Напоминание

"Сэрипос"


Автор: Токарева Наталья Анатольевна
Должность: заместитель директора по учебно - воспитательной работе
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 6
Населённый пункт: г.Ханты - Мансийск, ХМАО
Наименование материала: статья
Тема: "Сэрипос"
Раздел: начальное образование





Назад





Программа внеурочной деятельности «Сэрипос»

Автор: Токарева Наталья Анатольевна

заместитель директора

по учебно-воспитательной работе

МБОУ «СОШ № 6»

г.Ханты-Мансийска

1.Пояснительная записка
У каждого из больших и малых народов, населяющих многонациональную Россию, существуют свои образцы культуры, способы деятельности, нормы поведения, передаваемые из поколения в поколение. В современный период актуальным во внеурочной деятельности представляется гармоничное сочетание обучения, развития и воспитания с максимальным учетом национальных и региональных традиций. Уважение к народным традициям, их мудрости и культуре, обрядам и обычаям необходимо воспитывать с раннего возраста. Являясь составной частью образовательной программы, региональный компонент обладает самоценностью и самозначимостью. В нем закладываются основы формирования системы знаний о своеобразии родного края и многогранной культуры коренных народов Югорского края, что способствует становлению личности ребенка. Потребность в возникновении программы «Сэрипос» объясняется целым рядом причин:  Окружающий мир познается детьми в многообразии и единстве.  Современному обществу необходимы высококлассные, хорошо подготовленные специалисты и патриоты своей Родины.  Развитие познавательной активности окружающей действительности через использование этнорегионального компонента развивают потенциал обучающихся, побуждают к освоению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей у детей. 1
 Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения и творчества детей. Приобщение обучающихся к народной культуре многонациональной России представляется в наши дни очень важным моментом. В настоящее время происходит подмена многих идеалов, разрушение взглядов предшествующих поколений, навязывание нового образа жизни. Академик Д.С. Лихачев в свое время отмечал: «… Важно воспитывать детей в моральном климате памяти: памяти народной, памяти культурной, ибо подобно тому, как личная память человека формирует его совесть, так историческая память народа формирует нравственный климат, в котором живет народ». В настоящий момент программа актуальна, потому что имеет ярко выраженную региональную, личностно - деятельностную и интегративную направленность, отражает социальный заказ современного общества. Образовательная программа «Сэрипос» рассчитана на воспитанников от 6,5 до 11 лет.
2. Общая характеристика программы
Программа «Сэрипос» (манс. Сияние) представляет собой авторский вариант планирования внеурочной деятельности в образовании обучающихся. Программа направлена на обеспечение равных возможностей получения качественного образования обучающимся младшего школьного возраста, духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества, сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, права на изучение родного языка, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России, единства образовательного пространства, условий для индивидуального развития: обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей с неродным русским языком и одаренных школьников.
Цель

