Автор: Елена Борисовна Мамина
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №6 имени академика-кораблестроителя А.Н.Крылова"
Населённый пункт: г.Алатырь,Чувашская Республика
Наименование материала: конспект урока
Тема: В.А.Осеева "Хорошее"
Раздел: начальное образование
Методическая разработка урока литературного чтения по формированию
функциональной грамотности обучающихся (читательская грамотность)
2 класс, Школа России.
ТЕМА УРОКА: «В.А. Осеева «Хорошее».
Цель: Формировать умение выделять главную мысль произведения и давать
характеристику героя на основе его намерений и поступков.
Задачи
урока
воспитательная – воспитывать такие качествах, как
доброта, понимание, внимание к людям и к животным ;
развивающая –развивать навыки смыслового чтения
средствами технологии РКМЧП;
образовательная -формировать навык работы с текстом
Формируем УУД:
Познавательные УУД
1.
умение извлекать информацию из текста
2.
умение на основе анализа объектов делать выводы
3.
умение делать выводы в результате совместной работы
4.
умение находить ответы на вопросы
Коммуникативные УУД
1.
умение слушать и понимать других
2.
умение строить речевые высказывания в соответствии с
поставленными задачами
3.
умение оформлять свои мысли в устной форме
Регулятивные УУД
1.
умение
оценивать
учебные
действия
в
соответствии
с
поставленными задачами
2.
умение определять цель деятельности на уроке
3.
умение принимать и сохранять учебную цель и задачу
4.
умение осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль
Личностные УУД
1.
формируем к обучению и целенаправленной познавательной
деятельности
2.
формируем умение оценивать поступки в соответствии с
определенной ситуацией
Формы организации работы детей:
Индивидуальная, фронтальная, работа в парах.
Оборудование: портрет , магнитики, карточки для работы в парах.
Ход урока
1.Организационный момент .Эмоциональный настрой на урок.
Прозвенел для нас звонок,
Начинается урок.
И я приглашаю вас всех на урок литературного чтения. Сегодня жизнь
подарила нам эту встречу. Так пусть она будет доброй и запоминающейся!
Все пришли сюда с , ребята, разным настроением, но здесь мы – одна
команда, и от работы каждого зависит общий успех! Не бойтесь говорить,
высказывайте вслух всё, что думаете. Любая мысль, даже если она окажется
ошибочной, ведёт нас к достижению результата! Я желаю вам удачи и
успехов.
Постановка целей урока
-Ребята, как называется раздел нашего учебника по которому мы с вами
работали на предыдущих уроках ? («Я и мои друзья»)
- Какие произведения из этого раздела мы читали ?( обратимся к «Бортовому
журналу»
- Чему они нас учат?
На доске учитель заполняет«Бортовой журнал»:
Название произведения
Чему учит произведение
«Два пирожных»
Вовремя прийти на помощь
«Волшебное слово»
Вежливости, доброте
-Сегодня мы с вами познакомимся с еще одним рассказом из этого раздела и
продолжим разговор о взаимоотношениях между людьми и даже между
людьми и животными.
-Имя автора, написавшего этот рассказ вам хорошо известно.
-Попробуйте, догадаться, кто это?
Я прочитаю несколько высказываний, а вы подумайте о каком авторе идет
речь?
-В юные годы мечтала стать актрисой.
- Работала в детских домах и колониях для правонарушителей.
-Все сказки и рассказы этого писателя о детях, об их проблемах и решениях.
Они учат справедливости, любви к Родине, дружбе и смелости.
- Догадались? Как зовут автора?
-В.А. Осеева. (Фамилия автора прикрепляется на доску).
Правильно - это Валентина Александровна Осеева. Писатель . Поэт. Педагог.
И сегодня у нас в гостях герои её рассказа « Хорошее».
Прежде чем мы начнем с вами знакомиться с этим рассказом , мне хотелось
бы зачитать обращение Валентины Александровны к вам дорогие наши дети.
