Напоминание

" Семья и школа в век образования."


Автор: Зубкова Татьяна Андреевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 17
Населённый пункт: город Салават
Наименование материала: статья
Тема: " Семья и школа в век образования."
Раздел: начальное образование





Назад




«Семья и школа в век образования».

Чтоб избежать несчастий и позора,

Следите, чтобы не было раздора

По всем вопросам у семьи и школы.

Школа и семья. Эта тема весьма актуальна в наше время - в век образования и

воспитания. Ведь успешное решение задач воспитания невозможно без

взаимодействия семьи и школы. Однако:

«Семьи бывают разные: хорошие и плохие.

Поручиться за то, что семья воспитывает как следует, мы

не

можем.

Мы

должны

организовать

семейное

воспитание, и организующим началом должна быть

школа». (А.С.Макаренко)

Школа призвана руководить семьёй и это руководство обусловлено

ролью учителя, как представителя государственного воспитания. В нём

преобладают не командование и подчинение, а деловое сотрудничество и

взаимопомощь в подготовке детей к общественной, трудовой и личной жизни.

Взаимодействие педагога с родителями обучающихся направлено на создание

единого воспитательного поля, единой социальной сферы, где наивысшие

ценности являлись основой жизни, достойной человека. На каких же основах

должны строиться отношения учителя и семьи, чтобы воспитание было

успешным и помогало совершенствованию личности ребёнка во всей её

полноте? Для этого нужно

«как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных

нотаций детям, для предупреждения об опасностях, как можно меньше

фраз – «если и дальше так будет продолжаться…» - и как можно больше

такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость

матерям и отцам. Всё, что у ребёнка в голове, в душе, в тетради, в

дневнике, - всё это мы должны рассматривать с точки зрения

взаимоотношений детей и родителей, и совершенно недопустимо, чтобы

ребёнок приносил матери и отцу одни огорчения – это уродливое

воспитание».

Семья – клеточка социального организма, живущая с ним в едином

ритме, отражающая, как капелька воды, и большие идеи, и большие общие

цели. Семья должна быть нашим добрым соучастником в воспитании ребёнка.

Но родители должны уметь максимально использовать её соучастие и

прилагать дополнительные усилия для того, чтобы сформировать у ребёнка

стремление быть коллективистом, патриотом, гражданином своей страны.

Я не только учитель-предметник, а ещё и кл. руководитель и поэтому

стараюсь использовать все возможности для решения воспитательных задач,

для организации работы с родителями. Для меня всегда актуально утверждение

«Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся». Поэтому я, сегодняшний

учитель, всегда думаю: «Как сказанное мною отразится в душе ребёнка?

Поможет ли ему увидеть то нравственное начало, которое мы прививаем

детям? А главное – поможет ли стать Человеком, Личностью?» Словом и делом

стараюсь прививать детям разумное, доброе, вечное.

Но всё же с опытом прихожу к мысли, что основа любой будущей

личности – это семья. Ведь ребёнок учится тому, что у него в дому, а родители

пример ему. И как бы не бился педагог над воспитанием и развитием личности

ребёнка, без контакта с семьёй его успех будет неполным. Ведь роль семьи в

формировании личности, по-моему мнению, является определяющей и я

думаю, что вы, коллеги, согласитесь со мной, правда ведь? А иначе и быть не

может.

Взаимодействие семьи и школы – это сотрудничество деловое и

сердечное. Это тесный союз. Но в этом союзе семьи и школы не всё так просто.

Точно поднятый над Невою мост, семья и школа опасно разомкнулись. Как

соединить «берега»? Это не только задача учителей, но и родителей – значит

общая задача.

Хорошо же, когда взаимоотношения с учителем протекает спокойно,

радостно для ребёнка, когда есть взаимопонимание. Родители стараются

помочь, как могут, им будет радостно от сознания, что их усилия идут на

пользу ребёнку. Родитель – реальная сила и грех её не задействовать. Однако

существуют

некоторые

особые

обстоятельства,

определяющие

противоречивость

и

сложность

отношений

учителей

с

родителями

обучающихся.

Любовь родителей к своему ребёнку, будучи чрезвычайно сильным

чувством, делают их взгляды на поступки и требования учителей очень

субъективными. Надо учесть, что серьёзной трудностью влияния учителя на

родителей является то, что оно в значительной мере осуществляется через

взгляды и настроения школьников. Дети, как правило, подробно рассказывают

в семье о своих успехах и неудачах в школе. Будучи в чём-то неправым,

ребёнок нередко представляет в отрицательном плане действия учителя даже

тогда, когда он понимает их обоснованность. В этих случаях исходящая от

детей информация приводит к неправильной оценке родителями поступков и

позиции педагога, мешает установлению взаимопонимания семьи и школы.

