Напоминание

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА


Автор: Абаева Малика Казбековна
Должность: преподаватель информатики
Учебное заведение: Чеченский государственный строительный колледж
Населённый пункт: г.Грозный
Наименование материала: МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Тема: ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА
Раздел: среднее профессиональное





Назад




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Чеченский государственный строительный колледж»

ГБПОУ «ЧГСК»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИХ

ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА

Разработчик:

Абаева Малика Казбековн,

преподаватель профессионального цикла.

Вопрос

о повышение

эффективности

подготовки

специалистов в

настоящее

время

приобретает

особую

актуальность. Профессиональная

готовность обучающихся рассматривается как личностное качество и существенная

предпосылка эффективной деятельности специалиста по окончанию учебного

заведения, успешного выполнения своих обязанностей, правильного использования

знаний, опыта, помогает сохранить самоконтроль, быстро адаптироваться к

условиям

труда

и

дальнейшему

профессиональному

совершенствованию.

Современному

производству

нужны

инициативные

специалисты,

способные

вносить новые идеи и управлять ими.

В нашем колледже большое внимание уделяется инновационным методам,

которые создают такие условия в обучении, когда обучающиеся не могут не

научиться,

стимулируют

творческие

способности

обучающихся,

помогают

приблизить учёбу к практике повседневной жизни, формируют не только знания,

умения и навыки, но и активную жизненную позицию. Активные методы обучения

способствуют

эффективному

усвоению

знаний,

создают

механизм

для

самостоятельного поиска и навыков исследовательской деятельности, формируют

ценностные

ориентации

личности,

повышают

познавательную

активность,

развивают

творческие

способности,

создают

дидактические

условия,

способствующие

проявлению

активности

обучающихся.

Сохраняя

лучшие

традиции, педагогический коллектив нашего колледжа ищет новые формы и пути

подготовки

специалистов.

Большое

внимание

уделяется

инновационным

технологиям. Творческая обстановка

в колледже нацеливает деятельность преподавателя на внедрения в учебный

процесс методов преподавания через поиски освоения новых методов и технологии

обучения.

Сегодня преподавателю колледжа недостаточно владеть знаниями в области

преподаваемой

дисциплины,

он

должен

владеть

современными

методами

преподавания и быть готовым к осуществлению инновационной деятельности на

практике. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом

научных поисков, передового педагогического опыта своих коллег, коллег других

учебных заведений. При всём многообразии колледжа обучения: дидактических,

компьютерных,

проблемных,

модульных

и

других

реализация

ведущих

педагогических функций остаётся за преподавателем. Применяя инновационные

технологии в современном образовательном процессе, преподаватель должен

исходить

от

того,

что

цель

профессионального

образования

-

подготовка

конкурентно способного специалиста. Для этого необходимо стимулировать у

обучающихся ценностные отношения к знаниям, развивать потребности в умениях,

которые позволят им обрести социальную защищённость, профессиональную

мобильность, всестороннюю компетентность и сформировать навыки творческого

саморазвития.

Для решения профессиональных компетентностей большое внимание в

колледже уделяется выполнению и контролю лабораторно-практических

занятий. Лабораторно - практические занятия являются составной частью

профессиональной образовательной программы.

На лабораторно-практических занятиях преподаватель создают условия

для

выработки

способностей

быстро

ориентироваться

в

различных

производственных условиях, применять полученные знания и использовать ранее

полученные

профессиональные

умения

и

навыки.

Результаты

проведенных

лабораторно-практических занятий оценивает преподаватель. Оценка выставляется

за каждую работу, которая складывается из результата наблюдения лабораторно –

практической части, проверки отчета, беседы в ходе работы или после нее. При этом

большое воспитательное значения имеет гласность и аргументацию каждой оценки

т.к. это оказывает положительное влияние на последующую работу обучающихся.

Методы проведения лабораторно - практических занятий - это способы

деятельности преподавателя, с помощью которых формируются умения и навыки у

обучающихся по специальности, а также способы их деятельности по усвоению и

закреплению

профессиональных

умений

и

навыков.

К

наиболее

часто

используемым методам при проведении лабораторно - практических занятий

относят: устное изложение (лежит в основе формирования знаний как планировать и

организовывать предстоящую деятельность); беседа – этот метод используют, когда

необходимо предложить обучающимся сформулировать ответы на поставленные

вопросы;

демонстрация

обучающемуся

необходимо

видеть,

наблюдать

правильность заполнения документации; тестирование - проверка теоретических

знаний,

необходимых

для

выполнения

лабораторно

-

практических

работ,

самостоятельная

работа

обучающихся.

