Напоминание

Задания творческого характера на уроках музыки.


Автор: Мезенцева Наталья Александровна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 72"
Населённый пункт: Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: Задания творческого характера на уроках музыки.
Раздел: среднее образование





Назад




Мезенцева Наталья Александровна

Учитель МБ ОУ «СОШ № 72»

г. Новокузнецк, Кемеровская область

Задания творческого характера на уроках музыки.

Аннотация: в статье рассматриваются задания творческого характера на уроках музыки.

Автор описывает положительное влияние музыки и творческих заданий на формирование

нравственных качеств ребенка и развитие его эстетических чувств. Предлагаются

практические рекомендации для наиболее успешного духовно-нравственного воспитания

учащихся средствами музыки.

Ключевые слова:

музыка, музыкальное развитие, музыкальное воспитание, чувство

прекрасного, эстетические чувства, духовно-нравственное развитие.

Откройте в школах пути к творчеству, к великому искусству.

Замените пошлость и уныние – радостью и прозрением.

Развивайте инстинкт творчества с самых малых лет ребёнка.

Н. Рерих

Всесторонне и целостное развитие личности происходит только в том случае, если

человек

активен,

деятелен.

У

детей,

как

правило,

существует

потребность

в

самореализации — как у способных к музыке, так и у не столь одаренных, но желающих

приобщиться к творчеству. На уроках используются различные творческие задания,

развивающие непосредственные музыкальные навыки, а также навыки актерского

мастерства,

культуры

исполнения,

импровизаторского

исполнительства,

навыки

абстрактного изображения, предлагаются творческие задания для развития пластической

выразительности образа, задания для развития речевой интонационной выразительности,

творчества в движениях, пантомиме и театрально – игровой деятельности.

Безусловно, все это обогащает, разнообразит урок, вызывает бурный интерес к

занятиям и гарантирует высокую результативность.

Творческую деятельность на уроках музыки я представляю себе в виде творческих

заданий. Именно они тренируют и развивают память, мышление, воображение,

наблюдательность, интуицию. Творчество предполагает непременное условие - отказ от

стереотипных представлений.

Я предлагаю примеры творческих заданий, которые использую на своих уроках.

Может быть, они помогут кому-нибудь при подготовке к урокам. Желаю удачи!

В этой части собраны упражнения и творческие задания (известные и мало из-

вестные),

направленные

на

развитие

творческих

способностей

во

всех

видах

художественной деятельности. Эти упражнения используются на любом удобном для

педагога этапе занятия. Они будут интересны и эффективны для детей как младшего, так

и среднего школьного возраста, являясь, таим образом, универсальными,- и предлагаются

здесь в порядке усложнения:

Создавать голосом или на инструменте движение звука: вверх, вниз, кружение,

прыжки.

Выражение своих мыслей и чувств звуками. Передать с помощью звука заданное

учителем психо-эмоциональное состояние (нежность, страх, удивление…). Другой

вариант - в виде игры, когда ребёнок загадывает эмоциональное состояние,

остальные дети – отгадывают.

Сочинение мелодии на заданный текст: загадки, потешки, стихи, скороговорки,

колыбельные. Задание может быть использовано в качестве домашней работы.

Графическое, цветовое моделирование музыки.

Мимически, пластически создать образ героя данного музыкального произведения.

Например, слушая пьесы «Болезнь куклы», «Новая кукла», «Баба Яга»; «Прогулка»

и т. д. (поле деятельности очень обширное).

Создать литературный «перевод» с языка музыки на язык слов. Пример: в 4 классе,

знакомясь с прелюдиями Ф. Шопена, предлагаю ребятам представить себе эти

небольшие пьесы в виде страниц личного дневника, в котором человек делится

своими душевными переживаниями, и создать литературную интерпретацию

музыки.

Создание звуковых картин: «Утро в деревне», «В зимнем лесу», «Ярмарка».

Пример 1: звуковая картина «В зимнем лесу» (1,2 класс).

Используемые материалы: целлофан, карандаши или деревянные палочки, листы бумаги;

музыкальные инструменты: треугольник, металлофон. Детей можно разделить на группы,

каждая группа выполняет свою зарисовку.

«Идём по снегу» - дети равномерно хрустят целлофаном.

«Бежим» - хрустят в быстром темпе.

«Остановились, прислушались» - пауза.

«Завыл ветер» - голосом изобразить вой ветра.

«Зашумели ветви деревьев» - дети шуршат листами бумаги.

