Напоминание

"Снег, лёд, вода"


Автор: Лапина Евгения Александровна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МДОУ №48 "Энергетик" г. Нерюнгри
Населённый пункт: г.Нерюнгри Республика САХА Якутия
Наименование материала: Проект по опытно-эксперементальной деятельности старших дошкольников с ОВЗ
Тема: "Снег, лёд, вода"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Лапина Евгения Александровна

учитель- дефектолог

МДОУ №48 «Энергетик» г.Нерюнгри Нерюнгринского района

ПРОЕКТ

по опытно-экспериментальной деятельности

старших дошкольников с ОВЗ

на тему: «Снег, лёд, вода»

Пояснительная записка.

Особое

значение для развития личности

дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и

человека,

овладение

способами

практического

взаимодействия

с

окружающей средой которые обеспечивают становление любознательной и

познавательной мотивации, познавательных действий, становление сознания.

Актуальность

разрабатываемого

проекта.

Детская

опытно-

экспериментальная деятельность способствует полноценному развитию

личности дошкольников. В основе данной деятельности дошкольников лежит

жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в

умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей,

что в свою очередь приведёт к интеллектуальному и эмоциональному

развитию.

Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности,

любознательности,

стремления

к

самостоятельному

познанию

и

размышлению.

Задачи :

1. Расширять представления детей об

окружающем мире через

знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.

2. Развивать у детей умение пользоваться приборами-помощниками

при проведении игр- экспериментов (различные емкости).

3. Развивать у детей умственные способности:

- развивать мыслительные способности: анализ, классификация,

сравнение, обобщение

- формировать способы познания путем сенсорного анализа

4.

Социально-

личностное

развитие

каждого

ребенка:

развитие

коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного

самоконтроля и саморегуляции своих действий

Ожидаемый результат.

Развитие познавательных интересов детей,

расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие,

развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование

познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и

творческой

активности;

формирование

первичных

представлений

об

объектах

окружающего

мира,

о

свойствах

и

отношениях

объектов

окружающего

мира.

Развитие

воспитания,

внимания,

памяти,

наблюдательности,

способности

анализировать,

сравнивать,

выделять

характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего

мира; умение устанавливать простейшие связи между предметами и

явлениями, делать простейшие обобщения.

Проблема.

Климат нашего

района резко

континентальный.

Он

значительно

суровее

климата

районов

Европейской

части

России,

находящихся на той же географической широте. Зима в Нерюнгри суровая и

продолжительная, с устойчивым снежным покровом, сильными ветрами и

метелями. Снег выпадает рано в середине октября и держится до конца

марта. Но при этом дети с ОВЗ ничего не знают о снеге и его свойстве. Вот

по этой причине я решила, что в рамках опытно-экспериментальной

деятельности актуально выбрать тему «Снег, лед, вода».

С детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ. мы провели ряд

следующих опытов:

О

пыты

Месяц

Название опыта

1, 2

Октябрь

«Вода и снег»; «Таяние снега»

3,4

Ноябрь

«Защитные свойства снега»; «Замерзание воды»

5,6

Декабрь

«Прозрачность льда»; «Определение свойства

снега и льда. Прочность»

7,8

Январь

«Определение цвета» «Лед легче воды»

9,10

Февраль

«Строение снежинки»; «Объем снега и воды»

11,12

Март

«В каком стакане льдинка быстрее растает»;

«Лепка из влажного снега»

Опыт № 1 «Вода и снег»

Цель: закрепить знания о различных состояниях воды. Способствовать

формированию

у

детей

познавательного

интереса,

развивать

наблюдательность, мыслительную деятельность.

Ход: Внести в группу снег и лед – что быстрее растает? В одно ведерко

поместить рыхлый снег, во второе – утрамбованный, в третье – лед.

Вывод: рыхлый снег растает первым, затем – утрамбованный, лед

растает последним.

Опыт № 2 «Таяние снега»

Цель: познакомить детей со свойствами снега. Воспитывать интерес к

экспериментальной деятельности, любовь к природе. Продолжать развивать

логическое мышление, воображение.