Родительские чувства являются одними из самых могучих человеческих

инстинктов. Они проявляются, прежде всего, в заботе о ребёнке, в стремлении к

его физической и нравственной защите. Всякое отрицательное действие,

недоброжелательность, равнодушие или бестактность учителя вызывают у

родителей неудовлетворённость, негативное отношение к школе, вплоть до

раздражения и гнева. Вот тут и появляются разногласия между семьёй и

школой, которые ложатся всей тяжестью на ребёнка. Эту тесную связь эмоций

и нежности, заботы и гнева в сложной гамме родительских чувств нельзя не

учитывать педагогу. Но как же объяснить чужим взрослым людям, что ты не

враг им и их детям, что мы по одну сторону баррикады, у нас общая цель –

благополучие ребёнка. Поэтому, налаживая работу с семьёй, я параллельно

решаю 3 задачи:

1)

Обеспечиваю положительные взаимоотношения с учащимися;

2)

Устанавливаю отношения взаимного доверия и уважения с его

родителями;

3)

Организую активное воспитательное взаимодействие с семьёй.

Для решения этих задач мною используются следующие формы работы:

индивидуальные беседы с родителями, посещение квартир, проведение

родительских собраний и родительских всеобучей, проведение совместных

мероприятий,

вовлечение

родителей

в

работу

органов

родительского

самоуправления. Все эти формы сотрудничества семьи и школы предназначены

для создания условий по развитию духовно богатой, нравственно чистой и

физически здоровой личности ребёнка.

Уже доказано временем, что воспитание будет иметь успех тогда, когда

учительив работе с родителями использует так называемую предварительную

реакцию. В сегодняшних условиях хорошо построить работу с детьми без

предварительной постоянной работы с семьёй нельзя. Ведь семьи, из которых

приходят в школу наши ученики, очень разные.

Как гласит древняя мудрость: «Падали династии, гибли государства,

рушились империи, если рушилась семья».В наше же время происходит

следующее: многие живут по принципу «Эх, разгуляй! Один раз живём!», не

думая о завтрашнем дне. В итоге потеряли самое дорогое – семью. Дети стали

жить у бабушек или у родственников, ведь дома плохо, пьяные родители,

голод, унижение, страх. Другие, оставшись без супруга или супруги, пытаются

как-то выжить, работая с утра до вечера – ребёнка надо кормить. Третьи

затаились и терпеливо дожидаются «лучших дней». Одним словом, появилась

группа семей, нуждающихся в социальной защите.

И все эти явления нашего сегодняшнего бытия приносят большие

сложности в сотрудничество семьи и школы. А если во время их не учитывать,

то они принесут немалые сложности и трудности в тончайшем деле

воспитания.

Своё выступление мне бы хотелось закончить небольшим советом для

всех коллег, заинтересованных в успешном сотрудничестве семьи и школы.

Роль школы – компетентный дать совет,

Что можно делать семьям, а что нет.

Совет конкретен должен быть, определён,

Ни в коем случае ни груб, бесцеремонен.

Пусть пьяница – отец иль мать,

Но вы должны им рассказать, ну а порой и доказать,

Что им необходимо знать, как их ребёнка воспитать.

В советах не переборщить. Сначала нужно похвалить.

Ведь положительный пример всегда найдётся. Например:

Какой он добрый, (пусть и злой),

Характер чудный, (пусть дурной),

А как он вежлив, (пусть и груб),

А как умён он, (хоть и «дуб»),

Ну а затем уж постепенно о недостатках об отдельных

Вам можно вскользь упомянуть,

А после скромно намекнуть, как можно б их искоренить.

И результат вообразить…

И вот тогда супер ребёнок, чей голос в перерыве звонок,

А на уроке странно тих, затмит товарищей своих.

И на родительских собраниях не надо вязнуть в назиданиях,

О двоечнике не кричать. А лучше вовсе умолчать,

Чтоб папу с мамой не стыдить.

Листочки скромненько вручить,

Где выписать отметки все во всей их царственной красе…

А там родителям решать, как их ребёнка наказать…

Коль не оставите совет наш без внимания,

То сразу ощутите понимание со стороны семьи.



В раздел образования