Автор: Зубкова Татьяна Андреевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 17
Населённый пункт: город Салават
Наименование материала: статья
Тема: " Семья и школа в век образования."
Раздел: начальное образование
«Семья и школа в век образования».
Чтоб избежать несчастий и позора,
Следите, чтобы не было раздора
По всем вопросам у семьи и школы.
Школа и семья. Эта тема весьма актуальна в наше время - в век образования и
воспитания. Ведь успешное решение задач воспитания невозможно без
взаимодействия семьи и школы. Однако:
«Семьи бывают разные: хорошие и плохие.
Поручиться за то, что семья воспитывает как следует, мы
не
можем.
Мы
должны
организовать
семейное
воспитание, и организующим началом должна быть
школа». (А.С.Макаренко)
Школа призвана руководить семьёй и это руководство обусловлено
ролью учителя, как представителя государственного воспитания. В нём
преобладают не командование и подчинение, а деловое сотрудничество и
взаимопомощь в подготовке детей к общественной, трудовой и личной жизни.
Взаимодействие педагога с родителями обучающихся направлено на создание
единого воспитательного поля, единой социальной сферы, где наивысшие
ценности являлись основой жизни, достойной человека. На каких же основах
должны строиться отношения учителя и семьи, чтобы воспитание было
успешным и помогало совершенствованию личности ребёнка во всей её
полноте? Для этого нужно
«как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных
нотаций детям, для предупреждения об опасностях, как можно меньше
фраз – «если и дальше так будет продолжаться…» - и как можно больше
такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость
матерям и отцам. Всё, что у ребёнка в голове, в душе, в тетради, в
дневнике, - всё это мы должны рассматривать с точки зрения
взаимоотношений детей и родителей, и совершенно недопустимо, чтобы
ребёнок приносил матери и отцу одни огорчения – это уродливое
воспитание».
Семья – клеточка социального организма, живущая с ним в едином
ритме, отражающая, как капелька воды, и большие идеи, и большие общие
цели. Семья должна быть нашим добрым соучастником в воспитании ребёнка.
Но родители должны уметь максимально использовать её соучастие и
прилагать дополнительные усилия для того, чтобы сформировать у ребёнка
стремление быть коллективистом, патриотом, гражданином своей страны.
Я не только учитель-предметник, а ещё и кл. руководитель и поэтому
стараюсь использовать все возможности для решения воспитательных задач,
для организации работы с родителями. Для меня всегда актуально утверждение
«Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся». Поэтому я, сегодняшний
учитель, всегда думаю: «Как сказанное мною отразится в душе ребёнка?
Поможет ли ему увидеть то нравственное начало, которое мы прививаем
детям? А главное – поможет ли стать Человеком, Личностью?» Словом и делом
стараюсь прививать детям разумное, доброе, вечное.
Но всё же с опытом прихожу к мысли, что основа любой будущей
личности – это семья. Ведь ребёнок учится тому, что у него в дому, а родители
пример ему. И как бы не бился педагог над воспитанием и развитием личности
ребёнка, без контакта с семьёй его успех будет неполным. Ведь роль семьи в
формировании личности, по-моему мнению, является определяющей и я
думаю, что вы, коллеги, согласитесь со мной, правда ведь? А иначе и быть не
может.
Взаимодействие семьи и школы – это сотрудничество деловое и
сердечное. Это тесный союз. Но в этом союзе семьи и школы не всё так просто.
Точно поднятый над Невою мост, семья и школа опасно разомкнулись. Как
соединить «берега»? Это не только задача учителей, но и родителей – значит
общая задача.
Хорошо же, когда взаимоотношения с учителем протекает спокойно,
радостно для ребёнка, когда есть взаимопонимание. Родители стараются
помочь, как могут, им будет радостно от сознания, что их усилия идут на
пользу ребёнку. Родитель – реальная сила и грех её не задействовать. Однако
существуют
некоторые
особые
обстоятельства,
определяющие
противоречивость
и
сложность
отношений
учителей
с
родителями
обучающихся.
Любовь родителей к своему ребёнку, будучи чрезвычайно сильным
чувством, делают их взгляды на поступки и требования учителей очень
субъективными. Надо учесть, что серьёзной трудностью влияния учителя на
родителей является то, что оно в значительной мере осуществляется через
взгляды и настроения школьников. Дети, как правило, подробно рассказывают
в семье о своих успехах и неудачах в школе. Будучи в чём-то неправым,
ребёнок нередко представляет в отрицательном плане действия учителя даже
тогда, когда он понимает их обоснованность. В этих случаях исходящая от
детей информация приводит к неправильной оценке родителями поступков и
позиции педагога, мешает установлению взаимопонимания семьи и школы.
