Напоминание

Технологическая карта как новый вид методической продукции.


Автор: Поддубная Лариса Евгеньевна
Должность: тренер - преподаватель
Учебное заведение: МАУДО "ДЮСШ им. О. Рахматулиной"
Населённый пункт: г. Колпашево, Томская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Технологическая карта как новый вид методической продукции.
Раздел: дополнительное образование





Назад





Современные требования к учебно-тренировочному занятию.

Технологическая карта как новый вид методической продукции.
Автор: Поддубная Лариса Евгеньевна Должность: тренер – преподаватель ОО – МАУДО «ДЮСШ им. О. Рахматулиной» Населенный пункт: Томская область, г. Колпашево, ул. Ленина, 52 Наименование материала: методические рекомендации Тема: Современные требования к учебно-тренировочному занятию. Технологическая карта как новый вид методической продукции. Раздел: дополнительное образование.
Аннотация:
Данный методический материал раскрывает понятие и содержание технологической карты. Предназначен в помощь тренерам – преподавателям, учителям физической культуры. Понятие технологической карты учебного занятия напрямую связано с технологическим подходом в образовании. Любая образовательная технология рассматривает 2 этапа в профессиональной деятельности педагога: 1 - этап проектирования (подготовки урока / системы уроков); 2 - этап реализации (осуществления урока / системы уроков) в образовательном процессе. Технологическую карту можно определить как особую форму конструирования педагогом процесса обучения, совмещающую в себе традиционное тематическое планирование с поурочным. В основе её лежит представление процесса обучения на уровне технологии, т.е. на уровне проектирования и конструирования, включая описание действий педагога и детей (действий целеполагания, организации, контроля и регулирования). Таким образом, технологическая карта учебного занятия - это форма планирования учебного занятия и, одновременно, организационный инструмент, который поможет преподавателю: 1 - достичь максимального образовательного результата и 2 - эффективно управлять учебной деятельностью.
Структура технологической карты учебного занятия.
1. Блок целеполагания (что необходимо сделать). 2. Инструментальный блок (какими средствами это достижимо). 3. Организационно - деятельностный блок (деление на действия и операции). Блок целеполагания включает в себя: 1. Тему учебного занятия. 2. Цель учебного занятия. 3. Планируемый результат (что должен знать и уметь обучающийся). 4. Межпредметные связи. Инструментальный блок включает в себя: 1. Тип занятия. 2. Задачи занятия. 3. Учебно - методический комплекс. Организационно - деятельностный блок включает в себя: 1. План учебного занятия по этапам (частям). 2. Диагностика результатов учебного занятия. 3. Домашнее задание. Технологическая карта отличается от традиционного конспекта формой и позволяет сконцентрировать содержание всего занятия. Очень чёткая структура карты даёт видение взаимосвязи этапов, методов, приёмов и содержания занятия. 1
Технологическая карта индивидуальна, разрабатывается преподавателем самостоятельно исходя из уровня его творческих возможностей и квалификации, уровня подготовленности и обучаемости детей, обеспеченности образовательного процесса необходимым учебным оборудованием и современными средствами обучения. Методическая и педагогическая литература предлагает несколько вариантов схем технологической карты. Каждый преподаватель может разработать индивидуальную схему (шаблон) единожды и затем использовать её при подготовке последующих занятий. Вашему вниманию я представляю свой вариант технологической карты.
Образец.

Технологическая карта

учебно – тренировочного занятия по волейболу в спортивно – оздоровительной группе.

Тренер – преподаватель: Поддубная Л.Е.

Тема занятия
: Групповое блокирование (двойное)
Тип занятия
: вводное
Характеристика группы
: 17 человек, девушки и юноши 15 - 17 лет. Место проведения: спортивный зал МАОУ «СОШ №2»
Продолжительность занятия:
2 часа
Цель:
Обучение технике выполнения группового (двойного блокирования). Обучение взаимодействию с партнерами во время выполнения блокирования.
Задачи:

Образовательные (предметные):
- обучить технике выполнения двойного блока; - продолжить формирование координационных способностей; - способствовать расширению знаний по укреплению здоровья обучающихся.
Развивающие (метапредметные):
- развивать умения планировать, контролировать и давать оценку свои действиям; - продолжить формирование коммуникативных навыков.
Воспитательные (личностные):
- продолжить формировать самооценку и личностное самоопределение к видам деятельности; - формировать умение проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленной цели.
Форма организации деятельности:
коллективная, групповая, индивидуальная.
Методы:
- наглядные: показ, демонстрация; - словесные: объяснение, обсуждение; - практический; - игра.
Материально



техническое

обеспечение
: мячи волейбольные, сетка волейбольная, свисток, ноутбук.
Ход занятия:

Занятие сопровождается видеофрагментами.