Ход: Набрать на прогулке вместе с детьми снег в стеклянную баночку.

Принести в группу и поставить в теплое место. Снег растает, образуется

вода. Обратить внимание детей на то, что вода грязная.

Вывод: снег под действием температуры тает, превращаясь в воду.

Опыт № 3 «Защитные свойства снега»

Цель: познакомить со свойствами снега. Развивать наблюдательность,

умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный

интерес детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-

следственную зависимость, делать выводы.

Ход:

Поместить

баночки

с

одинаковым

количеством

воды

на

поверхность сугроба, зарыть неглубоко в снег. Зарыть глубоко в снег.

Понаблюдать за состоянием воды в баночках.

Вывод: Чем глубже будет находиться баночка в снегу, тем теплее

будет вода. Корням под снегом и почвой тепло. Чем больше снега, тем теплее

растению.

Опыт № 4 «Замерзание воды»

Цель:

закреплять знания детей о свойствах воды. Воспитывать

познавательный интерес к миру природы.

Ход: Налить воду в ведерко и на глубокую тарелку. Вынести на холод.

Где вода быстрее замерзнет? Объяснить, почему вода в тарелки замерзает

быстрее.

Вывод: вода замерзает быстрее если ее мало.

Опыт № 5 «Прозрачность льда»

Задача: познакомить со свойствами льда. Развивать любознательность,

расширять

кругозор.

Учить

детей

делать

выводы

в

ходе

экспериментирования, делать логические умозаключения.

Ход: В прозрачную емкость положить мелкие предметы, залить водой

и поставить на холод. Рассмотреть с детьми, как сквозь лед видны замерзшие

предметы.

Вывод: предметы видны через лед потому, что он прозрачен.

Опыт № 6 «Определение свойства снега и льда. Прочность»

Задача: определить свойства снега и льда

Ход: взять горсть снега и высыпать ее. Как можно назвать это свойство

снега? Взять сосульку и уронить ее на твердую поверхность или постучать по

ней. Что с ней произошло?

Вывод: снег рассыпался – он сыпучий, рыхлый. Лед раскололся он

хрупкий.

Опыт № 7 «Определение цвета»

Задача: определить свойства снега и льда

Ход: приготовить два стакана. В один – положить снег, в другой – лед.

Выяснить какого цвета снег, лед?

Вывод: снег – белый, лед прозрачный

Опыт № 8 «Строение снежинки»

Задача: познакомить детей со строение снежинки

Ход: во время прогулки, когда идет снег, рассмотреть снежинку через

лупу и посчитать количество лучей.

Вывод: у снежинки 6 лучей.

Опыт № 9. «Лед легче воды»

Задача: подвести к пониманию того, что лед легче воды

Ход: пусть дети выскажут свои предположения: что будет с кубиком

льда, если его поместить в стакан с водой? Он утонет, будет плавать, может

сразу раствориться?

Вывод: лед плавает в воде, так он легче воды, поэтому не тонет.

Опыт № 10. «Объем снега и воды»

Задача: подвести к понимаю, что снег объемный и легкий.

Ход: набрать в 5 литровое ведро снег, поставить в теплое место и

посмотреть сколько воды в нем станет после того как снег растает, измерить

количество воды в литрах.

Вывод: из 5 литров снега получается литр воды

Опыт № 11. «В каком стакане льдинка быстрее растает»

Задача: познакомить с влиянием температуры на лед.

Ход: в стаканы налить горячей, теплой и холодной воды и бросить в

них по льдинки. Или взять два стакана, насыпать в них льда, один стакан

обернуть теплым шарфом, а другой нет. Задать вопрос детям: «В каком

стакане льдинка растает быстрее?».

Вывод: льдинка растает быстрее в горячей воде или в стакане который

обернут теплым шарфом.

Опыт №12. «Лепка из влажного снега»

Задача: уточнить свойства влажного снега.

Ход: весной во время оттепели предложить детям слепить из снега

снежки.

Вывод: снег лепится, когда он влажный, липкий, тяжелый.



В раздел образования