Автор: Мальченко Любовь Васильевна
Должность: преподаватель иностранного языка
Учебное заведение: ОГБПОУ УЭМК
Населённый пункт: Ульяновская область, г. Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ
Раздел: среднее профессиональное
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО
АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ
СПЕЦИАЛИСТОВ
Л.В. Мальченко
ОГБПОУ УЭМК
Ульяновск
В
нашей стране произошли колоссальные общественно-политические и
социально-экономические преобразования.
Развивается сотрудничество с
другими странами в области экономики, науки, культуры. Иностранные
языки становятся реально востребованными. ФГОС СПО, Федеральный
проект Профессионалитет и Концепция преподавания общеобразовательных
дисциплин, утверждённая Распоряжением Минпросвещения России от
30.04.2021 требуют нового подхода к содержанию профессионально-
ориентированного
обучения
иностранному
языку
в
образовательных
учреждениях СПО.
Н
а современном этапе обучения
иностранный язык
рассматривается
как
неотъемлемый
компонент
профессиональной
подготовки будущего специалиста любого профиля. Сейчас, в условиях
современной реальности и современного ритма жизни, специалисту любой
профессии, чтобы быть в курсе последних новинок и стать универсальным
работником, просто необходимо знать хотя бы один иностранный язык.
Выпускнику
колледжа, владеющему английским языком открываются
большие перспективы устройства на престижную, высокооплачиваемую
работу.
Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку
признается приоритетным направлением в учебных заведениях среднего
профессионального образования, так как оно направлено на то, чтобы
максимально
приблизить
уровень
качества
подготовки
выпускников
колледжей
к
потребностям
рынка
труда.
Первостепенное
значение
приобретают
практические
навыки
владения
иностранным
языком,
предполагающие знание делового языка в устной и письменной речи, умение
использовать язык в своей профессиональной деятельности
.
Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку в
образовательных учреждениях СПО требует нового подхода к содержанию.
Оно требует инновационного подхода и становится невозможным без
применения
современных
образовательных
технологий:
проектной
технологии,
технологии
развития
критического
мышления,
игровых,
здоровьесберегающих,
информационных
технологий,
case-технологий,
технологии проблемного обучения и других. Инновационные технологии
основываются на принципах гуманистической педагогики, где центром
учебного процесса является обучающийся. Каждая из технологий обучения
имеет свои преимущества и недостатки, а успешность их применения зависит
от конкретных целей и условий обучения.
Среди инновационных технологий
обучения иностранным языкам
следует отметить проектную технологию. Эта технология включает в себя
совокупность исследовательских, проблемных, поисковых, коллективных,
творческих методов. Во время работы над проектом решается целый ряд
практических, образовательных, развивающих и воспитательных задач.
Основоположником педагогической проектной технологии считается
Джон Дьюи (1859-1952). Американский философ, психолог и педагог сто лет
назад
предложил
строить
обучение
на
активной
основе,
через
целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом
и личными целями. Он ввёл в педагогику понятие «обучение через делание».
Исследованиями
проектной
методики
занимались
многие
отечественные
педагоги
среди
которых
Е. С. Полат,
И. А. Зимняя,
Т. Е. Сахарова,
Н. Д. Гальскова,
В. В. Титова
и
др.
Е.С.
Полат
дала
сдедующее определение метода проектов: «Ме
́
тод прое
́
ктов — это способ
достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы
(технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым
практическим результатом, оформленным тем или иным образом; это
совокупность
приёмов,
действий
учащихся
в
их определённой последовательности для достижения поставленной задачи
— решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде
конечного продукта». «Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю. Я знаю,
где и как я могу это применить» - вот основной тезис современного
понимания проектной технологии.
В настоящее время существует несколько видов классификации
проектов. По числу участников проекты могут быть индивидуальные
(личные), парные, групповые. По доминирующей деятельности проекты
бывают
исследовательские,
прикладные (практико-ориентированные),
поисковые, творческие, ролевые, игровые, информационные, социально-
значимые. На практике часто используются смешанные проекты, в которых
имеются признаки информационных, творческих, исследовательских и
практико-ориентированных
методов.
Формой
продукта
проектной
деятельности могут быть презентация, видеофильм, газета, журнал, выставка,
оформление кабинета, публикация в СМИ,
сценарий праздника.