Методическая

структура

занятия

(часть тренировки)

Содержание этапа

занятия

Деятельность

тренера

Деятельность

детей

Реализуемые и

формируемые

УУД

(познавательные

, регулятивные,

личностные,
2

коммуникативн

ые)

Организационный

Этап

( 5 минут)
Создание эмоционально - психологического настроя на совместную деятельность, формирование мотива к осознанным действиям на тренировке, определение содержательных рамок тренировки Построение, приветствие. Озвучивание темы занятия – «Групповое блокирование», основной задачи – научиться выполнять двойной блок. Вопросы обучающимся: - Что такое блокирование? - К нападению или защите относится блокирование? - Сколько человек может участвовать в блокировании? Строятся, приветствуют тренера. Отвечают на вопросы. Готовы к тренировке, настроены на совместную деятельность. Взаимодействуют с педагогом через ответы на вопросы. УУД – умение проявлять дисциплинирован ность и внимание (л), находить ответы на вопросы (к), осознанно осуществлять высказывание (р).
Эмоционно –

побудительный

(подготовительный)

этап

(25 мин.)
Подготовка организма обучающегося к работе в основной части тренировки, постановка цели, настрой на достижение основной цели занятия Разминка: - бег 4 круга по залу, - беговые и прыжковые упражнения от лицевой линии до средней линии и обратно, - бег с высоким подниманием бедра, - б е г с захлестыванием голени бедра, - бег с вынесением п р я м ы х н о г в стороны, - б е г « с п и н о й вперед», - бег «приставным шагом» правым и левым боком, - бег «крестным шагом» правым и левым боком, - ускорение, Выполняют упражнения. Самоконтроль за правильностью выполнения. Называют правила проведения упражнений, показывают, командуют, Умение оценивать правильность выполнения упражнений (р). Умение ориентироваться в разнообразии общеразвивающи х упражнений, осуществлять самоконтроль по 3
- перестроение в круг. О Р У н а м е с т е проводят обучающиеся: каждый по одному упражнению п о очереди, начиная с упражнений для шеи и ве р х н е го плечевого пояса, з ат е м д л я р у к , туловища и ног. ОРУ с мячом в парах: - Броски двумя р у к а м и и з - з а головы. - Бро ски од н о й рукой из-за головы. - Уд а р ы д в у м я руками в пол. 1. Броски двумя ру ка м и з а голову, прогнувшис ь , с т о я с п и н о й к партнеру. Подготовительные у п р а ж н е н и я с мячом в парах: 1. Ударные движения нападающег о уд а р а в пол. 2. Верхняя передача мяча. 3. Передача снизу двумя руками. 4. Защитные действия. считают. Выполняют упражнения, следят за правильностью выполнения. организации рабочего места (р). Умение распознавать и называть двигательные действия (п). Умение описывать технику выполнения упражнения, умение осознанно осуществлять высказывания (р), умение организовать деятельность в парах (р,к), оценивать правильность выполнения упражнений (р), умение проявлять дисциплинирован ность (л).
Коммуникативно –