«Сосульки» - звучит треугольник или металлофон.

«Дятел стучит» - карандашами по столу. Можно сочинить мелодию к песенке дятла:

«День за днём стучу, стучу:

Тук-тук-тук-тук-тук.

Все деревья я лечу,

Тук-тук-тук-тук-тук».

Пример 2: звуковая картина «Ярмарка» (3-4 класс).

Используемые материалы: целлофан, карандаши или деревянные палочки, листы бумаги;

музыкальные инструменты: треугольник, металлофон, колокольчики, бубны, деревянные

ложки, балалайка.

Сначала создаём звуковую картину «Собирайся, народ, на ярмарку!»: слышен топот

лошадей (карандаши, ложки); звенят бубенцы на сбруе (колокольчики, бубны); народ

собирается (гул голосов), снег хрустит под ногами (целлофан).

Затем – картина «Вот она, весёлая Ярмарка!»: смех, слышны обрывки песен, где-то звучит

балалайка (дети разделены на микрогруппы, каждая из которых озвучивает свой элемент).

Потом самое интересное: на фоне всего этого веселья начинают звучать голоса

ярмарочных зазывал (дети-солисты): «Пирожки горячие, вкусные - налетай, не зевай!»; «А

кому пряников медовых?! Подходите – не пропустите!»; «А сейчас кукольное

представление всем на удивление!» и т. д. После такой яркой картины очень уместно

будет слушание вступления к балету И. Стравинского «Петрушка».

Снять свой рисованный фильм, который состоит всего из 3-4 кадров, но последовательно

раскрывает настроение музыки.

Что такое творчество? Это свобода, нестандартное видение мира. Характерной

особенностью уроков музыки является творческая атмосфера, царящая на уроке, и, как

следствие, творческая активность школьников.

С эстетической точки зрения работа по развитию творческой активности помогает

развивать вкус учеников, учит видеть красивое вокруг себя, острее реагировать на

прекрасное, воспитывает их критическое чутье к словам, звукам, формам выражения.

Педагогическая направленность таких уроков очевидна: углубляются знания в области

речи, в музыке; уроки проходят интереснее.

1.

Пластическая

импровизация. Происходит

гармоничное

развитие

творческих

способностей детей через синтез музыкального и сценического искусства. Так в

симфонической сказке “Петя и волк” С. Прокофьева учащиеся не только анализируют

тембры музыкальных инструментов, но и в пластической импровизации передают образ

каждого героя: кошки, птички, утки, волка, дедушки и охотников. Осуществляется

формирование эстетического отношения к музыкально-звуковой действительности:

музыкальный звук – музыкальный образ – способ его воплощения.

2. Вокальная импровизация. В ходе создания импровизации каждый ученик ощущает

себя творцом, композитором, где его и только его ощущения найдут воплощение в

музыкальных созвучиях. Так, на одном из уроков в 3-4 классах учащимся предлагается

придумать мелодии на заданный текст и вокально исполнить их. Как правило, это

небольшие четверостишия.

3. Иллюстрации к музыкальным произведениям. Школьники воплощают музыкальные

образы в художественные. Часто это домашние задания. Важно сформировать у них

серьезное отношение к их выполнению, т. к. в процессе воплощения музыкальных

произведений художественными образами происходит развитие ассоциативно-образного

мышления.

4. Сочинение-миниатюра. Перед слушанием учащимся ставится творческая проблемная

ситуация, в которой школьники должны выступить в роли драматурга и придумать свою

историю, которую, на их взгляд, поведала им музыка. Так, начиная с 5 класса, учащиеся

на уроках музыки пишут сочинения-миниатюры на заданное музыкальное произведение.

Также они сочиняют сказки и рассказы, где музыка была бы главным героем.

5. “Перевод на язык другого вида искусства”. Я предлагаю несколько творческих

заданий, основанных на этом приеме – после прослушивания и анализа музыкального

произведения

“перевести”

его

на

язык

красок

или

движения.

Требования

к

старшеклассникам относительно этого приема усложняются как количественно, т. к. они

слушают более крупные музыкальные произведения, с более сложной формой их

построения, так и качественно, поскольку образы музыкального произведения не столь

изобразительны, а чувственный мир, напротив богаче. Ученикам предлагается сочинить

историю, рассказ или стихотворение в письменной форме, выразить в цвете (абстрактно)

образный строй каждой из частей или с помощью пантомимы изобразить содержание

данного музыкального произведения.

