Автор: Антонова Наталья Валентиновна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №10"
Населённый пункт: г.о.Кашира, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: "Организация логопедического обследования дошкольника"
Раздел: среднее профессиональное
Организация логопедического обследования дошкольника
Полноценная речь ребенка является непременным условием его успешного обучения в
школе. Поэтому очень важно устранить все недостатки речи еще в дошкольном возрасте,
до того, как они превратятся в стойкий, сложный дефект. Именно в дошкольный период
речь ребенка развивается наиболее интенсивно и наиболее гибка, и податлива, а значит и
все виды речевых недоразвитий преодолеваются легче и быстрее. Планирование
коррекционной работы логопеда напрямую определяется теми показателями отклонения
речевого развития, которые выявляются в процессе обследования. Поэтому организация
эффективного коррекционного обучения невозможна без проведения тщательного
всестороннего речевого обследования, цель которого выявить характер патологии, ее
структуру и индивидуальные особенности проявления.
В настоящее время существует большое количество пособий, посвященных
обследованию речи детей дошкольного возраста. По данным разных авторов, выделяется
от трех до десяти этапов логопедического обследования. В своей работе я использую пять
этапов:
ориентировочный,
диагностический,
аналитический,
прогностический,
информирование родителей.
Ориентировочный этап включает в себя: изучение медицинской и педагогической
документации; изучение работ ребенка; беседа с родителями.
К медицинской документации относятся медицинская карта ребенка или выписки из
нее специалистов: психоневролога, педиатра, отоларинголога, окулиста. По ходу изучения
медицинской документации составляются представления о возможной этиологии речевой
патологии и ее патогенезе, а также намечаются вопросы, которые логопед будет
обсуждать в беседе с родителями.
К педагогической документации относятся характеристики на ребенка педагогов,
работающих с ним: воспитателя, психолога, логопеда. В ходе изучения педагогической
документации составляется представление о тех проблемах, которые испытывает ребенок,
особенностях его обучения, индивидуально-типологических особенностях.
Далее изучаются работы ребенка: рисунки, творческие поделки, аппликации, рабочие
тетради. Работы ребенка характеризуют его склонности, уровень сформированности
моторно-графических навыков. Изучение работ ребенка помогает логопеду составить
предварительный портрет личности ребенка, выявить особенности построения его
произвольной деятельности и развития психических процессов.
На основе изученной документации строится беседа с родителями ребенка. Весь ход
беседы должен быть доверительно-деловым. Беседу начинают с выявления запроса
родителей или жалоб. Однако не всегда родители могут правильно определить, какие
проблемы возникают в развитии ребенка. Поэтому в результате обследования родители
должны получить реальную полную картину развития ребенка, а не только ответ на свой
запрос. Перед беседой с родителями полезно выяснить их уровень образования и сферу
деятельности. Это позволит правильно выстроить общение с родителями, на доступном
для них языке. В разговоре с родителями логопед может получить исключительную
информацию о личности и характере ребенка, о стиле его взаимоотношений с
окружающими и о его интересах.
Диагностический этап представляет собой саму процедуру обследования речи
ребенка, а именно: связной речи, словарного запаса, грамматического строя речи,
звукопроизношения, слоговой структуры слова, строения и функций артикуляционного
аппарата, фонематического восприятия. Логопеду необходимо выяснить: какие языковые
средства
к
моменту
обследования
сформированы,
а
какие
нет;
характер
несформированности языковых средств; в каких видах речевой деятельности проявляются
недостатки; какие факторы влияют на проявления речевого дефекта.
Для изучения состояния связной речи, ребенку предлагается рассказать знакомую ему
сказку, потом составить рассказ по сюжетной картинке, затем по серии картинок и
1
описательный рассказ с опорой на объект или картинку. В процессе логопед обращает
внимание на грамматическое оформление высказываний; объем словарного запаса и
адекватность его использования; соответствие звукопроизношения возрастным нормам;
звуко-слоговое и ритмическое наполнение лексики; особенности голоса, темпа речи,
выразительности, пуазации, интонации. В соответствии с выявленной проблематикой
проводится более углубленное обследование отдельных сторон речи. При отсутствии
данных показаний углубленное обследование речи не проводится.
При углубленном обследовании словарного запаса сначала изучается активный
словарный запас. Если у ребенка в активном словаре отсутствуют те или иные слова, то
тогда проверяют наличие этих слов в пассивном словаре.
При обследовании грамматического строя речи логопед изучает состояние синтаксиса,
словообразования и словоизменения. Фиксируются лишь системные регулярные ошибки,
а не отдельные оговорки.
Обследование звукопроизношения проводится только в том случае, если у ребенка в
процессе беседы с ним обнаруживаются недостатки звукопроизношения (отсутствие или
искажение звуков, замены или смешение звуков).
Обследование слоговой структуры слов проводится как при самостоятельном
назывании предметов, так и в отраженном проговаривании слов и предложений.
Обязательно отмечается характер типичных ошибок (замены, перестановки и др.).
Затем обследуется строение и функции артикуляционного аппарата, так как чаще всего
именно это становится причиной неправильного формирования звукопроизношения.
Прежде необходимо изучить состояние двигательных функций артикуляционного
аппарата, а в ходе выполнения ряда упражнений осматривается строение органов
артикуляции. В ряде случаев могут потребоваться клинические данные специалистов
(ортодонта, отоларинголога), прежде чем сделать окончательное заключение о природе
речевого дефекта.
В конце этапа проводим обследование фонематического восприятия. Недоразвитие
фонематического восприятия является одним из ведущих факторов риска возникновения
дислексии и дисграфии в процессе школьного обучения.
Далее следует аналитический этап, когда заполняется речевая карта, которая является
обязательным отчетным документом логопеда.
Прогностический этап позволяет на основании имеющихся фактов и их осмысления
логопедом
определить
прогноз
дальнейшего
развития
ребенка
и
составить
индивидуальный образовательно-коррекционный маршрут.
Последний этап обследования – информирование родителей. Логопед знакомит
родителей с логопедическим заключение, направлениями и формами коррекционной
работы, а дает все необходимые рекомендации.
Список литературы:
[1] Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: метод. пособие.
– 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008.
[2] Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе
детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). – СПб: ДЕТСТВО-
ПРЕСС, 2007.
[3] Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М.: «Просвещение»,
1989.
2