемных ситуаций в
различных областях деятельности человека, позволяющие найти оптимальные пути
решения этих проблем. Деловая игра представляет собой управленческую игру, в
ходе которой участники, имитируя деятельность того или иного специалиста
среднего звена, на основе анализа данной ситуации, принимают решения. Она
направлена на развитие у обучающихся умений анализировать конкретные
практические ситуации и принимать решения. Содержание деловой игры должно
отвечать следующим требованиям: деловая игра – профессиональная игра. Она
направлена на формирование таких умений и навыков, которые потребуются
специалисту среднего звена, поэтому в основе ее создания должен лежать анализ
профессиональной деятельности специалиста именно этого уровня подготовки.
Деловая игра должна содержать игровую и учебную задачи.
Игровая задача – выполнение играющим определенной профессиональной
деятельности. Учебная задача - овладение знаниями и умениями. На лабораторно -
практических занятиях деловая игра позволяет обучающимся раскрыть свои
профессиональные качества, они более ответственно выполняют поставленные
задачи и гордятся достигнутыми результатами.
Проверка результатов выполненной лабораторно - практической работы
предусматривает, какие умения и навыки ими получены, а также выполняет
функции: контрольную, обучающую, развивающую, воспитательную. Контроль
включает - наблюдение за работой обучающихся, анализа их деятельности,
дифференцированный подход к знаниям, умениям каждого из них, на основе
контрольных работ, тестов, самостоятельных работ, презентаций.
В заключении хотелось бы отметить, что лабораторно – практические
занятия являются важным этапом в развитии профессиональных компетенций,
которые направлены на развитие профессиональных качеств личности, освоению
дисциплин и профессиональных модулей, совершенствованию знаний, умений,
навыков, освоению основных методик и технологий специальности.
Литература:
1.Курбанова В.Ф. О самостоятельной работе студентов // Специалист. №8.
2019.
2. Матвеева Э.Х. Организация лабораторно- практических
работ//Специалист. №2.2020.
3. Новые педагогические технологии. Под общей ред. В.С. Кукушкина, 2020.