Автор: Мезенцева Наталья Александровна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 72"
Населённый пункт: Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: Задания творческого характера на уроках музыки.
Раздел: среднее образование
Мезенцева Наталья Александровна
Учитель МБ ОУ «СОШ № 72»
г. Новокузнецк, Кемеровская область
Задания творческого характера на уроках музыки.
Аннотация: в статье рассматриваются задания творческого характера на уроках музыки.
Автор описывает положительное влияние музыки и творческих заданий на формирование
нравственных качеств ребенка и развитие его эстетических чувств. Предлагаются
практические рекомендации для наиболее успешного духовно-нравственного воспитания
учащихся средствами музыки.
Ключевые слова:
музыка, музыкальное развитие, музыкальное воспитание, чувство
прекрасного, эстетические чувства, духовно-нравственное развитие.
Откройте в школах пути к творчеству, к великому искусству.
Замените пошлость и уныние – радостью и прозрением.
Развивайте инстинкт творчества с самых малых лет ребёнка.
Н. Рерих
Всесторонне и целостное развитие личности происходит только в том случае, если
человек
активен,
деятелен.
У
детей,
как
правило,
существует
потребность
в
самореализации — как у способных к музыке, так и у не столь одаренных, но желающих
приобщиться к творчеству. На уроках используются различные творческие задания,
развивающие непосредственные музыкальные навыки, а также навыки актерского
мастерства,
культуры
исполнения,
импровизаторского
исполнительства,
навыки
абстрактного изображения, предлагаются творческие задания для развития пластической
выразительности образа, задания для развития речевой интонационной выразительности,
творчества в движениях, пантомиме и театрально – игровой деятельности.
Безусловно, все это обогащает, разнообразит урок, вызывает бурный интерес к
занятиям и гарантирует высокую результативность.
Творческую деятельность на уроках музыки я представляю себе в виде творческих
заданий. Именно они тренируют и развивают память, мышление, воображение,
наблюдательность, интуицию. Творчество предполагает непременное условие - отказ от
стереотипных представлений.
Я предлагаю примеры творческих заданий, которые использую на своих уроках.
Может быть, они помогут кому-нибудь при подготовке к урокам. Желаю удачи!
В этой части собраны упражнения и творческие задания (известные и мало из-
вестные),
направленные
на
развитие
творческих
способностей
во
всех
видах
художественной деятельности. Эти упражнения используются на любом удобном для
педагога этапе занятия. Они будут интересны и эффективны для детей как младшего, так
и среднего школьного возраста, являясь, таим образом, универсальными,- и предлагаются
здесь в порядке усложнения:
Создавать голосом или на инструменте движение звука: вверх, вниз, кружение,
прыжки.
Выражение своих мыслей и чувств звуками. Передать с помощью звука заданное
учителем психо-эмоциональное состояние (нежность, страх, удивление…). Другой
вариант - в виде игры, когда ребёнок загадывает эмоциональное состояние,
остальные дети – отгадывают.
Сочинение мелодии на заданный текст: загадки, потешки, стихи, скороговорки,
колыбельные. Задание может быть использовано в качестве домашней работы.
Графическое, цветовое моделирование музыки.
Мимически, пластически создать образ героя данного музыкального произведения.
Например, слушая пьесы «Болезнь куклы», «Новая кукла», «Баба Яга»; «Прогулка»
и т. д. (поле деятельности очень обширное).
Создать литературный «перевод» с языка музыки на язык слов. Пример: в 4 классе,
знакомясь с прелюдиями Ф. Шопена, предлагаю ребятам представить себе эти
небольшие пьесы в виде страниц личного дневника, в котором человек делится
своими душевными переживаниями, и создать литературную интерпретацию
музыки.
Создание звуковых картин: «Утро в деревне», «В зимнем лесу», «Ярмарка».
Пример 1: звуковая картина «В зимнем лесу» (1,2 класс).
Используемые материалы: целлофан, карандаши или деревянные палочки, листы бумаги;
музыкальные инструменты: треугольник, металлофон. Детей можно разделить на группы,
каждая группа выполняет свою зарисовку.
«Идём по снегу» - дети равномерно хрустят целлофаном.
«Бежим» - хрустят в быстром темпе.
«Остановились, прислушались» - пауза.
«Завыл ветер» - голосом изобразить вой ветра.
«Зашумели ветви деревьев» - дети шуршат листами бумаги.
«Сосульки» - звучит треугольник или металлофон.