По
характеру предметно – содержательной
области различают
моно
проекты (в рамках одной учебной дисциплины) и межпредметные проекты.
По характеру контактов проекты бывают внутренними, региональными,
международными.
По
продолжительности
проекта
они
могут
быть
краткосрочными, средней продолжительности, долгосрочными.
Проект - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая
деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы
деятельности, направленная на достижение общего результата по решению
какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. В наши дни
методисты считают Проект - это 6П: Проблема (цель)-Проектирование –
(процесс
разработки
проекта)
Поиск-
(сбор
информации,
работа
с
различными источниками)- Продукт проектной деятельности (результат)
Презентация – (публичное представление результата)- Портфолио (папка
проекта,
оформление
всех
рабочих
материалов
проекта)
Проектная
деятельность осуществляется на принципах
доступности, субъектности,
добровольности
и
партнёрства,
преемственности,
результативности,
научности и созидания. Цель проекта – повысить интерес обучающихся к
выбранной профессии, формировать у них умения правильно оформить свои
мысли, развивать
умения работать самостоятельно с дополнительными
источниками информации, развивать
коммуникативные
навыки
во
взаимодействии, обмене информацией, отделять главную информацию от
второстепенной, развивать их творческие способности и способность
оценивать эффективность и качество своей работы.
Метод проектов базируется на установлении непосредственной связи
учебного материала с жизненным опытом. Темы проектов затрагивают
различные сферы человеческой деятельности, благодаря чему обучающиеся
приобщаются к «взрослым» проблемам, приобретают навыки решения
актуальных вопросов современности, связанных с экологией, образованием.
Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным,
обязательным условием является учёт возрастных и психологических
особенностей обучающихся, их учебно-познавательных, профессиональных
и личностных интересов. Студенты первого курса выполняли проекты «Моя
семья», «Здоровый образ жизни», «Россия- Родина моя», «Человек и
природа», «Экологические проблемы Волги».
Студенты второго курса
работали над проектами по темам: «Экскурсия по Лондону», «Нашему
колледжу 90», «Устройство на работу». Студенты групп ИСП21, АС21,
ПСО21, ТМ21 работали над творческим проектом «День святого Валентина –
Праздник влюблённых», конечным продуктом которого был сценарий
праздника и сам праздник. Большой интерес у студентов вызывают темы
проектов, которые
относятся к какому- либо
практическому вопросу,
актуальному для реальной жизни, для будущей профессии, которые требуют
привлечения знаний
из разных областей, их творческого мышления,
исследовательских навыков. Студентка группы ИС31 Чугунова Юлия
работала над проектом «Значение английского языка для перспективы
трудоустройства
в
регионе».
Студент
группы
ИСП11
Нигматуллин
Александр разработал проект «Изучение английского языка - ключ к
успешному будущему программиста», через год, будучи студентом второго
курса, он представил проект «Роль Интернета в изучении английского
языка». Презентация этих проектов состоялась на ежегодной студенческой
научно – практической конференции в колледже, все три проекта получили
высокую оценку экспертов, и их авторы стали победителями (в разные годы).
Работа над проектом проходит несколько этапов:
подготовительный (выбор темы, обсуждение проблемы); организационный
(формирование групп, распределение обязанностей внутри группы с учётом
способностей и склонностей обучающихся к логическим рассуждениям, к
умению анализировать, делать выводы и обобщения, к оформлению
проекта);
деятельностный
(выполнение
проекта,
поиск
информации,
обсуждение
найденной
информации,
оформление
результатов,
выбор
способа представления проекта); презентация (представление материала,
защита проекта); рефлексия, выявление новых проблем. В качестве примера
применения проектной технологии на учебном занятии «Иностранный язык»
приведу описание проекта на тему “Man and Nature” (« Человек и природа»)
Тип проекта: информационно-творческий. исследовательский;
Форма проекта: групповая, индивидуальная;
Предметно-содержательная область: межпредметный;
Область исследования:
английский язык, влияние человека на природу, парниковый эффект,
глобальное потепление;
В проекте участвуют: обучающиеся 1 курса, преподаватель иностранного
языка
В проекте используется:
самостоятельная работа обучающихся с текстами “The Protection of Nature”,
“Greenhouse Effect” , “Global Warming”, “Animals in Danger”;
самостоятельный поиск обучающимися информации по теме;
индивидуальная работа обучающихся;
обсуждение полученной информации и групповая работа по выполнению
проекта.