программы:
создание условий для духовно-нравственного, художественно-эстетического и гражданско-патриотического развития личности 2
ребенка на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества.
Задачи программы:
 Создание условий для единого образовательного пространства с целью освоения содержания региональных материалов, отражающих культурные, исторические и национальные особенности автономного округа.  Гарантированность достижений планируемых результатов для творческого самовыражения и реализации способностей личности обучающегося и родителей через применение современные виды преподавания.  Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.  Учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.  Развитие созидательных и познавательных возможностей личности ребенка.  Воспитание личности ребенка как носителя и хранителя народной культуры коренных народов Югры и других национальностей.  Воспитание духовно-нравственных, художественно-эстетических и гражданско- патриотических личностных качеств ребенка.  Осуществление экологического воспитания детей.  Оказание педагогической помощи и поддержки обучающихся и их родителей в освоении культурных, духовных и трудовых традиций коренных народов Югры. В основе программы лежит системно - деятельностный подход. Инклюзия (интеграция) как методический прием способствует формированию у школьников младшего возраста целостной картины мира и созданию представления об уникальной культуре обских угров для всех категорий обучающихся. А.Я. Коменский говорил: «Окружающая жизнь – великолепный воспитатель: наблюдая за порядком жизни и взаимоотношениями в родительском доме, ребенок учится духовным и нравственным корням бытия». В программе внеурочной деятельности "Сэрипос" учтена этнокультурная специфика с целью приобретения знаний и формирования эмоционально - ценностного отношения к Родине, культуре и истории родного края, обеспечена преемственность и единство обучения и воспитания. 3
Интеграция краеведения, изобразительного искусства, литературного наследия и игровых технологий играет особую роль в духовном воспитании личности, в становлении нравственности растущего человека. Краеведение – неисчерпаемый источник воспитания любви к родному краю и к Родине. Изобразительное искусство народов Севера является одной из форм народного мышления, выражает художественно-эстетическую и нравственную суть коренных жителей округа. Немаловажное значение в реализации программы играет использование фольклора коренных народ Югры и других народностей многонациональной России. В процессе реализации программы внеурочной деятельности «Сэрипос» используются народные игры обских угров в рамках апробирования здоровьесберегающих технологий. Игра является фактором социального развития личности. В народных играх обских угров сочетаются народная педагогика, сохранение и укрепление здоровья обучающихся, развитие логического мышления и внимания. Программа внеурочной деятельности «Сэрипос» является особой формой познавательно-исследовательского, фольклорно-художественного и культурного взаимодействия детей, педагогов и родителей. В ходе реализации программы учитываются: 1. образовательные потребности обучающихся: дети с ограниченными возможностями здоровья и обучающиеся, для которых русский язык является неродным. 2. Индивидуальные и возрастные возможности каждого ребенка. 3. Апробирование различных форм деятельности интеллектуально- познавательной информации и художественно-практической деятельности. 4. Использование различных методик и форм деятельности в работе с воспитанниками. 5. Деятельность одного или нескольких педагогов дополнительного образования. 4
6. Подбор научной, исследовательской, методической и художественной литературы. В рамках данной программы реализуются следующие педагогические идеи:  Формирование ценностных основ культуры личности, которая трактуется как гармония культуры знания, чувств и творческого действия.  Опора на интегративный и личностно-ориентированный подход в образовании, игровые и здоровьесберегающие технологии.  Учет национально - региональной специфики.  Учет психофизиологических особенностей воспитанников. Основные направления деятельности программы внеурочной деятелности «Сэрипос»:  художественно- эстетическое  социальное  духовно-нравственное  Проектно-исследовательское С целью реализации творческого воображения и фантазии необходимо развивать мотивацию в познании родного края. Мотивация воспитанника в отношении интеллектуально-познавательной, художественно-краеведческой и игровой деятельности в ходе апробации программы «Сэрипос» должна постоянно стимулироваться педагогом и родителями. Программа «Сэрипос» предусматривает формирование и развитие у воспитанников социально-значимых ценностей для современного общества: патриотизма, этнотолерантности, гражданственности, уважения и любви к окружающей природе, к родному краю, к Родине, повышает познавательную активность обучающихся, учит воспитательно-положительному отношению к явлениям многонациональной культуры родного края и нашей Родины, воспитывает уважение к материальной культуре и духовным ценностям и традициям обско- угорских народов. Формы реализации программы 1. Занятия (фантазии, сказки, КВН, викторины, путешествия и другие). 2. Фольклорно-игровые программы. 5
3. Коллективные и индивидуальные творческие выставки. 4. Мастер-классы. 5. Экскурсии.
3. Описание места программы, курса в учебном плане.
Программа по внеурочной деятельности включена в о сновную образовательную программу начального общего образования. Программа рассчитана на три года обучения.  начальный блок – группа начальной подготовки.  основной блок – группа второго года обучения.  Заключительный блок – группа третьего года обучения. Занятия по программе «Сэрипос» проводятся 1 раз в неделю. Общее количество часов в год составляет 34 часа.
4. Описание ценностных ориентиров содержания программы.
Программа внеурочной деятельности "Сэрипос" представляет собой модифицированный вариант планирования образовательной деятельности, в ней используются интегрированные и личностно-ориентированные подходы в обучении детей, применяются педагогические технологии художественно-краеведческой и культурологической направленности. • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям. • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества. • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм. • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума. • Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле. • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. 6
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества. • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности. • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
5.

Личностные,

метапредметные

и

предметные

результаты

освоения

программы.
Освоение программы "Сэрипос" вносит существенный вклад в достижение
личностных результатов
начального образования: 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 7
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Изучение программы "Сэрипос" играет значительную роль в достижении
метапредметных результатов
начального образования, таких как: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»; 9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 8
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»; 13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир». При изучении программы "Сэрипос" достигаются следующие
предметные

результаты:
1) понимание особой роли России, автономного округа в мировой истории, вос- питание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; 2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; 3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; 4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); 5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире. 9

Блоки реализации программы
Название ступени 1-й уровень «Верю в себя» 2-й уровень «Совершенствую себя» 3-й уровень «Реализую себя» 1 б л о к – п е р в ы й г о д обучения (33 ЧАСА) Интегрированное обучение с целью создания условий для плодотворного развития воспитанника. 2 блок – второй год обучения (34 ЧАСА) Комплексное обучение н а о с н о в е интегрированного подхода, закрепление и р а з в и т и е н а в ы ко в , полученных на первой ступени, стимулирование творческого интереса к изучению краеведения, И З О и ф о л ь к л о р а обских угров. 3 блок – третий год обучения (34ЧАСА) Использование проектно- исследовательск их технологий, углубленное изучение дисциплин, авторское творчество детей. 10

