Напоминание

"Музыкально-дидактические игры как фактор развития самостоятельной музыкальной деятельности воспитанников ДОУ"


Автор: Минько Елена Сергеевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБ ДОУ " Детский сад №125"
Населённый пункт: г.Новокузнецк,Кемеровская область
Наименование материала: творческая разработка
Тема: "Музыкально-дидактические игры как фактор развития самостоятельной музыкальной деятельности воспитанников ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Музыкально-дидактические игры как фактор развития самостоятельной

музыкальной деятельности воспитанников ДОУ»

Минько Елена Сергеевна, музыкальный руководитель

МБ ДОУ «Детский сад № 125»

г. Новокузнецк, Кемеровская область

Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников занимает особое место при

использовании музыки в быту детского сада. Она является средством самовыражения ребенка

в музыке, ярким проявлением потребности в музыке, когда ребенок обращается к ней по

собственной инициативе.

Но специальные занятия по приобщению к этому виду искусства предусмотрены в

детском саду только дважды в неделю: там большей частью происходит обучение вокальным

навыкам и основным ритмическим движениям. Поэтому ребятам обязательно необходима

практика, где они могли бы упражнять усвоенные знания и приобретённые способы действий.

В этом малышам могут помочь музыкальные игры. Эта деятельность должна быть

неотъемлемой частью не только утренников, но и обычных занятий, режимных моментов и

просто свободного времени.

Как известно, игра — самый главный вид деятельности дошкольников. Она помогает

усвоению любых знаний, навыков, в том числе вокальных и ритмических. Многообразие

различных видов музыкальных игр помогает ребёнку гармонично развиваться: дидактические

— способствуют становлению логического мышления, закреплению математических понятий,

совершенствуют речь, сюжетно-ролевые — учат детей применять на себя новые социальные

роли. Подвижные игры связывают музыку с физической активностью, а хороводные —

поддерживают давние славянские традиции. Такую деятельность нужно практиковать уже с

младшего дошкольного возраста, усложняя её по мере взросления детей. Задача педагога —

продумывать интересные сценарии для игр и подбирать к ним подходящие атрибуты.

Среди музыкальных игр можно выделить несколько видов в зависимости от их задачи и

методов развёртывания действия:

Спокойное музицирование

Это игры, нацеленные на восприятие мелодии, например, «Отгадай характер музыки»,

«Определи, из какого мультфильма эта песенка», «Отгадай музыкальный инструмент по его

звучанию». Сюда же относится природная звуковая тематика: «Солнышко и дождик», «Звуки

природы» (шум ветра, моря, пение птиц на фоне мелодии). Такие игры можно адаптировать

под каждое время года (весна: капель, журчание ручейков, зима: сильная вьюга, тихо

падающие снежинки).

К такой деятельности оптимально привлекать подгруппу детей из нескольких человек.

Полезно будет внести в игру соревновательный элемент с вручением символических призов

(флажок или фишка). Например, цель игры — научить определять тембр инструментов:

например, барабана, погремушки, дудочки. Дошкольники делятся на три подгруппы: первой

при ударах барабана нужно имитировать руками игру на этом инструменте, другой при звуках

погремушки — взмахивать кистями рук, третьей — воспроизводить игру на дудочке. При

этом инструменты многократно звучат в различной последовательности, а в конце педагог

отмечает подгруппу, которая наиболее быстро и точно реагировала. К такой игре можно

продумать интересную награду, к примеру, по желанию ребят включить песню из

мультфильма.

Дидактические музыкальные игры

Данный вид игр можно проводить на занятиях (причём, не только музыкальных, но и на

математических, коммуникативных), а также в свободное время. Для организации такой

деятельности необходим специальный наглядный материал (его вполне можно изготовить

самостоятельно, а в старшем звене — при помощи детей). Можно использовать печатную

продукцию либо музыкальные игрушки. Приведём примеры дидактических игр музыкальной

тематики:

1.

«Что лишнее?». Дошкольникам предлагаются карточки с изображением четырёх

музыкальных инструментов, среди которых есть один лишний (например, три духовых

и один ударный).

