Автор: Анна Николаевна Уляхина
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №6"
Населённый пункт: г. Алатырь
Наименование материала: Открытый урок по окружающему миру.
Тема: "Наши пернатые друзья"
Раздел: начальное образование
Открытый урок «Наши пернатые друзья»
I. Организационный момент
- Ребята, давайте поприветствуем друг друга улыбкой. Настроение ваше улучшилось, а
значит и урок окружающего мира у нас будет радостным, добрым и, надеюсь, очень
интересным.
Очень интересно
Все то, что неизвестно!
Мы тайны разгадаем,
И мир большой познаем!
II. Мотивация учебной деятельности
- Ребята, сегодня я получила удивительное письмо. Какое оно большое!
- Откуда же пришло наше письмо? Смотрите, вот обратный адрес. Написано – Африка.
- Давайте посмотрим, от кого оно может быть? Кто нарисован на конверте? (Лебедь).
- Это письмо от Лебедя из сказки Г. Х. Андерсена “Гадкий утенок”. Вы, наверное, читали
сказку или смотрели мультфильм “Гадкий утенок”.
- Кому оно адресовано? (Нам, первоклассникам.)
- Давайте посмотрим, а что же внутри? (Открываю конверт)
- Письмо. А что же пишет нам Лебедь? Хотели бы это узнать?
Здравствуйте, дорогие ребята!
Я Лебедь из сказки Г.Х. Андерсена “Гадкий утенок”. Вы, конечно, помните, что вырос я
на птичьем дворе вместе с домашними птицами, но сейчас зимую в Африке. Здесь очень
тепло, светит солнце. Рядом со мной много птиц из ваших мест. Но, к сожалению, я
пока не знаю, как их зовут, помогите мне с ними познакомиться. А ещё слышал, что
там, где вы живете, в Алатыре стоят с сильные морозы, а некоторые птички никуда
не улетели. Правда ли это? Если это правда, то подскажите,
1.
Какие птички улетели на зиму в теплые края?
2.
Какие птички остались зимовать в вашей местности?
Буду с нетерпением ждать ваш ответ.
Ваш друг – Лебедь
- Ребята, давайте поможем нашему лебедю ответить на его вопрос.
III. Изучение нового материала
1. Вступительная беседа учителя
“Какие бывают птицы” Ю. Дмитриев
Птиц на земле очень много — около 9 тысяч видов. Есть птицы очень большие (слайд 2),
есть и совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы, и которые весят всего
несколько граммов (слайд 3). Есть птицы, которые летают выше облаков (слайд 4), а есть
и такие, которые вовсе не могут летать (слайд 5). Одни птицы живут только в лесу (слайд
6), другие — только в степи, третьи — там и тут. Но есть такие, которые не могут жить
ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или в горах (слайды 7-8). А другие —
только на берегу моря (слайд 9). Одни птицы питаются рыбой, другие — насекомыми.
Есть хищные, которые поедают других птиц и зверей, а есть те, которые едят только
ягоды и семена (слайд 10). Одни птицы селятся в дуплах, а другие вьют себе гнёзда на
земле или в ветвях деревьев и кустов (слайд 11). Одни птицы получили свои имена за
голос, другие — за цвет, третьи — за поведение (слайд 12).
2. Знакомство с перелётными птицами
- Ребята, а как называются птицы, которые улетают от нас на зиму? (Перелетные)
- Какие птички улетели на зиму в теплые края ? (Ответы детей)
- А когда птицы улетают в теплые страны? (Осенью)
- А когда они возвращаются домой? (Весной)
-Верно. Перелётными мы называем птиц, которые живут у нас, вьют гнёзда, выводят
птенцов, а с наступлением холодов улетают на всю зиму в жаркие страны, чтобы весной
вернуться в родные места.
- А еще перелетные птицы это - зяблик , соловей, скворец, ласточка, журавль ,
жаворонок.
-Давайте еще раз повторим перелетных птиц.
- Ребята, мы с вами часто видим птиц, знаем их, но все ли слышали, как поют птицы?
(Нет)
-А хотите послушать?
-Я вам загадаю загадки, а вы их отгадайте. Какую птицу отгадали, ее голос вы и
услышите.
Показ слайдов. Звучит пение птичек.
1.
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка) (слайд 13)
2. Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? (Соловей) (слайд 14)
3. Во дворе стоит дворец,
Там живёт один певец.
Очень ловкий молодец
И зовут его…(Скворец) (слайд 15)
4. В заболоченных местах,
Птица обитает,
На одной ноге всегда,
Стоя отдыхает! (Журавль) (слайд 16)
6. Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад-вперед по пашне вскачь,
А зовётся птица... (грач)
7.
Сам оранжев, как закат,
Клюв короткий – сильный хват.
Плывет по небу, как кораблик
Называют его … (зяблик)
Эта птичка не боится холода и прилетает ранней весной, когда еще на полях лежит снег.
Да и улетает поздней осенью в холодное, “зябкое”, как говорят в народе, время. За то,
что эта птица улетает и прилетает в зябкое время, и назвали ее ЗЯБЛИКОМ. (слайд 18)
3. Работа по учебнику
- А теперь наш друг Лебедь хочет проверить, хорошо ли вы запомнили его друзей
перелетных птичек. Давайте откроем учебник на странице 16. У вас на парте лежат
кружочки желтого и белого цветов. На картинке найдите перелетных птиц и закройте их
желтыми кружочками. Даю вам 1 минуту. Закончили. А теперь глазками проверьте свою
работу. Ответ на экране. Поднимите руку у кого все правильно. Молодцы.
