Автор: Хрусталева Наталия Юрьевна
Должность: преподаватель отделения "оркестровые духовые и ударные инструменты"
Учебное заведение: ГБПОУ КК "Новороссийский музыкальный колледж им. Д.Д.Шостаковича"
Населённый пункт: Новороссийск
Наименование материала: Статья
Тема: Цели и задачи духовно-нравственного воспитания обучающихся в системе дополнительного и профессионального образования
Раздел: среднее профессиональное
Хрусталева
Наталия
Юрьевна
–
заслуженный
работник
культуры
Краснодарского края, преподаватель
высшей
категории
ПЦК
«Оркестровые духовые и ударные
инструменты»
ГБПОУ
КК
«Новороссийский
музыкальный
колледж им. Д.Д.Шостаковича»
Цели и задачи духовно-нравственного воспитания
обучающихся в системе дополнительного и профессионального
образования
Современная система музыкального образования обладает большим
арсеналом форм, методов и педагогических технологий, которые позволяют
раскрыть и развить творческий потенциал учащихся, а также оказать влияние
на духовно-нравственное развитие личности ребенка. Детская музыкальная
школа сегодня – это уникальное учреждение культуры, на которое возложено
не только сугубо музыкальное воспитание ребенка, но и его культурное,
интеллектуальное и духовно-нравственное развитие. Владение музыкальным
инструментом, основами музыкальной грамоты, навыками слушания музыки
и сведениями из курса музыкальной литературы важно не только для
последующей профессиональной ориентации учащихся, но и является
неотъемлемой составляющей общего эстетического воспитания гармонично
развитой личноcти. Проблема эстетического развития личности, ее духовно-
нравственного воспитания в настоящее время остается весьма актуальной.
Нравственность – это «внутренние, духовные качества, которыми
руководствуется
человек,
этические
нормы,
правила
поведения,
определяемые этими качествами» («Толковый словарь русского языка»
С.И.Ожегова).
Мир музыки хранит вечные нравственные ценности: добро, любовь,
честь, достоинство, веру, милосердие, красоту, истину, патриотизм…
В России духовно-нравственное воспитание – неотъемлемая часть
духовно-нравственного становления человека
на основе православной
культуры. Особая роль здесь принадлежит духовной музыке. Прикоснуться к
этому пласту русской музыкальной культуры учащиеся могут на уроках хора,
а также слушания музыки, «Музыка и окружающий мир» и музыкальной
литературы. Эти предметы – основные, которые отвечают за эстетическое,
патриотическое и духовно-нравственное воспитание учеников ДШИ.
Во
все
века
люди
высоко
ценили
духовно-нравственную
воспитанность. И вопрос духовно-нравственного воспитания детей является
одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом
и государством в целом.
В
современном
обществе
происходят
глубокие
преобразования.
Характерной чертой современной эпохи является наличие в ней сложнейших
политических, социально- экономических, экологических и множества
других проблем. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе
духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Причинами данной
ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров
для
молодого
поколения,
резкое
ухудшение
морально-нравственной
обстановки в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми и
молодежью.
В настоящее время подрастающее поколение можно обвинять в
бездуховности, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы духовно-
нравственного
воспитания
школьников
связана
со
следующими
положениями:
наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко
- нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными
чертами личности;
в
современном
мире
маленький
человек
живет
и
развивается,
окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия
на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники)
ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на
еще только формирующуюся сферу нравственности;
само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-
нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности,
определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим
людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. (К.Д.
Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу
воспитания»);
вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не
только информируют ученика о нормах поведения, утверждаемых в
современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения
норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Для их реализации этих положений требуются не только образованные,
но и духовно развитые, способные к саморазвитию личности. Все это
актуализирует необходимость обращения к проблеме духовного возрождения
личности, развития ее духовно-нравственного сознания, позволяющего ей
активно, творчески включиться в общественную жизнь третьего тысячелетия,
самореализовываться
и
самосовершенствоваться
на
основе
духовно-
нравственных ценностей.
Духовность – свойство природы самого человека, это-то уникальное,
исключительное, важнейшее, что отличает человека от других самых
высокоразвитых живых существ, это то, что даже трудно определить
словами. Дух – это мышление, и сознание, и воля человеческая, которое
составляет особенность человека.
Без
духовности
нельзя
нести
жертвы
и
совершать
подвиги.
