Напоминание

Цели и задачи духовно-нравственного воспитания обучающихся в системе дополнительного и профессионального образования


Автор: Хрусталева Наталия Юрьевна
Должность: преподаватель отделения "оркестровые духовые и ударные инструменты"
Учебное заведение: ГБПОУ КК "Новороссийский музыкальный колледж им. Д.Д.Шостаковича"
Населённый пункт: Новороссийск
Наименование материала: Статья
Тема: Цели и задачи духовно-нравственного воспитания обучающихся в системе дополнительного и профессионального образования
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Хрусталева

Наталия

Юрьевна

заслуженный

работник

культуры

Краснодарского края, преподаватель

высшей

категории

ПЦК

«Оркестровые духовые и ударные

инструменты»

ГБПОУ

КК

«Новороссийский

музыкальный

колледж им. Д.Д.Шостаковича»

Цели и задачи духовно-нравственного воспитания

обучающихся в системе дополнительного и профессионального

образования

Современная система музыкального образования обладает большим

арсеналом форм, методов и педагогических технологий, которые позволяют

раскрыть и развить творческий потенциал учащихся, а также оказать влияние

на духовно-нравственное развитие личности ребенка. Детская музыкальная

школа сегодня – это уникальное учреждение культуры, на которое возложено

не только сугубо музыкальное воспитание ребенка, но и его культурное,

интеллектуальное и духовно-нравственное развитие. Владение музыкальным

инструментом, основами музыкальной грамоты, навыками слушания музыки

и сведениями из курса музыкальной литературы важно не только для

последующей профессиональной ориентации учащихся, но и является

неотъемлемой составляющей общего эстетического воспитания гармонично

развитой личноcти. Проблема эстетического развития личности, ее духовно-

нравственного воспитания в настоящее время остается весьма актуальной.

Нравственность – это «внутренние, духовные качества, которыми

руководствуется

человек,

этические

нормы,

правила

поведения,

определяемые этими качествами» («Толковый словарь русского языка»

С.И.Ожегова).

Мир музыки хранит вечные нравственные ценности: добро, любовь,

честь, достоинство, веру, милосердие, красоту, истину, патриотизм…

В России духовно-нравственное воспитание – неотъемлемая часть

духовно-нравственного становления человека

на основе православной

культуры. Особая роль здесь принадлежит духовной музыке. Прикоснуться к

этому пласту русской музыкальной культуры учащиеся могут на уроках хора,

а также слушания музыки, «Музыка и окружающий мир» и музыкальной

литературы. Эти предметы – основные, которые отвечают за эстетическое,

патриотическое и духовно-нравственное воспитание учеников ДШИ.

Во

все

века

люди

высоко

ценили

духовно-нравственную

воспитанность. И вопрос духовно-нравственного воспитания детей является

одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом

и государством в целом.

В

современном

обществе

происходят

глубокие

преобразования.

Характерной чертой современной эпохи является наличие в ней сложнейших

политических, социально- экономических, экологических и множества

других проблем. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе

духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Причинами данной

ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров

для

молодого

поколения,

резкое

ухудшение

морально-нравственной

обстановки в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми и

молодежью.

В настоящее время подрастающее поколение можно обвинять в

бездуховности, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы духовно-

нравственного

воспитания

школьников

связана

со

следующими

положениями:

наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко

- нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными

чертами личности;

в

современном

мире

маленький

человек

живет

и

развивается,

окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия

на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники)

ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на

еще только формирующуюся сферу нравственности;

само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-

нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности,

определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим

людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. (К.Д.

Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу

воспитания»);

вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не

только информируют ученика о нормах поведения, утверждаемых в

современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения

норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Для их реализации этих положений требуются не только образованные,

но и духовно развитые, способные к саморазвитию личности. Все это

актуализирует необходимость обращения к проблеме духовного возрождения

личности, развития ее духовно-нравственного сознания, позволяющего ей

активно, творчески включиться в общественную жизнь третьего тысячелетия,

самореализовываться

и

самосовершенствоваться

на

основе

духовно-

нравственных ценностей.

Духовность – свойство природы самого человека, это-то уникальное,

исключительное, важнейшее, что отличает человека от других самых

высокоразвитых живых существ, это то, что даже трудно определить

словами. Дух – это мышление, и сознание, и воля человеческая, которое

составляет особенность человека.

Без

духовности

нельзя

нести

жертвы

и

совершать

подвиги.

