Напоминание

Формирование функциональной грамотности у обучающихся через исследовательскую деятельность из опыта работы


Автор: Лебедева Светлана Алексеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО "Спутник"
Населённый пункт: р.п. Линево, Новосибирская область
Наименование материала: доклад
Тема: Формирование функциональной грамотности у обучающихся через исследовательскую деятельность из опыта работы
Раздел: дополнительное образование





Назад




Научно – практическая конференция работников образования Искитимского

района

«Практические аспекты применения современных технологий при обучении

школьников в рамках обновленных ФГОС»

Формирование функциональной

грамотности у обучающихся через

исследовательскую деятельность

(из опыта работы)

Лебедева Светлана Алексеевна,

МБУДО «Спутник»

педагог дополнительного образования,

высшей категории

р.п. Линёво

март, 2023г

Одна

из

важнейших

задач

современного

образования

формирование

функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного

образования, поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших

компетенций уже в предшкольный период воспитания.

Актуальность данной проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и

технологий,

позволяющих

оптимизировать

образовательную

деятельность

с

современным ребёнком.

Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать

все постоянные приобретаемые знания, навыки и умения для решения максимально

широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности,

общения и социальных отношений.

В качестве основных составляющих в функциональную грамотность входят

следующие:

математическая грамотность,

-формировать математические счетные навыки;

-знакомит с основами геометрии; формирование навыка самостоятельного

распознавания предметов на плоскости, практическое умение ориентироваться во

времени, умение решать задачи, сюжет которых связан с жизненными ситуациями.

-

высказывать математические суждения;

читательская грамотность,

- понимать все виды речевой деятельности;

- выражать свои мысли в устной и письменной речи;

-осуществлять поиск информации из различных источников, перерабатывать и

систематизировать информацию и представлять ее разными способами;

- формулировать цель деятельности, планировать, осуществлять самооценку.

естественнонаучная грамотность

-

использовать естественнонаучные знания для освоения новых знаний, для

объяснения естественнонаучных явлений,

-заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности

жизнедеятельности.

креативное мышление

-

осмысливать свои разработки, совершенствовать идеи, направленных на

получение нестандартных, результативных решений.

Дополнительное образование – глобальный по своим возможностям ресурс для

формирования функциональной грамотности у обучающихся.

В Центре детского научно-технического творчества «Спутник» образовательная

деятельность ведется по трем направленностям:

научно-технической,

социально-гуманитарной,

естественно-научной.

Моя

дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая

программа

«Любознательные дети» относится к естественнонаучной направленности и направлена

на познание объектов окружающего мира и экспериментирования с ними, проявление

самостоятельности,

исследовательской

активности,

рационального

общения

и

взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Исследовательская деятельность в рамках программы позволяет объединить все

виды деятельности и развивает наблюдательность, мышление, развивает стремление к

познанию мира, познавательные способности, умение использовать нестандартные

решения в трудных ситуациях, развивает креативность.

На примере образовательной программе «Любознательные дети» можно

рассмотреть, как функциональная грамотность формируется в исследовательской

деятельности у детей дошкольного возраста.

Компания «Научные развлечения», ведущий производитель и разработчик

учебного оборудования, разработала увлекательную и доступную для детей цифровую

лабораторию «Наураша в стране Наурандии».

Ученый Наураша - маленький гений, исследователь и конструктор, увлеченный

желанием познавать мир. Наураша перенесет игроков в удивительную страну

Наурандию - Цифровую Лабораторию, где с помощью датчика "Божья Коровка" дети

проводят исследования множества природных явлений, узнают и измеряют то, что

нельзя увидеть глазами.

Лаборатория позволяет проводить групповые и индивидуальные занятия в форме игры.

Цифровая лаборатория для обучающихся представляет собой набор, состоящий из

восьми модулей (температура, свет, звук, сила, электричество, кислотность, пульс,

магнитное поле).

Применение цифровой

лаборатории на

занятиях

позволяет

опытным

путём

подтвердить или опровергнуть свои предположения относительно различных природных

процессов или явлений и ответить на интересующие вопросы.