2.

«Звенят колокольчики». Предлагается два вида картинок с изображением больших и

маленьких колокольчиков. Звучит мелодия, а малыши должны составить её рисунок

(обозначить тихие и громкие моменты).

3.

«Какой инструмент исчез?». Перед дошкольниками выставляется несколько

музыкальных инструментов либо их изображений. Воспитатель просит закрыть глаза, а

потом убирает один предмет. Задача ребят — определить, что именно исчезло. Как

вариант игры — инструменты можно менять местами.

4.

«Сыграй мелодию на ксилофоне». Педагог размещает на доске в определённом порядке

цветные карточки (на ксилофоне есть клавиши такого же цвета). Дошкольники должны

расшифровать мелодию — сыграть её с помощью музыкального инструмента.

Подвижные игры с музыкой

Эти игры характеризуются динамикой действия. Дошкольники, внимательно слушая

мелодию, реагируют на неё определёнными движениями. Например, при громких звуках

танцует одна команда, а при тихих — другая.

В ясельном и младшем дошкольном возрасте соревновательный момент ещё отсутствует:

малыши просто выполняют движения по тексту песни — инсценируют её. В качестве

материала хорошо подойдут песенки Е. Железновой либо народные потешки и прибаутки.

Также начиная с 3–4 лет дети уже могут показывать характер музыки: это игры типа

«Солнышко и дождик», «Весело и грустно».

В более старшем возрасте (начиная со средней группы) уже можно вносить в игру

соревновательный

элемент. Наградой

будет

не

символический

приз,

а

сам

процесс

соревнования (в ловкости или скорости). Например, всем, даже людям, далёким от

дошкольной педагогики, известна игра «Займи стульчик» (она часто практикуется на

корпоративах, свадьбах и пр.). Под весёлую музыку участники бегают по кругу вокруг

стульев, при этом стульев на один меньше, чем детей. Когда мелодия умолкает, все, кроме

одного человека, садятся. После этого движение возобновляется, но выбывает один участник

и убирается один стул. В итоге остаётся одно место на двух человек, и выявляется победитель.

Эту игру можно немного видоизменить — вместо стульев взять какие-либо предметы,

например, кегли или мягкие игрушки (в зависимости от возраста дошкольников).

Ещё один популярный пример подвижной музыкальной игры – «Море волнуется раз». Дети

произвольно двигаются под мелодию, а когда она замолкает, все должны «замереть»,

изображая заранее оговоренного персонажа (в классическом варианте — морского обитателя).

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три,

Морская фигура на месте замри.

Музыкальные игры, как правило, проводятся на занятиях (особенно для этого подходят

комплексные музыкальные

занятия, но также это может быть ФЭМП, развитие речи,

познание окружающего мира, физкультура), а также в свободное от них время.

В тёплый сезон такая деятельность вполне уместна и на прогулке. Обязательное условие

для эффективности таких игр — наполнение музыкального уголка в группе различными

пособиями (в соответствии с возрастом воспитанников). Многие дидактические игры легко

сделать своими руками.

Педагог должен ответственно подходить к подбору музыкального материала для

игровых действий: это могут быть народные мелодии, отрывки из авторских произведений,

хорошо, если музыкальный руководитель сам сочиняет простые пьесы.

Музыкальное произведение, но основе которого разворачивается игровое действие, дети

должны воспринимать целостно, а не только выделять музыкально-выразительные средства.

Каждую игру педагог тщательно продумывает, детально прорабатывает образы, структуру.

Независимо от результатов деятельности в конце следует непременно поблагодарить ребят за

старание, воодушевить их. Малыши должны получать удовольствие от игры, а не только

стремиться к успеху.

Интересно, что музыкальные игры можно дифференцировать для мальчиков и девочек.

Например, девочки могут манипулировать с куклами — под быструю мелодию танцевать с

ними, а под медленную — укачивать. Мальчишкам же можно превратиться в «роботов»: они

перемещаются под быструю музыку, а под медленную – «выключаются».

В каждой игре разграничиваются три этапа.

