Автор: Колпакова Светлана Александровна
Должность: восппитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 100"
Населённый пункт: город Дзержинск, Нижегородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Роль педагога в формировании личности ребенка"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 100»
Доклад на тему:
«Роль педагога в формировании личности ребенка»
Воспитатель: Колпакова С.А.
г. Дзержинск
Нет более гуманной, творческой, серьёзной, нужной профессии, как профессия –
педагог. Именно она является фундаментом всех профессий в мире.
Эта
профессия
по
состоянию
души,
по
зову
сердца!
Только педагог «ведёт ребёнка по жизни»: обучает, воспитывает, направляет духовное
и телесное развитие. Только педагог развивает ребёнка, как личность.
Развитие личности - процесс закономерного изменения личности как системного
качества индивида в результате его социализации. Обладая природными анатомо-
физиологическими предпосылками к становлению личности, в процессе социализации
ребенок вступает во взаимодействие с окружающим миром, овладевая достижениями
человечества.
Складывающиеся в ходе этого процесса способности и функции
воспроизводят в личности исторически сформировавшиеся человеческие качества.
Овладение действительностью у ребенка осуществляется в его деятельности при
посредстве взрослых: тем самым процесс воспитания является ведущим в развитии его
личности. Развитие личности осуществляется в деятельности, управляемой системой
мотивов, присущих данной личности.
Повседневная работа с детьми, знание их способностей и интересов, умение
доставить радость от новых творческих открытий – вот основная роль воспитателя в
развитии ребенка.
Огромная роль при общении ребенка с педагогом принадлежит игре – важнейшему
виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования
личности дошкольника, его морально-волевых качеств, именно в игре реализуется
потребность воздействия на мир. «Игра – это огромное светлое окно, через которое в
духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об
окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек»,- говорил К. Д. Ушинский.
И с этим трудно не согласиться.
В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, на одной" волне"
с педагогом и детьми, справедливо оценивает действия и поступки своих товарищей и
свои собственные. Дети должны учиться оценивать себя, правильно принимать
похвалы, замечать и пытаться подвергать анализу собственные успехи и достижения.
Это поможет обрести необходимую уверенность, почувствовать себя легче и добрее,
научить постоянно дарить людям улыбку. Чувство самоуважения и уверенности в себе
и своих силах позволит детям активнее включаться в любой вид деятельности, охотно
делиться в общении друг с другом своими мыслями и чувствами. Взаимопонимание и
контакт педагога и детей во многом определяют успешный результат в формировании
личности.
Большинство игр отражает труд взрослых; дети подражают домашним делам мамы
и бабушки, работе воспитателя, врача, учителя шофера, летчика, космонавта.
Следовательно, в играх воспитывается уважение ко всякому труду, полезному для
общества, утверждается стремление самим принимать в нем участие.
У
непосед
воспитатель
стремится
сформировать
сдержанность,
интерес
к
деятельности, побуждающий к усидчивости, сосредоточенности внимания. И вместе с
тем нужно давать им возможность разрядить свою энергию в деятельности,
требующей двигательной активности. От неподвижности дети утомляются.
Педагогические воздействия эффективны в том случае, если взрослый умеет найти
из всего многообразия методов и приемов, самый нужный с учетом особенностей
ребенка
и
конкретно
сложившейся
ситуации.
Эффективность педагогических воздействий зависит от авторитета воспитателя, от
единства требований со стороны взрослых, в подходе к ребенку следует опираться на
его сильные стороны, на пробуждающиеся в нем самолюбие, человеческого
достоинства.
Чтобы
правильно
воспитывать
детей,
необходимо
понимать
и
учитывать
психологические и индивидуальные особенности каждого ребенка.