Содержание программы
Содержание программы первого года обучения (33 часа)
1.
«Золотая Югра» ( 12 часов). Изучение символики и геральдики России и ХМАО – Югры, народного искусства, краеведческих фактов и природных условий, югорских просторов и красот природы, самобытность одежды и хозяйственных занятий, фольклора и образа жизни коренных народов Югры в осеннее время года.
2.
«Белая сказка Югры» (11 часов). Ознакомление исторически-краеведческими условиями проживания обско- угорских народов, с жилищем и бытом, традиционным костюмом и образом жизни в зимний период народов ханты и манси.
3.
«Распевы Югорской Земли»(4 часа). Знакомство с этнографическими особенностями края, народным искусством и устным творчеством обских угров в весенне-летнее время года. Рисование по представлению.
4.
«Мой край – мой дом» (2 часа). Сохранение нравственных ценностей семьи, изучение родословной, возрождение и сохранение народных семейных традиций, традиционно-обрядовых праздников. Сказки и легенды обских угров.
5.
«Югорская земля в творчестве»(4 часа) Знакомство с художниками и писателями, сказителями и народными мастерами Югры. Произведения писателей и художников.
Содержание программы второго года обучения (34 часа)
1. «Любовь к отчизне окрыляет сердце» (9 часов). Первые сведения о прошлом и настоящем нашего края. История, культура обских угров, их слияние и взаимосвязь с природой. Современные условия развития Югры. Югра – многонациональная и интернациональная. Фольклор. Пословицы. 2. «Природа Югры» (9 часов). Разнообразная флора Югры. Священные растения обских угров. Легенды деревьев в орнаменте. Мифы и легенды о растениях нашего округа. Югорское 11
разнотравье и ягодники. Редкие растения и животные нашего округа. Рисование по представлению. 3. «Многообразная фауна Югры» (8 часов). Разнообразный мир животных Югры. Птицы, звери, рыбы, насекомые, их сходство и различия, образ жизни. Фольклор «Сказки бабушки Аннэ», «Языческая поэма» Ю. Шесталова. Священные животные. Живой орнамент. Рисование животных, птиц и др. 4. «Человек и природа» (8 часов). Человек – это часть живой природы. Взаимосвязь живой и неживой природы. Экология и человек. Береги природу. Рисование с натуры.
Содержание программы третьего года обучения (34 часа).
1. «Природа и экология» (9 часов). Понятия «Природа» и «Экология». Взаимосвязь природы, экологии и человека. Роль заповедников Югры в охране природы. 2. «Страницы прошлого Югры» (9 часов). Заселение Западной Сибири. Исторические гипотезы возникновения древних племен. Возникновение традиционных занятий коренных народов Югры. Появление географических названий населенных пунктов, городов, рек и др. Улицы и площади твоего города. 3. «Югра в настоящем» ( 8 часов). Знаменитые люди Югорского края. Виды архитектуры, её неповторимость и разнообразие. Современные традиции и праздники коренных народов Югры. 4. «Югра – край будущего» (8 часов). Современное развитие малой и большой Родины, красота и богатство родного края. Замечательные люди Югры: поэты, писатели, художники, сказители.
Учебно-тематический план первого года обучения (34 часа в год)
Блок Тема Цели Задачи Всего час Золотая Югра З д р а в с т ву й к р а й , родной мансийский. 4 12
Познакомить воспитанников с особенностями Югорского края, его символикой и геральдикой; научить определять вид ы пейзажей, смешивать цвет; в л а д е т ь э л е м е н т а р н ы м и п р и е м а м и и з о б р а ж е н и я пространства, во спитывать беречь и охранять фауну, флору своего края. С и м в о л и к а и геральдика ХМАО – Югры. Жизнь о б и т ат е л е й тайги. Красная книга Югры. О д е ж д а н а р о д о в С евера в о с е н н е е время. П о з н а к о м и т ь д е т е й с особенностями национальной о д е ж д ы о б с к о - у г о р с к и х народов; научить детей создавать свои п р о е к т ы в с т и л и з а ц и и н а ц и о н а л ь н о го ко с т ю м а ; р а з в и в а т ь к р у г о з о р воспитанников; в о с п и т ы в ат ь у в а же н и е к традициям народов манси и ханты. 3 Традиционные цвета одежды народов ханты и манси. П р и р о д а Ю г р ы осенью. П о с е л е н и я о б с ко - угорских народов. П о з н а ко м и т ь с б ы т о м и э т и ке том о б с ко - у г о р с к и х народов; Развивать кругозор детей и художественные навыки; воспитывать толерантность и уважение к культуре народов Севера. 3 Жилища и быт обско- угорских народов. У т в а р ь с е в е р н ы х народов Югры. 13
