Напоминание

В.А.Осеева "Хорошее"


Автор: Елена Борисовна Мамина
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №6 имени академика-кораблестроителя А.Н.Крылова"
Населённый пункт: г.Алатырь,Чувашская Республика
Наименование материала: конспект урока
Тема: В.А.Осеева "Хорошее"
Раздел: начальное образование





Назад




Методическая разработка урока литературного чтения по формированию

функциональной грамотности обучающихся (читательская грамотность)

2 класс, Школа России.

ТЕМА УРОКА: «В.А. Осеева «Хорошее».

Цель: Формировать умение выделять главную мысль произведения и давать

характеристику героя на основе его намерений и поступков.

Задачи

урока

воспитательная – воспитывать такие качествах, как

доброта, понимание, внимание к людям и к животным ;

развивающая –развивать навыки смыслового чтения

средствами технологии РКМЧП;

образовательная -формировать навык работы с текстом

Формируем УУД:

Познавательные УУД

1.

умение извлекать информацию из текста

2.

умение на основе анализа объектов делать выводы

3.

умение делать выводы в результате совместной работы

4.

умение находить ответы на вопросы

Коммуникативные УУД

1.

умение слушать и понимать других

2.

умение строить речевые высказывания в соответствии с

поставленными задачами

3.

умение оформлять свои мысли в устной форме

Регулятивные УУД

1.

умение

оценивать

учебные

действия

в

соответствии

с

поставленными задачами

2.

умение определять цель деятельности на уроке

3.

умение принимать и сохранять учебную цель и задачу

4.

умение осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль

Личностные УУД

1.

формируем к обучению и целенаправленной познавательной

деятельности

2.

формируем умение оценивать поступки в соответствии с

определенной ситуацией

Формы организации работы детей:

Индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Оборудование: портрет , магнитики, карточки для работы в парах.

Ход урока

1.Организационный момент .Эмоциональный настрой на урок.

Прозвенел для нас звонок,

Начинается урок.

И я приглашаю вас всех на урок литературного чтения. Сегодня жизнь

подарила нам эту встречу. Так пусть она будет доброй и запоминающейся!

Все пришли сюда с , ребята, разным настроением, но здесь мы – одна

команда, и от работы каждого зависит общий успех! Не бойтесь говорить,

высказывайте вслух всё, что думаете. Любая мысль, даже если она окажется

ошибочной, ведёт нас к достижению результата! Я желаю вам удачи и

успехов.

Постановка целей урока

-Ребята, как называется раздел нашего учебника по которому мы с вами

работали на предыдущих уроках ? («Я и мои друзья»)

- Какие произведения из этого раздела мы читали ?( обратимся к «Бортовому

журналу»

- Чему они нас учат?

На доске учитель заполняет«Бортовой журнал»:

Название произведения

Чему учит произведение

«Два пирожных»

Вовремя прийти на помощь

«Волшебное слово»

Вежливости, доброте

-Сегодня мы с вами познакомимся с еще одним рассказом из этого раздела и

продолжим разговор о взаимоотношениях между людьми и даже между

людьми и животными.

-Имя автора, написавшего этот рассказ вам хорошо известно.

-Попробуйте, догадаться, кто это?

Я прочитаю несколько высказываний, а вы подумайте о каком авторе идет

речь?

-В юные годы мечтала стать актрисой.

- Работала в детских домах и колониях для правонарушителей.

-Все сказки и рассказы этого писателя о детях, об их проблемах и решениях.

Они учат справедливости, любви к Родине, дружбе и смелости.

- Догадались? Как зовут автора?

-В.А. Осеева. (Фамилия автора прикрепляется на доску).

Правильно - это Валентина Александровна Осеева. Писатель . Поэт. Педагог.

И сегодня у нас в гостях герои её рассказа « Хорошее».

Прежде чем мы начнем с вами знакомиться с этим рассказом , мне хотелось

бы зачитать обращение Валентины Александровны к вам дорогие наши дети.

