Автор: Завьялова Ульяна Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА "СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 196"
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: Статья
Тема: ОСОБЕННОСТИ ВООБРАЖЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМ СЛУХА
Раздел: начальное образование
УДК
У. А. Завьялова
(студ. 3 курса, направление «Специальное (дефектологическое) образование»,
профиль «Сурдопедагогика», Институт детства, ФГБОУ ВО «Новосибирский
государственный педагогический университет», Новосибирск)
ОСОБЕННОСТИ ВООБРАЖЕНИЯ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМ СЛУХА
Особенности воображения детей с нарушением слуха обусловлены замедленным фор-
мированием их словесной речи и абстрактного мышления. Хотя зрительные образы глухих
детей достаточно полноценны, в то же время наблюдаются трудности отвлечения от кон-
кретных ситуаций, трудности творческой переработки имеющихся представлений, создания
новых образов.
Ключевые слова: воображение, дети с нарушением слуха, глухие дети, слабослыша-
шие.
В процессе воссоздающего воображения обнаруживаются у неслышащих детей нару-
шения пространственных отношений между объектами, расположение объектов в рисунках
детей относительно друг друга оказывается искаженным, не соответствующим описанию.
Прежде всего, это объясняется недоразвитием речи неслышащих детей, неумением перестра-
ивать имеющиеся в своем прошлом опыте представлений в соответствии со словесным опи-
санием.
В результате многими детьми в рисунки к текстам вносятся объекты, знакомые из
прошлого жизненного опыта, но не соответствующие тексту.
В связи с упрощенным пониманием текстов наблюдаются трудности выделения суще-
ственного, главного в изображении ситуации, часто на первый план выступают детали, воз-
никают недостаточно обобщенные образы.
Бедность и недостаточная обобщенность имеющихся представлений, недостаточная
свобода оперирования ими приводит к повторению глухими детьми младшего школьного
возраста в игровых ситуациях виденного ранее почти без изменений.
Основные трудности обнаруживаются в создании глухими школьниками образов да-
лекого прошлого, исторических событий.
Творческое воображение неслышащих развивается со значительным своеобразием,
что выражается в трудностях реконструкции словесных текстов, отвлечения от конкретных
ситуаций, трудности понимания образных выражений.
Отмечается неумение выполнять замены объектов, описанных в тексте, в соответ-
ствии с их глубинным смыслом. В подавляющем большинстве случаев также замены осуще-
ствляются по внешним признакам, изменения в ситуацию, как правило, не вносятся.
Значительные трудности испытывают глухие школьники при необходимости вообра-
зить ситуации со звучащими объектами, что отражается в минимальном числе высказываний
о звучащих объектах.
Недоразвитие словесной речи и словесно-логического мышления приводит к большим
трудностям отвлечения от конкретного содержания метафор, пословиц, образных выраже-
ний, которые глухие школьники в большинстве случаев понимают и передают буквально.
Творческое переосмысление материала и создание на этой основе новых образов воображе-
ния достигается неслышащими с трудом.
В собственных сочинениях, письмах глухие школьники опираются, преимуществен-
но, на образы памяти, элементы выдумки занимает в них меньшее место.
Способность с помощью воображения проникать во внутренний мир другого человека
формируется у глухих школьников позднее, чем у слышащих.
Отрицательно сказывается на развитии воображения обеднение сенсорного опыта ре-
бенка в связи с нарушением деятельности слухового анализатора, а также недостаточная
сформированность в способности к переконструированию, комбинированию этого опыта.
Наблюдается большая стереотипность, шаблонность воображения неслышащих
школьников, большая привязанность к заданным моделям, образцам действий, трудности
трансформации операциональных компонентов воображения.
В процессе коррекционного обучения потенциальные возможности развития вообра-
жения детей с нарушением слуха реализуются в значительной степени.
У детей с нарушениями слуха специфические особенности воображения обусловлены
замедленным формированием их речи, в частности своеобразным развитием значений слов,
отставанием в развитии сюжетно-ролевой игры и мышления. Их сюжетные игры более одно-
образны, стереотипны, чем у слышащих детей, они больше склонны к простому подража-
нию.
Дети с нарушениями слуха часто не могут использовать предметы-заместители, у них
наблюдаются трудности в формировании познавательной функции воображения, позже, чем
у слышащих, происходит разделение в цепочке "предмет - образ - слово".
Образы, возникающие у детей с нарушениями слуха при чтении литературных произ-
ведений, не всегда соответствуют описанию. Такое несоответствие часто является результа-
том неполного понимания детьми смысла прочитанного.
В рисунках, сделанных к рассказу, изображаемая обстановка не всегда соответствует
его содержанию. Большие расхождения между текстом и рисунком возникают из-за того, что
дети вносят в рисунки много подробностей из своего прошлого опыта, так как текст рассказа
актуализирует образы хорошо знакомых детям предметов, больше относящихся к образам
памяти, чем воображения.
Большие трудности наблюдаются у детей с нарушениями слуха в воссоздании про-
странственных отношений между объектами, описанными в литературном произведении.
Еще одной причиной отставания в развитии воссоздающего воображения является бедность
запаса представлений, неумение их перестраивать.
Большой интерес представляет исследование творческого воображения детей с нару-
шениями слуха, так как ограниченность общения со взрослыми и сверстниками не дает им
возможности получать достаточное количество информации, а отставание в развитии мыш-
ления и речи препятствует усвоению приемов и способов переработки имеющихся представ-
лений. В младшем школьном возрасте наблюдается отставание в развитии творческого вооб-
ражения.
Глухие первоклассники проявляют недостаточную гибкость в использовании идей.
Типичными были рисунки, в которых одна и та же фигура превращалась в один и тот же
предмет (круг - в колесо), которые представляли собой повторяющиеся композиции (круг,
квадрат - часы).
Созданные детьми с нарушениями слуха композиции оказались менее оригинальны-
ми, чем у слышащих детей, более стереотипными и шаблонными, дети больше зависели от
заданных моделей, образцов действий.
Отставание младших школьников с нарушениями слуха в развитии творческого вооб-
ражения объясняется недостаточностью их сенсорного опыта, его малым разнообразием, а
главное - несформированностью комбинаторных механизмов воображения, что приводит к
трудностям в переструктурировании прошлого опыта.
Научный руководитель – Траулько Е.В.
канд. пед. наук, доц. кафедры логопедии и детской речи,
Новосибирский государственный педагогический университет