Автор: Толстова Наталья Викторовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ "Калининградский областной музыкальный колледж им. С.В. Рахманинова"
Населённый пункт: г. Калининград
Наименование материала: статья
Тема: "Развернутое произведение в репертуаре учащегося. Венгерская Рапсодия №6 Ф Лист. Исполнительский анализ."
Раздел: среднее профессиональное
«Развернутое произведение в репертуаре учащегося.
Исполнительский анализ Венгерской рапсодии №6 Ф.Листа»
Грамотный подбор репертуара имеет основополагающее значение для
становления молодого музыканта. Формируя его, педагог, берет на себя
ответственность
за
целесообразность
исполнения
того
или
иного
произведения на конкретном этапе обучения своего подопечного.
Репертуар состоит из произведений, направленных на освоение
различных жанров и стилей, а отсюда и приемов игры либо технических
элементов.
Развивается и совершенствуется весь профессиональный исполнительский
комплекс, включающий не только качественное владение инструментом,
но прежде всего зрелость и самостоятельность мышления, творческую
инициативу и высокий уровень культуры обучающегося.
Работа над развернутыми произведениями занимает особое место в
музыкально-исполнительском
развитии
учащихся.
Сочинениям
свойственны большее по сравнению с малыми формами разнообразие
содержания, большие масштабы развития музыкального материала. В
связи с этим их исполнение требует от учащихся умения мысленно
охватить все построения и, при соблюдении единства целого, выявлять
характерные особенности отдельных образов и тем. Также требует
навыков переключения от одной художественной задачи на другую,
выдержки и концентрации внимания.
Порой, увлечение работой над деталями, преодоление технических
трудностей влечет за собой опасность потерять стержень, единство мысли,
задуманное
автором.
Фрагментарное
же
исполнение,
искажающее
музыкальное содержание, порождает у слушателя соответственно и
фрагментарное восприятие. Поэтому одной из важнейших задач педагога
является воспитание архитектонического чувства учащихся - умения
охватить композицию произведения и определить место и роль каждого
элемента в стройном целом.
Большое значение в работе имеет понимание и ощущение духа эпохи, в
которую было создано исполняемое произведение, изучение особенностей
творческого подчерка композитора, его биографии.
Работа с обучающимся должна быть направлена на воспитание его
самостоятельности в плане анализа предстоящей работы над конкретным
произведением. А это - понимание творческого портрета композитора,
жанрово-стилевых
особенностях
произведения,
понимания
видов
технических
элементов
и
способов
их
разучивания,
понимания
художественной задачи и пианистических приемов для ее решения.
На примере Венгерской рапсодии №6 Ф.Листа можно рассмотреть все
вышеперечисленные аспекты работы над развернутым произведением.
Фортепианное творчество Ф.Листа переоценить невозможно. Каждое из
его произведений заслуживает особого внимания и осмысления.
Письмо композитора отличает многослойная фактура, обилие
пассажей, в том числе октавных, репетиций, трелей, аккордов в широком
расположении, требующих широкую ладонь, либо особую ловкость
исполнителя. Часто встречается очень длинная педаль, яркая динамика с
обилием фортиссимо, много декламаций, авторских указаний ad libitum.
Наблюдается новаторство письма композитора, а именно, симфоническая
трактовка фортепиано. В одном из писем Лист указывал, что цель его —
«...приобщить дух пианиста-исполнителя к оркестровым эффектам и в
ограниченных
пределах
фортепиано
сделать
чувствительными
разнообразные
инструментальные
звуковые
эффекты
и
оттенки».
Практически
в
своем
творчестве
Лист
осуществил
это,
насытив
фортепианные произведения тембрами и мелодическим складом медных
или деревянных духовых инструментов, скрипок или виолончелей,
громоподобных колоколов или серебристых колокольчиков и т. д. Исходя
из таких предпосылок, Лист расширил выразительные ресурсы пианизма,
на первый план, выдвинув мощь, блеск и красочность звучания.
Особое значение в музыке композитора имеют паузы - функциональная
роль, которых не всегда связана с дыханием. Скорее, она связана с
риторичностью музыкального мышления Листа. Именно поэтому ее стоит
считать частью повествования.
Рапсодии Ф. Листа – отдельный пласт его фортепианного творчества.
Яркие,
разнохарактерные,
виртуозные
пьесы,
требующие
хорошей
технической подготовки исполнителя. В основном, к работе с Рапсодией
обращаются студенты старших курсов. Для произведения свойственно
чередование контрастных эпизодов, основанных на народно - песенном
материале. Музыкальный язык рапсодий построен на стиле вербункош.
Его черты:
-
в медленных частях – горделивый, страстный,
патетический
характер;
-
в быстрых – картины народного веселья, плясок;
-
свободная, импровизационная манера изложения, острый ритм с
обилием пунктиров, акцентов, синкоп;
-
использование гемиольных ладов, с увеличенной 2 ступенью.