В одной из своих книг она обратилась к своим читателям с такими словами:

Дорогие ребята!

Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила

их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:

- Понравился тебе рассказ?

Я ответила:

- Не знаю. Я о нем не думала.

Мама огорчилась.

- Мало уметь читать, надо уметь думать, - сказала она.

С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках

девочек и мальчиков, а иногда и своих собственных. И так как в жизни мне

это помогло, то я написала и для вас короткие рассказы, чтобы вам было

легче научиться читать и думать.

- О чем же хотела вам сказать Валентина Александровна?

Читать вы все умеете . Кроме того . что мы все умеем читать нам нужно ,

что?... (Учиться думать, о том , что мы прочитали.)

Пусть эти слова будут девизом нашего урока :«Мало уметь читать, надо

уметь думать»

- Что мы должны учиться на этом уроке?

-Определим учебную задачу нашего урока?Работа с учебником с.60. (Будем

учится понимать, что хотел сказать автор).

Целеполагание

«Древо предсказаний».

- Рассказ называется « Хорошее».

Предположите, о чём может говориться в рассказе с таким названием «

Хорошее»?

(о хороших делах, о хороших поступках, о хороших людях, о хороших

мыслях)

о хороших поступках, о хороших людях).

-Заполнение «Древа предсказаний».(о хороших делах, о хороших

поступках, о хороших людях, о хороших мыслях)

Постановка задач

-Чтобы проверить свои предположения мы должны провести «диалог с

автором» через текст. Ведь чтение – это общение с автором не

непосредственно, а через текст, созданный автором.

Работа по теме урока. Первичное восприятие.

(у детей учебники закрыты)

Предлагаю вам познакомиться с текстом В.Осеевой « Хорошее»

- Сейчас я вам прочитаю этот рассказ, а вы внимательно слушайте и

подумайте, правы ли были Вы в своих предположениях

Чтение текста учителем с остановками

Проснулся Юрик утром. Посмотрел в окно. Солнце светит. Денёк хороший.

И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать.

Вот сидит он и думает:

«Что, если б моя сестрёнка тонула, а я бы её спас!»

А сестрёнка тут как тут:

— Погуляй со мной, Юра!

1 остановка

-Предположите, что будет дальше?

— Уходи, не мешай думать!

Обиделась сестрёнка, отошла.

А Юра думает:

«Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил!»

А няня тут как тут:

— Убери посуду, Юрочка.

2 остановка

-Предположите, выполнит ли Юра просьбу няни? Почему?

— Убери сама — некогда мне!

Покачала головой няня. А Юра опять думает:

«Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил!»

А Трезорка тут как тут. Хвостом виляет: «Дай мне попить, Юра!»

3 остановка

-Как вы думаете, дал ли Юра попить Трезорке?

— Пошёл вон! Не мешай думать!

Закрыл Трезорка пасть, полез в кусты. А Юра к маме пошёл:

— Что бы мне такое хорошее сделать?

Погладила мама Юру по голове:

4 остановка

- Предположите, что ответила мама Юре?

— Погуляй с сестрёнкой, помоги няне посуду убрать, дай водички Трезору.

Проверка первичного восприятия.

- Понравился вам рассказ ?

Давайте вернёмся к нашему древу предсказаний. Оправдались ли ваши

предположения?

-

Скажите в форме одного предложения, о чем это произведение (Это

произведение о том, как Юра мечтал совершить хорошие поступки.)

- Кто главный герой рассказа?

Индивидуальная работа по карточкам.

- Давайте ближе познакомимся с главным героем. Возьмите листочки

- Что мы из текста узнали о мальчике? Отметь + верный ответ.