В одной из своих книг она обратилась к своим читателям с такими словами:
Дорогие ребята!
Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила
их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:
- Понравился тебе рассказ?
Я ответила:
- Не знаю. Я о нем не думала.
Мама огорчилась.
- Мало уметь читать, надо уметь думать, - сказала она.
С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках
девочек и мальчиков, а иногда и своих собственных. И так как в жизни мне
это помогло, то я написала и для вас короткие рассказы, чтобы вам было
легче научиться читать и думать.
- О чем же хотела вам сказать Валентина Александровна?
Читать вы все умеете . Кроме того . что мы все умеем читать нам нужно ,
что?... (Учиться думать, о том , что мы прочитали.)
Пусть эти слова будут девизом нашего урока :«Мало уметь читать, надо
уметь думать»
- Что мы должны учиться на этом уроке?
-Определим учебную задачу нашего урока?Работа с учебником с.60. (Будем
учится понимать, что хотел сказать автор).
Целеполагание
«Древо предсказаний».
- Рассказ называется « Хорошее».
Предположите, о чём может говориться в рассказе с таким названием «
Хорошее»?
(о хороших делах, о хороших поступках, о хороших людях, о хороших
мыслях)
о хороших поступках, о хороших людях).
-Заполнение «Древа предсказаний».(о хороших делах, о хороших
поступках, о хороших людях, о хороших мыслях)
Постановка задач
-Чтобы проверить свои предположения мы должны провести «диалог с
автором» через текст. Ведь чтение – это общение с автором не
непосредственно, а через текст, созданный автором.
Работа по теме урока. Первичное восприятие.
(у детей учебники закрыты)
Предлагаю вам познакомиться с текстом В.Осеевой « Хорошее»
- Сейчас я вам прочитаю этот рассказ, а вы внимательно слушайте и
подумайте, правы ли были Вы в своих предположениях
Чтение текста учителем с остановками
Проснулся Юрик утром. Посмотрел в окно. Солнце светит. Денёк хороший.
И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать.
Вот сидит он и думает:
«Что, если б моя сестрёнка тонула, а я бы её спас!»
А сестрёнка тут как тут:
— Погуляй со мной, Юра!
1 остановка
-Предположите, что будет дальше?
— Уходи, не мешай думать!
Обиделась сестрёнка, отошла.
А Юра думает:
«Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил!»
А няня тут как тут:
— Убери посуду, Юрочка.
2 остановка
-Предположите, выполнит ли Юра просьбу няни? Почему?
— Убери сама — некогда мне!
Покачала головой няня. А Юра опять думает:
«Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил!»
А Трезорка тут как тут. Хвостом виляет: «Дай мне попить, Юра!»
3 остановка
-Как вы думаете, дал ли Юра попить Трезорке?
— Пошёл вон! Не мешай думать!
Закрыл Трезорка пасть, полез в кусты. А Юра к маме пошёл:
— Что бы мне такое хорошее сделать?
Погладила мама Юру по голове:
4 остановка
- Предположите, что ответила мама Юре?
— Погуляй с сестрёнкой, помоги няне посуду убрать, дай водички Трезору.
Проверка первичного восприятия.
- Понравился вам рассказ ?
Давайте вернёмся к нашему древу предсказаний. Оправдались ли ваши
предположения?
-
Скажите в форме одного предложения, о чем это произведение (Это
произведение о том, как Юра мечтал совершить хорошие поступки.)
- Кто главный герой рассказа?
Индивидуальная работа по карточкам.
- Давайте ближе познакомимся с главным героем. Возьмите листочки
- Что мы из текста узнали о мальчике? Отметь + верный ответ.