Исполнительские задачи рапсодий весьма разнообразны и требуют
тщательного прорабатывания каждого отдельно взятого технического
элемента.
Так, вступительная часть изложена аккордовой фактурой, торжественный
характер, которой подчеркивается пунктирным ритмом, акцентами на
сильную долю, мажорной тональностью, яркой динамикой.
В исполнительском плане вступление требует объемного, бравурного
звучания. Одними пальцами, какие бы они крепкие не были этого не
добиться, поэтому необходимо взаимодействие всех звеньев руки,
передающих
ее
вес
в
подготовленные
крепкие
пальцы.
Важно
контролировать одновременное взятие всех звуков в аккорде, слышать их
тембровую окраску. Стройность звучания достигается формированием
свода руки, не допуская прогибания косточек в пястье. Так же, нельзя
допускать форсированного звука, который говорит о зажатости игрового
аппарата.
Педагог всегда видит и слышит подобную игру, поэтому
постоянное наблюдение и своевременные рекомендации по освобождению
плечевого пояса студента играют важную роль. Далее, работа со штрихом
staccаto в двойных терциях направлена на синхронное ведение мотива в
темпе требует пальцевой ловкости при позиционной смене интервалов. И
конечно же,
все
агогические
темповые отклонения должны
быть
наполнены логическим обоснованием.
Переход от раздела к разделу в данной рапсодии изложен различными
пассажами. Нет необходимости говорить о том, что у исполняющего,
должна быть развита пальцевая беглость. Техника leggiero
должна
сопровождаться
постоянным
слуховым
контролем
ровности
звука,
который зависит от степени собранности кончиков пальцев и их
одинакового подъема. Работа в среднем темпе, максимально интонируя
пассаж, обязательна.
Раздел Presto, следующий после пассажа, исполняется аккордами штрихом
staccato.
Сложность
его,
заключается
в
быстром
темпе,
сохраняя
стройность и вертикаль с одной стороны, мелодическую линию, как в
верхних, так и в средних голосах, с другой стороны, не забывая об остроте
штриха. Технологически стоит обратить внимание на позиционную смену
пальцев при скором перемещении. Здесь важен грамотный подбор
аппликатуры, избавляющий от лишних движений. Минимальное движение
кистью так же сохраняет четкость и упругость исполнения аккордов.
Синкопированные вкрапления в музыкальную ткань создают эффект
притопа в танце. В этом месте можно позволить взять акцентированный
аккорд с большей амплитудой в левой руке. В быстром темпе есть
опасность
недодержать
ритмический
рисунок
и
сгладить
его
художественное предназначение. Особое внимание стоит уделить разделу,
где октавы передаются в партию левой руки. По художественному
замыслу, эта часть весьма эмоциональна и перед исполнителем стоит
задача - справиться с тематической линией так же ловко, как бы эту тему
играла правая рука. Подвижность октав и легкость перемещения руки,
безусловно, зависит от того, насколько она развита технически. Тем не
менее, требуется проработка мелкими мотивами, с остановками на
сильную долю, где необходимо освободить руку. Октавные репетиции –
это технический прием, при котором нельзя допустить зажатия ни в одном
из отделов аппарата. Добиться быстрого темпа качественных репетиций
получится только при постепенном переходе от медленного. Стоит
вдумчиво проработать этот вид техники, прислушиваясь к собственным
ощущениям.
Приспосабливаться
к
повторяющимся
октавам
меняя
положение кисти. Использовать ее свободное падение на клавиши при
хорошей
опоре
на
кончики
пальцев.
Заканчивается
рапсодия
параллельным движением октав в темпе Presto и динамикой fff. Здесь Ф.
Лист как будто дает возможность исполнителю показать все его ресурсы –
от технической свободы, до физической выдержки. В этой рапсодии
собран обширный состав разнообразных исполнительских элементов,
технология исполнения которых должна быть продумана, и проработана
под контролем педагога. Включая в репертуар обучающихся, стоит иметь
это ввиду и располагать достаточно временем для качественной работы
над этим развернутым и ярким произведением.
Ф. Лист о рояле – «Он хранитель всего того, чем была движима моя душа
в пылкие дни моей юности; ему я доверяю все мои помыслы, мои грезы,
мои страдания и радости. Его струны трепетали от моих страстей, и
его послушные клавиши подчинялись любому моему капризу».
Поэтому именно в области фортепианной музыки Лист раньше всего
находил новые средства выразительности, новые методы композиции. Как
гениальный пианист, своим исполнением убеждавший и увлекавший
многие тысячи слушателей, Лист и в композиторской практике добивался
рельефного и доходчивого изложения музыкальных мыслей. С другой
стороны, как непрестанно ищущий художник, одаренный гениальным
творческим чутьем, он обновил весь строй и характер звучания
фортепиано, сделав из него, по меткому выражению Стасова, «неведомую
и неслыханную вещь — целый оркестр».