Напоминание

ОСОБЕННОСТИ ВООБРАЖЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМ СЛУХА


Автор: Завьялова Ульяна Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА "СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 196"
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: Статья
Тема: ОСОБЕННОСТИ ВООБРАЖЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМ СЛУХА
Раздел: начальное образование





Назад




УДК

У. А. Завьялова

(студ. 3 курса, направление «Специальное (дефектологическое) образование»,

профиль «Сурдопедагогика», Институт детства, ФГБОУ ВО «Новосибирский

государственный педагогический университет», Новосибирск)

ОСОБЕННОСТИ ВООБРАЖЕНИЯ У МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМ СЛУХА

Особенности воображения детей с нарушением слуха обусловлены замедленным фор-

мированием их словесной речи и абстрактного мышления. Хотя зрительные образы глухих

детей достаточно полноценны, в то же время наблюдаются трудности отвлечения от кон-

кретных ситуаций, трудности творческой переработки имеющихся представлений, создания

новых образов.

Ключевые слова: воображение, дети с нарушением слуха, глухие дети, слабослыша-

шие.

В процессе воссоздающего воображения обнаруживаются у неслышащих детей нару-

шения пространственных отношений между объектами, расположение объектов в рисунках

детей относительно друг друга оказывается искаженным, не соответствующим описанию.

Прежде всего, это объясняется недоразвитием речи неслышащих детей, неумением перестра-

ивать имеющиеся в своем прошлом опыте представлений в соответствии со словесным опи-

санием.

В результате многими детьми в рисунки к текстам вносятся объекты, знакомые из

прошлого жизненного опыта, но не соответствующие тексту.

В связи с упрощенным пониманием текстов наблюдаются трудности выделения суще-

ственного, главного в изображении ситуации, часто на первый план выступают детали, воз-

никают недостаточно обобщенные образы.

Бедность и недостаточная обобщенность имеющихся представлений, недостаточная

свобода оперирования ими приводит к повторению глухими детьми младшего школьного

возраста в игровых ситуациях виденного ранее почти без изменений.

Основные трудности обнаруживаются в создании глухими школьниками образов да-

лекого прошлого, исторических событий.

Творческое воображение неслышащих развивается со значительным своеобразием,

что выражается в трудностях реконструкции словесных текстов, отвлечения от конкретных

ситуаций, трудности понимания образных выражений.

Отмечается неумение выполнять замены объектов, описанных в тексте, в соответ-

ствии с их глубинным смыслом. В подавляющем большинстве случаев также замены осуще-

ствляются по внешним признакам, изменения в ситуацию, как правило, не вносятся.

Значительные трудности испытывают глухие школьники при необходимости вообра-

зить ситуации со звучащими объектами, что отражается в минимальном числе высказываний

о звучащих объектах.

Недоразвитие словесной речи и словесно-логического мышления приводит к большим

трудностям отвлечения от конкретного содержания метафор, пословиц, образных выраже-

ний, которые глухие школьники в большинстве случаев понимают и передают буквально.

Творческое переосмысление материала и создание на этой основе новых образов воображе-

ния достигается неслышащими с трудом.

В собственных сочинениях, письмах глухие школьники опираются, преимуществен-

но, на образы памяти, элементы выдумки занимает в них меньшее место.

Способность с помощью воображения проникать во внутренний мир другого человека

формируется у глухих школьников позднее, чем у слышащих.

Отрицательно сказывается на развитии воображения обеднение сенсорного опыта ре-

бенка в связи с нарушением деятельности слухового анализатора, а также недостаточная

сформированность в способности к переконструированию, комбинированию этого опыта.

Наблюдается большая стереотипность, шаблонность воображения неслышащих

школьников, большая привязанность к заданным моделям, образцам действий, трудности

трансформации операциональных компонентов воображения.

В процессе коррекционного обучения потенциальные возможности развития вообра-

жения детей с нарушением слуха реализуются в значительной степени.

У детей с нарушениями слуха специфические особенности воображения обусловлены

замедленным формированием их речи, в частности своеобразным развитием значений слов,

отставанием в развитии сюжетно-ролевой игры и мышления. Их сюжетные игры более одно-

образны, стереотипны, чем у слышащих детей, они больше склонны к простому подража-

нию.

Дети с нарушениями слуха часто не могут использовать предметы-заместители, у них

наблюдаются трудности в формировании познавательной функции воображения, позже, чем

у слышащих, происходит разделение в цепочке "предмет - образ - слово".

Образы, возникающие у детей с нарушениями слуха при чтении литературных произ-

ведений, не всегда соответствуют описанию. Такое несоответствие часто является результа-

том неполного понимания детьми смысла прочитанного.

В рисунках, сделанных к рассказу, изображаемая обстановка не всегда соответствует

его содержанию. Большие расхождения между текстом и рисунком возникают из-за того, что

дети вносят в рисунки много подробностей из своего прошлого опыта, так как текст рассказа

актуализирует образы хорошо знакомых детям предметов, больше относящихся к образам

памяти, чем воображения.

Большие трудности наблюдаются у детей с нарушениями слуха в воссоздании про-

странственных отношений между объектами, описанными в литературном произведении.

Еще одной причиной отставания в развитии воссоздающего воображения является бедность

запаса представлений, неумение их перестраивать.

Большой интерес представляет исследование творческого воображения детей с нару-

шениями слуха, так как ограниченность общения со взрослыми и сверстниками не дает им

возможности получать достаточное количество информации, а отставание в развитии мыш-

ления и речи препятствует усвоению приемов и способов переработки имеющихся представ-

лений. В младшем школьном возрасте наблюдается отставание в развитии творческого вооб-

ражения.

Глухие первоклассники проявляют недостаточную гибкость в использовании идей.

Типичными были рисунки, в которых одна и та же фигура превращалась в один и тот же

предмет (круг - в колесо), которые представляли собой повторяющиеся композиции (круг,

квадрат - часы).

Созданные детьми с нарушениями слуха композиции оказались менее оригинальны-

ми, чем у слышащих детей, более стереотипными и шаблонными, дети больше зависели от

заданных моделей, образцов действий.

Отставание младших школьников с нарушениями слуха в развитии творческого вооб-

ражения объясняется недостаточностью их сенсорного опыта, его малым разнообразием, а

главное - несформированностью комбинаторных механизмов воображения, что приводит к

трудностям в переструктурировании прошлого опыта.

Научный руководитель – Траулько Е.В.

канд. пед. наук, доц. кафедры логопедии и детской речи,

Новосибирский государственный педагогический университет



В раздел образования