Напоминание

Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительного к школе возраста "Великие воины Древней Руси"


Автор: Романова Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Золотая рыбка"
Населённый пункт: ЯНАО, город Ноябрьск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительного к школе возраста "Великие воины Древней Руси"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительного к школе возраста по

патриотическому воспитанию

Тема: «Великие воины Древней Руси»

Цель: Формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней

Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.

Задачи:

Обучающие:

– Познакомить детей с историческим прошлым России;

– Формировать представление о былинных богатыряхзащитниках земли русской (Илье

Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче);

– Закрепить названия элементов костюма русского богатыря (кольчуга, шлем, щит) и

оружия русского богатыря (меч, лук и стрелы);

– Расширять представления о картине В.М.Васнецова «Три богатыря»

- Формировать творческие навыки путем создания изображения из готовых геометрических

форм.

Развивающие:

– Развивать познавательный интерес ко всему новому;

– Развивать внимание, память, воображение;

– Развивать детскую активность.

Воспитательные:

– Воспитывать уважение к русским воинам; гордость за своих предков, патриотические

чувства;

-Воспитывать умение слушать и не перебивать друг друга и помогать друг другу.

Активизация словаря: богатырь, былина, Русь, предки, доспехи –

одежда богатырей (кольчуга, щит, шлем); оружие богатырей (копье, меч, лук со стрелами,

булава-палица).

Оборудование: иллюстрации богатырей Древней Руси; карточки с изображением

оружия богатырей, канат, изображения Кащея Бессмертного, Змея-Горыныча, картина

Васнецова «Богатыри», песня А. Пахмутовой «Богатырская сила»

Ход:

Дети собираются в круг и приветствуют друг друга.

Воспитатель: В круг скорее становитесь,

Крепче за руки держитесь.

Давайте передадим частичку тепла друг другу, пожелаем хорошего дня.

«Здравствуй, солнышко родное!

Здравствуй, небо голубое.

Здравствуй, матушка-земля!

Здравствуйте, и вы, и я!»

Воспитатель:

«Сегодня у нас гости, давайте и им пожелаем здравия, дети хором говорят: «Здравствуйте»

Дети рассаживаются на стулья.

Воспитатель:

За рекой запел соловушка, полыхает зорька алая

Все в краю родном наполнено, красотою небывалою.

На широкую дороженьку приведет тропинка узкая

Не найти земли прекраснее, чем сторонка наша русская.

- О чем говорится в стихотворении?

- Ребята, мы живём с вами в замечательной, прекрасной стране, у которой удивительно

красивое название. Как называется наша страна?

Ответ: Россия (слайд1 -красивая русская природа)

Воспитатель: Россия — это наша Родина.

Как вы понимаете слово Родина?

Дети: Родина – значит родная. Родина от слова род. Как мать и отец.

Воспитатель: Родина - это место где мы родились и живём. Издавна Россию воспевали в

стихах русские поэты.

Послушайте стихотворение, читают дети:

1.Есенин «Белая береза»

2.Суриков «Вот моя деревня..»

3. «Лучше нет родного края» -П. Воронько

Жура-жура-журавель!

Облетал он сто земель.

Облетал, обходил,

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:

— Где же лучшая земля?

— Отвечал он, пролетая:

— Лучше нет родного края!

Воспитатель: Ребята, покажите, на карте на страну (слайд2 -карта России).

Дети. Большая, огромная, необъятная. Россия – самая большая страна в мире.

Воспитатель: А как раньше называлась наша Родина?

Дети. Называли нашу Родину – Русь.

Воспитатель:

Более тысячи лет назад образовалось русское государство, а людей называли– Русичи (или

славяне, от слово «слава, славный»). Они любили свою Родину. Когда им грозила опасность,

они становились отважными воинами и не жалели жизни за матушку-землю и отчий

дом. Много было на Руси лесов, рек, животных и растений. И привлекали все

эти богатства издавна наших врагов (иноземцы (жители другой земли), или басурмани) – они

хотели завладеть нашими землями. Они ходили на Русь, разоряли села и деревни, забирали в

плен, увозили с собой награбленные богатства.

Воспитатель: Кто вставал на защиту Руси? (ответ детей: богатыри земли русской)

А о каких русские богатырях сегодня пойдет речь вы узнаете, если соберете разрезные

картинки

Игра «Собери картинку»

-Узнали вы этих богатырей? Назовите их.

Ответы детей: Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович. (слайд3 -картина «Три

богатыря»)

Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович – самые любимые и

известные русские богатыри. Стоят они у заставы, мимо которой ни зверь не проскользнет, ни

птица не пролетит.

В центре на вороном коне сидит Илья Муромец – крестьянский сын. Он сильный,

могучий, славный богатырь. У него благородное лицо, широкая седая борода. Конь у него

спокоен, но косит глаза в сторону врага. «Если он побежит, то кажется, что загудит от его шага

вся земля». Богатырь хорошо вооружен: с правой руки свисает булатная палица, за ней виден

колчан со стрелами, в левой руке щит и длинное копье. Одет он в железную кольчугу, на

голове шлем. Зорко всматривается Илья в степную даль. Он готов к бою.

Любит богатырь Родину и честно служит ей.

По правую руку от Ильи Муромца – Добрыня Никитич, известный и любимый

народом воин. Добрыня искусен в боях, плавании, в стрельбе из лука. Одет он богато и

нарядно. Щит у Добрыни каменьями украшен, меч у него булатный, а взгляд-то у него

пристальный. Под ним белый длинногривый конь стоит, ноздри раздувает, видно, врага чует.