IV. Физминутка
Стая птиц летит на юг,
Небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями.)
Чтоб скорее прилетать,
Надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее.)
V. Работа по теме урока. Продолжение
1. Причины перелета в теплые страны
- Рассмотрите рисунки и попробуйте догадаться, почему многие птицы улетают на зиму
в тёплые края. (слайд 19)
- Улетают птицы не из-за холодов, а из-за нехватки пищи, так как осенью исчезают
насекомые, становится меньше ягод и семян растений. (слайд 20)
3. Места зимовок перелетных птиц
- В прошлом, когда птичьи перелёты ещё не были изучены, существовало множество
невероятных вымыслов. 300 лет назад считали, что птицы улетают на Луну, добираясь за
60 дней и погружаются в спячку, так как не находят еды. Другие считали, что птицы
летят в дальние страны, но летят самостоятельно только большие и сильные, а маленькие
и слабые путешествуют, пристроившись на спинах больших. А ласточки, думали люди,
никуда не летят, а зимуют под водой, зарывшись в ил.
Сейчас известно: как ни далёк, как ни труден птичий путь, летят они все самостоятельно.
Только на собственные крылья могут полагаться, хотя преодолевают тысячи километров.
6. Окольцовывание птиц
- А узнали они это с помощью маленьких колец (слайд 21), которые они одевали на
лапку птице. Рассмотрите в учебнике.
- Подумайте, как эти кольца могли помочь учёным? (Ответы детей)
На каждом кольце свой номер, адрес, где была птица окольцована. И когда кто-то в
других странах встречал эту птицу, он сообщал об этом.(слайды 22-24)
Сейчас ученые используют новейшие приборы и узнают о перелетах через спутниковые
системы. Также ученые задумывались о том, как птицы находят дорогу домой. Ученые
ставили опыты: перевозили птиц в самолете и отпускали – птицы возвращались в свои
края; перевозили птенцов, но, вырастая, они повторяли путь своих сородичей –
возвращались к месту своего рождения и летели зимовать туда, где зимовали всегда их
родители. Как птицы находят дорогу? – Эта загадка еще не разгадана. Но и ее природа
когда-нибудь откроет.
VII. Работа по теме урока. Продолжение
1. Знакомство с зимующими птицами
- Итак, мы ответили на первый вопрос Лебедя?
- Ребята, в конверте от Лебедя еще что-то есть. Это еще один вопрос. Какие птички
остались зимовать в вашей местности?
- Как называют тех птиц, которые остаются в наших краях на зиму? (Зимующие)
- А каких зимующих птиц вы знаете? ( Ответы детей)
- Вы все сказали правильно, но еще относятся к зимующим птицам относятся- синица,
воробей , поползень, дятел.
- Давайте еще раз повторим этих птичек.
- Я приготовила вам загадки и о зимующих птицах. Отгадайте их и послушайте, как поют
эти птицы.
Показ слайдов с пением птичек.
1. Всё хлопочет и вертится
Всё свистит и суетится,
Ей на месте не сидится,
Называется … (синица). (слайд 25)
У синиц жёлтое брюшко, зеленоватая спинка, а на голове чёрная шапочка. За день
синичка съедает столько же насекомых, сколько весит сама. А где же их взять зимой?
Вот и прилетает она к жилью человека, где им зернышки или хлебные крошки
перепадут. А ещё синичкам очень нравится несолёное сало.
2.
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает. (Воробей) (слайд 26)
Воробьи зимой стараются держаться поближе к жилью человека. В сильные морозы им
холодно ночевать под открытым небом, поэтому они забиваются на ночь в щели домов,
под крыши сараев.
3. Зимой на ветках яблоки:
Скорее собери!
И вдруг вспорхнули яблоки!
Ведь это … (снегири). (слайд 27)
4. Трещала с самого утра:
“Пор-р-ра! Пор-р-ра! А что - пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит … (Сорока) (слайд 28)
5.
Только я из птиц, признаться,
В зной, морозы и пургу
По стволу передвигаться
Головою вниз могу. (Поползень) (слайд 29)
- Какие вы молодцы. Отгадали все загадки!
2. Практическая работа
Работа по учебнику с. 16.
- Теперь, ребята, в учебнике закройте белыми кружочками тех птиц, которые зимуют
вместе с нами.
- Ребята, как мы с вами можем помочь птицам? (Сделать для них кормушки)
-А чем бы вы покормили птиц?
- Очень многие птицы зимой погибают от голода. Поэтому важно птиц зимой
подкормить, устраивать для них кормушки. На балконе, в саду, в парке, в лесу – везде
можно устроить для птиц столовую.
- Заготовку птичьего корма надо начинать ещё осенью. Мы с удовольствием едим
арбузы, а вот семена выбрасываем. Между тем арбузные семена – хороший корм для
синиц. Тыквенные и дынные тоже. Надо собирать их. Промывать и просушивать на
бумаге, а потом хранить в сухом месте. Как можно больше заготавливать и обычных
семечек – плодов подсолнечника, только не жареных, а сырых. Синицы их очень любят.
5. Рефлексия. Работа в парах.
- Ребята, у вас на партах лежит задание на листочках. В середине написаны названия
птиц перелетных и зимующих. Возьмите карандаш и линией соедините ,если птица
перелетная ,то с желтым кругом, а если зимующая, то с белым кругом. Это задание
выполните в паре со своим соседом. На это задание я вам даю 2 минуты, затем проверим
вашу работу.
VIII. Итог урока