Отличительная черта духовного человека – это его уравновешенность и

целостность, искренность, полная гармония с самим собой и миром, в

котором живёт такая личность.

Духовность открывает нам доступ к любви, совести, чувству долга, к

правосознанию

и

государственности,

к

искусству,

науке и религии,

указывает, что является в жизни главным и наиболее ценным. Духовные

знания не только ведут к определённому виду деятельности. Они освещают

общую картину мира, общие законы развития природы и общества,

благодаря чему вырабатывается научный подход к пониманию явлений.

Таким образом, можно ответить кратко – духовностьэто любовь,

доброта, красота, творчество, знание и свет, который несёт человек,

обладающий этим качеством души.

Одним из эффективных средств формирования духовной культуры

является искусство, в частности духовая музыка (оркестр). Музыка,

оркестровое

творчество

открывает

человеку

возможность

творческой

реализации и самоопределения в мире, постижения гармонического единства

с миром. Духовое искусство содержит ценные идеи и веками проверенный

опыт воспитания, которые, развиваясь, обогащают мировую педагогическую

мысль. Изучение этого опыта и использование достижений современного

музыкознания

помогут

обогатить

теоретические

основы

и

практику

воспитания. Особая роль в работе с учащимися принадлежит детской музыке,

которая на практике всегда рассматривалась как ядро духовного воспитания.

Природная сторона человека развивается и изменяется на протяжении

всей его жизни. Лишь в процессе воспитания и обучения, общественной

жизни и деятельности, усвоение знаний и умений у человека на основе

задатков формируется духовная культура.

Начиная с 20-хгг. Прошлого столетия, выдающиеся музыканты -

педагоги (Б.В. Асафьев, Н.Я.Брюсова, В.Г. Коротыгин и позднее - В.И.

Шацкая, О.А. Апраксина, Н.Л. Гродзенская и др.), подчеркивая культурно-

просветительскую направленность музыкальных занятий, особое значение

придавали духовно- нравственному воспитанию средствами музыки. Идеи

всеобщего духовного воспитания учащихся в нашей стране разрабатывалась

такими прогрессивными деятелями искусства и культуры, учёными и

педагогами, как А.Г. Рубинштейн, Б.В. Асафьев, Д. Б. Кабалевский и другие.

Влияние

духовного

воспитания

на

успешное

развитие

школьников

отмечалось А. С. Макаренко, Н. А. Ветлугиной, В. А. Сухомлинским и

многими другими. В.А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо

заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать

человека». Он считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения

закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и

бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка

лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того,

что он видит, делает, наблюдает».

В современных условиях, благодаря развитию музыкальной индустрии,

ориентации школьников в области музыки формируются, главным образом,

под

воздействием

средств

массовой

информации

и

общения

со

сверстниками,

что

приводит

к

потреблению

музыкальных

образцов

сомнительного эстетического качества, рассчитанных на невзыскательный

вкус в силу легкости восприятия. Такие разновидности современной музыки,

выполняющие не столько эстетическую, сколько коммуникативную и

фоновую функции, пользуются в детской, подростковой среде широкой

популярностью.

Особенно остро эта проблема стоит в подростковой среде, так как

именно данный социальный слой общества наиболее подвержен внешним

воздействиям в силу своих возрастных особенностей. Известно, что дети

усваивают и присваивают ценности взрослых. А сегодня эти ценности

подвергаются решительному пересмотру.

Сегодня дети не такие, какими были вчера. И для того, чтобы их

действительно воспитывать и развивать эстетически, мы должны и узнать, и

понять их сегодняшних - новых, неожиданных. Понять, как нужен им

добрый, умный провожатый в сложный и многогранный мир искусства,

нужен, несмотря на всю их внешнюю колючесть и независимость в

суждениях, симпатиях и антипатиях. Понять, как сильна в подростках

потребность серьёзного, без скидок и навязывания, общения с нами на

"музыкальной почве".

Подростки сейчас развиты интеллектуально. Но им необходимо стать

подлинно интеллигентными. И в этом плане роль музыкального воспитания

поистине

незаменима.

Известно,

что

конечная

цель

музыкального

воспитания мыслится в сфере общего развития подростка, прежде всего в

области морали, нравственного совершенствования. Музыкальное искусство

выступает перед детьми в роли проводника определенных идей и идеалов.

Духовое оркестровое воспитание.

«Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством

привлечения к добру, красоте, человечности... Как гимнастика выпрямляет

тело, так музыка выпрямляет душу человека», - писал о музыке В.А.