Отличительная черта духовного человека – это его уравновешенность и
целостность, искренность, полная гармония с самим собой и миром, в
котором живёт такая личность.
Духовность открывает нам доступ к любви, совести, чувству долга, к
правосознанию
и
государственности,
к
искусству,
науке и религии,
указывает, что является в жизни главным и наиболее ценным. Духовные
знания не только ведут к определённому виду деятельности. Они освещают
общую картину мира, общие законы развития природы и общества,
благодаря чему вырабатывается научный подход к пониманию явлений.
Таким образом, можно ответить кратко – духовностьэто любовь,
доброта, красота, творчество, знание и свет, который несёт человек,
обладающий этим качеством души.
Одним из эффективных средств формирования духовной культуры
является искусство, в частности духовая музыка (оркестр). Музыка,
оркестровое
творчество
открывает
человеку
возможность
творческой
реализации и самоопределения в мире, постижения гармонического единства
с миром. Духовое искусство содержит ценные идеи и веками проверенный
опыт воспитания, которые, развиваясь, обогащают мировую педагогическую
мысль. Изучение этого опыта и использование достижений современного
музыкознания
помогут
обогатить
теоретические
основы
и
практику
воспитания. Особая роль в работе с учащимися принадлежит детской музыке,
которая на практике всегда рассматривалась как ядро духовного воспитания.
Природная сторона человека развивается и изменяется на протяжении
всей его жизни. Лишь в процессе воспитания и обучения, общественной
жизни и деятельности, усвоение знаний и умений у человека на основе
задатков формируется духовная культура.
Начиная с 20-хгг. Прошлого столетия, выдающиеся музыканты -
педагоги (Б.В. Асафьев, Н.Я.Брюсова, В.Г. Коротыгин и позднее - В.И.
Шацкая, О.А. Апраксина, Н.Л. Гродзенская и др.), подчеркивая культурно-
просветительскую направленность музыкальных занятий, особое значение
придавали духовно- нравственному воспитанию средствами музыки. Идеи
всеобщего духовного воспитания учащихся в нашей стране разрабатывалась
такими прогрессивными деятелями искусства и культуры, учёными и
педагогами, как А.Г. Рубинштейн, Б.В. Асафьев, Д. Б. Кабалевский и другие.
Влияние
духовного
воспитания
на
успешное
развитие
школьников
отмечалось А. С. Макаренко, Н. А. Ветлугиной, В. А. Сухомлинским и
многими другими. В.А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо
заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать
человека». Он считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения
закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и
бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка
лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того,
что он видит, делает, наблюдает».
В современных условиях, благодаря развитию музыкальной индустрии,
ориентации школьников в области музыки формируются, главным образом,
под
воздействием
средств
массовой
информации
и
общения
со
сверстниками,
что
приводит
к
потреблению
музыкальных
образцов
сомнительного эстетического качества, рассчитанных на невзыскательный
вкус в силу легкости восприятия. Такие разновидности современной музыки,
выполняющие не столько эстетическую, сколько коммуникативную и
фоновую функции, пользуются в детской, подростковой среде широкой
популярностью.
Особенно остро эта проблема стоит в подростковой среде, так как
именно данный социальный слой общества наиболее подвержен внешним
воздействиям в силу своих возрастных особенностей. Известно, что дети
усваивают и присваивают ценности взрослых. А сегодня эти ценности
подвергаются решительному пересмотру.
Сегодня дети не такие, какими были вчера. И для того, чтобы их
действительно воспитывать и развивать эстетически, мы должны и узнать, и
понять их сегодняшних - новых, неожиданных. Понять, как нужен им
добрый, умный провожатый в сложный и многогранный мир искусства,
нужен, несмотря на всю их внешнюю колючесть и независимость в
суждениях, симпатиях и антипатиях. Понять, как сильна в подростках
потребность серьёзного, без скидок и навязывания, общения с нами на
"музыкальной почве".
Подростки сейчас развиты интеллектуально. Но им необходимо стать
подлинно интеллигентными. И в этом плане роль музыкального воспитания
поистине
незаменима.
Известно,
что
конечная
цель
музыкального
воспитания мыслится в сфере общего развития подростка, прежде всего в
области морали, нравственного совершенствования. Музыкальное искусство
выступает перед детьми в роли проводника определенных идей и идеалов.
Духовое оркестровое воспитание.
«Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством
привлечения к добру, красоте, человечности... Как гимнастика выпрямляет
тело, так музыка выпрямляет душу человека», - писал о музыке В.А.
