Автор: Семина Светлана Вениаминовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия № 41"
Населённый пункт: г Новоуральск
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Из чего состоят все предметы
Раздел: начальное образование
Урок окружающего мира по теме «Из чего состоят все предметы»
(1 урок темы)
Цель урока: создание педагогических условий для развития исследовательской позиции
младших школьников
Планируемые результаты:
Предметные:
- усвоить смысл понятия «вещество», различать предмет и вещество, из которого оно
состоит;
- уметь различать твёрдые тела, жидкости и газы;
- знать условия превращения вещества из одного состояния в другое;
Формирование универсальных учебных действий:
Познавательные УУД:
- выявлять сущность, особенности объектов;
- на основе анализа объектов делать выводы;
- обобщать и классифицировать объекты по признакам;
Регулятивные УУД:
- прогнозировать предстоящую работу;
- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- уметь работать со схемой; моделью;
- осуществлять познавательную и личностную рефлексию;
Коммуникативные УУД:
- уметь работать в группе;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
Личностные результаты:
- стремление к обучению, получению новых знаний, целенаправленной познавательной
деятельности;
- умение оценивать своё поведение с точки зрения безопасного использования различных
веществ;
Оборудование:
1. Компьютер, проектор
2. Раздаточный материал: наборы предметов – линейка деревянная и металлическая,
ложка металлическая, расчёска пластмассовая, ножницы металлические, игрушка детская
пластмассовая, кубик деревянный, баночки с водой, 3 одноразовых стаканчика, 3
маленькие пластиковые бутылочки с водой, 3 деревянные шахматные фигуры, 3
воздушных шарика, 3 магнита.
3. Наглядный материал:
- Наборы предметных картинок: стол, табуретка, шкаф, комод, стакан, банка, графин,
кувшин, ложка, нож, кастрюля, чайник.
- Опорные таблички: «вещество», «дерево». «пластик», «металл», «стекло», «бумага»,
«жидкие вещества», «твёрдые вещества», «газообразные вещества», «лёд», «пар», «вода»,
буквы «Н» (красного цвета), буквы «О» (синего цвета).
- схематическое изображение твёрдого, жидкого и газообразного вещества,
Ход урока
Этапы уро-
ка.
Характеристика деятельность учи-
теля
Характеристика деятельности
учащихся
Мотивация
к учебной де-
ятельности
Цель: эмоци-
Интересный есть предмет,
С ним узнаю целый свет.
О животных, о природе,
О воде и небосводе.
ональный на-
строй
на
предстоящий
урок; осозна-
ние
потреб-
ности
и
го-
товность
к
получению
новых знаний
И про космос, про планеты,
Реки, горы, части света,
Про предметы и тела,
Состояния вещества.
-О каком учебном предмете идёт речь
в стихотворении? А что такое окружа-
ющий мир?
-Назовите, что нас окружает.
- Окружающий мир. Это всё, что
нас окружает.
- Окно, парта, солнце, гора, доска,
ручка, речка.
Актуализа-
ция
знаний
и
фиксация
затруднения
в
пробном
учебном дей-
ствии
Цель:
вос-
произведение
имеющихся у
учащихся
знаний; фик-
сация затруд-
нения
- На какие группы можно разделить
все предметы?
- Посмотрите на картинки (на доске)
Назовите каждую группу предметов
одним словом.
- Что объединяет эти 3 группы пред-
метов? Кем они сделаны?
- Из чего человек делает вещи?
-Подумайте, из каких материалов сде-
ланы предметы каждой группы? Под-
берите нужное слово (таблички на
доске)
-Какой вывод можно сделать?
- Как вы думаете, можно ли это на-
блюдение
применить
к
предметам
природы и выделить такие группы?
Назовите известные вам природные
материалы
- А если обратиться к живой природе?
Распространяется ли наше наблюде-
ние на неё?
- Правильно, ребята. Мы состоим из
клеток. Но об этом подробнее вы узна-
ете в средней школе на уроке биоло-
гии.
- Вернёмся к нашим картинкам. Вы
сказали, что предметы первой группы
сделаны из дерева, второй – из стекла,
а третьей - из металла. А можете вы
одним словом назвать то, из чего со-
стоят все эти предметы? Знаем мы та-
кое понятие?
- Вещи – созданы трудом человека,
и то, что создала природа.
- 1) стол, табуретка, шкаф, комод-
это мебель
2) стакан, банка, графин, кувшин –
это ёмкости для жидкости
3) ложка, нож, кастрюля, чайник –
это посуда
- Это предметы, которые сделаны
человеком, или вещи.
- Из разных материалов
- Предметы 1-ой группы сделаны из
дерева, 2-ой группы – из стекла, 3-
ей группы – из металла
- Все вещи из чего-то сделаны. Мы
можем объединить в группы пред-
меты, сделанные из одинакового
материала
- Да, можно. Камень – из него со-
стоят горы, вода – из неё состоят
реки, озёра.