«Дятел стучит» - карандашами по столу. Можно сочинить мелодию к песенке дятла:
«День за днём стучу, стучу:
Тук-тук-тук-тук-тук.
Все деревья я лечу,
Тук-тук-тук-тук-тук».
Пример 2: звуковая картина «Ярмарка» (3-4 класс).
Используемые материалы: целлофан, карандаши или деревянные палочки, листы бумаги;
музыкальные инструменты: треугольник, металлофон, колокольчики, бубны, деревянные
ложки, балалайка.
Сначала создаём звуковую картину «Собирайся, народ, на ярмарку!»: слышен топот
лошадей (карандаши, ложки); звенят бубенцы на сбруе (колокольчики, бубны); народ
собирается (гул голосов), снег хрустит под ногами (целлофан).
Затем – картина «Вот она, весёлая Ярмарка!»: смех, слышны обрывки песен, где-то звучит
балалайка (дети разделены на микрогруппы, каждая из которых озвучивает свой элемент).
Потом самое интересное: на фоне всего этого веселья начинают звучать голоса
ярмарочных зазывал (дети-солисты): «Пирожки горячие, вкусные - налетай, не зевай!»; «А
кому пряников медовых?! Подходите – не пропустите!»; «А сейчас кукольное
представление всем на удивление!» и т. д. После такой яркой картины очень уместно
будет слушание вступления к балету И. Стравинского «Петрушка».
Снять свой рисованный фильм, который состоит всего из 3-4 кадров, но последовательно
раскрывает настроение музыки.
Что такое творчество? Это свобода, нестандартное видение мира. Характерной
особенностью уроков музыки является творческая атмосфера, царящая на уроке, и, как
следствие, творческая активность школьников.
С эстетической точки зрения работа по развитию творческой активности помогает
развивать вкус учеников, учит видеть красивое вокруг себя, острее реагировать на
прекрасное, воспитывает их критическое чутье к словам, звукам, формам выражения.
Педагогическая направленность таких уроков очевидна: углубляются знания в области
речи, в музыке; уроки проходят интереснее.
1.
Пластическая
импровизация. Происходит
гармоничное
развитие
творческих
способностей детей через синтез музыкального и сценического искусства. Так в
симфонической сказке “Петя и волк” С. Прокофьева учащиеся не только анализируют
тембры музыкальных инструментов, но и в пластической импровизации передают образ
каждого героя: кошки, птички, утки, волка, дедушки и охотников. Осуществляется
формирование эстетического отношения к музыкально-звуковой действительности:
музыкальный звук – музыкальный образ – способ его воплощения.
2. Вокальная импровизация. В ходе создания импровизации каждый ученик ощущает
себя творцом, композитором, где его и только его ощущения найдут воплощение в
музыкальных созвучиях. Так, на одном из уроков в 3-4 классах учащимся предлагается
придумать мелодии на заданный текст и вокально исполнить их. Как правило, это
небольшие четверостишия.
3. Иллюстрации к музыкальным произведениям. Школьники воплощают музыкальные
образы в художественные. Часто это домашние задания. Важно сформировать у них
серьезное отношение к их выполнению, т. к. в процессе воплощения музыкальных
произведений художественными образами происходит развитие ассоциативно-образного
мышления.
4. Сочинение-миниатюра. Перед слушанием учащимся ставится творческая проблемная
ситуация, в которой школьники должны выступить в роли драматурга и придумать свою
историю, которую, на их взгляд, поведала им музыка. Так, начиная с 5 класса, учащиеся
на уроках музыки пишут сочинения-миниатюры на заданное музыкальное произведение.
Также они сочиняют сказки и рассказы, где музыка была бы главным героем.
5. “Перевод на язык другого вида искусства”. Я предлагаю несколько творческих
заданий, основанных на этом приеме – после прослушивания и анализа музыкального
произведения
“перевести”
его
на
язык
красок
или
движения.
Требования
к
старшеклассникам относительно этого приема усложняются как количественно, т. к. они
слушают более крупные музыкальные произведения, с более сложной формой их
построения, так и качественно, поскольку образы музыкального произведения не столь
изобразительны, а чувственный мир, напротив богаче. Ученикам предлагается сочинить
историю, рассказ или стихотворение в письменной форме, выразить в цвете (абстрактно)
образный строй каждой из частей или с помощью пантомимы изобразить содержание
данного музыкального произведения.
