Автор: Худорожкова Лариса Леонидовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №80 Красносельского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург г.Красное село
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Интегрированное музыкальное занятие "Краски музыки"
Раздел: дошкольное образование
Интегрированное музыкальное занятие
«Краски музыки».
Программное содержание.
Знакомить детей со средством музыкальной выразительности – тембром.
Уточнить и закрепить восприятие таких средств музыкальной
выразительности, как динамика, ритм, регистр, мажорный и минорный лад.
Учить детей петь выразительно, передавая ладовые изменения в музыке,
слышать темповые изменения в музыке, отражать их в движении.
Развивать воображение, творческую фантазию, самостоятельность при
оркестровке произведений, в поиске песенной интонации на заданный текст
и в выборе имитационных движений.
Расширять словарный запас детей новыми понятиями: мажор, минор, темп,
тембр.
Продолжить знакомство с творчеством Э. Грига.
Воспитывать эмоционально-эстетическое отношение к музыке.
Ход занятия
Муз. руководитель (входит с детьми в зал): Ребята, посмотрите, как
изменился музыкальный зал – настоящий театр! Вы – на сцене, а в зале –
зрители. Поприветствуем их. (Дети здороваются со зрителями). Зрители
пришли в этот зал, чтобы вместе с вами побывать в сказке. Первая сказка –
на экране. Присаживайтесь поудобнее. (Смотрят цветотерапию).
Входит Фея. В руках у неё волшебная палочка в форме скрипичного ключа.
Фея: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, дорогие любители музыки! Вам
понравились краски природы? В музыке тоже есть краски, чтобы она нас
удивляла, радовала, заставляла прислушиваться.
Музыка не всегда звучит одинаково. Она может звучать высоко и низко,
отрывисто и плавно, громко и тихо. (Сопровождать игрой на фортепиано).
«Громко» и «тихо» — это динамические краски, или динамические оттенки.
(Показ слайда с краской «Динамика»). Самое время пригласить вас в другую
сказку, и поможет это сделать моя волшебная палочка. Видите, на ней
главный музыкальный знак… (Дети называют: скрипичный ключ).
Во мгле поднялась средь деревьев гора,
Пещерой под землю уходит она,
Горбатый король в той пещере живёт,
Со свитой своею сюда он идёт.
Вы догадались, о какой сказочной музыке идёт речь? Вспомните. Кто её
написал? (Слайд с портретом Э. Грига). Сейчас вы будете слушать музыку и
выполнять задание. Вы должны обозначить цветом краски музыки, её
динамические оттенки. Помогут вам в этом волшебные светофорики.
Возьмите их в руки. Откройте синий цвет, когда услышите очень тихую
музыку, зелёный – когда музыка будет звучать не очень тихо, жёлтый –
умеренно громко, ну а красный цвет – когда музыка будет звучать очень
громко!
По взмаху волшебной палочки начинает звучать пьеса «В пещере горного
короля» Э. Грига.
Фея: С новым заданием вы справились хорошо. Молодцы! Следующая сказка
про кота. Я расскажу вам, каким он был и что с ним приключилось. А вас я
попрошу помочь мне рассказать эту сказку. Слушайте внимательно: я буду
менять силу голоса, а вы мне будете помогать игрой на музыкальных
инструментах. Когда я буду тихо читать, вам я предлагаю играть на
маленьких маракасах, а когда громко – на погремушках. (Дети разбирают
музыкальные инструменты).
Фея: Подготовились? А теперь слушаем всю сказку.
Жил кот Василий. Ленивый был кот.
Острые зубы и толстый живот.
Очень тихо всегда ходил,
Громко, настойчиво кушать просил
Да потихоньку на печке храпел –
Вот вам и всё, что он делать умел.
Кот как-то раз видит сон вот такой:
Будто затеял с мышами он бой.
Громко крича, он их всех исцарапал
Своими зубами, когтистою лапой.
В страхе тут мыши тихо взмолились:
- Ох, пожалей, пощади, сделай милость!
Громко воскликнул тут Васенька: «Брысь»! –
И врассыпную они понеслись.