-Да, всё живое тоже из чего-то со-
стоит.
- Нет, мы не знаем такого понятия.
Постановка
учебной
за-
дачи
Цель:
формулиро-
вание осново-
- Какой вопрос у вас возникает? Какой
будет главный вопрос на уроке? (фик-
сация вопроса на доске)
- Как называется то, из чего состоят
все предметы?
полагающего
вопроса уро-
ка
«Открытие»
детьми ново-
го знания
Цель:
позна-
комить с но-
вым
поняти-
ем – «веще-
ство», класси-
фикацией ве-
ществ
- В науке есть название этому поня-
тию. То, из чего состоят предметы, на-
зывают веществом (на доске - опор-
ная табличка)
- Как вы думаете, что мы будем иссле-
довать на нашем уроке? Какие вопро-
сы у вас возникают?(на доске фикси-
руются вопросы)
- Проведём исследования в группах
(организуется 3 группы учащихся).
Повторим правила работы в группе.
- У каждой группы на партах на под-
носе набор предметов и лист с задани-
ем.
- Посмотрите на доску. На какой во-
прос мы уже можем ответить? Какие
ещё вещества мы знаем? (на доске –
опорные карточки с названиями ве-
ществ)
- Продолжаем наше исследование. По-
смотрите на слайд. Почему предметы
собраны в одну группу? (на слайде:
Камень, доска, мел, ручка, стол, чаш-
ка
Молоко, чай, чернила, сок, вода
Воздух внутри шарика; пар, поднима-
ющийся из носика чайника)
- Можно ли сказать, что предметы в
каждой группе состоят из одного и
того же вещества? Что же их объеди-
няет в этом случае?
- Да, все жидкости, твёрдые вещества
и газы такие разные, но есть свойства,
которые их объединяют.
- Как называются разные вещества?
Чем они друг от друга отличаются?
Учащиеся называют правила рабо-
ты в группе.
Каждая группа учащихся по плану
(Лист с заданием) проводит опыты
с предметами и делает вывод - из
каких
веществ
состоит
каждый
предмет.
Группы по очереди описывают ве-
щество, из которого состоит пред-
мет. Другие группы дополняют вы-
ступающих и демонстрируют всем
предмет из своего набора, который
состоит из такого же вещества.
1.Линейка, пенал, кубик состоят из
одного и того же вещества – дерево
2. Мяч, расчёска линейка - из веще-
ства – пластмасса
3.Линейка, ножницы, ложка состоят
из похожего вещества – металла.
- Как называются разные вещества.
Дерево, пластик, металл, бумага,
стекло
- Нет, предметы состоят из разных
веществ. Первые – твёрдые, вторые
– жидкие, третьи – газы.
- Давайте рассмотрим по одному из
предметов каждой группы и сделаем
вывод об общих свойствах жидких,
твёрдых веществ и газов.
- Постараемся ответить на следующие
вопросы:
Имеет ли вещество постоянную фор-
му?
Какое оно на ощупь?
Каждой группе выдаётся деревянная
шахматная фигура, вода в пластиковой
бутылочке,
стаканчик
одноразовый,
надутый воздушный шарик и план ра-
боты).
Учитель дополнительно проводит де-
монстрационный опыт с жидким ве-
ществом: наливает его в воронку, льёт
через ситечко.
Учитель дополнительно проводит де-
монстрационный опыт с газообразным
веществом: распыляет
освежитель
воздуха в одном углу класса, а запах
распространяется на весь класс.
- Ребята, а какие опасные жидкости вы
знаете?
- Ребята, а какие полезные газы вы
знаете?
- Ребята, а какие опасные для здоровья
газы вы знаете?
-Какой можно сделать вывод? Какими
бывают вещества?
(на доске – опорные таблички: жид-
кие вещества, твёрдые вещества, газо-
образные вещества)
- Как вы думаете, а отчего зависит со-
стояние вещества? Почему вода –
жидкая, а камень – твёрдый?
- Всё дело в том, что частички веще-
ства твёрдого вещества очень крепко
держатся друг за друга, частички жид-
Дети в группах проводят опыты:
переливают воду из бутылочки в
стакан, опускают туда шахматную
фигуру, лопают воздушный шарик.
Выводы групп: твёрдые вещества
(шахматная фигура) имеют посто-
янную форму. Их можно подержать
в руке. Они могут плавать или то-
нуть в воде.
Жидкие вещества принимают фор-
му сосуда, в который их наливают
(доказывают это, переливая воду из
бутылочки в стаканчик). Их трудно
удержать в руке – они вытекают че-
рез любое отверстие. Они мокрые
на ощупь.
Газообразные вещества не имеют
постоянной формы. Они, в отличие
от жидкостей, занимают не часть
сосуда Они очень лёгкие. Газ труд-
но заметить. Но если помахать око-
ло себя рукой, то можно ощутить
его около себя.
-Уксусная кислота, любая горячая
жидкость опасна.