Третий богатырь Алеша Попович – сын попа. Он тоже храбрый и смелый воин, не

такой сильный, как Илья или Добрыня, но ловкий, быстрый и находчивый. Он и воин, и

гусляр. Песни петь умеет и воевать умеет. Вооружен он скромнее. В левой руке у него лук, а

по правую руку гусли. Рыжий конь Алеши: низко опустил голову, чтобы пощипать травы, но

уши навострил. Хитер Алеша! Не смотрит в сторону врага, а лишь глаза косит да тугой лук

держит наготове.

-Как вы думаете, что они делают в поле? (охраняют Русь от врагов)

У богатырей одна цель – не пропустить врага, крепко стоять на страже Родины.

-Какими на Руси были богатырь? (сильными, смелыми, мужественными, отважными, умными,

хитрыми, храбрым, справедливым, решительные, бесстрашные и т. д.)

Предлагаю вам по картинкам вспомнить и назвать сказки о богатырях? (слайд 4-9- показ

иллюстрации из сказок).

-Откуда мы с вами узнали о богатырях?

-А раньше откуда русичи узнавали о подвигах богатырей?

Раньше о богатырях народ узнавал от сказителя, который ходил по деревням и рассказывал о

их подвигах.

Он рассказывал о том, как было. О делах и победах богатырей, о том, как они

одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свою храбрость, мужество,

смекалку, доброту.

Физкультминутка «Богатыри»

Богатырь – вот он каков:

(Показывают силача)

Он силён, он здоров,

Он из лука стрелял,

(Имитируют движения)

Метко палицу бросал,

На границе стоял,

Зорко – зорко наблюдал,

Подрастём, мы и, смотри,

(Поднимаем руки высоко вверх)

Станем, как богатыри!

Воспитатель:

Перед тем как отправиться в боевой поход богатыри одевали богатырские доспехи и шли к

самому могучему дереву на Руси.

-Как вы думаете к какому дереву отправлялись богатыри и зачем?

Ребенок рассказывает: В Руси родовым деревом считался дуб (слайд 10 -дуб). Дуб -

могучее дерево, он почитался на Руси за могучесть, жизнестойкость, считалось, что он давал

силу людям,

ему поклонялись и отдавали честь. Собираясь в поход, богатыри подходили к

дубу, брали с собой листок и горсть землицы. Этот обычай - брать с собой горсть земли

сохранился до сих пор. Богатыри верили, что это придаст им силы и поможет одержать победу

над врагом.

А сейчас я вам предлагаю выполнить игровое задание: «Собери богатыря в боевой поход?»

(картинки с изображением доспехов, оружия, современного обмундирования. Дети должны

выбрать то, что было необходимо богатырю)

Рубашку такую не вяжут, не шьют,

Ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)

(Это железная рубашка, сплетённая из металлических колец. Она была длинная, и её носили

навыпуск.

Она защищала богатырей от ударов копья, стрел и меча. Кольчуга весила 7

килограммов).

Железная шапка с острым концом,

А спереди клюв навис над лицом. (Шлем)

На Руси его называли шелом. Шлем изготавливали из металла, его украшали орнаментом,

узором. Шлем оберегал голову воина – богатыря от ударов.

К шлему крепилась бармица. Изготовлена из колец, защищала шею и верхнюю часть

груди богатыря.

Наручи – их ковали из стали и защищали руки богатыря.

Поножи одевали поверх кожаных сапог, они состояли из широкой пластины и защищали

ноги.

Чтоб грудь защитить от ударов врага,

Уж вы это знаете наверняка,

На левой руке у героя висит

Тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит) – в картинки не класть

Щит нужен, чтобы отражать удары недруга. Самые древние щиты имели круглую форму.

Большинство щитов были деревянные, но делали их также из железа, кожи. Щит украшали,

раскрашивали в красный цвет.

Оружие это не просто поднять,

Не просто поднять и в руке удержать.

Снести им легко было голову с плеч…

Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)

Он- и овощ, и оружие. (лук)

На лук натянутая бечева, зовется просто… (стрела)

Меч был главным оружием воинов – богатырей в ту пору на Руси.

Меч был главным оружием

воинов- богатырей на Руси. Он был дорогим, его передавали по наследству от отца к сыну.

Меч носили в ножнах.) Оружием богатырей были: лук, колчан со стрелами, палица- большая

дубина с железными гвоздями, топор, меч, булава).

После выполнения игрового задания дети называют предметы одежды и оружие, которые

понадобится богатырю и объясняют значение каждой детали.

Посмотрите, все ли здесь есть доспехи или что то не хватает? (показывает картинку щита)

Если дети не могут определить, то воспитатель загадывает загадку:

Загадка:

Для защиты головы

От удара булавы,

Чтоб прикрыть собою тело

От стрелы, что прилетела,

От тяжёлого копья

Им в бою прикроюсь я:

Сохранит и защитит

Жизнь мою железный …ЩИТ.

Продуктивная деятельность "Богатырский щит":

материалы для продуктивной деятельности: шаблоны для аппликации, клей, клеёнка.

Воспитатель предлагает изготовить щит. Сначала выполнить макет из тонкой бумаги методом

сложения пополам и срезания углов или их скругления. Затем наклеить на основу и плотного

картона, декорировать изображением солнца – символом храбрости и отваги.

Итог:

-Что нового вы узнали на занятии?

- Что было интересно?

-Какие у вас были трудности?



В раздел образования