Автор: Зайчикова Виктория Алексеевна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГБОУ СО "Центр образования" г. Саратов
Населённый пункт: Саратов
Наименование материала: статья
Тема: Формирование основ экологической культуры у младших школьников с нарушением интеллекта
Раздел: начальное образование
Формирование основ экологической культуры
у младших школьников с нарушением интеллекта
Зайчикова В.А., учитель
ГБОУ СО «Центр образования г. Саратова»
Аннотация: В процессе становления основ экологической культуры у младших
школьников с нарушением интеллекта исключительное значение приобретает
система
воспитания
и
образования.
Эти
системы
закладывают
основы
экологического поведения, объясняют смысл экологических понятий, помогают
детям усвоить принципы экологической культуры. Младший школьный возраст
наилучшее время для становления у детей основ экологической культуры. Этому
свидетельствуют характерные особенности развития познавательной деятельность
детей с нарушением интеллекта: младшие школьники с большим интересом
изучают окружающий их мир, особенно объекты природного происхождения.
Экологическая культура оказывает прямое влияние на формирование личности
данной категории детей, так как является неотъемлемой частью морально-
нравственного направления воспитания. Исследовательская работа по выбранной
теме является одной из самых востребованных и распространённых в настоящее
время, полное экологических проблем.
Ключевые слова: олигофренопедагогика, младшие школьники с нарушением
интеллекта, экологическая культура, методы формирования представлений.
Formation of the foundations of ecological culture
in younger schoolchildren with intellectual disabilities
Zaichikova V. A., teacher
GBOU SO "Education Center of Saratov"
Abstract: In the process of establishing the foundations of ecological culture among
younger schoolchildren with intellectual disabilities, the system of upbringing and
education acquires exceptional importance. These systems lay the foundations of
environmental behavior, explain the meaning of environmental concepts, and help
children learn the principles of environmental culture. Primary school age is the best
time for children to develop the foundations of environmental culture. This is evidenced
by the characteristic features of the development of cognitive activity of children with
intellectual disabilities: primary schoolchildren study the world around them with great
interest, especially objects of natural origin. Ecological culture has a direct impact on the
formation of the personality of this category of children, as it is an integral part of the
moral direction of education. Research work on the chosen topic is one of the most
popular and widespread nowadays, full of environmental problems.
Key words: oligophrenopedagogy, primary schoolchildren with intellectual disabilities,
ecological culture, methods of forming ideas.
2
Текст статьи
Объект исследования: процесс формирования экологической культуры
у младших школьников с нарушением интеллекта.
Предмет
исследования:
коррекционно-педагогическая
работа
по
формированию экологической культуры у младших школьников с нарушением
интеллекта.
Цель
исследования:
изучить
и
проанализировать
особенности
формирования экологической культуры у младших школьников с нарушением
интеллекта.
Задачи исследования:
— изучить трактовку и описание понятий экологической культуры в
психолого-педагогических исследованиях;
—
описать
психолого-педагогические
характеристики
детей
с
нарушением интеллекта;
— разработать методику диагностики уровня экологической культуры у
младших школьников с нарушением интеллекта;
— исследовать специфику формирования экологических представлений у
детей с нарушением интеллекта;
— обобщить результаты, сделать выводы.
Методологическую основу исследования составили труды по различным
аспектам
формирования
экологической
культуры
детей
с
нарушением
интеллекта Н.А. Антонова, И.В. Базулина, Л.Д. Баряева, Н.Ф. Виноградова,
С.Н. Григорьев, С.Д. Забрамская, Н.А. Морозова, Н.П. Несговорова, М. С.
Певзнер, М.Э. Полячков, Е.А. Стребелева, П. Хирст, Д.С. Шлычкова, Д.Б.
Эльконин,
Методы
исследования:
теоретические
–
анализ
психолого-
педагогической литературы, изучение документации; эмпирические – беседа,
наблюдение, педагогический эксперимент; статистические – качественный и
количественный анализ результатов.
3
Экспериментальная база исследования: государственное бюджетное
общеобразовательное учреждение Саратовской области ГБОУ СО
«Центр
образования» г. Саратова.
Термин «культура» как социальное проявление представляет собой
материальные и духовные ценности, когда-либо созданные руками человека.
Это постоянно изменяющийся на протяжении истории человечества процесс,
протекающий на всех уровнях существования человеческого общества, его
характера, законов, средств и продуктов творческой деятельности людей.
Человек, как часть современного общества, должен рассматривать культуру на
основе ее определенной структуры:«человек — общество — природа».
Экологическая
культура
осуществляется
на
базовом
уровне
за
счет
экологического воспитания и рассматривается в работах Н.А. Антоновой, С.Н.