-Кислород, который содержится в
воздухе в лесу, например; насыщен-
ный озоном воздух после дождя.
- Угарный газ в бане, при пожаре;
выхлопные газы автомобилей, вы-
бросы заводов, фабрик.
- Возможно, все вещества, окружа-
ющие нас, бывают либо твёрдыми,
либо жидкими, либо газообразны-
ми.
Варианты ответов детей.
кого вещества находятся на некотором
расстоянии друг от друга. Но подроб-
нее об этом вы узнаете на уроках хи-
мии в средней школе.
- А схематически твёрдое, жидкое и
газообразное вещество можно изобра-
зить так. Догадайтесь, на какой кар-
тинке изображена схема твёрдого ве-
щества, на какой – жидкого, а на какой
– газообразного. (На доску прикрепля-
ются таблички со схематическим изоб-
ражением состояния вещества)
- Там, где частички редко нарисова-
ны – это газ, где ближе друг к другу
– это жидкость, а где совсем ря-
дышком, плотно друг к другу – это
изображение твёрдого вещества.
Физкульми-
нутка
Первичное
закрепление
Цель:
при-
менение
по-
лученных
знаний, усво-
ение
нового
способа дей-
ствий
- Догадайтесь, почему предметы нахо-
дятся в одной группе? Подберите по-
нятие, их объединяющее (на слайде:
вода, лёд, снег, пар из чайника)
- Что из этого является твёрдым, жид-
ким, газообразным?
- Что же получается? Вещество одно, а
состояний вещества сразу три? Значит,
вещества могут быть сразу в несколь-
ких состояниях?
- Почему же вода стала твёрдой? Газо-
образной?
-Какой можно сделать вывод? Что
нужно для того, чтобы вещество пере-
шло из одного состояния в другое?
- Итак, к каким выводам мы пришли?
Закончим схему на доске. Как осуще-
ствить превращения воды? Что для
этого нужно сделать с веществом?
- Где мы можем проверить свои пред-
положения?
- Откройте страницу 15 учебника.
Проверьте свои предположения
- Всё это состоит из одного веще-
ства – из воды.
- Твёрдое – лёд, снег, жидкое –
вода, газообразное – пар из чайника
- Возможно, каждое вещество мо-
жет быть и твёрдым, и жидким, и
газообразным.
- Зимой холодно, вода превратилась
в снег и лёд. Вода сильно нагрелась
и превратилась в пар.
- Возможно, при охлаждении или
нагревании вещества переходят из
одного состояния в другое
- Чтобы изо льда получить воду, а
затем водяной пар, надо вещество
охладить. Чтобы из водяного пара
получить воду, а затем лёд, надо ве-
щество нагреть.
Учащиеся дополняют схему на дос-
ке буквами (Н-нагреть, О-охладить
соответственно красного и синего
цвета и рисуют стрелки от одного
вещества к другому)
- По учебнику.
Учащиеся читают основные выво-
ды.
Самостоя-
тельная
ра-
бота с само-
проверкой
по
эталону
Цель:
созда-
ние ситуации
- Откройте с.3 в Рабочей тетради №1.
Выполните задание самостоятельно.
- Сверьте с образцом.
- Кому это задание было выполнить
несложно?
Учащиеся
выполняют
задание
самостоятельно. Сверяют правиль-
ность выполнения с образцом на
слайде.
успеха
Включение в
систему зна-
ний и повто-
рение
Цель:
зафиксиро-
вать получен-
ные знания
- Итак, как называется то, из чего со-
стоят все предметы? Какое новое по-
нятие мы сегодня узнали?
- Что нового о веществах вы узнали?
- Что о веществах вы хотели бы ещё
узнать? О чём бы хотели спросить
дома родителей?
- Где вам в жизни могут пригодиться
знания, полученные сегодня на уроке?
- То, из чего состоят все предметы,
называется вещество
- Все вещества отличаются своими
свойствами. Есть три состояния ве-
щества: твёрдое, жидкое и газооб-
разное
- Как получают разные вещества,
например, как делают стекло.
Рефлексия
деятельно-
сти
Цель:
самооценка
результатов
деятельности
Метод пяти пальцев.
- Спасибо за урок. Встаньте, пожалуй-
ста, те, кому сегодня на уроке было
интересно. Сядьте, пожалуйста, те, кто
узнал сегодня на уроке что-то для себя
новое. Спасибо.
В каждой группе дети по очереди
берутся у себя за одинаковые паль-
цы (мизинец, безымянный, средний,
указательный, большой) и, загибая
их, проговаривают в группе по оче-
реди следующие моменты:
М (мизинец) – мозг. Какие знания,
опыт я сегодня получил?
Б
(безымянный)
– близость цели.
Чего достиг? Чему научился?
С (средний) – состояние духа, на-
строения. Каким было моё настрое-
ние?
У (указательный) – услуга, помощь.
Чем и кому я сегодня помог на уро-
ке?
Б (большой)
– бодрость, здоровье.
Что я узнал для своего здоровья?