Напоминание

"Организация логопедического обследования дошкольника"


Автор: Антонова Наталья Валентиновна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №10"
Населённый пункт: г.о.Кашира, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: "Организация логопедического обследования дошкольника"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Организация логопедического обследования дошкольника

Полноценная речь ребенка является непременным условием его успешного обучения в

школе. Поэтому очень важно устранить все недостатки речи еще в дошкольном возрасте,

до того, как они превратятся в стойкий, сложный дефект. Именно в дошкольный период

речь ребенка развивается наиболее интенсивно и наиболее гибка, и податлива, а значит и

все виды речевых недоразвитий преодолеваются легче и быстрее. Планирование

коррекционной работы логопеда напрямую определяется теми показателями отклонения

речевого развития, которые выявляются в процессе обследования. Поэтому организация

эффективного коррекционного обучения невозможна без проведения тщательного

всестороннего речевого обследования, цель которого выявить характер патологии, ее

структуру и индивидуальные особенности проявления.

В настоящее время существует большое количество пособий, посвященных

обследованию речи детей дошкольного возраста. По данным разных авторов, выделяется

от трех до десяти этапов логопедического обследования. В своей работе я использую пять

этапов:

ориентировочный,

диагностический,

аналитический,

прогностический,

информирование родителей.

Ориентировочный этап включает в себя: изучение медицинской и педагогической

документации; изучение работ ребенка; беседа с родителями.

К медицинской документации относятся медицинская карта ребенка или выписки из

нее специалистов: психоневролога, педиатра, отоларинголога, окулиста. По ходу изучения

медицинской документации составляются представления о возможной этиологии речевой

патологии и ее патогенезе, а также намечаются вопросы, которые логопед будет

обсуждать в беседе с родителями.

К педагогической документации относятся характеристики на ребенка педагогов,

работающих с ним: воспитателя, психолога, логопеда. В ходе изучения педагогической

документации составляется представление о тех проблемах, которые испытывает ребенок,

особенностях его обучения, индивидуально-типологических особенностях.

Далее изучаются работы ребенка: рисунки, творческие поделки, аппликации, рабочие

тетради. Работы ребенка характеризуют его склонности, уровень сформированности

моторно-графических навыков. Изучение работ ребенка помогает логопеду составить

предварительный портрет личности ребенка, выявить особенности построения его

произвольной деятельности и развития психических процессов.

На основе изученной документации строится беседа с родителями ребенка. Весь ход

беседы должен быть доверительно-деловым. Беседу начинают с выявления запроса

родителей или жалоб. Однако не всегда родители могут правильно определить, какие

проблемы возникают в развитии ребенка. Поэтому в результате обследования родители

должны получить реальную полную картину развития ребенка, а не только ответ на свой

запрос. Перед беседой с родителями полезно выяснить их уровень образования и сферу

деятельности. Это позволит правильно выстроить общение с родителями, на доступном

для них языке. В разговоре с родителями логопед может получить исключительную

информацию о личности и характере ребенка, о стиле его взаимоотношений с

окружающими и о его интересах.

Диагностический этап представляет собой саму процедуру обследования речи

ребенка, а именно: связной речи, словарного запаса, грамматического строя речи,

звукопроизношения, слоговой структуры слова, строения и функций артикуляционного

аппарата, фонематического восприятия. Логопеду необходимо выяснить: какие языковые

средства

к

моменту

обследования

сформированы,

а

какие

нет;

характер

несформированности языковых средств; в каких видах речевой деятельности проявляются

недостатки; какие факторы влияют на проявления речевого дефекта.

Для изучения состояния связной речи, ребенку предлагается рассказать знакомую ему

сказку, потом составить рассказ по сюжетной картинке, затем по серии картинок и

1

описательный рассказ с опорой на объект или картинку. В процессе логопед обращает

внимание на грамматическое оформление высказываний; объем словарного запаса и

адекватность его использования; соответствие звукопроизношения возрастным нормам;

звуко-слоговое и ритмическое наполнение лексики; особенности голоса, темпа речи,

выразительности, пуазации, интонации. В соответствии с выявленной проблематикой

проводится более углубленное обследование отдельных сторон речи. При отсутствии

данных показаний углубленное обследование речи не проводится.

При углубленном обследовании словарного запаса сначала изучается активный

словарный запас. Если у ребенка в активном словаре отсутствуют те или иные слова, то

тогда проверяют наличие этих слов в пассивном словаре.

При обследовании грамматического строя речи логопед изучает состояние синтаксиса,

словообразования и словоизменения. Фиксируются лишь системные регулярные ошибки,

а не отдельные оговорки.

Обследование звукопроизношения проводится только в том случае, если у ребенка в

процессе беседы с ним обнаруживаются недостатки звукопроизношения (отсутствие или

искажение звуков, замены или смешение звуков).

Обследование слоговой структуры слов проводится как при самостоятельном

назывании предметов, так и в отраженном проговаривании слов и предложений.

Обязательно отмечается характер типичных ошибок (замены, перестановки и др.).

Затем обследуется строение и функции артикуляционного аппарата, так как чаще всего

именно это становится причиной неправильного формирования звукопроизношения.

Прежде необходимо изучить состояние двигательных функций артикуляционного

аппарата, а в ходе выполнения ряда упражнений осматривается строение органов

артикуляции. В ряде случаев могут потребоваться клинические данные специалистов

(ортодонта, отоларинголога), прежде чем сделать окончательное заключение о природе

речевого дефекта.

В конце этапа проводим обследование фонематического восприятия. Недоразвитие

фонематического восприятия является одним из ведущих факторов риска возникновения

дислексии и дисграфии в процессе школьного обучения.

Далее следует аналитический этап, когда заполняется речевая карта, которая является

обязательным отчетным документом логопеда.

Прогностический этап позволяет на основании имеющихся фактов и их осмысления

логопедом

определить

прогноз

дальнейшего

развития

ребенка

и

составить

индивидуальный образовательно-коррекционный маршрут.

Последний этап обследования – информирование родителей. Логопед знакомит

родителей с логопедическим заключение, направлениями и формами коррекционной

работы, а дает все необходимые рекомендации.

Список литературы:

[1] Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: метод. пособие.

– 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008.

[2] Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе

детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). – СПб: ДЕТСТВО-

ПРЕСС, 2007.

[3] Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М.: «Просвещение»,

1989.

2



В раздел образования