У Юры есть сестренка
У Юры есть братик
У Юры есть няня
У Юры в доме живет кошка
У Юры в доме живет собака
- Что из текста мы узнали о главном герое рассказа «Хорошо» (У Юры есть
сестренка, няня, в доме живет собака. То есть Юра живет в семье , где по
моему царит любовь и уважение к старшим. Бабушка живет с ними и место
нашлось и для щенка. )
Продолжение работы по теме урока.
Чтение с пометками.
- Как же так получилось, что мальчик, который искренне хотел доставить
всем радость, так и не смог ее никому доставить?
- Давайте ещё раз прочитаем рассказ внимательно и вдумчиво. И отметим
карандашом в тексте предложения
О -чём мечтал Юра?
Чтение рассказа детьми по абзацам.
-О чем мечтал Юра?
- Кто прочитает о первой мечте Юры?
1-я «Что, если б моя сестрёнка тонула, а я бы её спас?».
-Что вы можете сказать о его мечте : хорошая она или плохая?( Хорошая)
- О чем он мечтал потом? Прочитайте :«Вот если б на няню волки напали, а я
бы их застрелил!»
- Прочитайте , о чем Юрик ещё мечтал? Прочитайте: «Вот если б Трезорка в
колодец упал, а я бы его вытащил!».
-Что же вы можете сказать о мечтах Юрика?
Сделайте вывод какие же были мечты у Юры?( Мечты у Юры были
хорошие)
-А теперь давайте посмотрим на его поступки.
Выборочное чтение.
- Найдите в тексте и прочитайте его разговор с сестрой.( А сестрёнка …
- А какой хороший поступок мог бы совершить Юра для сестры? (Погулять
с ней).
- А как он поступил? (Он обидел сестру)
- Как он ее обидел? (Грубо ее прогнал)
.- Что он сказал сестре, когда она попросила его погулять с ней? (Уходи, не
мешай думать)
- Ребята, а когда мы просим, чтобы нам не мешали? (Когда чем-то заняты)
- Был ли Юра занят? (Нет, он просто думал)
- Прочитайте диалог Юры и няни. ( А няня тут как тут…)
- Какой хороший поступок мог бы совершить Юра для няни? (Убрать
посуду)
- А как он поступил? (Обидел няню)
- Как он с ней разговаривал? (Грубо)
- Что он ей сказал? (Некогда мне)
- А когда мы говорим, что нам некогда? (Когда у нас очень много дел)-
-Действительно ли у Юры было очень много дел? (Нет, он просто сидел и
думал)
- Прочитайте, как Юра общался с Трезором.
- Какой хороший поступок мог совершить Юра для Трезора? (Дать ему
попить).
Ведь Трезор беззащитное животное , мы должны быть за них в ответе.
- Как он поступил с Трезором? (Прогнал его)
- Скажите, что же было хорошее в рассказе? (Мысли и желания Юры)
-А что же было не очень хорошее? (Поступки Юры)
- О ком думал Юра на самом деле?(Он думает о себе.Юра мечтает, чтобы его
похвалили, хочет прославиться.)
- В каком случае можно сделать что-то хорошее? Можно ли в этом случае
сделать что –то хорошее? ( Сделать что-то хорошее можно тогда, когда
думаешь не о себе, а о других людях.)
- Почему же так получилось, что мальчик, который искренне хотел
доставить всем радость, так и не смог ее никому доставить, потому что
думал только о себе, а не о людях.
- Какой же он человек, наш главный герой?
-Охарактеризуем, Юру.
Заполнение кластера:
Для составления характеристики Юры работаем в парах.
- Возьмите карточку синего цвета в которой записаны качества человека.
Выберите и подчеркните только те качества, которые вы считаете
характеризуют нашего Юру.
смелый
мужественный
трусливый
Непослушный
послушный
жадный
вежливый
весёлый
грубый
думающий о себе
внимательный
заботливый
добрый
-Итак, какой у нас получился Юра?
-Хотели бы вы иметь такого друга? (Нет) -Почему?
- Как бы вы могли продолжить рассказ, чтобы его герой соответствовал
названию - «Хорошее»?
