Автор: Карпова Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "2-Пристанский детский сад "Полянка"
Населённый пункт: деревня Пристань 2-я, Мариинский муниципальный округ, Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: Патриотическое воспитание ребенка в семье и ДОУ.
Раздел: дошкольное образование
Патриотическое воспитание ребенка в семье и ДОУ.
Патриотизм –
это любовь к родине, родной земле, выражающаяся в
стремлении ее прославить, принести ей пользу, одно из самых сильных
чувств человека. Патриотизм предполагает гордость достижениями и
культурой своей родины, ощущение неразрывной связи со своим народом, с
его языком, культурой, бытом и нравами. Воспитывать это чувство
необходимо с раннего возраста.
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации,
процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень
любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все
инициативы,
умеют
искренне
сочувствовать
и
сопереживать.
Для
воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают
большие
возможности
для
систематического
и
последовательного
нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной
основы
ребенка,
эмоций,
чувств,
мышления,
процессов
социальной
адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем
мире.
Именно
этот
отрезок
жизни
человека
является
наиболее
благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на
ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в
памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании
патриотизма. За последнее время вследствие продолжающихся кризисных
явлений в социально-экономической, политической, культурной и прочих
сферах общественной жизни произошёл резкий спад в деятельности
воспитания подрастающего поколения. Большую тревогу вызывает одно из
ключевых направлений этой деятельности, связанное с созданием условий
для воспитания и развития личности гражданина и патриота России и
способного
отстаивать
её
интересы.
В
связи
с
этим
проблема
патриотического воспитания детей и молодёжи становится одной из
актуальнейших. Вместе с тем она обретает новые характеристики и
соответственно новые подходы к её решению как составная часть целостного
процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления
личности. Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования
будущего гражданина. Известны педагогические принципы: любовь к
Родины. Любовь начинается с отношения к самым близким людям; отцу,
матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому; улице, на которой
ребенок живет; детскому саду, школе, городу. Патриотизм и патриотическое
воспитание Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему
Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до
самопожертвования,
к
его
защите.
Патриотическое
воспитание
–
систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной
власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого
патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к
выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по
защите интересов Родины. Концепция патриотического воспитания граждан
РФ.
Основные
задачи
патриотического
воспитания
дошкольников
формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье,
детскому саду, города); формирование духовно-нравственных отношений;
формирование любви к культурному наследию своего народа; воспитание
любви уважения к своим национальным особенностям; чувство собственного
достоинства как представителя своего народа; толерантное отношение к
представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям,
другим людям.
Система работы по патриотическому воспитанию детей Ознакомление с
предметами ближайшего окружения. Воспитание уважения к людям труда и
предметам народного творчества, художественным промыслам; Воспитание
уважения к людям труда и предметам, произведенным ими. Знакомить с
людьми, прославившими Россию; Воспитание чувства дружбы к людям
других национальностей; Ознакомление с явлениями общественной жизни.
Воспитание чувства сопричастности с жизнью страны (патриотические даты
и праздники) ; Бережливое отношение к тому, что сделано людьми;
Воспитание любви к родному краю, к Родине (представление о стране,
городах,
столице,
символике
государства;
Знакомство
с
достопримечательностями города, памятниками архитектуры, с названиями
улиц,
носящих
имена
известных
людей;
Знакомство
с
событиями,
происходившими в стране, расширение представлений о стране, столице,
символике государства; Ознакомление с природой. Воспитание любви к
природе родного края; Воспитание бережного отношения к родной природе;
Воспитание чувства необходимости трудового соучастия в деле охраны
родной природы. Формы работы по патриотическому воспитанию создание
развивающей
среды
по
гражданско
–
патриотическому
воспитанию;
тематические занятия; беседы о Родине, о родном городе, о природе родного
края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы,
соответствующий подбор песен и стихов для разучивания, просмотр
кинофильмов, телевизионных передач для детей, целенаправленные игры;
взаимодействие с родителями; взаимодействие с социумом (экскурсии по
городу, району, в музей)