Автор: Лапина Евгения Александровна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МДОУ №48 "Энергетик" г. Нерюнгри
Населённый пункт: г.Нерюнгри Республика САХА Якутия
Наименование материала: Проект по опытно-эксперементальной деятельности старших дошкольников с ОВЗ
Тема: "Снег, лёд, вода"
Раздел: дошкольное образование
Лапина Евгения Александровна
учитель- дефектолог
МДОУ №48 «Энергетик» г.Нерюнгри Нерюнгринского района
ПРОЕКТ
по опытно-экспериментальной деятельности
старших дошкольников с ОВЗ
на тему: «Снег, лёд, вода»
Пояснительная записка.
Особое
значение для развития личности
дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и
человека,
овладение
способами
практического
взаимодействия
с
окружающей средой которые обеспечивают становление любознательной и
познавательной мотивации, познавательных действий, становление сознания.
Актуальность
разрабатываемого
проекта.
Детская
опытно-
экспериментальная деятельность способствует полноценному развитию
личности дошкольников. В основе данной деятельности дошкольников лежит
жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в
умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей,
что в свою очередь приведёт к интеллектуальному и эмоциональному
развитию.
Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности,
любознательности,
стремления
к
самостоятельному
познанию
и
размышлению.
Задачи :
1. Расширять представления детей об
окружающем мире через
знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.
2. Развивать у детей умение пользоваться приборами-помощниками
при проведении игр- экспериментов (различные емкости).
3. Развивать у детей умственные способности:
- развивать мыслительные способности: анализ, классификация,
сравнение, обобщение
- формировать способы познания путем сенсорного анализа
4.
Социально-
личностное
развитие
каждого
ребенка:
развитие
коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного
самоконтроля и саморегуляции своих действий
Ожидаемый результат.
Развитие познавательных интересов детей,
расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие,
развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование
познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и
творческой
активности;
формирование
первичных
представлений
об
объектах
окружающего
мира,
о
свойствах
и
отношениях
объектов
окружающего
мира.
Развитие
воспитания,
внимания,
памяти,
наблюдательности,
способности
анализировать,
сравнивать,
выделять
характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего
мира; умение устанавливать простейшие связи между предметами и
явлениями, делать простейшие обобщения.
Проблема.
Климат нашего
района резко
континентальный.
Он
значительно
суровее
климата
районов
Европейской
части
России,
находящихся на той же географической широте. Зима в Нерюнгри суровая и
продолжительная, с устойчивым снежным покровом, сильными ветрами и
метелями. Снег выпадает рано в середине октября и держится до конца
марта. Но при этом дети с ОВЗ ничего не знают о снеге и его свойстве. Вот
по этой причине я решила, что в рамках опытно-экспериментальной
деятельности актуально выбрать тему «Снег, лед, вода».
С детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ. мы провели ряд
следующих опытов:
О
пыты
№
Месяц
Название опыта
1, 2
Октябрь
«Вода и снег»; «Таяние снега»
3,4
Ноябрь
«Защитные свойства снега»; «Замерзание воды»
5,6
Декабрь
«Прозрачность льда»; «Определение свойства
снега и льда. Прочность»
7,8
Январь
«Определение цвета» «Лед легче воды»
9,10
Февраль
«Строение снежинки»; «Объем снега и воды»
11,12
Март
«В каком стакане льдинка быстрее растает»;
«Лепка из влажного снега»
Опыт № 1 «Вода и снег»
Цель: закрепить знания о различных состояниях воды. Способствовать
формированию
у
детей
познавательного
интереса,
развивать
наблюдательность, мыслительную деятельность.
Ход: Внести в группу снег и лед – что быстрее растает? В одно ведерко
поместить рыхлый снег, во второе – утрамбованный, в третье – лед.
Вывод: рыхлый снег растает первым, затем – утрамбованный, лед
растает последним.
Опыт № 2 «Таяние снега»
Цель: познакомить детей со свойствами снега. Воспитывать интерес к
экспериментальной деятельности, любовь к природе. Продолжать развивать
логическое мышление, воображение.