Предлагаю рассмотреть приемы формирования функциональной грамотности у

обучающихся на примере итогового занятия по экспериментально-исследовательской

деятельности.

Тема занятия – «Квест-игра «Наураша в стране «Наурандии».

Цель занятия: совершенствование умений детей в проведении самостоятельных

исследований и лабораторных опытов на основе цифровой лаборатории «Наураша».

Задачи:

1) закрепить и обобщить полученные знания о свете, электричестве, температуре,

магните;

2) развить у детей такие аналитических способности, как умение анализировать,

сопоставлять, сравнивать, обобщать познавательные объекты, делать выводы при

выполнении заданий квеста.

3) развить коммуникативные способности через разнообразные виды деятельности.

Педагогическое мероприятие проводилось в форме путешествия в «волшебную

лабораторию» к Наураше, для того чтобы вовлечь детей в совместную деятельность и

побудить к работе.

Перед началом работы дети поделились на команды по 2-3 человека. Было

предложено каждому ребенку выбрать по интересу превратиться исследователи или

ученого), тем самым мы предоставляем детям право выбора . исследователи должны

были выполнить опыты, а ученые- рассказать, что же провели исследователи и почему

так получилось.

В начале занятия была озвучена проблемная ситуация: ответить на вопросы

корреспондента о Наураше.

Для поддержания интереса выбрали корреспондента,

который задавал ребятам вопросы: кто такой Наураша, кто такой исследователь, кто

такие ученые, где живет Наураша, что такое цифровая лаборатория, кто помогает

Наураши?

На данном этапе идет формирование речевой активности обучающихся - умение

отвечать на вопросы, выражать свои мысли.

Каждая группа получила графическую схему задания.

Учащимся предстояла трудная задача: прочитать схему, проанализировать текст,

выполнить опыты и рассказать, почему так получилось.

На

данном

этапе

идет

формирование

основ

читательской

грамотности

-

необходимо сформулировать цель деятельности, спланировать и провести самооценку.

Работа по графическим схемам по группам.

1. В лаборатория «Наураша» «Электричество», ребятам необходимо было на

основе полученных знаний, выполнить опыты и задания. Задание с фонариком- почему

не работает, как починить, как правильно подсоединить батарейки.

Дидактическая игра «Хорошо – плохо»

-Батарейка – это хорошо. Почему? (дает электричество и от нее работают приборы)

-Батарейка – это плохо. Почему? (Правила утилизации батареек)

Как получить электричество в домашних условиях? Когда электричество опасно?

Провести

Эксперимент

«Электрояблоко

и

электролимон»-

присоеденить

электроды(пластинки цинка и никеля) ко фрукту, присоединить измерительные провода

к датчику. Сравнить измерения на экране. Дети делают выводы и заключения.

На данном этапе идет формирование познавательных навыков в области экологии,

естественно-научных представлений для объяснения естественнонаучных явлений.

2. Работая в лаборатории «Свет»,

ребята на основе полученных знаний, провели

эксперимент от Наураши – нашли самое темное место, самый яркий свет и подобрали

комфортный свет.

Дидактическая игра «Хорошо – плохо».

Свет – это хорошо. Почему? (мы видим все вокруг, растут растения и животные)

Свет – это плохо. Почему? (в пустыне нет растительности, можно обгореть на солнце,

можно испортить зрение)

Дети высказали свои предположения при решении вопросов, сделали выводы об

измерениях.

На данном этапе идет формирование читательской грамотности - умение

рассуждать, принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения.

3. Работа в Лаборатория «Наураша» «Температура».

Ребятам необходимо было на основе полученных знаний, выполнить опыт с водой

и льдом, измерить температуру и рассказать про

термометр - шкалу измерения,

объяснить понятия- «температура», «градус».

На данном этапе идет формирование математической грамотности - описание

свойств объектов (форма, размер, материал) и решение задач (количество, число, часть и

целое).

4. Работа в Лаборатория «Наураша» «Магнит».

Р

ебятам необходимо было на основе полученных знаний, выполнить задание:

разобрать разные предметы магнитом и провести измерения.

Эксперимент - определить расстояние до магнита, сравнить разные магниты,

определить силу сложения магнитов.

