Напоминание

Интегрированное музыкальное занятие "Краски музыки"


Автор: Худорожкова Лариса Леонидовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №80 Красносельского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург г.Красное село
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Интегрированное музыкальное занятие "Краски музыки"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Интегрированное музыкальное занятие

«Краски музыки».

Программное содержание.

Знакомить детей со средством музыкальной выразительности – тембром.

Уточнить и закрепить восприятие таких средств музыкальной

выразительности, как динамика, ритм, регистр, мажорный и минорный лад.

Учить детей петь выразительно, передавая ладовые изменения в музыке,

слышать темповые изменения в музыке, отражать их в движении.

Развивать воображение, творческую фантазию, самостоятельность при

оркестровке произведений, в поиске песенной интонации на заданный текст

и в выборе имитационных движений.

Расширять словарный запас детей новыми понятиями: мажор, минор, темп,

тембр.

Продолжить знакомство с творчеством Э. Грига.

Воспитывать эмоционально-эстетическое отношение к музыке.

Ход занятия

Муз. руководитель (входит с детьми в зал): Ребята, посмотрите, как

изменился музыкальный зал – настоящий театр! Вы – на сцене, а в зале –

зрители. Поприветствуем их. (Дети здороваются со зрителями). Зрители

пришли в этот зал, чтобы вместе с вами побывать в сказке. Первая сказка –

на экране. Присаживайтесь поудобнее. (Смотрят цветотерапию).

Входит Фея. В руках у неё волшебная палочка в форме скрипичного ключа.

Фея: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, дорогие любители музыки! Вам

понравились краски природы? В музыке тоже есть краски, чтобы она нас

удивляла, радовала, заставляла прислушиваться.

Музыка не всегда звучит одинаково. Она может звучать высоко и низко,

отрывисто и плавно, громко и тихо. (Сопровождать игрой на фортепиано).

«Громко» и «тихо» — это динамические краски, или динамические оттенки.

(Показ слайда с краской «Динамика»). Самое время пригласить вас в другую

сказку, и поможет это сделать моя волшебная палочка. Видите, на ней

главный музыкальный знак… (Дети называют: скрипичный ключ).

Во мгле поднялась средь деревьев гора,

Пещерой под землю уходит она,

Горбатый король в той пещере живёт,

Со свитой своею сюда он идёт.

Вы догадались, о какой сказочной музыке идёт речь? Вспомните. Кто её

написал? (Слайд с портретом Э. Грига). Сейчас вы будете слушать музыку и

выполнять задание. Вы должны обозначить цветом краски музыки, её

динамические оттенки. Помогут вам в этом волшебные светофорики.

Возьмите их в руки. Откройте синий цвет, когда услышите очень тихую

музыку, зелёный – когда музыка будет звучать не очень тихо, жёлтый –

умеренно громко, ну а красный цвет – когда музыка будет звучать очень

громко!

По взмаху волшебной палочки начинает звучать пьеса «В пещере горного

короля» Э. Грига.

Фея: С новым заданием вы справились хорошо. Молодцы! Следующая сказка

про кота. Я расскажу вам, каким он был и что с ним приключилось. А вас я

попрошу помочь мне рассказать эту сказку. Слушайте внимательно: я буду

менять силу голоса, а вы мне будете помогать игрой на музыкальных

инструментах. Когда я буду тихо читать, вам я предлагаю играть на

маленьких маракасах, а когда громко – на погремушках. (Дети разбирают

музыкальные инструменты).

Фея: Подготовились? А теперь слушаем всю сказку.

Жил кот Василий. Ленивый был кот.

Острые зубы и толстый живот.

Очень тихо всегда ходил,

Громко, настойчиво кушать просил

Да потихоньку на печке храпел –

Вот вам и всё, что он делать умел.

Кот как-то раз видит сон вот такой:

Будто затеял с мышами он бой.

Громко крича, он их всех исцарапал

Своими зубами, когтистою лапой.

В страхе тут мыши тихо взмолились:

- Ох, пожалей, пощади, сделай милость!

Громко воскликнул тут Васенька: «Брысь»! –

И врассыпную они понеслись.

