Автор: Семернина Наталья Игоревна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ д/с №49 "ФЕЯ"
Населённый пункт: г. Ставрополь
Наименование материала: статья
Тема: Опыт работы на тему "Логопедическая ритмика, как средство профилактики и коррекции нарушений слоговой структуры слова"
Раздел: дошкольное образование
Опыт работы на тему
«Логопедическая ритмика, как средство профилактики и коррекции
нарушений слоговой структуры слова»
Семернина Наталья Игоревна
учитель-логопед
МБДОУ д/с №49 «ФЕЯ»
Г.Ставрополь
Музыка - могучий источник мысли. Без музыкального воспитания
невозможно полноценное умственное развитие.
(Василий Александрович Сухомлинский)
Логопедическая ритмика - это своеобразная форма коррекционного
обучения, направленная на преодоление речевых затруднений ребенка и
включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и
физического воспитания. В логоритмических занятиях теснейшим образом
переплетаются речь, музыка и движение.
С давних пор музыка используется как лечебный фактор. Восприятие
специально подобранной музыки не требует предварительной подготовки и
доступно всем детям. Музыкально-ритмические занятия помогают вовлекать,
активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще, активизируют
мышление. Музыкальные игры снимают психоэмоциональное напряжение,
воспитывают навыки группового поведения, т. е. социализируют ребенка.
Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей
внимание, память, внутреннюю собранность, способствует формированию
целенаправленной деятельности. Многие исследователи (Е.М. Мастюкова,
СМ. Миловский, И.В. Евтушенко, Е.А. Медведева, Г.А. Бутко) в своих
работах подчеркнули взаимосвязь между развитием речи и формированием
общей, мелкой и артикуляционной моторики.
Актуальность.
Каждые 2 года я обследую
около 60 детейдля
выявления нуждающихся в логопедической помощи. К сожалению, норма
речевого развития наблюдается у примерно 40% обследуемых. Остальные
60% имеют те или иные речевые нарушения различной степени тяжести.
В
дошкольномвозрасте
имеет
огромное
значение
преодоление
нарушений
звукопроизношения.
Но
всё
чаще,вместе
с
нарушением
звукопроизношения, стала встречаться и нарушение слоговой структуры
слова. Как правило, диапазон данных нарушений широко варьируется: от
незначительных
трудностей
произношения
слов
сложной
слоговой
структуры в условиях спонтанной речи, до грубых нарушений при
повторении ребенком двухи трехсложных слов без стечения согласных даже
с опорой на наглядность.
Нарушение
слоговой
структуры
слов
сохраняется
у
детей
с
патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживаясь
всякий раз, как только ребенок сталкивается с новой звуко-слоговой и
морфологической
структурой
слова
(например,
мотоциклист,
парикмахерская). Следует отметить, что логопедическая ритмика не является
основным средством коррекции нарушений слоговой структуры слова, а
является вспомогательным средством воспитания чувства ритма, что
положительно влияет на состояние слоговой структуры в целом.
Своевременное
устранение
нарушений
звукопроизношения
и
слоговой
структуры
слова
позволяет
снизить
вероятность
появления
дисграфии и дислексии в младшем школьном возрасте.
Важной составляющей занятия являются дыхательные упражнения,
направленные на становление правильного речевого выдоха. Который в свою
очередь
способствует
скорейшему
становлению
правильного
звукопроизношения.
Не
меньше
внимания
уделяется
и
постановке
правильной речевой позы.
Речевая поза – это расположение корпуса в момент речи. Правильная
речевая поза: плечи вместе с грудной клеткой свободно опущены, шея не
напряжена, голова приподнята, подбородок сам собой подаётся немного
вперёд.
Работа велась по следующим направлениям:
I.
Развитие и коррекция основных видов движений, серийдвижений,
музыкально-ритмических движений.
1.
Нормализация мышечного тонуса, тренировка отдельных групп мышц,
развитие основных видов движений.
2.
Выработка правильной осанки, чувства равновесия.
3.
Развитие
точности,
координации,
плавности,
переключаемости
движений.
4.
Преодоление двигательного автоматизма движений.
5.
Формирование чувства музыкального темпа, размера, восприятия
ритмического рисунка.
6.
Изменение
характера
движений
в
соответствии
с
изменением
контрастов звучания (громко — тихо, быстро — медленно, высоко — низко).
7.
Согласование движений с пением.
8.
Развитие
имитационно-подражательных
выразительных
движений
(изображение движений медведя, лисы, зайчика, кошки, лыжника, наездника
и т.п.) под музыку.
9.
Развитие имитационно-подражательных выразительность движений без
музыки.
II.
Развитие
и
коррекция
психических
функций,
компонентов
деятельности, совершенствование психомоторики.
1.
Развитие быстроты и точности реакции на звуковые или вербальные
сигналы.
2.
Развитие различных качеств внимания (устойчивости, переключения,
распределения).
3.
Развитие всех видов памяти (зрительной, моторной, слуховой).
4.
Развитие словесной регуляции действий на основе согласования слова
и движений (слово управляет движением).
5.
Развитие умения реализовывать запрограммированные действия по
условному сигналу.
III. Развитие способности ориентироваться в пространстве.
1.
Развитие
пространственной
организации
собственных
движений,
оптико-пространственной ориентировки в пространстве зала через движение.
2.
Развитие пространственных представлений: понимание вербальных
инструкций, отражающих пространственные отношения и выполнение
действий на основе вербальной инструкции; способности к словесному
выражению пространственных отношений (движение влево, вправо, назад,
вперед, руки вверх — вниз и т. д.).
IV. Развитие эмоционально-волевой сферы и компонентов личности.
1.
Формирование способности к пониманию различных эмоциональных
состояний на основе восприятия невербальных стимулов (мимика, пластика и
т. д.).
2.
Развитие способности к созданию выразительного образа с помощью
невербальных средств.
3.
Развитие произвольности при выполнении движений и действий.
4.
Развитие умения выполнять совместные действия и коммуникативных
навыков.
Занятия с детьми включали следующие этапы:
I.
Вводная часть — двигательная разминка (4-5 минут) включает в себя
разминку в виде различных видов ходьбы, перестроений и бега в
различных направлениях под музыку.
II.
Основная часть (10-15 минут) состоит из упражнений на развитие и
коррекцию
основных
видов
движений,
серии
движений,
музыкально-ритмических
движений
(I),
развитие
психических
функций
и
компонентов
деятельности,
совершенствование
психомоторики (II), на развитие способности ориентироваться в
пространстве (III), на развитие эмоционально-волевой сферы и
компонентов личности (IV).
III.Заключительная часть включает в себя подвижную или речевую игру
(зависит от двигательной нагрузки основной части) и обязательную
релаксационную фазу, длится 6-8 минут.
Практическим
результатом
деятельности
явились:
конспекты
организованной образовательной деятельности,консультации для педагогов и
родителей.
Итоги реализации. Работа по данному проекту велась в течение года в
старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.
Занятия проходили 1 раз в неделю, во вторую половину дня. Хотелось бы
отметить, что отдельные элементы логопедической ритмики регулярно
включались в динамические паузы, в музыкальные занятия, в физкультурные
занятия. Таким образом работа велась комплексно и непрерывно в течение
года. Можно отметить снижение нарушений слоговой структуры слова,
развитие чувства ритма. Дети стали овладевать более сложными слоговыми
конструкциями.