Родительские чувства являются одними из самых могучих человеческих
инстинктов. Они проявляются, прежде всего, в заботе о ребёнке, в стремлении к
его физической и нравственной защите. Всякое отрицательное действие,
недоброжелательность, равнодушие или бестактность учителя вызывают у
родителей неудовлетворённость, негативное отношение к школе, вплоть до
раздражения и гнева. Вот тут и появляются разногласия между семьёй и
школой, которые ложатся всей тяжестью на ребёнка. Эту тесную связь эмоций
и нежности, заботы и гнева в сложной гамме родительских чувств нельзя не
учитывать педагогу. Но как же объяснить чужим взрослым людям, что ты не
враг им и их детям, что мы по одну сторону баррикады, у нас общая цель –
благополучие ребёнка. Поэтому, налаживая работу с семьёй, я параллельно
решаю 3 задачи:
1)
Обеспечиваю положительные взаимоотношения с учащимися;
2)
Устанавливаю отношения взаимного доверия и уважения с его
родителями;
3)
Организую активное воспитательное взаимодействие с семьёй.
Для решения этих задач мною используются следующие формы работы:
индивидуальные беседы с родителями, посещение квартир, проведение
родительских собраний и родительских всеобучей, проведение совместных
мероприятий,
вовлечение
родителей
в
работу
органов
родительского
самоуправления. Все эти формы сотрудничества семьи и школы предназначены
для создания условий по развитию духовно богатой, нравственно чистой и
физически здоровой личности ребёнка.
Уже доказано временем, что воспитание будет иметь успех тогда, когда
учительив работе с родителями использует так называемую предварительную
реакцию. В сегодняшних условиях хорошо построить работу с детьми без
предварительной постоянной работы с семьёй нельзя. Ведь семьи, из которых
приходят в школу наши ученики, очень разные.
Как гласит древняя мудрость: «Падали династии, гибли государства,
рушились империи, если рушилась семья».В наше же время происходит
следующее: многие живут по принципу «Эх, разгуляй! Один раз живём!», не
думая о завтрашнем дне. В итоге потеряли самое дорогое – семью. Дети стали
жить у бабушек или у родственников, ведь дома плохо, пьяные родители,
голод, унижение, страх. Другие, оставшись без супруга или супруги, пытаются
как-то выжить, работая с утра до вечера – ребёнка надо кормить. Третьи
затаились и терпеливо дожидаются «лучших дней». Одним словом, появилась
группа семей, нуждающихся в социальной защите.
И все эти явления нашего сегодняшнего бытия приносят большие
сложности в сотрудничество семьи и школы. А если во время их не учитывать,
то они принесут немалые сложности и трудности в тончайшем деле
воспитания.
Своё выступление мне бы хотелось закончить небольшим советом для
всех коллег, заинтересованных в успешном сотрудничестве семьи и школы.
Роль школы – компетентный дать совет,
Что можно делать семьям, а что нет.
Совет конкретен должен быть, определён,
Ни в коем случае ни груб, бесцеремонен.
Пусть пьяница – отец иль мать,
Но вы должны им рассказать, ну а порой и доказать,
Что им необходимо знать, как их ребёнка воспитать.
В советах не переборщить. Сначала нужно похвалить.
Ведь положительный пример всегда найдётся. Например:
Какой он добрый, (пусть и злой),
Характер чудный, (пусть дурной),
А как он вежлив, (пусть и груб),
А как умён он, (хоть и «дуб»),
Ну а затем уж постепенно о недостатках об отдельных
Вам можно вскользь упомянуть,
А после скромно намекнуть, как можно б их искоренить.
И результат вообразить…
И вот тогда супер ребёнок, чей голос в перерыве звонок,
А на уроке странно тих, затмит товарищей своих.
И на родительских собраниях не надо вязнуть в назиданиях,
О двоечнике не кричать. А лучше вовсе умолчать,
Чтоб папу с мамой не стыдить.
Листочки скромненько вручить,
Где выписать отметки все во всей их царственной красе…
А там родителям решать, как их ребёнка наказать…
Коль не оставите совет наш без внимания,
То сразу ощутите понимание со стороны семьи.