Григорьева, Н.С. Дежниковой, в которых отмечается особая роль воспитания в
формировании экологической культуры. С опорой на работы Н.А. Рыжовой,
О.М. Дорошко, П. Хирст рассмотрено понятие «экологическая культура» и ее
формирование в младшем школьном возрасте. Экологическая культура
включает в себя формирование и развитие экологического сознания; создание
конкретных
потребностей,
мотивов
и
установок
человека;
накопление
нравственных и эстетических чувств, проявление навыков и привычек;
воспитание
твердой
воли;
формирование
важных
идей
экологического
поведения. Четкое понимание структуры экологической культуры получено из
работ С.Н. Григорьева и Н.С. Дежникова. Описаны методы экологического
воспитания,
механизм
формирования
природоохранной
культуры
и
составляющие экологического воспитания, а именно сознание и поведение. В
процессе развития ребенка от младенческого возраста до младшего школьного
возраста, он накапливает бытовые знания об окружающей среде, учиться
отличать природосообразное поведение от природоопасного на живом примере
родителей. Таким образом, экологическое воспитание и экологическая культура
являются фундаментальными составляющими, в дальнейшем обеспечивающие
не только природоохранное поведение, но и в дальнейшем позволяет успешно
4
овладевать академическими знаниями и учебными навыками по разным
предметам.
Понимание особенностей формирования основ экологической культуры
детей с нарушением интеллекта невозможно без знания их психолого-
педагогических особенностей. Одной из самых многочисленных групп, внутри
категорий дизонтогений, являются дети с нарушением интеллекта. В работе
приведено
понятие
«нарушение
интеллекта»,
причины
возникновения
нарушения интеллекта и его виды, что является одним из основных показателей
для определения степени поражения головного мозга (по Г.Е. Сухаревой).
Очевидно, что чем раньше возникло нарушение интеллекта, тем более
выраженно проявляются психофизические особенности, тем менее типично
протекает
развитие
ребенка,
однако
его
онтогенез
отвечает
тем
же
закономерностям, что и в норме. Рассмотрено своеобразие степеней проявления
интеллектуального нарушения, обедненный характер умственного развития и
эмоциональной стороны жизни, нарушение в структуре головного мозга,
влияющее на состояние личности человека, влияние экзогенных и индогенных
факторов на развитие нарушения интеллекта, классификация нарушения
интеллекта на 4 степени и их характеристика. Проанализированы данные по
вопросам физического развития детей с нарушением интеллекта, формирования
у них понятий и представлений об окружающем мире, развития внимания,
памяти, мышления, речи и зрительного восприятия наглядности, которое
является
основой
для
функционирования
компенсаторного
механизма,
поскольку наглядная демонстрация материала в сочетании с точным и
лаконичным объяснением позволяет получить наиболее полное обобщенное
представление детям об окружающем их мире.
Исследование
особенностей
формирования
основ
экологической
культуры
у
детей
с
нарушением
интеллекта,
что
выполнено
путем
рассмотрения игры как основного вида деятельности детей с нарушением
интеллекта младшего школьного возраста, выявления условий формирования
экологической культуры, рассмотрения влияние эмоционального фона на
5
восприятие окружающего пространства и форм экологического воспитания. У
детей с умственной отсталостью основным видом деятельности долгое время
будет
игровая
деятельность.
Игра
является
одним
из
лёгких
путей
формирования у детей необходимых знаний, умений и навыков, нравственно-
моральных представлений. Игровая форма обучения даёт возможность научить
детей взаимодействовать с природой на постоянной основе, построить
адекватные варианты реакции на окружающие предметы.
Среди условий,
влияющих
на
формирование
экологической
культуры
можно
выделить
следующие:
создание
в учебном кабинете зону с растениями и панно,
представляющими неживую и живую природу;
обеспечение продолжения
экологического воспитания в семье;
проведение
традиционных
уроков,
направленные на расширение и закрепление знаний о природе и её устройстве.
Среди методов формирования наиболее употребляемыми являются способы
подготовки
сознания
(формирование
убеждений,
наглядный
пример,
повторяющийся
комплекс
упражнений),
накопление
положительно
направленного опыта общения и взаимодействия с природой во время жизни
(испытывание эмоций, анализирование своих поступков), тематические игры,
уроки и внеклассные занятия. М.А. Зотина и О.Ф. Горбунова рассматривают
особенности восприятия детьми с лёгкой степенью умственной отсталости
окружающего их пространства. Они отмечают, что такие дети могут осознанно
воспринимать
только
ту
информацию
о
мире
зависит
от
общего
эмоционального фона.