Хозяйственные занятия и образ жизни осенью. Рыболовство. Познакомить с традиционными в и д а м и д е я т е л ь н о с т и и фольклором коренных жителей Югры; научить передавать пропорции человеческого тела; развивать навыки рисования карандашом и акварелью; воспитывать чувства гордости и патриотизма к своему краю и его труженикам. 3 Охота. Собирательство. К а л е н д а р ь и хозяйственный цикл. Земледелие. Огородничество. Средства передвижения. Белая сказка Югры Ю г о р с к а я з и м а . Первый снег. Познакомить воспитанников с красотами природы нашего края через произведения фольклора и писателей Югры; н а у ч и т ь с о з д а в а т ь неповторимые пейзажи в зимний период различными художественными техниками рисования; развивать умение использовать закон перспективы и холодных тонов; воспитывать любовь к краю. 2 З и м н и е к а р т и н ы нашего округа. Животные в зимнее время года. О д е ж д а н а р о д о в Севера зимой. Виды зимней одежды. Познакомить с особенностями национальной одежды обско- угорских народов в зимнее время года; овладеть навыком построения традиционного орнамент а; 5 Мужской и женский зимний национальный костюм. О р н а м е н т – я з ы к природы. 14
научить использовать орнамент как язык общения; развивать умение подчеркнуть красоту материала, форму изделия орнаментом; развивать воображение и мышление; научить использовать орнамент в современной одежде; воспитывать трудолюбие, вкус и у в а ж е н и е к э т и к е т у использования одежды в быту. Красота орнамента в украшениях. Орнаментальное искусство. Дизайн и стилизация орнамента обско-угорских н а р о д о в в современном мире. Традиционный образ ж и з н и к о р е н н ы х народов Югры зимой. Познакомить с традиционными занятиями о б с ко - у го р с к и х народов в зимнее время года; развивать художе ственные особенности у детей; научить воспитанников чувствовать и понимать культурологическое и эстетиче ско е с в о е о б р а з и е традиционной жизни народов ханты и манси; в о с п и т ы в ат ь у в а же н и е к традициям обско- угорских народов. 2 15
Народное искусство обско-угорских народов. Познакомить с изделиями прикладного искусства обских у г р о в ; дать представление о художественном разнообразии и богатстве, красоте народного искусства в культуре коренных жителей Югры. 2 Распевы Югорской Земли В гостях у весны. Н а у ч и т ь ч у в с т в о в а т ь и передавать т ради ц и он н ы м способом изобразительной деятельности времена года, к р а с о т у и р а з н о о б р а з и е природы Югры; развивать творческое воображение. 1 Весенне-летние р а с п е в ы Ю г р ы . Обско-угорская а п п л и к а ц и я в современной одежде (проект). Познакомить со спо собом н а н е с е н и я ап п л и ка ц и и в и з д е л и я х д е к о р а т и в н о - прикладного искусства народов манси и ханты; развивать креативность и трудолюбие. 2 О д е ж д а о б с к о - угорских народов в весенне-летнее время. Орнаментика в быту н а р о д о в м а н с и и ханты. Д а т ь п р е д с т а в л е н и е о художественном разнообразии, богатстве, красоте народных орнаментов обско-угорских народов в одежде; научить методам построения орнамента. 1 Мой край – мой дом Моя семья. Моя родословная. Познакомить с традициями и обычаями коренных народов Ю г р ы ; в о с п и т а т ь 2 Праздничная культура коренных н а р од о в Югры. 16
коммуникабельность и культуру взаимоотношений в социуме. Этикетные традиции обско-угорских народов. Югорская з е м л я в творчестве Художники Югорского края Познакомить с художниками и писателями Югорского края; д а т ь п р е д с т а в л е н и е о художественном разнообразии, богатстве, красоте народного фольклора об с ко- угорс ких народов и других культур. 4 Писатели Югорского края Фольклор Всего 33
Учебно-тематический план второго года обучения (34 часа)
Блок Тема Всего час Любовь к отчизне окрыляет сердце  Наш край ХМАО – Югра.  Я, ты, он, она – вместе целая Югра.  Современное развитие Югры.  Фольклор.  Россия – родина моя. 9 Природа Югры  Растения нашего края.  Лес – легкие Югры.  Грибы – необычные растения Югорского края.  Красота окружающей природы.  Природные сообщества.  Флора Югры.  Редкие растения нашей тайги. 9 Многообразная фауна Югры  Разнообразный мир животных Югры. Животные.  Красная книга Югры. 8 17
 Разнообразный мир животных Югры. Птицы.  Красная книга Югры.  Разнообразный мир животных Югры. Насекомые.  Водоемы нашего края. Рыбы.  Красная книга Югры. Человек и природа  Взаимосвязь растительного и животного мира.  З н а ч е н и е п р и р о д ы д л я коренного жителя Югры.  Твое отношение к природе.  Народный календарь обских угров. 8 Всего 34
Учебно-тематический план третьего года обучения (34 ЧАСА)
Блок Тема Всего час Природа и экология Береги свой лес. Лес – основа всего живого на Земле. Зоологические портреты. Сказочные пейзажи. Живая природа – наше будущее. Экологическое воспитание у обско-угорских народов. 9 18
Страницы прошлого Югории Югорская земля во глубине веков. Первые сведения о прошлом нашего края. Географиче ские названия – свидетели прошлого. История в названии городов, улиц, площадей, парков. Происхождение имен и фамилий. Финно-угры? Кто мы? 9 Югра в настоящем Знаменитые люди и таланты Югры. Современные архитектурные памятники Югорского края. Современные традиции коренных народов Югры. Подземная кладовая Югры. 8 Югра – край будущего Рисование городов Югры. Наша земля вчера, сегодня, завтра. Замечательные люди Югры: поэты, писатели, художники, сказители. 8 Всего 34
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