6. Мозговой штурм. Часто на уроках музыки я применяю этот прием. Дается задание:

составить осмысленное предложение, включающее в себя 3 заданных слова. Например:

а)

музыка,

литература,

композитор

(Композитор

сочиняет

музыку

на

основе

литературного произведения);

б)

Глинка,

романс,

Италия

(Путешествуя

по

Италии,

Глинка

написал

романс

“Венецианская ночь”);

в) сюита, Бах, танец ( написал много сюит, состоящих из старинных танцев).

7. Синквейн. Пишем синквей (от англ. «путь мысли»)

Правила написания синквейна:

1. Одно слово. Существительное или местоимение, обозначающее предмет, о котором

идет речь.

2.

Два слова. Прилагательные или причастия, описывающие признаки и свойства

выбранного предмета.

3. Три слова. Глаголы, описывающие совершаемые предметом или объектом действия.

4. Фраза из четырех слов. Выражает личное отношение автора к предмету или объекту.

5. Одно слово. Характеризует суть предмета или объекта.

Детям дается слово, к которому нужно подобрать два прилагательных, три глагола,

четыре связных слова и в конце одно обобщающее слово. Слова не должны повторяться,

также нельзя использовать однокоренные слова. Например:

а) Моцарт – солнечный, праздничный – сочиняет, творит, вдохновляет – мы любим его

музыку – классик;

б) оркестр – симфонический, камерный – играет, гастролирует, выступает – четыре

группы музыкальных инструментов – коллектив;

в) квартет – вокальный, инструментальный – импровизирует, гастролирует, музицирует –

Иван Крылов написал басню – ансамбль;

г) барокко – изящный, вычурный – увлекает, вдохновляет, завораживает – перламутровая

жемчужина неправильной формы – стиль.

8. Ассоциативный ряд. В старших классах я использую этот прием следующим образом:

после прослушивания и анализа музыкального произведения ученики должны по цепочке,

не повторяя друг друга, назвать ассоциативные слова, относящиеся к произведению, и к

уже названным словам. Все варианты ответов фиксируются ребенком в рабочей тетради.

Опираясь на перечисленные понятия, предлагается написать мини-сочинение. Например:

Патетическая соната Бетховена – трагическая – драматическая – взволнованная – бурная –

стремительная – увлекающая – героическая – победа – ликование...

9. Презентации. Я использую презентации как творческое задание. Это может быть

опережающее задание к новой теме или наоборот домашнее задание как обобщение

музыкальных впечатлений старшеклассников. Я направляю детей, создаю с ними план, по

которому они делают презентации.

10. Урок-путешествие, урок-игра. Огромное значение отводится обобщающим урокам в

конце каждой четверти и года. На этих уроках могут быть использованы различные

формы, методы и приемы обучения. Это могут быть уроки-путешествия, уроки-концерты,

где используются музыкальные викторины и музыкальные кроссворды. Музыкальный

материал на обобщающий урок подбирается исключительно самый яркий, самый

значимый и полюбившийся детям во всех видах деятельности.

Взаимодействие

в

музыкально-творческом

процессе

реальных

и

художественных

представлений обеспечивает активное развитие эмоциональной и образной сфер психики,

формирование духовного мира учащихся. Жизненная содержательность музыкальных

образов и непрестанный поиск гармонии и красоты в средствах их выражения определяет

огромную значимость музыкального творчества в эстетическом воспитании.

Заключение

Общение с музыкальным искусством через подобного рода приемы дает

возможность

каждому

занять

индивидуальную

позицию,

выделить

собственные

смысловые и ценностные ориентации.

Развивая музыкально — творческие способности у учащихся, учитель музыки

полноправно

участвует

в

процессе

становления

творческой

личности.

Еще говорил, что «...эстетическая сторона может оказать весьма чувствительное влияние

на всю жизнь человека, пробуждая к соответственным физическим и умственным

упражнениям, направляя внимание на заботы о личном развитии и усовершенствовании и

прекращая на известное время всякие споры, вражду неприязненные отношения».

Список использованной литературы :

1. Кодесникова Н. В. Система разноуровневых вопросов и творческих заданий по музыке

для 2-4 классов.

2. Решетникова С. Г. Задания по музыке 5-8 класс

3. Агеева И. Д. Занимательные материалы по музыке, театру, кино.- М.: ТЦ Сфера, 2006.

4. Смолина Е. А. Современный урок музыки. Творческие приемы и задания. М.: Глобус,

2007 г.



В раздел образования