Ход: Набрать на прогулке вместе с детьми снег в стеклянную баночку.
Принести в группу и поставить в теплое место. Снег растает, образуется
вода. Обратить внимание детей на то, что вода грязная.
Вывод: снег под действием температуры тает, превращаясь в воду.
Опыт № 3 «Защитные свойства снега»
Цель: познакомить со свойствами снега. Развивать наблюдательность,
умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный
интерес детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-
следственную зависимость, делать выводы.
Ход:
Поместить
баночки
с
одинаковым
количеством
воды
на
поверхность сугроба, зарыть неглубоко в снег. Зарыть глубоко в снег.
Понаблюдать за состоянием воды в баночках.
Вывод: Чем глубже будет находиться баночка в снегу, тем теплее
будет вода. Корням под снегом и почвой тепло. Чем больше снега, тем теплее
растению.
Опыт № 4 «Замерзание воды»
Цель:
закреплять знания детей о свойствах воды. Воспитывать
познавательный интерес к миру природы.
Ход: Налить воду в ведерко и на глубокую тарелку. Вынести на холод.
Где вода быстрее замерзнет? Объяснить, почему вода в тарелки замерзает
быстрее.
Вывод: вода замерзает быстрее если ее мало.
Опыт № 5 «Прозрачность льда»
Задача: познакомить со свойствами льда. Развивать любознательность,
расширять
кругозор.
Учить
детей
делать
выводы
в
ходе
экспериментирования, делать логические умозаключения.
Ход: В прозрачную емкость положить мелкие предметы, залить водой
и поставить на холод. Рассмотреть с детьми, как сквозь лед видны замерзшие
предметы.
Вывод: предметы видны через лед потому, что он прозрачен.
Опыт № 6 «Определение свойства снега и льда. Прочность»
Задача: определить свойства снега и льда
Ход: взять горсть снега и высыпать ее. Как можно назвать это свойство
снега? Взять сосульку и уронить ее на твердую поверхность или постучать по
ней. Что с ней произошло?
Вывод: снег рассыпался – он сыпучий, рыхлый. Лед раскололся он
хрупкий.
Опыт № 7 «Определение цвета»
Задача: определить свойства снега и льда
Ход: приготовить два стакана. В один – положить снег, в другой – лед.
Выяснить какого цвета снег, лед?
Вывод: снег – белый, лед прозрачный
Опыт № 8 «Строение снежинки»
Задача: познакомить детей со строение снежинки
Ход: во время прогулки, когда идет снег, рассмотреть снежинку через
лупу и посчитать количество лучей.
Вывод: у снежинки 6 лучей.
Опыт № 9. «Лед легче воды»
Задача: подвести к пониманию того, что лед легче воды
Ход: пусть дети выскажут свои предположения: что будет с кубиком
льда, если его поместить в стакан с водой? Он утонет, будет плавать, может
сразу раствориться?
Вывод: лед плавает в воде, так он легче воды, поэтому не тонет.
Опыт № 10. «Объем снега и воды»
Задача: подвести к понимаю, что снег объемный и легкий.
Ход: набрать в 5 литровое ведро снег, поставить в теплое место и
посмотреть сколько воды в нем станет после того как снег растает, измерить
количество воды в литрах.
Вывод: из 5 литров снега получается литр воды
Опыт № 11. «В каком стакане льдинка быстрее растает»
Задача: познакомить с влиянием температуры на лед.
Ход: в стаканы налить горячей, теплой и холодной воды и бросить в
них по льдинки. Или взять два стакана, насыпать в них льда, один стакан
обернуть теплым шарфом, а другой нет. Задать вопрос детям: «В каком
стакане льдинка растает быстрее?».
Вывод: льдинка растает быстрее в горячей воде или в стакане который
обернут теплым шарфом.
Опыт №12. «Лепка из влажного снега»
Задача: уточнить свойства влажного снега.
Ход: весной во время оттепели предложить детям слепить из снега
снежки.
Вывод: снег лепится, когда он влажный, липкий, тяжелый.