У Юры есть сестренка

У Юры есть братик

У Юры есть няня

У Юры в доме живет кошка

У Юры в доме живет собака

- Что из текста мы узнали о главном герое рассказа «Хорошо» (У Юры есть

сестренка, няня, в доме живет собака. То есть Юра живет в семье , где по

моему царит любовь и уважение к старшим. Бабушка живет с ними и место

нашлось и для щенка. )

Продолжение работы по теме урока.

Чтение с пометками.

- Как же так получилось, что мальчик, который искренне хотел доставить

всем радость, так и не смог ее никому доставить?

- Давайте ещё раз прочитаем рассказ внимательно и вдумчиво. И отметим

карандашом в тексте предложения

О -чём мечтал Юра?

Чтение рассказа детьми по абзацам.

-О чем мечтал Юра?

- Кто прочитает о первой мечте Юры?

1-я «Что, если б моя сестрёнка тонула, а я бы её спас?».

-Что вы можете сказать о его мечте : хорошая она или плохая?( Хорошая)

- О чем он мечтал потом? Прочитайте :«Вот если б на няню волки напали, а я

бы их застрелил!»

- Прочитайте , о чем Юрик ещё мечтал? Прочитайте: «Вот если б Трезорка в

колодец упал, а я бы его вытащил!».

-Что же вы можете сказать о мечтах Юрика?

Сделайте вывод какие же были мечты у Юры?( Мечты у Юры были

хорошие)

-А теперь давайте посмотрим на его поступки.

Выборочное чтение.

- Найдите в тексте и прочитайте его разговор с сестрой.( А сестрёнка …

- А какой хороший поступок мог бы совершить Юра для сестры? (Погулять

с ней).

- А как он поступил? (Он обидел сестру)

- Как он ее обидел? (Грубо ее прогнал)

.- Что он сказал сестре, когда она попросила его погулять с ней? (Уходи, не

мешай думать)

- Ребята, а когда мы просим, чтобы нам не мешали? (Когда чем-то заняты)

- Был ли Юра занят? (Нет, он просто думал)

- Прочитайте диалог Юры и няни. ( А няня тут как тут…)

- Какой хороший поступок мог бы совершить Юра для няни? (Убрать

посуду)

- А как он поступил? (Обидел няню)

- Как он с ней разговаривал? (Грубо)

- Что он ей сказал? (Некогда мне)

- А когда мы говорим, что нам некогда? (Когда у нас очень много дел)-

-Действительно ли у Юры было очень много дел? (Нет, он просто сидел и

думал)

- Прочитайте, как Юра общался с Трезором.

- Какой хороший поступок мог совершить Юра для Трезора? (Дать ему

попить).

Ведь Трезор беззащитное животное , мы должны быть за них в ответе.

- Как он поступил с Трезором? (Прогнал его)

- Скажите, что же было хорошее в рассказе? (Мысли и желания Юры)

-А что же было не очень хорошее? (Поступки Юры)

- О ком думал Юра на самом деле?(Он думает о себе.Юра мечтает, чтобы его

похвалили, хочет прославиться.)

- В каком случае можно сделать что-то хорошее? Можно ли в этом случае

сделать что –то хорошее? ( Сделать что-то хорошее можно тогда, когда

думаешь не о себе, а о других людях.)

- Почему же так получилось, что мальчик, который искренне хотел

доставить всем радость, так и не смог ее никому доставить, потому что

думал только о себе, а не о людях.

- Какой же он человек, наш главный герой?

-Охарактеризуем, Юру.

Заполнение кластера:

Для составления характеристики Юры работаем в парах.

- Возьмите карточку синего цвета в которой записаны качества человека.

Выберите и подчеркните только те качества, которые вы считаете

характеризуют нашего Юру.

смелый

мужественный

трусливый

Непослушный

послушный

жадный

вежливый

весёлый

грубый

думающий о себе

внимательный

заботливый

добрый

-Итак, какой у нас получился Юра?

-Хотели бы вы иметь такого друга? (Нет) -Почему?

- Как бы вы могли продолжить рассказ, чтобы его герой соответствовал

названию - «Хорошее»?