программы «Сэрипос»
Программа «Сэрипос» удобна и доступна всем, вплоть до совместного творчества родителей и детей. Она не предусматривает привлечения значительных финансовых средств по направлениям: краеведение, изобразительное искусство и фольклор. Для группы надо иметь:  Технические средства обучения.  Художественное оборудование для изобразительного искусства. 19
 Литература.  Помещение, соответствующее нормам Сан Пин. На каждого ребенка в год необходимо иметь следующие материалы:  Гуашь – 2 коробки.  Краски – 1 коробка.  Альбом для рисования (40 листов) – 2 штуки.  Кисти – 1 набор.  Ватман – 4 штуки.  Карандаши цветные (24 цвета) – 1 набор;  Карандаши простые – 2 штуки. Необходимое оборудование можно изготовить с детьми непосредственно на занятиях, например: 1. Баночка для воды при работе с красками может быть изготовлена из пластиковой бутылки. 2. Пособия и демонстрационные материалы выполняются вместе с педагогом на занятии. 3. Подбор научной, исследовательской, методической и художественной литературы может выполняться в библиотеках города.
Портрет выпускника программы «Сэрипос»
1. Проявляет любопытство ко многим вещам мировоздания, постоянно задает вопросы, касающихся культуры народов Севера и других культур. 2. Предлагает много идей, решений, ответов на вопросы. 3. Свободно высказывает свое мнение и энергично отстаивает его в современном обществе. 4. Обладает богатой фантазией и воображением. 5. Имеет и развивает в себе творческие способности. 6. Чувствителен к художественной красоте окружающего мира, внимателен к эстетике вещей. 7. Коммуникабелен и общителен. 20
8. Стремится к самовыражению, к творческой самореализации и инициативе в обществе.
Критерии оценки результата
В настоящее время современному обществу нужны энергичные, способные к анализу личности, которые способны пополнять знания, использовать умения и навыки на практике. Поэтому при реализации программы «Сэрипос» необходимо научить воспитанника владеть знаниями, умениями и навыками, которые ему пригодятся в жизни и умело проводить мониторинг. Результативность осуществляется по системе критериальных признаков. Эффективность программы определяется продуктивностью и качественным ростом каждого ребенка. Успешность выполнения цели и задач определяется тем, насколько программа повышает шансы воспитанника вырасти в активного гражданина своей малой и большой Родины. В программе проводится три вида диагностики: предварительная, текущая (промежуточная), итоговая. Диагностика может проводиться как для воспитанников, так и для родителей. Формы используются самые разнообразные:  Анкетирование (Приложение 1, 2, 3, 4, 6) которое проводится в начале и в конце каждого этапа реализации программы «Сэрипос».  Устный опрос, который проводится на любом занятии в игровой форме (текущий);  Выполнение тестов по определенной теме (промежуточный контроль). Диагностика позволяет отслеживать не только психологическое состояние воспитанников, но и его индивидуальные склонности и способности для обеспечения условий для развития полноценной, активной личности ребенка в дополнительном образовании через реализацию программы «Сэрипос». Принципы построения диагностики  Доступность.  Системность.  Непрерывность.  Конкретность.  Вариативность. 21
При выявлении результативности в программе «Сэрипос» могут использоваться диагностики:  Карта педагогического наблюдения.  Лист наблюдений.  Характеристики доминирующих способностей воспитанников.  Методика диагностики одаренности воспитанников младшего школьного возраста объединения «Сэрипос» Автор – А.И. Савенков.  Шкала рейтинга поведенческих характеристик воспитанников (Дж. Рензулли).
