Автор: Карпова Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "2-Пристанский детский сад "Полянка"
Населённый пункт: деревня Пристань 2-я, Мариинский муниципальный округ, Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Конструирование как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
«Конструирование как средство развития творческих
способностей детей дошкольного возраста»
Конструировать дети начинают еще в раннем детстве, играя в такие игры как цветные
пирамидки и кубики.
Выделяют два вида конструирования - техническое (из строительного материала, деталей
конструкторов, имеющих разные способы крепления, крупногабаритных модульных
блоков) и художественное (из бумаги, картона и природного материала).
При техническом конструировании, дети в основном отображают реальные объекты,
придумывают поделки по ассоциации с образами из сказок, мультфильмов. При этом
моделируются структурные и функциональные признаки. Конструирование тесно связано
с игровой деятельностью (дети сооружают постройки, неоднократно перестраивают их во
время игры). При художественном конструировании, дети, создают образы, отображают
их структуру, выражают своё отношение, передают характер, пользуясь цветом, фактурой,
формой.
Ролевые игры, в которые включаются элементы конструирования, способствуют развитию
сюжета. Полноценное конструирование влияет на сам процесс (отбирается материал,
обдумываются способы, планируется и контролируется деятельность.) В раннем возрасте
конструирование слито с игрой, в младшем игра уже побудитель к конструированию.
Конструктивная деятельность способствует развитию познавательных способностей,
которые проявляются в умении выделять характерные свойства, различия, разбираться в
сложных ситуациях, задавать вопросы, наблюдать. Необходимым условием развития этих
способностей является тяга к умственным усилиям. Познавательные способности
обеспечивают успех любой познавательной деятельности.
Дети знакомятся с различными материалами, осваивают сенсорные эталоны, закрепляют
конструктивные навыки, учатся ориентироваться в пространстве. Кроме этого хочу
перечислить
еще
ряд
положительных
факторов:
развивается
мелкая
моторика,
совершенствуется координация движений пальцев и кистей. Конструирование также
развивает психические процессы – память, мышление, воображение, внимание и
восприятие. Нельзя пропустить и воспитательные моменты. Совместная работа сближает
детей, дисциплинирует, появляются общие интересы. Конструирование стимулирует
развитие восприятия. Для того, чтобы правильно выполнить постройку или поделку,
нужно тщательно рассмотреть предложенный образец, понять из какого материала он
выполнен, сделать соответствующие выводы. Не всегда этот образец можно потрогать.
Наряду с развитием восприятия в старшем дошкольном возрасте идет процесс
совершенствования внимания. При изготовлении постройки-поделки необходимо очень
внимательно следить за объяснением воспитателя, а потом также внимательно выполнять
действия, чтобы получилась хорошая работа. Практика показала, что игровые занятия
способствует развитию произвольного внимания. В первый момент детей увлекает
будущая деятельность, им очень хочется сделать то, что предлагает воспитатель. Но позже
нужно приложить
немало
усилий для
достижения конечного результата.
Здесь
необходимо относится к работе с повышенным вниманием.
Особое место в конструирование занимает техника "Оригами". При изготовлении этих
игрушек, даже самых простых, нужна точность и острый глазомер. А когда все
складывается, то сразу виден результат. Для детей это очень важный момент. Для лучшего
результата можно использовать различные планы, схемы, карты, алгоритмы. Старшие
дошкольники с удовольствием изучают такие инструкции, очень часто бывает так, что
понимают их лучше некоторых взрослых.
Благодаря конструированию у детей пополняется словарный запас, развивается речь,
воображение, а так же художественно-творческие способности. Творческие способности –
это такие психические свойства и качества личности, которые необходимы для успешного
овладения различными видами художественной деятельности и развития творчества
ребенка. Чем больше он знает, тем легче ему взглянуть на исследуемый вопрос с разных
ракурсов. Творческая личность постоянно стремится больше узнать об окружающем мире
не только в области своей основной деятельности, но и в смежных отраслях.
Конструктивная деятельность является также средством нравственного воспитания
дошкольников. В процессе этой деятельности формируются важные качества личности:
трудолюбие,
самостоятельность,
инициатива,
упорство
при
достижении
цели,
организованность.
Совместные коллективные постройки, поделки способствуют развитию первоначальных
навыков работы в коллективе. Формируется умение предварительно договориться
(распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки
или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.); работать дружно, не мешая
друг другу.
Становясь старше, дети уже более осознанно собирают свои постройки по замыслу или по
схеме. Они строят домики для любимых игрушек из крупного конструктора или цветных
кубиков, при этом сами не осознавая, начинают развивать сенсорику, исследуют
окружающие предметы по цвету, форме, величине, динамическим качествам.
Строительные игры формируют потребность в общении, которое требует собственной
активации речи. Не стоит забывать, что любую постройку можно и нужно обыгрывать в
различного вида играх.
Выбор материала для конструирования очень велик и разнообразен, для каждого возраста
различные строительные наборы, магнитный конструктор, деревянные, пластмассовые
или крупногабаритные мягкие модули для детей младшего возраста.