Сухомлинский.
Игра на духовых инструментах является одним из самых доступных
видов музыкальной деятельности. При игре на инструменте происходит
общее развитие ребенка - формируются его высшие психические функции,
развивается
дыхание;
память,
происходит
накопление
знаний
об
окружающем; ребенок учится общаться со сверстниками. Поэтому обучение
детей духовому искусству представляет один из оптимальных путей
приобщения детей к культуре и творчеству.
Духовое оркестровое воспитание - сложная, многогранная система,
которая влияет на формирование творческой индивидуальности и может
оказывать целенаправленное воздействие на личность подростка.
Необходимо создание эстетической среды обучения подростков,
которая предполагает
Одним из важнейших звеньев в воспитании является концертная
деятельность. Выступление на концертах - это своеобразный отчет о
проделанной
работе.
Оно
выявляет
все
возможности
обучающегося,
коллектива,
демонстрирует
сплоченность,
дисциплину,
музыкальность,
способность
слушать
и
слышать
руководителя,
сценичность,
эмоциональность и т.д.
Концертные выступления имеют большое воспитательное значение.
Они формируют чувство ответственности: исполнителям должно быть не
безразлично, как оценят их труд слушатели, а на конкурсах и фестивалях -
авторитетное жюри. С первого года обучения обучающиеся духового
оркестрового класса принимают участие, как солисты, так и в составе
духового оркестра в праздниках и концертных мероприятиях для жителей
города,
детской
школы
искусств,
общеобразовательной
школы.
Это
концерты, посвященные «Дню Победы», «Дню защиты детей», «Дню
Матери», «Дню пожилых людей», и других мероприятиях. Дети не только
познакомились с прекраснейшим музыкальным материалом, но самое
главное – они проникались огромным состраданием к старикам, к которым
приходят с концертом в центр реабилитации граждан пожилого возраста и
инвалидам, видели слёзы и сами плакали с мамой героя, погибшего в
Афганистане, искренне преклонялись перед подвигом ветеранов войны.
Патриотический репертуар для духового оркестра
"Гимн России" - А.Александров
Веселый марш (Шаинский Владимир Яковлевич)
«День Победы»
Марш Авиаторов (Все выше) (Юлий Абрамович Хайт),
Марш Артиллеристов
Марш из кинофильма "Веселые Ребята" (Дунаевский, Исаак Осипович)
Марш нахимовцев (Муз.: В Соловьев-Седой)
Марш Лейб-гвардии Преображенского полка (автор неизвестен)
Московский марш (Борис Александрович Диев)
«Победа» (Николай Рафаэлевич Арутюнов)
«Привет Музыкантам» (марш) (Семён Александрович Черне
́
цкий)
«Прощание славянки» (марш) (Агапкин, Василий Иванович)
«Служить России» (Эдуард Ханк) Марш-песня
«Солдаты в Путь»
«Тоска по родине» (марш) автор неизвестен
Вальс «Березка» (Е. Дрейзин)
Вальс Расставания (Ян Френкель)
"В лесу прифронтовом" - М.Блантер
«На побывку едет молодой моряк» (Александр Петрович Аверкин)
«Сердце молчи» (из к/ф ""На семи ветрах" ) (Кирилл Владимирович
Молчанов)
«Салют Москвы» (Семён Александрович Чернецкий)
Д. Шостакович Марш
Д.Шостакович Вальс из к/ф «Первый эшелон»
Пахмутова А. «Малая земля»
Рунов Р. Марш «Ленинград»
Москаленко К. Марш «Фронтовик»
«Егерский марш» (без автора)
Последние два десятилетия в нашей стране все больше внимания
уделяется патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Эта
проблематика нашла отражение в целом ряде государственных документов.
Среди них – Государственная программа «Патриотическое воспитание
граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы», Федеральная целевая
программа «Молодежь России (2001–2005 годы)», Концепция модернизации
российского образования на период до 2010 года, Национальная доктрина
развития образования в РФ до 2025 года.
Но несмотря на эти программы и доктрины пока в стране поднятие
патриотических настроений среди молодежи идет очень медленно.И это не
удивительно, ведь в наше виртуальное время, когда дети очень мало
соприкасаются с реальностью, проводя все время в компьютерах и
телефонах, им крайне необходимо что-то настоящее и живое. Исходя из
этого одним из значительных факторов воспитания патриотизма у молодежи
можно назвать духовую музыку. Об это говорил главный военный дирижёр
России, композитор, Генерал-лейтенант В.М. Халилов: «Сегодня особенно
недостает чего-тонастоящего и мы стараемся восполнить эту насущную
потребность живой музыкой, красивыми мелодиями.