Литература для педагогов
1. Арутюнов, С.А. Свод этнографических понятий и терминов: Материальная культура / C.А. Арутюнов. – М., 1989. – 235 с. 2. Бадер, О.Н. Проблемы археологии и древней истории угров / О.Н. Бадер.– М., 1972. – 365 с. 3. Гильбух, Ю.З. Внимание: одаренные дети / Ю.З. Гильбух – М.: Знание, 1991. – 122 с. 4. Ерныхова, Е.А. Декоративно-прикладное искусство обско-угорских народов. Учебное пособие / Е.А. Ерныхова. – Йошкар-Ола: Мар.гос. ун-т. – 2000. – 138 с. 5. Казакова, Р.М. Развивайте у дошкольников творчество / Р.М. Казакова. – М.: Просвещение, 1985. – 145 с. 6. Казин, В.С., Сиротин В.А. Изобразительное искусство. Начальная школа, Программно-методические материалы / В.С. Казин. – М.: Дрофа, 2000 – 187 с. 7. Капранова, С.И. Путешествие с волшебной кисточкой / С.И. Капранова. – Ростов-на- Дону, 1997. – 176 с. 8. Конькова, А.М. Свидание с детством / А.М. Конькова. – М.:УНИСЕРВ, 1996. – 94 с. 9. Конькова, А.М. Сказки бабушки Аннэ / А.М. Конькова. – Екатеринбург: Сред.- Урал.кн. изд-во, 2001. – 120 с. 10. Кошкарева, Н.Б. Детские сказки варьёганских ханты. Сборник / Н.Б. Кошкарева. – Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2006. – 108 с. 22
11. Кудрявцев, В.Т., Решетникова Р.Г. Ребёнок и декоративно-прикладное искусство обских угров / В.Т. Кудрявцев. – М.: Издательство ИКАР, 2003. – 208 с. 12. Лазарева, Л.Г. Геннадий Райшев: диалог со зрителем / Л.Г. Райшев. – Ханты- Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2002. – 193 с. 13. Матюков, А.К., Лозямова З.Н. Ремесла обских угров (По материалам семинаров этнографического музея «Торум маа»). 1999-2003 / А.К. Матюкова, З.Н. Лозямова. – Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2004. – 36 с. 14. Урунтаева, Г.П., Афонькина Ю.Д. Практикум по детской психологии / Г.П. Урунтаева. – М.: Просвещение, 1995. – 154 с.
Литература для детей
1. Афанасьева, К.В., Сайнахова Н.В. Картинный словарь мансийского языка: учебное пособие для 1-4 классов общ. учр. / К.В. Афанасьева. – М.: Просвещение, 2008. – 128 с. 2. Афанасьева, К.В., Сайнахова Н.В. Литература: учебное пособие / К.В. Афанасьева. – М.: Просвещение, 2008. – 136 с. 3. Богордаева, Н.Г. Орлова, Т.К. Мы – дети природы: рабочая тетрадь по краеведению / Н.Г. Богордаева. – Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2001. – 60 с. 4. Вадичупова, Т.С. Учимся мастерить изделия обско-угорских народов: методическое пособие для детей и родителей / Т.С. Вадичупова. – Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2006. – 24 с. 5. Волдина, М.К. Маленький Тундровый Человек: Стихи и сказки / М.К. Волдина. – Тюмень: СофтДизайн, 1996. – 208 с. 6. Гаврилова, О.Н. Край родной. Азбука краеведения / О.Н. Гаврилова. – Екатеринбург: ООО «СВ-96», 2001. – 392 с. 7. Коротеева, Е.И. Искусство и ты: учебное пособие / под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 1997. – 144 с. 8. Немысова, Е.А. Букварь на хантыйском языке: для общеобр. учреж.: филиал издательства / Е.А. Немысова. – «Просвещение», 2007. – 111 с. 9. Привалова, Р.В. Лесные сказки: сборник сказок для детей дошкольного возраста / Р.В. Привалова. – Сургут: РИИЦ «Нефть Приобья», 2001. – 151 с. 23
10. Ромбандеева Е.И. Мансийские сказки / Е.А. Ромбандеева. – М.: «ИКАР», 1996. – 48 с. 11. Самойлова, Е.Н. Сказки народов Севера / Е.Н. Самойлова. – Петрозаводск: «Алфавит», 1995. – 160 с. 12. Слинкина, Г.И. Загадки вогульские / Г.И. Слинкина. – Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2002. – 178 с. 13. Слинкина, Г.И. Сказки земли Югорской / Г.И. Слинкина. – Екатеринбург: ИД «Пакрус», 2002. – 226 с. 24