6. Мозговой штурм. Часто на уроках музыки я применяю этот прием. Дается задание:
составить осмысленное предложение, включающее в себя 3 заданных слова. Например:
а)
музыка,
литература,
композитор
(Композитор
сочиняет
музыку
на
основе
литературного произведения);
б)
Глинка,
романс,
Италия
(Путешествуя
по
Италии,
Глинка
написал
романс
“Венецианская ночь”);
в) сюита, Бах, танец ( написал много сюит, состоящих из старинных танцев).
7. Синквейн. Пишем синквей (от англ. «путь мысли»)
Правила написания синквейна:
1. Одно слово. Существительное или местоимение, обозначающее предмет, о котором
идет речь.
2.
Два слова. Прилагательные или причастия, описывающие признаки и свойства
выбранного предмета.
3. Три слова. Глаголы, описывающие совершаемые предметом или объектом действия.
4. Фраза из четырех слов. Выражает личное отношение автора к предмету или объекту.
5. Одно слово. Характеризует суть предмета или объекта.
Детям дается слово, к которому нужно подобрать два прилагательных, три глагола,
четыре связных слова и в конце одно обобщающее слово. Слова не должны повторяться,
также нельзя использовать однокоренные слова. Например:
а) Моцарт – солнечный, праздничный – сочиняет, творит, вдохновляет – мы любим его
музыку – классик;
б) оркестр – симфонический, камерный – играет, гастролирует, выступает – четыре
группы музыкальных инструментов – коллектив;
в) квартет – вокальный, инструментальный – импровизирует, гастролирует, музицирует –
Иван Крылов написал басню – ансамбль;
г) барокко – изящный, вычурный – увлекает, вдохновляет, завораживает – перламутровая
жемчужина неправильной формы – стиль.
8. Ассоциативный ряд. В старших классах я использую этот прием следующим образом:
после прослушивания и анализа музыкального произведения ученики должны по цепочке,
не повторяя друг друга, назвать ассоциативные слова, относящиеся к произведению, и к
уже названным словам. Все варианты ответов фиксируются ребенком в рабочей тетради.
Опираясь на перечисленные понятия, предлагается написать мини-сочинение. Например:
Патетическая соната Бетховена – трагическая – драматическая – взволнованная – бурная –
стремительная – увлекающая – героическая – победа – ликование...
9. Презентации. Я использую презентации как творческое задание. Это может быть
опережающее задание к новой теме или наоборот домашнее задание как обобщение
музыкальных впечатлений старшеклассников. Я направляю детей, создаю с ними план, по
которому они делают презентации.
10. Урок-путешествие, урок-игра. Огромное значение отводится обобщающим урокам в
конце каждой четверти и года. На этих уроках могут быть использованы различные
формы, методы и приемы обучения. Это могут быть уроки-путешествия, уроки-концерты,
где используются музыкальные викторины и музыкальные кроссворды. Музыкальный
материал на обобщающий урок подбирается исключительно самый яркий, самый
значимый и полюбившийся детям во всех видах деятельности.
Взаимодействие
в
музыкально-творческом
процессе
реальных
и
художественных
представлений обеспечивает активное развитие эмоциональной и образной сфер психики,
формирование духовного мира учащихся. Жизненная содержательность музыкальных
образов и непрестанный поиск гармонии и красоты в средствах их выражения определяет
огромную значимость музыкального творчества в эстетическом воспитании.
Заключение
Общение с музыкальным искусством через подобного рода приемы дает
возможность
каждому
занять
индивидуальную
позицию,
выделить
собственные
смысловые и ценностные ориентации.
Развивая музыкально — творческие способности у учащихся, учитель музыки
полноправно
участвует
в
процессе
становления
творческой
личности.
Еще говорил, что «...эстетическая сторона может оказать весьма чувствительное влияние
на всю жизнь человека, пробуждая к соответственным физическим и умственным
упражнениям, направляя внимание на заботы о личном развитии и усовершенствовании и
прекращая на известное время всякие споры, вражду неприязненные отношения».
Список использованной литературы :
1. Кодесникова Н. В. Система разноуровневых вопросов и творческих заданий по музыке
для 2-4 классов.
2. Решетникова С. Г. Задания по музыке 5-8 класс
3. Агеева И. Д. Занимательные материалы по музыке, театру, кино.- М.: ТЦ Сфера, 2006.
4. Смолина Е. А. Современный урок музыки. Творческие приемы и задания. М.: Глобус,
2007 г.