Первый этап - создание мотивации, объяснение дошкольникам правил, подготовка к

действиям.

Второй этап - проверка необходимых для игры навыков: вокальных, двигательных, речевых.

Третий

этап

- это автоматизация этих навыков, действия детей уже становятся

самостоятельными.

Игры для старшей и подготовительной группы целесообразно объединить. Ведь некоторые

ребята в 6 лет уже идут в школу, и поэтому желательно сформировать у них к этому времени

самые разные навыки. Например:

1.

«Надеть шляпку» -

Эта весёлая игра развивает коммуникативные и актёрские

способности. Ребята стоят в кругу и под музыку передают друг другу шляпу. Когда

мелодия замолкает, ребёнок, у которого оказался головной убор, должен надеть его на

себя и выполнить задание, например, пройтись по кругу как лиса (медведь, зайчик,

утка, пингвин и т. д.). В следующий раз задание меняется. Игру можно немного

видоизменить — предлагать в каждом круге разные головные уборы (фуражка

полицейского, военная пилотка или ковбойская шляпа), в соответствии с которыми

строится задание (изобразить солдата, ковбоя и т. д.).

2.

«Снежный ком» - Аналогичная игра только на зимнюю тематику (будет актуальна на

новогоднем утреннике). Ребята перекатывают друг другу большой «снежный ком»: это

может быть объёмный мешок, набитый тканью. Тот ребёнок, у которого он остался

(при выключении музыки), должен изобразить Деда Мороза, Снегурочку, снежинку и

пр.

3.

«Танец на газетке» - Игра способствует коммуникации детей (нужно действовать с

партнёром сообща), развивает у них ловкость и координацию движений. Ребята

делятся на пары, каждая из них становится на развёрнутый газетный лист. Начинается

танец. Когда же замолкает музыка, нужно свернуть газету вдвое, чтобы плясать

дальше. В итоге побеждает пара, которая смогла станцевать на самом маленьком

кусочке газеты, при этом не дотронувшись ногами до пола.

4.

«Ручки - ножки» - Дошкольники делятся на зрителей и танцоров. На первом этапе

конкурса танцевать можно только руками. После следует пляска ногами, затем —

головой и (самое сложное) глазами. Определяется лучший танцор, после чего две

группы участников меняются местами.

Полноценное восприятие ребёнком музыки возможно лишь при условии, что ребёнок

понимает, о чём рассказывает музыка, и способен сравнить услышанное с чем либо уже

встречавшимся ему в жизни. Но восприятие музыки - процесс сложный, требующий

внимания, памяти, разнообразных знаний и развитого мышления.

Важно научить ребёнка разбираться в особенностях музыки как вида искусства,

направить его внимание на средства музыкальной выразительности и различение жанров.

Умение самостоятельно действовать при выполнении музыкальных заданий позволяет детям

лучше и качественнее исполнять музыкальный материал, а также способствует развитию

контроля за собственным исполнением, развитию музыкально-эстетических представлений и

музыкально-сенсорных способностей.

Задача любого дошкольного учреждения - создать самые благоприятные условия для

раскрытия личности ребёнка. Музыкальные игры в этом плане имеют особое значение,

поскольку решают одновременно множество задач:

1.

Отрабатывают вокальные и ритмические навыки, развивают эстетический вкус. В ходе

игры дошкольник выполняет разного рода задания, действия его направлены на

процесс узнавания мелодии, определение её характера. И музыкальная игра в отличие

от обычного танца стимулирует детей слушать мелодию внимательно и сознательно,

согласовывая свои движения с началом и окончанием композиции. Помимо этого,

музыкальные игры закрепляют знание детьми музыкальных инструментов.

2.

Развивают у малыша быстроту реакции, активизируют чувства, воображение, образное

мышление. Ведь в подобных играх действия обычно эмоционально окрашены, здесь

имеют большое значение мимика, жестикуляция, интонация.

3.

Развивают внимание, память, умение ориентироваться в пространстве, контролировать

движения собственного тела.

4.