Приложение 1

Лист наблюдений обучающихся ______ объединения
Объединение «Сэрипос» Ф.И. обуч- ся Активноть Эмоциональность Ооригинальность Творческий подход Сотворчество Интеллектуальность Познавательность Лидерство Самореализованность Воображение Мышление Внимание Усидчивость Трудолюбие Последовательность Самооценка Выставки Результативность Полученная информация может позволить педагогу не только оценить степень удовлетворенности ожиданий ребенка, но и динамику его личностного развития, которые оцениваются по четырем уровням: 1. «высокий» 2. «выше среднего» 3. «средний» 4. «ниже среднего»
Приложение 2
Методика диагностики одаренности воспитанников младшего школьного возраста объединения «Сэрипос» Автор – А.И. Савенков, доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического университета. Цель: выявление направленности интересов и склонностей воспитанников младшего школьного возраста (7-9 лет). Метод проведения: анкетирование. Обработка результатов: проводится по подсчету суммы баллов в соответствии с преобладанием «плюс» и «минус» в столбах таблицы. Полученные суммы баллов 25
являются показателями направленности интересов и склонностей к определенной сфере. Ф.И.О. обучащегос я Художествен- ная деятель- ность Коммуникати вные интересы Природа (краеведение) Гуманитарная сфера
Приложение 3
Методика диагностики одаренности воспитанников младшего школьного возраста объединения «Сэрипос» Автор – А.И. Савенков, доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического университета. Цель: выявление направленности интересов и склонностей воспитанников младшего школьного возраста (10-12 лет). Метод проведения: анкетирование Обработка результатов: проводится по подсчету суммы баллов в соответствии с критериями: не нравится – «0», нравится – «1», очень нравится – «2» в столбах таблицы. Полученные суммы баллов являются показателями направленности интересов и склонностей к определенной сфере:  Интеллектуальная  Творческая  Краеведческая  Художественно-изобразительная  Музыкальная  Литературная  Артистическая  Техническая  Лидерская  Спортивная
Анкета № 1
Вопросы: каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли тебе…» 26
1. Решать задачи на сообразительность. 2. Читать и слушать сказки и рассказы. 3. Петь и музицировать. 4. Заниматься национальными видами спорта. 5. Читать о природе и родном крае. 6. Играть в народные игры обских угров. 7. Делать и мастерить изделия и поделки. 8. Собирать технический конструктор. 9. Интересоваться новыми краеведческими фактами и историческими событиями в родном крае. 10.Самостоятельно рисовать. 11.Играть в подвижные игры. 12.Руководить играми других детей. 13.Ходить в лес и наблюдать за природными явлениями. 14.Ходить в магазин за продуктами. 15.Читать книги о технике, машинах, космических кораблях и др. 16.Играть в игры с отгадыванием слов. 17.Самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы, стихи. 18.Соблюдать режим дня и делать зарядку. 19.Разговаривать и общаться с новыми незнакомыми людьми. 20.Содержать домашних животных и аквариум. 21.Убирать за собой книги, тетради, игрушки и личные вещи. 22.Конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др. 23.Знакомиться с историей и культурой родного края, посещать краеведческие музеи. 24.Самостоятельно без побуждения взрослых заниматься различными видами художественного творчества. 25.Читать книги о спорте и смотреть спортивные передачи. 26.Объяснять что-то другим детям или взрослым людям, убеждать и доказывать свое мнение. 27.Ухаживать за домашними растениями. 27
28.Помогать взрослым делать уборку в квартире. 29.Заниматься математикой. 30.Знакомиться с общественными явлениями и международными событиями. 31.Участвовать в постановке спектаклей. 32.Заниматься спортом в секциях и кружках. 33.Помогать другим людям. 34.Заниматься огородничеством и выращивать растения. 35.Помогать и самостоятельно шить, вышивать. Лист ответов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35
Приложение 4
Шкала рейтинга поведенческих характеристик обучающихся объединения «Сэрипос» (Дж. Рензулли) Ф.И.О. ребенка Дата Класс Возраст Ф.И.О. педагога Какой год занимается ребенок в вашем объединении? Инструкция Эта шкала составлена для того, чтобы педагог дополнительного образования мог дать характеристики воспитанникам в познавательной мотивации, творческой и лидерской областях. Каждый пункт шкалы следует оценивать вне связи с другими 28
пунктами. Так как четыре шкалы представляют относительно разные стороны поведения и по разным шкалам не суммируются все вместе. Внимательно прочтите утверждения и поставьте «+» в соответствующем месте согласно следующему описанию: 1. – если вы почти никогда не наблюдали этой характеристики; 2. – если вы наблюдаете эту характеристику время от времени; 3. – если вы наблюдаете эту характеристику довольно часто; 4. – если вы наблюдаете эту характеристику почти всегда. Шкала 1. Познавательные характеристики Характеристики 1 2 3 4 Обладает довольно большим для этого возраста запасом слов, использует термины с понимаем, речь отличается богатством выражений, беглостью и сложностью Обладает обширным запасом информации по разнообразным темам Быстро запоминает и воспроизводит фактическую информацию Легко схватывает причинно – следственные связи, задает много стимулирующих мысль вопросов, хочет знать, что лежит в основе явлений и действий людей Чуткий и сметливый наблюдатель; обычно видит больше или извлекает больше из рассказа, фильма и повести Подсчитайте количество « + » по каждой колонке Сложите полученные числа Общий показатель Шкала 2. Мотивационные характеристики Характеристики 1 2 3 4 Полностью уходит в определенные темы, проблемы, настойчиво стремится к завершению (очень трудно привлечь к другим темам и заданиям) 29
Легко впадает в скуку от обычных заданий С т р е м и т с я к с о в е р ш е н с т в у, о т л и ч а е т с я самокритичностью Предпочитает работать самостоятельно, требует лишь минимального направления от педагога Имеет склонность организовывать людей в любой ситуации Подсчитайте количество « + » по каждой колонке Сложите полученные числа Общий показатель Шкала 3. Творческие характеристики Характеристики 1 2 3 4 Проявляет большую сообразительность в отношении многого, задает обо всем вопросы Выдвигает большое количество идей или решений проблем, а так же ответов на вопросы, предлагает необычные и оригинальные ответы Выражает свое мнение без колебаний, иногда раздражен и горяч, в дискуссии настойчив Может рисковать, имеет склонность к приключениям Проявляется склонность к игре с идеями, фантазирует и представляет ситуации Проявляет тонкое чувство юмора Необычно подвержен к внутренним импульсам и более открыт к иррациональному в себе, эмоционально чувствителен Чувствителен к красоте, обращает внимание на эстетические стороны, интересуется деталями Не подвержен влиянию группы, не терпит беспорядок, не боится быть отличным от других Дает конструктивную критику. Не склонен принимать авторитеты без критического изучения Подсчитайте количество « + » по каждой колонке Сложите полученные числа Общий показатель 30
Шкала 4. Лидерские характеристики Характеристики 1 2 3 4 Проявляет ответственность, делает то, что обещает и делает это хорошо Уверенно чувствует себя как с ровесниками, так и со взрослыми, хорошо чувствует себя, когда его просят показать работу Хорошо выражает свои мысли и чувства, хорошо и понятно говорит Может находиться с людьми, общителен, предпочитает не оставаться в одиночестве Имеет склонность доминировать среди других, как правило, руководит деятельностью, в которой участвует Подсчитайте количество « + » по каждой колонке Сложите полученные числа Общий показатель
Приложение 5