Приём «Фантограмма»

Выберите качества, которые соответствуют «новому» Юре .

внимательный

заботливый

добрый

любящий

вежливый

-Каким же стал Юра?

-А такого друга вы хотели бы иметь?(ДА)

Продолжение работы по теме.

- Ребята , оценку главному герою даём не только мы с вами . но и автор.

-Как вы думаете , сам автор как относится к своему герою?

- Найдите подтверждение своих мыслей в тексте.

( Автор не осуждает Юру, а советует исправиться, так как в тексте написано:

«Погладила мама Юру по голове

- Погуляй с сестрёнкой, помоги няне посуду убрать, дай водички Трезору.»)

Работа с иллюстрацией с.61

Работа с пословицей, стр.61

- Найди пословицу на стр.61 . в рамочке , прочитай и подумай : подходит ли

эта пословица к нашему рассказу:

«Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить»;

- Подходит ли эта пословица к нашему рассказу

- Почему эта пословица подходит к нашему рассказу?

В этой пословице заложена народные наблюдения о том, что когда человек

много и красиво говорит, он при этом почему-то старается ничего не

делать.как будто красивые слова уже сделали за него всю работу. Однако

это не так и хорошо поступает лишь тот, кто хоть молча, хоть с

разговорами но свое дело делает и делает его хорошо.От слов и от дела

должна быть польза.

игра «Радиотеатр»

- Сейчас поработаем над выразительностью чтения, прочитаем рассказ по

ролям.

- Сколько действующих лиц в рассказе?(Автор, Юра, мама, няня, сестрёнка,

Трезор.)

- Как надо читать слова автора?( Спокойно.)

- С какой интонацией надо читать слова сестры, няни, Трезорки?

( Ласково, с просьбой)

- Слова Юры мы будем одинаково читать?

(По-разному.)

- Как нужно читать мысли Юры?

- Мечтательно.

- А слова, обращенные к сестре, няне, собаке?

(Грубо.)

Чтение по ролям и оценка.

Выставка книг В.А.Осеевой

- Посмотрите на выставку книг.

- Я призываю почитать книги В. Осеевой!

-Чему учат произведения В.А.Осеевой?

Её книги

повествуют о вечных

ценностях –

дружбе, порядочности,

взаимовыручке.

Я призываю вам читать книги В. Осеевой!

Подведение итогов урока.

- С каким произведением мы сегодня познакомились?(Сегодня мы

познакомились с рассказом В. Осеевой «Хорошее».)

Рассказ не большой по обьёму, но…

- Над чем заставил вас задуматься этот рассказ?:«Мало уметь читать, надо

уметь думать»

- Чему же учит нас он?.

Лучше реально чем-то помочь близким, чем об этом только говорить.

Отметим в бортовом журнале главную мысль рассказа: « Лучше хорошо

поступить ,чем хорошо говорить»( Дети записывают в свой журнал)

-

Какие хорошие поступки вы можете делать каждый день в своей жизни ?

- Будете ли вы ждать награды за эти поступки?

- Каждый из нас, ребята, живёт в семье. В вашем доме должна царить

любовь, доброта, уважение, тепло. Особенно в нашей любви и внимании

нуждаются самые близкие люди - ваши родители.Старайтесь сделать сами

что-нибудь хорошее для своих родных и близких, для друзей, учителей.

Как сказала Валентина Осеева« В каждом из вас, ребята ,есть

волшебная сила-сила ваших слов и поступков»

Рефлексия.

– Выберите предложение, которое вам хочется закончить.

Я узнал (а), что …

Меня удивило, что …

Мне захотелось, что …

Домашнее задание.

- пересказать рассказ от имени главного героя Юры

Начните так:

Проснулся я утром. Посмотрел в окно. Солнце светит. Денёк хороший. И

захотелось мне что-нибудь хорошее сделать.

Спасибо за урок!



В раздел образования