Улучшают настроение, способствуют социализации детей, позволяют преодолеть

индивидуальные психологические проблемы. Эта деятельность позволяет увлечь

слишком

активных

дошкольников,

имеющих

проблемы

с

дисциплиной,

и

раскрепостить чересчур застенчивых детей, повысить их контактность. Музыкальные

игры способствуют адаптации в новом коллективе.

5.

Имеют оздоровительное значение. Прежде всего, это укрепление дыхательной и

сердечно - сосудистой систем, костно-мышечного аппарата, становление правильной

артикуляции,

общей

и

мелкой

моторики.

Танцевальные

движения

позволяют

эффективно снимать эмоциональное и мышечное напряжение.

Любая дидактическая игра имеет определённую структуру, которую можно перенести и на

музыкально-дидактическую игру. Следуя этой структуре, можно отметить, что основу

музыкально-дидактических игр составляют: дидактическая задача, игровая задача, игровые

действия, правила, результат.

Дидактическая задача - определяется целью обучающего и воспитательного воздействия,

содержание игры берётся из основной рабочей программы музыкального руководителя .

Дидактическую задачу определяет педагог в соответствии с обучающей деятельностью.

Игровая задача - осуществляется детьми в игровой деятельности. Игровая и обучающая

задачи отражают взаимосвязь игры и обучения. Дидактическая задача при этом решается

через игру, она определяет игровые действия детей, становится задачей самого ребёнка,

активизирует игровые действия и возбуждает желание решить поставленную задачу.

Основу музыкально-дидактической игры составляют игровые действия, без которых

сама игра невозможна. Игровые действия определяют содержание игры. И чем интереснее и

привлекательнее для детей содержание, тем успешнее решаются игровые и дидактические

задачи детьми. Необходимо обучение детей игровым действиям для того, чтобы игра носила

обучающий характер и была содержательной.

Обучение игровым действиям, как правило, даётся через показ действия, через пробный ход.

Мотив игровой деятельности и активное желание решить задачу, поставленную перед

ребёнком, проявляется в игровых действиях.

Игровые действия - это не всякие практические внешние действия сравнения, выбора,

разбора. Это и сложные умственные действия, выражающиеся в процессах мышления:

целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, припоминания материала.

Правила игры - тоже являются одним из составных элементов музыкально-дидактической

игры. Правила содержат определённые требования к взаимоотношениям детей и к

выполнению ими задания. В музыкально-дидактической игре правила являются заданными.

Они обучают, организуют и дисциплинируют детей. Обучающие правила информируют детей

о том, что и как нужно делать, соотносятся с игровыми действиями, усиливают их роль и

раскрывают способ действий. Также они организуют и познавательную деятельность ребёнка:

услышать и сравнить звуки, определить характер музыки, сравнить фрагменты музыкальных

произведений и т.д., найти способ решения поставленной игровой задачи. Организующие

правила раскрывают порядок и последовательность игровых действий и взаимоотношений

детей.

Результат - это выполнение игровой задачи, которое служит завершающим концом

музыкально-дидактической игры. Для педагога результат является показателем уровня

достижений детей или в усвоении знаний, в их применении. Для детей результат - это

определённое достижение чего-либо, например, выполнение задания, заполнение карточки,

отгадывание музыкальной загадки.

Сюжетно - ролевые игры музыкальной тематики в старшем дошкольном возрасте становятся

более развёрнутыми, замысловатыми по сюжету. Например, ребята воображают себя

участниками оркестра, преподавателями школы искусств, членами жюри и участниками

вокального или танцевального конкурса (материал для игр заимствуется, в том числе, из

просмотра телепередач) магазин музыкальных инструментов.

Исследователи указывают, что специфику дидактических игр определяют следующие

структурные компоненты: игровая и учебная задача, игровые правила и действия.

Интерес к процессу «действования», «условность» действий, ситуации, «языка» вводят

детей в окружающий их мир. Сделать это вхождение желанным, занимательным, значимым -

задача взрослых.

Музыкально-дидактические игры позволяют заинтересовать ребёнка, пробудить в нём

интерес к музыке. Кроме этого, музыкально-дидактические игры значительно активизируют

умственную деятельность дошкольников, развивают их самостоятельную музыкальную

деятельность, которая приобретает уже творческий характер. Это даёт детям возможность для

самовыражения и творчества, что тоже важно для становления личности ребёнка.