Анкета-опросник №2

(Предлагается родителям в начале и в конце обучения,

где сравниваются результаты ответов)
Тема: «Роль народных традиций в воспитании личности ребенка» 1. Что для вас является самым важным в жизни? 2. Каким вы хотите видеть своего ребенка в будущем? 3. Какие качества тревожат вас в ваших детях? 4. Какие личностные качества могли быть воспитаны в вашем ребенке в объединении «Сэрипос»? 5. Какие традиционные праздники вы соблюдаете? 6. Какую направленность в воспитании и развитии играют традиции и обычаи? 7. Какие нравственные принципы вы признаете в жизни? 31
8. Имеют ли семейные традиции значение в воспитании детей? (Обоснуйте ответ) 9. Какие семейные традиции вы соблюдаете? 11. Какие традиционные увлечения есть у членов вашей семьи? 12. Отметьте, к каким из ваших увлечений вы подключаете своего ребенка. (Перечислите к каким?) 13. Какие трудовые традиции объединяют вашу семью?
Приложение 6
Диагностика доминирующих способностей обучающихся объединения «Сэрипос» Ф.И.О. ребенка Дата Класс Возраст Ф.И.О. педагога Какой год занимается ребенок в вашем объединении?
Интеллектуальные способности
1. Усваивает новые знания очень быстро и все схватывает легко. 2. Обладает чувством «здравого смысла», использует знания в практических и повседневных ситуациях. 3. Хорошо рассуждает. Ясно мыслит, не путается в мыслях. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием. Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывает взрослыми, но имеется в виду. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. 4. Быстро запоминает услышанное или прочитанное без специальных заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить. 5. Знает многое о таких событиях и проблемах родного края и страны, о которых его сверстники не знают и не догадываются. 6. Богатый словарный запас, легко пользуется новыми словами, без затруднений выражает свои мысли. 32
7. Любит читать книги, которые обычно читают не сверстники, а дети постарше на год или два. 8. Решает сложные задачи, требующие умственного усилия. 9. Задает очень много вопросов. Имеет много разных интересов. 10. Оригинально мыслит и предлагает неординарные ответы и решения. 11. Очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на все новое и неожиданное.
Художественные способности
1. В своих рисунках и картинах изображает большой разнообразие разных предметов, ситуации, людей. 2. Нет однообразия в рисунках. 3. Серьезно относится к произведениям искусства обско-угорских народов и других культур. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красиво и художественно выполненную вещь. 4. Оригинален в выборе сюжета, составляет оригинальные композиции. 5. Всегда готов использовать какой-либо материал для изготовления картины, изделия. 6. Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение. 7. Прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение. 8. Интересуется произведениями искусства художников своего края, страны и мира. Может высказать свою точку зрения в отношении творчества. 9. Любит работать с клеем, глиной, пластилином, для того чтобы изображать события или вещи в трех измерениях.
Литературные способности
1. Может легко построить рассказ. 2. Придумывает что-то новое и необычное. 33
3. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
Научно-исследовательские способности
1. Выражает свои мысли ясно и точно. 2. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников. 3. Обладает способностью выше средней к пониманию абстрактных понятий, к установлению обобщений. 4. Хорошая «моторная» координация, особенно между зрительным восприятие и рукой. 5. Любит читать научно-популярную литературу. 6. Не унывает, если его проект или новая задумка не поддержана педагогом или его эксперимент не получился. 7. Пытается выяснить причины и смысл событий. 8. Проводит много времени над созданием собственной исследовательской работой и проектами. 9. Пытается выяснить причины и смысл событий. 10. Любит обсуждать научные события, часто задумывается над этим. 34


В раздел образования