Организуя

самостоятельную

работу,

преподаватель стремится обеспечить максимальную мотивацию обучающихся.

Самостоятельная работа – это основной этап работы обучающихся на лабораторно -

практических занятиях, который способствует выработке умений и навыков или их

закреплению. Преподаватель продумывает или разрабатывает для обучающихся

такие задания, для выполнения которых потребуется умение и определенный навык

работы со справочниками, методическими указаниями к выполнению. Основной

метод работы на этом этапе - это решение ситуационных задач, которые

стимулируют творческое отношение к учебной деятельности. Главная цель

использования ситуационных задач – развитие у обучающихся навыков решения

комплексных задач на базе теоретических и практических навыков, полученных в

процессе обучения. Работая над ситуационной задачей, обучающийся должен

определить проблему, выбрать нужную информацию, сгруппировать ее для четкой

характеристики проблемы, сформулировать возможные пути ее решения, выбрать и

обосновать применение. Метод ситуационного обучения способствует развитию

находчивости, умения решать проблемы, развивать способности проведения анализа

и диагностики проблем. Ситуационная задача и методика ее использования при

обучении разрабатывается в зависимости от планируемых результатов обучения.

Использование

ситуационных

задач

на лабораторно

-

практических

занятиях осуществляется в формах: обсуждение в группе; самостоятельный

анализ; письменное рассмотрение с ограничением времени; индивидуальный и

групповой доклад; дискуссия в группе; ролевая игра по основным аспектам задачи.

Правильно составленная ситуационная задача стимулирует участников

учебного процесса к анализу и обсуждению проблем, приобщает их к обмену

идеями и мыслями. В ходе обсуждения предложения выносятся на коллективное

рассмотрение. Использование ситуационного метода в учебном процессе позволяет:

предостеречь обучающихся от поспешных выводов и необоснованных решений;

продемонстрировать, как по-разному обучающиеся оценивают ситуацию; привлечь

обучающихся к обсуждению проблемы; подчеркнуть ценность практического

мышления.

Роль преподавателя состоит в привлечении студентов к активному изучению

предложенных

им

ситуационных

задач,

установление

обратной

связи

при

обсуждении проблемы.

На лабораторно - практических занятиях важно умело использовать

деловые игры. Деловая игра – это средство моделирования проблемных ситуаций в

различных областях деятельности человека, позволяющие найти оптимальные пути

решения этих проблем. Деловая игра представляет собой управленческую игру, в

ходе которой участники, имитируя деятельность того или иного специалиста

среднего звена, на основе анализа данной ситуации, принимают решения. Она

направлена на развитие у обучающихся умений анализировать конкретные

практические ситуации и принимать решения. Содержание деловой игры должно

отвечать следующим требованиям: деловая игра – профессиональная игра. Она

направлена на формирование таких умений и навыков, которые потребуются

специалисту среднего звена, поэтому в основе ее создания должен лежать анализ

профессиональной деятельности специалиста именно этого уровня подготовки.

Деловая игра должна содержать игровую и учебную задачи.

Игровая задача – выполнение играющим определенной профессиональной

деятельности. Учебная задача - овладение знаниями и умениями. На лабораторно -

практических занятиях деловая игра позволяет обучающимся раскрыть свои

профессиональные качества, они более ответственно выполняют поставленные

задачи и гордятся достигнутыми результатами.

Проверка результатов выполненной лабораторно - практической работы

предусматривает, какие умения и навыки ими получены, а также выполняет

функции: контрольную, обучающую, развивающую, воспитательную. Контроль

включает - наблюдение за работой обучающихся, анализа их деятельности,

дифференцированный подход к знаниям, умениям каждого из них, на основе

контрольных работ, тестов, самостоятельных работ, презентаций.

В заключении хотелось бы отметить, что лабораторно – практические

занятия являются важным этапом в развитии профессиональных компетенций,

которые направлены на развитие профессиональных качеств личности, освоению

дисциплин и профессиональных модулей, совершенствованию знаний, умений,

навыков, освоению основных методик и технологий специальности.

Литература:

1.Курбанова В.Ф. О самостоятельной работе студентов // Специалист. №8.

2019.

2. Матвеева Э.Х. Организация лабораторно- практических

работ//Специалист. №2.2020.

3. Новые педагогические технологии. Под общей ред. В.С. Кукушкина, 2020.



В раздел образования