Список литературы

1. А.Н. Зимина «Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста»:

М. ВЛАДОС-2000.

2. А.Н. Зимина «Музыкально-дидактические игры»: М. - 1999 г.

3. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. Изд. 5-е. М., 1989.

4. Л.Н. Комиссарова, Э.П. Костина «Наглядные средства в музыкальном воспитании

дошкольников»: М. Просвещение-1986.

5.

Методика

музыкального

воспитания

в

детском

саду:

«Дошк.

воспитание»/

Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова и др.; Под ред. Н.А. Ветлугиной. - 3-

е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1989. - 270 с.: нот.

6. Методика музыкального воспитания в детском саду: Учеб. для учащихся пед. уч-щ по

спец. 03.08. «Дошк. воспитание»/ Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова и

др.; Под ред. Н.А. Ветлугиной. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1989. - 270 с.:

нот.

7. Н.Г. Кононова «Музыкально-дидактические игры для дошкольников»: М. Просвещение

- 1982.

8. Сенсорное воспитание дошкольников / Под ред. Запорожца А.В., А.П. Усовой. - М.,

1963.

9. Теория и методика музыкального воспитания: учебник для студ. учреждений сред. проф.

образования / О.В. Гончарова, Ю.С. Бо гачинская. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр

«Академия», 2014. - 256 с.

10. Удальцева Е.А. Дидактические игры: Пособие для студентов-заочников дошкольных

фак. пед. ин-тов. М., Учпедгиз, 1963

ПРИЛОЖЕНИЕ

Музыкально-дидактическая игра

«Бубенчики»

Л.Н.Комиссарова, Э.П.Костина «Наглядные средства в музыкальном воспитании

дошкольников»

Возраст: от 5 до 6 лет

Цель: развитие звуковысотного слуха.

Оборудование: карточки (по числу играющих) с изображением трех бубенчиков: красный -

«дан», зеленый - «дон», желтый - «динь»; маленькие карточки с изображением таких же

бубенчиков (на каждой по одному); металлофон.

Ход игры: Ведущий показывает детям большую карточку с бубенчиками: «Посмотрите, дети,

на этой карточке нарисованы три бубенчика. Красный бубенчик звенит низко, мы назовем его

«дан», он звучит так (поет до первой октавы): дан-дан-дан. Зеленый бубенчик звенит немного

выше, мы назовем его «дон», он звучит так (поет ми первой октавы): дон-дон-дон. Желтый

бубенчик звенит самым высоким звуком, мы назовем его «динь», и звучит он так (поет соль

первой октавы): динь-динь-динь». Педагог просит детей спеть, как звучат бубенчики: низкий,

средний, высокий. Затем всем детям раздают по одной большой карточке.

Педагог показывает маленькую карточку, например, с желтым бубенчиком. Тот, кто узнал, как

звучит этот бубенчик, поет «динь-динь-динь» (соль первой октавы).

Педагог дает ему

карточку, и ребенок закрывает ею желтый бубенчик на большой карточке.

Металлофон можно использовать для проверки ответов детей, а также в том случае, если

ребенок затрудняется спеть (он сам играет на металлофоне).

В игре участвует любое количество детей (в зависимости от игрового материала). Но при этом

надо помнить, что каждый участник получит маленькую карточку только тогда, когда споет

соответствующий звук или сыграет его на металлофоне.

Музыкально-дидактическая игра

«Какой колокольчик звучит»

Н.Г.Кононова «Музыкально-дидактические игры для дошкольников»

Возраст: от 5 до 6 лет

Цель: Развитие звуковысотного слуха.

Оборудование: Пять наборов колокольчиков по типу «Валдай».

Ход игры: В игре участвуют пять детей, один из них ведущий. Он садится за небольшой

ширмой или спиной к играющим и звенит то одним, то другим колокольчиком. Дети должны

в своём наборе найти колокольчик, соответствующий данному звучанию, и прозвенеть им.

