Напоминание

Формирование навыков устной речи на уроках немецкого языка


Автор: Комар Ольга Сергеевна
Должность: учитель немецкого языка
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №6" г.Шумерля
Населённый пункт: г.Шумерля
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование навыков устной речи на уроках немецкого языка
Раздел: среднее образование





Назад




Формирование лексических навыков устной речи

на уроках немецкого языка

Проблема овладения лексическим материалом в средней школе на уроках

немецкого языка на сегодня решена не в полном объеме. Уровень владения лексическими

навыками аудирования, говорения и чтения остается у учащихся довольно низким.

Школьники не в полной мере владеют коммуникативно-ориентированным

минимумом за 8-9 классы. Особые трудности предоставляют для них словосочетаемость,

грамматическое оформление слов, и словосочетаний в составе предложений. Учащиеся

испытывают определенные трудности в восприятии лексических единиц на слух, в

дифференциации сходных по звучанию слов, в определенном их смысле в звучащем

контексте.

В последнее время в методике обучения иностранным языкам широко ставится

вопрос о социокультурном развитии школьников. Одним из условий такого развития

учащихся является хорошее знание и владение программным лексическим материалом.

Хорошо усвоив лексический минимум для соответствующего класса, обучаемые

получают возможность узнать культуру немецкого, австрийского, швейцарского народов.

С помощью усвоенных коммуникативно-значимых лексических единиц они в состоянии

решать коммуникативно-значимое задание. К числу таких задач можно отнести,

например, общение между продавцом и покупателем в торговом центре. Обучаемый

должен быть в состоянии прочитать вывески, рекламные щиты и проспекты. К числу

прагматически значимых задач можно отнести правильное выполнение языкового текста,

определяющего уровень языковой и речевой компетенции, и успешное собеседование с

учащимися на предмет языковой стажировки в одной из немецкоговорящих стран.

Достижение поставленных целей в области обучения лексике считается

возможным на основе взаимосвязанного обучения лексическим навыкам устной речи и

чтения. Определим понятие «взаимосвязанное обучение лексическим навыкам разных

видов»

Взаимосвязанное обучение лексическим навыкам устной речи и чтения – это такое

обучение, при котором в результате целенаправленного управления системой операций по

признаку «сходные» (сходные операции – это операции в структуре лексических навыков

рецептивных видов речевой деятельности ( аудирование -чтение) и «разнонаправленно

сходные» (это операции в структуре лексических навыков продуктивных и рецептивных

видов речевой деятельности, имеющих однотипные, но разнонаправленные сходные

механизмы речевосприятия или речепроизводства разной степени сложности) в структуре

разных видов лексических навыков осуществляется взаимное влияние навыков

продуктивного и рецептивного характера друг на друга и обеспечивается их включение в

умение понимать иноязычную речь на слух, реализовать с их помощью коммуникативные

намерения в говорении и уметь извлекать, в зависимости от поставленной цели,

смысловую информацию из читаемых текстов.

Одним из средств решения задач взаимосвязанного обучения лексическим навыкам

разных видов являются специальные упражнения, с помощью которых обеспечивается все

то, что входит в содержание обучения лексической стороне иноязычной речи.

Специальные упражнения можно разделить на две группы: «комплексные» или

«многоцелевые» и «одноцелевые».

Многоцелевые упражнения прзваны сформировать двусторонние лексические

навыки (И.Л. Бим). Одноцелевые упражнения позволяют отработать специфические

операции, входящие в структуру тех или иных видов лексических навыков. Кроме того,

одноцелевые лексические упражнения имеют компенсаторную функцию, т.е. они

включаются в учебный процесс, когда происходит «сбой» лексических навыков,

сформированных с помощью многоцелевых упражнений.

Формирование навыков по употреблению единиц школьного минимума начинается

с отработки отдельных операций и заканчивается включением слова в разные виды

речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение), т.е. работа проводится по схеме

«от элементарных операций» до «сложных умственных действий» (Н.И.Гез).

Тексты для аудирования и чтения целесообразно подбирать из аутентичных

немецких материалов. На их основе можно проводить соизучение языка и культуры.

Развитие у учащихся умения адекватного понимания иноязычных текстов и умений

говорения осуществляется параллельно с постижением национальной культуры. В ходе

такой работы большое внимание уделяется страноведческим реалиям и фоновой лексике,

отражающим специфику культуры немецкоговорящих стран.

Предлагаемые упражнения могут быть успешно вписаны в систему работы по

действующим учебникам немецкого языка. Упражнения можно использовать на основных

уроках за счет уплотнения учебного материала. Выполнение части упражнений можно

перенести в лингафонный кабинет. Кроме того, эти упражнения могут найти свое место на

резервных уроках, уроках повторения, на уроках контроля домашнего чтения. Их можно

использовать для индивидуальной работы учащихся.



В раздел образования