Сухомлинский.

Игра на духовых инструментах является одним из самых доступных

видов музыкальной деятельности. При игре на инструменте происходит

общее развитие ребенка - формируются его высшие психические функции,

развивается

дыхание;

память,

происходит

накопление

знаний

об

окружающем; ребенок учится общаться со сверстниками. Поэтому обучение

детей духовому искусству представляет один из оптимальных путей

приобщения детей к культуре и творчеству.

Духовое оркестровое воспитание - сложная, многогранная система,

которая влияет на формирование творческой индивидуальности и может

оказывать целенаправленное воздействие на личность подростка.

Необходимо создание эстетической среды обучения подростков,

которая предполагает

Одним из важнейших звеньев в воспитании является концертная

деятельность. Выступление на концертах - это своеобразный отчет о

проделанной

работе.

Оно

выявляет

все

возможности

обучающегося,

коллектива,

демонстрирует

сплоченность,

дисциплину,

музыкальность,

способность

слушать

и

слышать

руководителя,

сценичность,

эмоциональность и т.д.

Концертные выступления имеют большое воспитательное значение.

Они формируют чувство ответственности: исполнителям должно быть не

безразлично, как оценят их труд слушатели, а на конкурсах и фестивалях -

авторитетное жюри. С первого года обучения обучающиеся духового

оркестрового класса принимают участие, как солисты, так и в составе

духового оркестра в праздниках и концертных мероприятиях для жителей

города,

детской

школы

искусств,

общеобразовательной

школы.

Это

концерты, посвященные «Дню Победы», «Дню защиты детей», «Дню

Матери», «Дню пожилых людей», и других мероприятиях. Дети не только

познакомились с прекраснейшим музыкальным материалом, но самое

главное – они проникались огромным состраданием к старикам, к которым

приходят с концертом в центр реабилитации граждан пожилого возраста и

инвалидам, видели слёзы и сами плакали с мамой героя, погибшего в

Афганистане, искренне преклонялись перед подвигом ветеранов войны.

Патриотический репертуар для духового оркестра

"Гимн России" - А.Александров

Веселый марш (Шаинский Владимир Яковлевич)

«День Победы»

Марш Авиаторов (Все выше) (Юлий Абрамович Хайт),

Марш Артиллеристов

Марш из кинофильма "Веселые Ребята" (Дунаевский, Исаак Осипович)

Марш нахимовцев (Муз.: В Соловьев-Седой)

Марш Лейб-гвардии Преображенского полка (автор неизвестен)

Московский марш (Борис Александрович Диев)

«Победа» (Николай Рафаэлевич Арутюнов)

«Привет Музыкантам» (марш) (Семён Александрович Черне

́

цкий)

«Прощание славянки» (марш) (Агапкин, Василий Иванович)

«Служить России» (Эдуард Ханк) Марш-песня

«Солдаты в Путь»

«Тоска по родине» (марш) автор неизвестен

Вальс «Березка» (Е. Дрейзин)

Вальс Расставания (Ян Френкель)

"В лесу прифронтовом" - М.Блантер

«На побывку едет молодой моряк» (Александр Петрович Аверкин)

«Сердце молчи» (из к/ф ""На семи ветрах" ) (Кирилл Владимирович

Молчанов)

«Салют Москвы» (Семён Александрович Чернецкий)

Д. Шостакович Марш

Д.Шостакович Вальс из к/ф «Первый эшелон»

Пахмутова А. «Малая земля»

Рунов Р. Марш «Ленинград»

Москаленко К. Марш «Фронтовик»

«Егерский марш» (без автора)

Последние два десятилетия в нашей стране все больше внимания

уделяется патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Эта

проблематика нашла отражение в целом ряде государственных документов.

Среди них – Государственная программа «Патриотическое воспитание

граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы», Федеральная целевая

программа «Молодежь России (2001–2005 годы)», Концепция модернизации

российского образования на период до 2010 года, Национальная доктрина

развития образования в РФ до 2025 года.

Но несмотря на эти программы и доктрины пока в стране поднятие

патриотических настроений среди молодежи идет очень медленно.И это не

удивительно, ведь в наше виртуальное время, когда дети очень мало

соприкасаются с реальностью, проводя все время в компьютерах и

телефонах, им крайне необходимо что-то настоящее и живое. Исходя из

этого одним из значительных факторов воспитания патриотизма у молодежи

можно назвать духовую музыку. Об это говорил главный военный дирижёр

России, композитор, Генерал-лейтенант В.М. Халилов: «Сегодня особенно

недостает чего-тонастоящего и мы стараемся восполнить эту насущную

потребность живой музыкой, красивыми мелодиями.