Цель проекта:
формирование
у
обучающихся
умений
в
четырёх
видов
речевой
деятельности;
Задачи проекта: формирование умений выделять главную мысль в текстах;
формирование
умений
самостоятельно
вести
поиск
информации,
анализировать её, делать выводы и обобщения;
формирование умений употреблять в речи лексические единицы по теме
«Человек и природа»;
развивать умение работать в коллективе и индивидуально.
Конечным продуктом проекта являются эссе “Who Can Save our Planet” («Кто
может спасти нашу планету» или презентация «Человек и природа»
В основе работы над проектом лежит творчески познавательная,
личностно-ориентированная
деятельность
обучающихся.
Перед
обучающимися были поставлены следующие задачи: познакомиться
с
текстами, диалогами. стихами по теме, проработать речевые клише.
Обучающимся предлагалось прочитать и перевести тексты “The Protection of
Nature”, “Greenhouse Effect” , “Global Warming”, “Animals in Danger”, найти
дополнительный материал по теме, на основе прочитанных текстов и
дополнительного материала самостоятельно составить текст и представить
его перевод на русский язык,
провести
анкетирование среди своих
сверстников на английском языке по экологическим проблемам, рассказать с
какими трудностями столкнулись в ходе работы над проектом, создать
отчёт в виде презентации или эссе.
Работа над проектом проходила в три этапа. На первом этапе
проходила подготовительная работа по решению задач, необходимых для
реализации проекта. На втором этапе проходила самостоятельная работа
групп по отработке речевых клише и грамматических структур по теме
проекта. На третьем этапе проходило представление результатов проекта.
Проектная методика реализует деятельностный подход в обучении,
способствует
развитию
внутренней
мотивации
к
учению,
формирует
языковую среду, на основе которой возникает естественная потребность в
общении
на
иностранном
языке,
приобщает
к
исследовательской
деятельности, развивает умения и навыки использования современных
компьютерных технологий.
Групповая
работа
над
проектами
позволяет
учиться
навыкам
совместного труда в коллективе, аргументировать свой выбор, то есть
проявить свое «я», оценить себя как личность и проанализировать свои
действия глазами других.
Проектная технология способствует формированию интеллектуальных,
коммуникативных
и
творческих
умений
обучающихся.
Работая
над
проектом, обучающиеся не только осознают практическую пользу изучения
английского языка, но и учатся:
1.
Вести
поиск
информации,
анализировать
её,
делать
выводы
и
обобщения;
2.
Работать со справочным материалом;
3.
Генерировать идеи;
4.
Находить различные варианты решений проблем;
5.
Прогнозировать последствия того или иного решения;
6.
Уметь дискуссировать, отстаивать свою точку зрения;
7.
Слушать и слышать собеседника;
8.
Работать в команде;
9.
Лаконично излагать свои мысли;
10. Находить компромиссы.
Таким
образом,
применение
проектной
технологии
в
современном
профессиональном образовании способствует формированию гармонично-
развитой
личности
обучающегося,
обладающей
не
только
профессиональными знаниями, но и коммуникативными и творческими
умениями, необходимыми в будущей профессиональной деятельности, что
соответствует требованиям ФГОС СПО и способствует повышению качества
подготовки квалифицированных специалистов
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Белова
С.
А.
Технология
исследовательской
деятельности
по
иностранному языку в обучении учащихся [Электронный ресурс].
2.
Минюк Ю. Н. Метод проектов как инновационная педагогическая
технология//
Инновационные
педагогические
технологии:
материалы
междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С.
6-8
3.
Нехорошева А.В. Из опыта работы по проектной методике / А.В.
Нехорошева // Иностр. языки в школе. – 2002. – № 1. – С. 18-21. 16.
Никитенко З.Н. Создание культурной среды при обучении
4. Полат Е.С. Новые педагогические технологии в обучении иностранным
языкам. Метод проектов на уроках иностранного языка - «Иностранные
языки в школе»- МО РФ, 2000, №№ 2, 3
14. Туркина Н.В. Работа над проектом при обучении английскому языку /
Иностр. языки в школе. – 2002. – № 3. – С. 46-48. 5.