А на самом деле, пока кот Василий спал, происходило вот что:
Мыши тихо вышли из норки,
Громко хрустя, съели хлебные корки,
Потом, очень тихо смеясь над котом,
Они ему хвост завязали бантом.
Василий проснулся, очень громко чихнул,
Потом повернулся и снова заснул.
А мыши лентяю на спину забрались,
До вечера громко над ним потешались!
(Е. Королёва)
Фея: Положите инструменты на место. Выразительно рассказать сказку нам
помогли сила голоса и звучание инструментов. Но каждый инструмент, да и
голос человека имеют свою окраску – тембр. (Слайд со второй краской
«Тембр»). Угадайте по тембру, какой инструмент будет звучать?
Звучат рояль, флейта, баян.
А свои голоса вы можете угадать по тембру? Вспомним игру «Узнай по
голосу».
Дети встают в круг.
Тише, тише, все друзья,
Вы послушайте меня.
Чтоб настроить этот хор,
Нужен чуткий дирижёр! (Выбираем дирижёра).
Считалкой выбираем водящего:
Что вы плачете, ворона?
Кто обидел? Дирижёр?
Чем же мог он вас обидеть?
Не берёт солисткой в хор!
Водящий выходит из круга и закрывает глаза.
Дирижёр: Я назначен дирижёром,
Весь оркестр в руках держу!
За моей рукой следите,
Всё, что надо, покажу!
Без меня не начинайте!
Палочкой взмахну – вступайте!
Играем в игру под эстонскую народную мелодию «У каждого свой
музыкальный инструмент». После игры садятся на стулья.
Фея: Ну, а сейчас мы отправимся на нотный бал! Кого же можно встретить на
нотном балу? (Ноты, скрипичный ключ). А самые важные гости на этом балу
– мажор и минор! Давайте мы споём одну песню для мажора, а другую для
минора.
Дети поют в мажорном ладу на мелодию восходящего и нисходящего
звукоряда следующие строки:
Вот мы дружно встали в ряд,
Получился звукоряд,
Светлый и просторный –
Это лад мажорный!
В минорном ладу:
Мы – минорный звукоряд,
Грустных звуков длинный ряд.
Песню грустную споём,
Погрустим с тобой вдвоём.
(Е. Королёва)
Фея: Что вы слышите сейчас? (Исполняю несколько звуков на фортепиано).
Я сыграла вам несколько музыкальных звуков, но это ещё не музыка.
Позовём на помощь краску музыки – ритм (слайд с краской «Ритм»). Его нам
подскажут следующие слова: «Мы идём с цветами, с яркими флажками».
Спойте на одном звуке и прохлопайте ритм получившейся песенки. Ритм –
это долгие и короткие звуки, которые мы можем простучать или прохлопать.
У каждой мелодии свой ритм, по ритму можно узнать мелодию. Ритм какой
знакомой вам песни я сейчас прохлопаю? Давайте споём её.
Исполняют 1-й куплет песни «Мама дорогая», муз. Кудряшова
Фея (исполняет припев с ускорением): Как изменилась песня? Когда музыка
звучит то медленно, то быстро, такая краска называется темпом. (Слайд с
краской «Темп»).
А сейчас на балу для вас будет звучать танцевальная, бальная музыка. Но
будьте внимательны, слушайте, когда музыка звучит медленнее, когда
быстрее, и все изменения темпа вы должны показать в своих движениях.
Звучит «Вальс» Ф. Шопена. Дети импровизируют.
Фея: Вы молодцы, услышали изменения темпа в музыке. Вот и подошло к
концу наше сказочное путешествие. Посмотрите, какие краски музыки мы с
вами собрали! (Слайд со всеми красками: динамика, тембр, ритм, темп).
Знакомство с музыкальными красками мы будем продолжать при каждой
встрече с музыкой. А сейчас всем зрителям зала мы дарим хорошее
настроение!
Есть у радуги семь красок,
А у музыки семь нот.
На земле для нашей радости
Вечно музыка живёт!
(Е. Зитта)
Дети исполняют ритмическую композицию «Радость» с цветными пучками
лент.