Вот приходит на концерт типично городской человек: слившийся с

городом, не мыслящий своей жизни без горячей воды и телевизора, как будто

прилипший, присохший к этой комфортной жизни. И вдруг он слышит звуки

военного духового оркестра, окунается в другой мир и оттаивает. Спросите

его в эту минуту, о чем он сейчас думает, и он точно скажет: о любви, о

детях, о родине, о Боге». Эти слова как нельзя лучше показывают, насколько

высокое значение имеет в данный момент восстановление в нашей стране

практики

духового

исполнительства

для

патриотического

воспитания

молодежи. И особенно значимо возрождение духовых отделений в детских

школах искусств, количество и качество которых значительно сократилось

по сравнению с советским временем.

Немаловажную роль играла духовая музыка и во время Великой

Отечественной

войны.

Она

вдохновляла

наших

солдат

на

подвиг,

сопровождала их, когда они шли в бой и встречала, когда возвращались,

звуча как по радио, так и прямо на передовой. Многие музыканты не

ограничивались только поднятием боевого духа, но и сами вылезая из окопов

брались за оружие. Старшина Е.А. Пикалов, служивший в Образцовом

оркестре штаба Московского Военного округа, описывает как в июле 1941

года находясь под городом Себеж Калининградской области: «Мы бежали

вперед под оглушительные и длинные очереди своих пулеметов и под звуки

оставшегося в окопах оркестра. Когда, отбив атаку, мы возвращались

обратно в свои окопы, оркестр встретил нас маршем “Триумф победителей”.

Однако отдых был недолгим. Оправившись, немцы снова пошли в атаку, и

снова под звуки музыки наш батальон перешел в контратаку. Вскоре,

вследствие потерь, пришлось музыкантам оставить инструменты, сложив их

в окопе под охраной музыканта Кочергина, и самим присоединиться к

бойцам батальона».

В первые же дни после Великой Победы: «Пройдя по многим

освобожденным

странам

Европы,

оркестры

Красной

Армии

дали

многочисленные концерты для населения. В сопровождении оркестров

слушатели пели Гимн Советского Союза и свои национальные гимны».

Таким

образом,

духовые

оркестры

несли

людям

бывших

оккупационных земель великую радость – вновь услышать звучание своего

родного гимна.

Кроме того, в годы войны стали поистине всенародно любимыми

многие марши и вальсы. Близость к народным интонациям позволила

надолго закрепится в оркестровом репертуаре таким вальсам, как «Амурские

волны» М.А. Кюсса и «На сопках Маньчжурии» И.А. Шатрова, а марш В.И.

Агапкина

«Прощанье

славянки»

сопровождал

солдат

в

путь

на

железнодорожных вокзалах и в Перву мировую и в Великую Отечественную

войну. Этот марш сопровождает солдат при отправлении на место срочной

службы на вокзалах и в наши дни.

Знаменательным, ярким и радостным событием, подведшим черту

Великой Отечественной войне, стал Парад на Красной площади в Москве

24 июня 1945 года, который также, как и во все предыдущие годы, был

сопровождаем громогласной музыкой духовых инструментов.

Умение видеть, понимать и создавать прекрасное делает духовную

жизнь наших детей богаче, интереснее, дает им возможность испытывать

самое высокое духовное наслаждение. Для становления человека в юные

годы искусство имеет исключительное значение. Необходимо, чтобы

ценности искусства стали духовной потребностью подростков. Таким

образом,

особая

роль

искусства

в

духовно-нравственном

воспитании

заключается в способности произведений музыки максимально приблизить

к ребенку тот мир переживаний, радостей и тревог, нравственных ценностей

и безнравственных поступков, при столкновении с которыми, руководимая

наставником, формируется личность ребенка. Происходит обретение норм и

ценностей, становящихся фундаментом, внутренним стержнем внутри самой

личности, способной выстраивать свою жизнь в этом мире.

Используемая литература:

1.

Аверина

Н.Г.

О

духовно-нравственном

воспитании

младших

школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. - 2005 - №11

2.

Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя. – М.,

1984.

3.

Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке. - М.: Просвещение,

1989.

4.

Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе. – М., 1973.



В раздел образования