При повторении игры ведущим становится тот, кто правильно определял звучание каждого

колокольчика.

Сюжетная музыкальная игра

«Шумовой оркестрик»

Г.А.Никашина «В мире фантазии и звуков»

Возраст: от 5 до 6 лет

Материал: деревянные, металлические, пластмассовые, бумажных звуковые средства.

Игровое задание

Предлагаем:

А) рассказать о характере музыки. Вопрос: «Как вы думаете, какая музыка будет звучать,

если

в оркестре вместо музыкальных инструментов будут играть бумажные шуршалки

(деревянные предметы, металлические трубки и т.д.)?»

Б) послушать музыкальный фрагмент (по выбору музыкального руководителя);

В)выбрать шумовые звуковые средства, соответствующие эмоциональному содержанию

музыки;

Г) оркестровать музыку с помощью бумажных шуршалок,

металлического перезвона,

деревянного перестука в зависимости от эмоционального содержания музыки.

Сюжетная музыкальная игра

«История камней»

Г.А. Никашина. «В мире фантазии и звуков»

Возраст: от 5 до 6 лет

Цель игры: обогащать музыкально- сенсорный опыт

детей разнообразными видами

слуховых, визуальных, моторных и цветовых ощущений.

Оборудование: детские шумовые и музыкальные игрушки- инструменты ( барабан, бубен,

тарелки), бумага, деревянные бруски, камушки, комплекс темброинтонаций,

карточки-

модели ритмоинтонаций.

Игровое задание:

- послушать стук камней;

- выявить характер и сенсорные особенности звука (спокойный, нежный, радостный,

таинственный, важный, громкий тихий);

- создать ритмическую модель разговора камней из карточек по показу педагога, затем по

парам или втроём, самостоятельно;

- озвучить созданную ритмическую схему с помощью камней или деревянных брусков;

- послушать и выявить характер звучания в зависимости от выбранной карточки ритмо-

интонаций, а затем передать его с помощью шумовых и музыкальных игрушек- инструментов;

Сюжет: На обочине вдоль дороги лежали огромные камни. Много они повидали за свою

жизнь, но об этом молчали и никому не рассказывали. Камни дружили с дождём и ветром.

Дождь омывал их от пыли, а ветер всё время мерялся с ними силой. Как-то поспорили камни с

ветром: сдвинет ли он с места хоть один камень или нет? Завыл ветер громко, надул щёки,

разогнался и вихрем полетел вниз. Да не тут-то было. Как ни старался ветер приподнять

камни, ничего у него не получалось. Слишком были они большими и тяжёлыми. Каждый из

них хранил много тайн.

Сегодня мы познакомимся только с маленькими камнями. Послушайте, я постучу камень о

камень. Что чувствуют камни, рассказывая свои истории?

Сюжетная музыкальная игра

«Свистящий чайник»

Г.А. Никашина. «В мире фантазии и звуков»

Возраст: от 5 до 6 лет

Цель игры: формирование у дошкольников сенсорных способов действия, направленных на

художественное моделирование эмоционального содержания музыки.

Оборудование: фонограмма (свист кипящего чайника), динамическая партитура, карточки-

модели ритмоинтонаций, эмоциональные открытки, изображающие волнение, радость,

решительность, грусть, графические схемы мелодий, музыкальные игрушки- инструменты.

Игровое задание: предлагаем

- послушать свист кипящего чайника;

- выявить характер и сенсорные особенности звука (нежный, загадочный, таинственный,

решительный, тревожный, сердитый, спокойный, громкий, тихий, низкий, высокий);

- выбрать графическую схему мелодии и смоделировать её направление движениями рук в

воздухе;

- создать динамическую партитуру звучания и сымитировать свист чайника на звуки «У-Ю-И-

У», затем с помощью шумовых и музыкальных игрушек-инструментов;

- далее задание усложняется: придумать свист чайника в разных ритмических рисунках;

Сюжет: Жил-был чайник. Каждое утро он распевал свою песенку и радовал своих друзей.