Дети высказывают свои предположения при решении задач, делают выводы, что

магнит не притягивает к себе дерево, пластмассу, бумагу, и, оказывается, не все

металлы – притягиваются, а предметы из алюминия и никеля магнит не притягивает.

На данном этапе идет формирование математической грамотности: понятия –

сложение, сравнение величин, расстояние.

Продуктивная деятельность.

Каждое исследовательское занятие заканчивается продуктивной деятельностью,

которое включает – изготовление поделки по теме занятия.

Например: по теме магнетизм –изготовили поделку с магнитами «бегающую

мышку», «электричество»- поделку из синельной проволоки, «температура»- термометр.

На

данном

этапе

идет

закрепление

изученного

материала

формирование

креативного мышления через создание творческого продукта.

В завершении занятия проводится рефлексия.

Дети анализируют свои знания, высказывают свое мнение, о том, что больше

понравилось, какие опыты было легко или сложно выполнять.

Оценить свою работу они могут с помощью сигнального знака:

зеленый- все понятно,

желтый- есть вопросы,

красный- нужна помощь.

В конце занятия герой Наураша поблагодарил за все выполненные задания, и все

дети получили медаль «Всезнайка» и отличительную оценку в свой блокнот знаний.

При организации деятельности детей используется как индивидуальная работа с

детьми (ребенок работал с цифровой лабораторией и выполнял задания совместно с

воспитателем), так и групповая (работа в команде).

Групповая работа позволила проявить детям доброжелательность друг к другу,

способствовала развитию чувства взаимопомощи, умению договариваться, идти на

компромисс, учитывать мнение сверстников и достигать одной общей цели.

А с помощью индивидуальной работы дети показали свои знания, которые

позволят мне сделать вывод о том, над чем нужно поработать индивидуально с тем или

иным ребенком. На протяжении всего мероприятия добивалась от детей полных ответов,

активизировала словарь, побуждала детей высказывать свои мысли, действия.

В результате всего мероприятия активно развивается речь, что способствует

познавательному развитию детей.

Для оценки сформирванности функциональной грамотности во время занятий

применяю методы педагогического исследования – наблюдение, опрос, беседа.

Знания теоретического материала диагностируются методом тестирования,

выполнения расчетов, чтением схем, путем опроса во время занятий.

Формирование функциональной грамотности диагностируется через анализ

наблюдения за реакцией детей на занятиях, при подготовке

к опытам, во время

проведения эксперимента.

Наиболее удобным способом оценки является постановка проблемных вопросов,

выполнения тестов по теме тема магнетизм -«притягивает- не притягивает», «металл»-

«из каких материалов сделаны предметы?», «электричество»-«определи чей провод».

Постоянно организуется продуктивная деятельность, которая позволяют показать

уровень

знаний

детей,

а

тем,

в

свою

очередь

позволяют,

самовыразиться,

самоутвердиться в глазах сверстников.

По завершению каждого занятия знания детей оценивается и вносятся в блокнот

оценивания, так как дети дошкольного возраста - применяются наклейки( символы-

Исследовательская деятельность - один из лучших способов совмещения современных

информационных

технологий,

личностно-ориентированного

обучения

и

самостоятельной работы учащихся повышающих эффективность и результативность

учебного процесса.

исследовательская

деятельность

-

процесс

комплексный,

оказывающий

благотворное влияние на формирование всех видов функциональной грамотости.разной

цветовой гаммы- красный- низкий уровень- действует неуверенно, с помощью

взрослого, желтый- средний уровень- допускает ошибки, часто требуется помощь,

зеленый- высокий уровень-действует уверенно, самостоятельно).

Результативность

освоения

программы

отслеживается

в

процессе

диагностирования воспитанников в начале и в конце учебного года.

Результаты

исследовательской

деятельности

детей

представлены

в

таблице-

мониторинга(приложение1)

Исследовательская деятельность - один из лучших способов совмещения

современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и

самостоятельной работы учащихся повышающих эффективность и результативность

учебного процесса.

Исследовательская

деятельность

-

процесс

комплексный,

оказывающий

благотворное влияние на формирование всех видов функциональной грамотности.



В раздел образования