Приём «Фантограмма»
Выберите качества, которые соответствуют «новому» Юре .
внимательный
заботливый
добрый
любящий
вежливый
-Каким же стал Юра?
-А такого друга вы хотели бы иметь?(ДА)
Продолжение работы по теме.
- Ребята , оценку главному герою даём не только мы с вами . но и автор.
-Как вы думаете , сам автор как относится к своему герою?
- Найдите подтверждение своих мыслей в тексте.
( Автор не осуждает Юру, а советует исправиться, так как в тексте написано:
«Погладила мама Юру по голове
- Погуляй с сестрёнкой, помоги няне посуду убрать, дай водички Трезору.»)
Работа с иллюстрацией с.61
Работа с пословицей, стр.61
- Найди пословицу на стр.61 . в рамочке , прочитай и подумай : подходит ли
эта пословица к нашему рассказу:
«Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить»;
- Подходит ли эта пословица к нашему рассказу
- Почему эта пословица подходит к нашему рассказу?
В этой пословице заложена народные наблюдения о том, что когда человек
много и красиво говорит, он при этом почему-то старается ничего не
делать.как будто красивые слова уже сделали за него всю работу. Однако
это не так и хорошо поступает лишь тот, кто хоть молча, хоть с
разговорами но свое дело делает и делает его хорошо.От слов и от дела
должна быть польза.
игра «Радиотеатр»
- Сейчас поработаем над выразительностью чтения, прочитаем рассказ по
ролям.
- Сколько действующих лиц в рассказе?(Автор, Юра, мама, няня, сестрёнка,
Трезор.)
- Как надо читать слова автора?( Спокойно.)
- С какой интонацией надо читать слова сестры, няни, Трезорки?
( Ласково, с просьбой)
- Слова Юры мы будем одинаково читать?
(По-разному.)
- Как нужно читать мысли Юры?
- Мечтательно.
- А слова, обращенные к сестре, няне, собаке?
(Грубо.)
Чтение по ролям и оценка.
Выставка книг В.А.Осеевой
- Посмотрите на выставку книг.
- Я призываю почитать книги В. Осеевой!
-Чему учат произведения В.А.Осеевой?
Её книги
повествуют о вечных
ценностях –
дружбе, порядочности,
взаимовыручке.
Я призываю вам читать книги В. Осеевой!
Подведение итогов урока.
- С каким произведением мы сегодня познакомились?(Сегодня мы
познакомились с рассказом В. Осеевой «Хорошее».)
Рассказ не большой по обьёму, но…
- Над чем заставил вас задуматься этот рассказ?:«Мало уметь читать, надо
уметь думать»
- Чему же учит нас он?.
Лучше реально чем-то помочь близким, чем об этом только говорить.
Отметим в бортовом журнале главную мысль рассказа: « Лучше хорошо
поступить ,чем хорошо говорить»( Дети записывают в свой журнал)
-
Какие хорошие поступки вы можете делать каждый день в своей жизни ?
- Будете ли вы ждать награды за эти поступки?
- Каждый из нас, ребята, живёт в семье. В вашем доме должна царить
любовь, доброта, уважение, тепло. Особенно в нашей любви и внимании
нуждаются самые близкие люди - ваши родители.Старайтесь сделать сами
что-нибудь хорошее для своих родных и близких, для друзей, учителей.
Как сказала Валентина Осеева« В каждом из вас, ребята ,есть
волшебная сила-сила ваших слов и поступков»
Рефлексия.
– Выберите предложение, которое вам хочется закончить.
Я узнал (а), что …
Меня удивило, что …
Мне захотелось, что …
Домашнее задание.
- пересказать рассказ от имени главного героя Юры
Начните так:
Проснулся я утром. Посмотрел в окно. Солнце светит. Денёк хороший. И
захотелось мне что-нибудь хорошее сделать.
Спасибо за урок!