Часто его забывали выключить и чайник так долго насвистывал свои песенки, что даже

волновался и вскипал от жары. Но вот однажды все ушли и чайник остался один. Вода в нём

была холодная. Загрустил он и запечалился. Молчит, ни с кем не разговаривает, забыл свои

песенки. Стало ему грустно и одиноко. Что же делать? Как помочь чайнику? (вспомнить

песенку чайника, сочинить новую, спеть уже знакомую). Дети, давайте напомним чайнику его

песенку. Может ему будет веселее с нами?

Музыкально-дидактическая игра

«Что звучит?»

О.Н.Анцыпирович, О.Н.Зыль

«Музыкально-эстетическое развитие детей дошкольного возраста»

Возраст: от 5 до 6 лет

Цель игры: развивать воображение и творчество, закрепить знание жанров музыки,

формировать устойчивый интерес к различным видам и жанрам музыкального искусства.

Оборудование: Кукла, корзиночка, веера по количеству играющих детей, сложенные из

цветной двусторонней бумаги.

Ход игры:

Педагог показывает куклу с веером и корзиночку с веерами для детей.

- Кукла говорит: «Дружок, становись со мной в кружок!»

Значит нас, детвора, ждёт весёлая игра.

Дети становятся в круг.

- Есть у куклы Кати волшебный веер. Да не один, вот как много.

(Раздаёт детям веера, куклу сажает в центр круга).

- Он может превращаться в различные предметы. Подумайте, что ещё можно сделать из

веера, как его можно сложить?

В этой игре нам поможет музыка. Дети знают, что музыка бывает разная. Какие вы знаете

музыкальные жанры? Ответ детей.

Итак, если вы услышите вальс, веер останется веером, если марш – сложим из веера прямую

дорожку, если полька – веер превратится в юбочку, а если зазвучит песенка - веер станет

гармошкой.

Проводится игра – моделирование «Волшебный веер»

Музыкально-дидактическая игра

«Музыкальный магазинчик»

Л.С.Ходонович «Путешествие в мир музыки»

Возраст: от 5 до 6 лет

Цель игры: научить дошкольников определять по внешнему виду детские музыкальные

инструменты, правильно называть их, различать по тембру.

Оборудование: набор карточек с изображением детских музыкальных инструментов в двух

экземплярах,

детские

музыкальные

инструменты

соответствующие

изображённым

на

карточках, стол, ширма настольная.

Ход игры: Л.С. Ходонович. Путешествие в мир музыки. 2010 г. Стр.131.

Сюжетная музыкальная игра

«Часы»

Г.А.Никашина «В мире фантазии и звуков»

Возраст: от 5 до 6 лет

Материал: фонограммы (игривый, спокойный,

важный звук часов), карточки-модели

ритмоинтонаций, музыкальные игрушки-инструменты.

Игровое задание

Предлагаем:

- послушать фонограммы;

- выявить характер и сенсорные особенности звука (спокойный, игривый, важный, громкий,

тихий);

- создать ритмическую модель хода часовых стрелок из соответствующих блоков

ритмоинтонаций в зависимости от характера звучания;

- проинтонировать звукоподражания ходу часовых стрелок (слоги «тик, тили - таки, так») и

воспроизвести ритмический рисунок в игре на музыкальных инструментах.

Сюжет:

Часы стоят, часы идут,

Они спешат и отстают,

И говорят за шагом шаг

То «тик», то «так»,

То «тик», то «так»,

Хотя ни языка, ни ног

Найти бы ты у них не смог.

Они нужны не для красы-

Диктуют время нам часы.

Сюжетная музыкальная игра

«Важный телефон»

Г.А. Никашина. «В мире фантазии и звуков»

Возраст: от 5 до 6 лет

Цель игры: развивать у детей эстетическую восприимчивость к окружаемому миру

Оборудование: фонограмма (разные телефонные звонки), примеры созвучий, отражающие

эмоцию важности, карточки-модели ритмоинтонаций, музыкальные игрушки-инструменты.