А на самом деле, пока кот Василий спал, происходило вот что:

Мыши тихо вышли из норки,

Громко хрустя, съели хлебные корки,

Потом, очень тихо смеясь над котом,

Они ему хвост завязали бантом.

Василий проснулся, очень громко чихнул,

Потом повернулся и снова заснул.

А мыши лентяю на спину забрались,

До вечера громко над ним потешались!

(Е. Королёва)

Фея: Положите инструменты на место. Выразительно рассказать сказку нам

помогли сила голоса и звучание инструментов. Но каждый инструмент, да и

голос человека имеют свою окраску – тембр. (Слайд со второй краской

«Тембр»). Угадайте по тембру, какой инструмент будет звучать?

Звучат рояль, флейта, баян.

А свои голоса вы можете угадать по тембру? Вспомним игру «Узнай по

голосу».

Дети встают в круг.

Тише, тише, все друзья,

Вы послушайте меня.

Чтоб настроить этот хор,

Нужен чуткий дирижёр! (Выбираем дирижёра).

Считалкой выбираем водящего:

Что вы плачете, ворона?

Кто обидел? Дирижёр?

Чем же мог он вас обидеть?

Не берёт солисткой в хор!

Водящий выходит из круга и закрывает глаза.

Дирижёр: Я назначен дирижёром,

Весь оркестр в руках держу!

За моей рукой следите,

Всё, что надо, покажу!

Без меня не начинайте!

Палочкой взмахну – вступайте!

Играем в игру под эстонскую народную мелодию «У каждого свой

музыкальный инструмент». После игры садятся на стулья.

Фея: Ну, а сейчас мы отправимся на нотный бал! Кого же можно встретить на

нотном балу? (Ноты, скрипичный ключ). А самые важные гости на этом балу

– мажор и минор! Давайте мы споём одну песню для мажора, а другую для

минора.

Дети поют в мажорном ладу на мелодию восходящего и нисходящего

звукоряда следующие строки:

Вот мы дружно встали в ряд,

Получился звукоряд,

Светлый и просторный –

Это лад мажорный!

В минорном ладу:

Мы – минорный звукоряд,

Грустных звуков длинный ряд.

Песню грустную споём,

Погрустим с тобой вдвоём.

(Е. Королёва)

Фея: Что вы слышите сейчас? (Исполняю несколько звуков на фортепиано).

Я сыграла вам несколько музыкальных звуков, но это ещё не музыка.

Позовём на помощь краску музыки – ритм (слайд с краской «Ритм»). Его нам

подскажут следующие слова: «Мы идём с цветами, с яркими флажками».

Спойте на одном звуке и прохлопайте ритм получившейся песенки. Ритм –

это долгие и короткие звуки, которые мы можем простучать или прохлопать.

У каждой мелодии свой ритм, по ритму можно узнать мелодию. Ритм какой

знакомой вам песни я сейчас прохлопаю? Давайте споём её.

Исполняют 1-й куплет песни «Мама дорогая», муз. Кудряшова

Фея (исполняет припев с ускорением): Как изменилась песня? Когда музыка

звучит то медленно, то быстро, такая краска называется темпом. (Слайд с

краской «Темп»).

А сейчас на балу для вас будет звучать танцевальная, бальная музыка. Но

будьте внимательны, слушайте, когда музыка звучит медленнее, когда

быстрее, и все изменения темпа вы должны показать в своих движениях.

Звучит «Вальс» Ф. Шопена. Дети импровизируют.

Фея: Вы молодцы, услышали изменения темпа в музыке. Вот и подошло к

концу наше сказочное путешествие. Посмотрите, какие краски музыки мы с

вами собрали! (Слайд со всеми красками: динамика, тембр, ритм, темп).

Знакомство с музыкальными красками мы будем продолжать при каждой

встрече с музыкой. А сейчас всем зрителям зала мы дарим хорошее

настроение!

Есть у радуги семь красок,

А у музыки семь нот.

На земле для нашей радости

Вечно музыка живёт!

(Е. Зитта)

Дети исполняют ритмическую композицию «Радость» с цветными пучками

лент.



В раздел образования