Вот приходит на концерт типично городской человек: слившийся с
городом, не мыслящий своей жизни без горячей воды и телевизора, как будто
прилипший, присохший к этой комфортной жизни. И вдруг он слышит звуки
военного духового оркестра, окунается в другой мир и оттаивает. Спросите
его в эту минуту, о чем он сейчас думает, и он точно скажет: о любви, о
детях, о родине, о Боге». Эти слова как нельзя лучше показывают, насколько
высокое значение имеет в данный момент восстановление в нашей стране
практики
духового
исполнительства
для
патриотического
воспитания
молодежи. И особенно значимо возрождение духовых отделений в детских
школах искусств, количество и качество которых значительно сократилось
по сравнению с советским временем.
Немаловажную роль играла духовая музыка и во время Великой
Отечественной
войны.
Она
вдохновляла
наших
солдат
на
подвиг,
сопровождала их, когда они шли в бой и встречала, когда возвращались,
звуча как по радио, так и прямо на передовой. Многие музыканты не
ограничивались только поднятием боевого духа, но и сами вылезая из окопов
брались за оружие. Старшина Е.А. Пикалов, служивший в Образцовом
оркестре штаба Московского Военного округа, описывает как в июле 1941
года находясь под городом Себеж Калининградской области: «Мы бежали
вперед под оглушительные и длинные очереди своих пулеметов и под звуки
оставшегося в окопах оркестра. Когда, отбив атаку, мы возвращались
обратно в свои окопы, оркестр встретил нас маршем “Триумф победителей”.
Однако отдых был недолгим. Оправившись, немцы снова пошли в атаку, и
снова под звуки музыки наш батальон перешел в контратаку. Вскоре,
вследствие потерь, пришлось музыкантам оставить инструменты, сложив их
в окопе под охраной музыканта Кочергина, и самим присоединиться к
бойцам батальона».
В первые же дни после Великой Победы: «Пройдя по многим
освобожденным
странам
Европы,
оркестры
Красной
Армии
дали
многочисленные концерты для населения. В сопровождении оркестров
слушатели пели Гимн Советского Союза и свои национальные гимны».
Таким
образом,
духовые
оркестры
несли
людям
бывших
оккупационных земель великую радость – вновь услышать звучание своего
родного гимна.
Кроме того, в годы войны стали поистине всенародно любимыми
многие марши и вальсы. Близость к народным интонациям позволила
надолго закрепится в оркестровом репертуаре таким вальсам, как «Амурские
волны» М.А. Кюсса и «На сопках Маньчжурии» И.А. Шатрова, а марш В.И.
Агапкина
«Прощанье
славянки»
сопровождал
солдат
в
путь
на
железнодорожных вокзалах и в Перву мировую и в Великую Отечественную
войну. Этот марш сопровождает солдат при отправлении на место срочной
службы на вокзалах и в наши дни.
Знаменательным, ярким и радостным событием, подведшим черту
Великой Отечественной войне, стал Парад на Красной площади в Москве
24 июня 1945 года, который также, как и во все предыдущие годы, был
сопровождаем громогласной музыкой духовых инструментов.
Умение видеть, понимать и создавать прекрасное делает духовную
жизнь наших детей богаче, интереснее, дает им возможность испытывать
самое высокое духовное наслаждение. Для становления человека в юные
годы искусство имеет исключительное значение. Необходимо, чтобы
ценности искусства стали духовной потребностью подростков. Таким
образом,
особая
роль
искусства
в
духовно-нравственном
воспитании
заключается в способности произведений музыки максимально приблизить
к ребенку тот мир переживаний, радостей и тревог, нравственных ценностей
и безнравственных поступков, при столкновении с которыми, руководимая
наставником, формируется личность ребенка. Происходит обретение норм и
ценностей, становящихся фундаментом, внутренним стержнем внутри самой
личности, способной выстраивать свою жизнь в этом мире.
Используемая литература:
1.
Аверина
Н.Г.
О
духовно-нравственном
воспитании
младших
школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. - 2005 - №11
2.
Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя. – М.,
1984.
3.
Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке. - М.: Просвещение,
1989.
4.
Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе. – М., 1973.