познавательный
Изучение нового материала. Подводящие Выполняют Умение 4

(основной) этап

(50 мин.)
Первичное закрепление. Включение в систему знаний и повторений. упражнения:
1.
Имитация одиночного б л о к а у с е т к и н а ме сте и в движении вдоль сетки.
2.
Имитация нападающег о уд а р а – имитация б л о к а н а м е с т е ( в парах через сетку).
3.
Имитация нападающег о уд а р а – имитация б л о к а с р а з б е г а в прыжке ( в парах через сетку).
4.
Нападающи й у д а р с собственног о подбрасыван ия (блок в парах через сетку).
5.
Нападающи й у д а р с передачи пасующего игрока (зона 3) из зоны 4 – б л о к в з о н е 2 противника (через сетку, выполняется по очереди). Демонстрация группового (двойного) блокирования (видеофрагмент с использованием ноутбука) с объяснением упражнения, контролируют действия партнера и правильность выполнения. Смотрят, обсуждают технико – тактические действия. Слушают. контролировать действие партнера (п), следить за правильностью выполнения упражнений (р), умение использовать действия с мячом для развития физических качеств (л), умение проводить анализ выполненных упражнений (р). Умение воспринимать наглядную информацию в соответствии с целевой установкой, выделять существенные признаки (п). Умение воспринимать устную информацию и выделять существенное (п). 5
технико – тактических действий на экране. Рассказ о технике выполнения двойного блока: Двойной блок – это защитное действие, выполняемое двумя игроками в момент произведения противником нападающего удара. Игрок, ставящий блок в совей зоне, является основным, а игрок, приходящий из соседней зоны, присоединяющимс я. Основной блокирующий выбирает место для блока, задача присоединяющегос я – синхронно и без расстояния между руками (основного и присоединяющегос я) выполнить блок с основным. Для присоединения к основному блокирующему используются скрестный и стопорящий шаги. Есть вопросы? Все понятно, что не понятно? Показ присоединения на блоке и неподвижно стоящему обучающемуся. Выполнение скрестного и Задают вопросы, обсуждают. Выполняют упражнения, следят за тем, чтобы партнер правильно выполнял шаги и синхронно выпрыгивал на блок. Слушают, исправляют ошибки. Играют, осуществляют судейство. Обучающиеся, Умение формировать вопросы, умение анализировать и обсуждать технико – тактические действия (п,р). Умение контролировать свои двигательные действия, ориентируясь на показ и рассказ (р), умение контролировать синхронность выполнения игрового действия (р), корректировать свои действия и исправлять ошибки (р), контролировать действия партнера (к). 6
стопорящего шагов вдоль сетки. Выполнение скрестного и стопорящего шагов к партнеру в парах. Имитация двойного блока в парах (со сменой ролей). Нападающий удар с собственного подбрасывания – двойной блок (в тройках через сетку). Нападающий удар с передачи пасующего игрока (зона 3) из зоны 4 – двойной блок в зоне 2 противника (выполняется по очереди через сетку). Нападающий удар с передачи пасующего игрока (зона 2) попеременно из зон 3 и 4 – двойной блок в соответствующих зонах противника (через сетку по очереди). Следит за действиями обучающихся, указывает на ошибки.
Учебная игра с

заданием.
Одна команда играет по правилам, другая – без переходов с обязательной постановкой двойного блока. Судейство осуществляют обучающиеся. не задействованн ые в игре и судействе, обсуждают правильность постановки двойного блока, находят ошибки. Умение корректировать свои действия и исправлять ошибки (р), адекватно воспринимать оценку тренера (к). Умение организовывать коллективную совместную деятельность (к), анализировать действия игроков во время игры (р), применять полученные знания в судействе (р), осознанно осуществлять высказывания (р). 7

Заключительный

(итоговый)

этап

(10 мин.)
Подведение итогов занятия. Рефлексивное обобщение деятельности. Домашнее задание. - Устали? Упражнение на расслабление. Построение, подведение итогов. - Как вы считаете, справились ли мы с поставленной целью? - Как вы оцениваете себя? - Что нужно сделать каждому из вас для улучшения достижений в отрабатываемом элементе? - Смогли ли вы применить двойной блок в игре? - Понравилась ли вам сегодняшняя тренировка? - Дома посмотрите в интернете трансляцию матчей Чемпионата России, обратите внимание на постановку игроками двойного блока и расположение других игроков защиты. - До свидания. Отвечают, выполняют упражнения. Отвечают на вопросы, оценивают свои действия и действия партнеров, вносят предложения, обсуждают, оценивают результаты тренировки. Нацеливают ся на поиск информации . Прощаются. Умение определять степень утомления организма во время тренировки (л). Умение акцентировать внимание на конечных результатах деятельности (р), давать оценку собственной деятельности (л), анализировать действия партнеров по команде (р), осуществлять поиск информации (п), осознанно осуществлять высказывания (р). Использованная литература: интернер-ресурс. 8


В раздел образования