Игровое задание: предлагаем

- послушать телефонные звонки;

-

выявить

характер

и

сенсорные

особенности

звука

(весёлый,

грустный,

нежный,

решительный, высокий, низкий, тихий, громкий, долгий, короткий);

- послушать рассказ;

- рассмотреть карточку ритмоинтонаций соответствующую эмоции важности и воспроизвести

в речи, затем в пении, игре на инструментах важный телефонный звонок на слоги «трынь-

трынь», «брынь-брынь»;

Сюжет: в магазин привезли новые телефоны. Они были красивыми, блестящими и

разноцветными. Среди них выделялся один: большой, с круглыми боками, важный и гордый

телефон. Он смотрел на всех свысока, прищурив глаз. Конечно, он отличался от других

телефонов. Наверное он и звонил как-то по-особому. А вот как? Кто из вас может показать,

как звонил важный телефон? Какой у него был голос? Высокий или низкий, тихий или

громкий? Затем взрослый обращает внимание детей на характер звучания звонка (нежный,

взволнованный, весёлый, печальный и т.д.) и предлагает воспроизвести слоги в речи, игре на

детских инструментах и пении.

Сюжетная музыкальная игра

«Ложки»

Г.А. Никашина. «В мире фантазии и звуков»

Возраст: от 5 до 6 лет

Цель игры: развивать творческое воображение и сенсорные возможности ( чувство ритма,

звуковысотный, динамический, тембровый слух).

Оборудование: маленькие

и

большие

металлические

ложки,

карточки-модели

ритмоинтонаций.

Игровые задания: предлагаем

- послушать звук стучащих друг о друга ложек;

- выявить сенсорный характер их звучания (высокий, тихий и медленный – нежность, громкий

и быстрый – сердитость);

- послушать звукоподражания (звуки «брям-бром») и рассмотреть карточки с ритмо-

интонацией,

затем

воспроизвести

слоги,

сопровождая

их

хлопками

или

другими

музыкальными жестами;

- иммитировать интонацию разговора образов с помощью ложек и слогов «брям-бром»);

- послушать вальсы нежного и сердитого характера;

- изобразить разговор ложек. Разделиться на команды и совместно воспроизвести

ритмоинтонации нежного и сердитого образов с помощью ложек и слогов, затем повторить

под музыкальный аккомпанемент;

- сочинить историю о нежной и сердитой ложках;

Сюжетная музыкальная игра

«Колокольчики»

Г.А. Никашина. «В мире фантазии и звуков»

Возраст: от 5 до 6 лет

Цель игры: развивать творческое воображение и сенсорные возможности ( чувство ритма,

звуковысотный, динамический, тембровый слух).

Оборудование: маленькие и большие колокольчики, карточки-модели ритмоинтонаций.

Игровые задания:

- послушать музыкально-иллюстрированный рассказ (обращаем внимание детей на звучание

разных по размеру колокольчиков)

- выявить сенсорный характер их звучания (высокий, тихий, низкий, громкий);

-

послушать

звукоподражания

(слоги

«дили-динь-дон»)

и

рассмотреть

карточки

ритмоинтонаций, затем воспроизвести слоги, сопровождая их хлопками или другими

музыкальными жестами;

- имитировать колокольный звон с помощью колокольчиков и слогов «дили-динь-дон»;

- назвать образы, похожие на звучание колокольчика (капель, цветы колокольчики, звон

хрусталя…);

- изобразить разговор колокольчиков. Разделиться на команды и совместно воспроизвести

ритмоинтонации образов игривого и важного колокольчиков с помощью слогов, затем под

музыкальный аккомпанимент;

Сюжет: На поляне росли синие колокольчики. Каждое утро они нежно позванивали, встречая

рассвет. Солнышко ласково обнимало их ласковыми лучами и укрывало прозрачными

капельками росы. Все колокольчики успокаивались и продолжали тихонько шептать своими

серебряными голосами. Только один колокольчик громко трезвонил и суетливо вертел

головкой. Он был ещё совсем маленьким. Ему хотелось петь, играть, веселиться, болтать с

жучками и порхающими вокруг него бабочками. Но важные колокольчики смотрели на него

строгим взглядом и гордо покачивали головами.



В раздел образования