Практическая часть работы выполнялась на базе ГБОУ СО «Центр
образования» г. Саратов. Был проведен мониторинг знаний и умений детей
младшего школьного звена с нарушением интеллекта (1 класс 1 год обучения),
в ходе которого было установлено, что вопрос становления экологической
культуры у детей рассматриваемой категории является очень актуальным. Для
дальнейшего участия в исследовании были выбраны 10 детей, имеющих
нарушение интеллекта (легкая степень нарушения интеллекта). Далее были
определены задачи экспериментальной работы, выбраны и подробно описаны
6
методики для изучения уровня сформированности экологической культуры,
бытовой
экологической
культуры
и
их
критерии.
Для
обследования
использовалась:
методика М. И. Скворцовой «Диагностика экологической
культуры», она включает в себя систему вербальных и невербальных заданий
по следующим темам:
неживая
природа;
живая природа;
времена года;
отношение к природе; человек; методика М. И. Скворцовой «Диагностика
экологической культуры»
включает в себя задания по теме:
бытовые
представления о взаимодействии человека и природы.
Путем обследования по методике М. И. Скворцовой «Диагностика
экологической культуры»
было установлено, что экологические знания,
которые влияют на формирование экологической культуры, у детей находятся
на очень низком уровне. Все дети показали знания, которые были получены
ими во время учебного года. Но необходимо отметить, что уровень владения
полученными знаниями отличается. Двое учащихся показали достаточно
высокие результаты по сравнению с другими детьми в классе.
В результате обследования по методике М. И. Скворцовой «Диагностика
экологической культуры»
по теме бытовая экологическая культура, было
установлено,
что
более
половины
учащихся
имеет
низкий
уровень
сформированности бытовых знаний об экологии.
Экологические знания,
которые влияют на формирование экологической культуры, у детей находятся
на очень низком уровне. Необходимо также учитывать тот факт, что дети, в
большинстве своем не обладают бытовыми знаниями об окружающем мире,
которые накапливаются в процессе развития. Это позволяет сделать вывод, что
родители мало уделяют времени экологическому обучению в свободное от
школы время. Эти результаты указывают на то, что основы экологической
культуры у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта
находятся на недостаточном уровне и, соответственно, на необходимость
организации коррекционно-развивающей работы по формированию основ
природосообразной культуры.
7
Было решено разработать экспериментальную программу направленную
на формирование основ экологической культуры у младших школьников с
нарушением интеллекта. Для разрабатываемой программы была выбрана
классно-урочная
форма
проведения
занятий
с
элементами
игровой
деятельности. Программа состоит из десяти занятий, каждое занятие длилось
тридцать минут. Обучение проводилось во время уроков «Мир природы и
человека», а также во время внеурочной деятельности три раза в неделю. Уроки
проводились как в групповой форме, так и в индивидуальной. Содержание
занятий строилось с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Все
занятия
в
рамках
программы
были
логически
связаны
единой
экологической
направленностью,
были
доступными
по
содержанию
и
сложности
для
детей,
имели
яркую
эмоциональную
окрашенность
и
подразумевали различные виды деятельности, организованные в соответствии
предметно-развивающей среде. Были проведены занятия по следующим темам:
«Мир, в котором я живу»; «Чувствую природу вокруг»; «Животные»;
«Растения»; «Не загрязняй природу»; «Человек часть живой природы»;
«Человек и его влияние на природу»; «Экология здоровья человека»; «Правила
поведения человека на природе»; «Законы экологии». Занятия проводились во
время уроков по предмету «Мир природы и человека». Для каждого занятия
были
подобраны
методические
пособия
на
экологическую
тематику
(дидактические игры, наглядные материалы, разрезные картинки, пазлы,
дощечки с различными тактильными поверхностями и другие), чтобы
использовать их во время занятий. Разработан примерный план занятий, на
который накладывались нужные элементы.
На
контрольном
этапе
для
оценки
эффективности
разработанной
программы программы был проведен контрольный эксперимент для проверки
уровня
сформированности
основ
экологической
культуры
у
младших
школьников с нарушением интеллекта по тем же методикам, что и на
констатирующем этапе.
8
По
результатам
обследования
мы
сделали
следующие
выводы:
составленная
нами
коррекционная
программа
по
формированию
основ
экологической
культуры
у
школьников
младшего
школьного
звена
с
нарушением интеллекта можно считать эффективной, потому что исследуемые
аспекты экологической культуры продемонстрировали рост почти у всех
обучающихся, хоть и составили небольшую разницу по сравнению с первичной
диагностикой состояния сформированности экологической культуры.
Изучив теоретический материал, относящийся к теме работы, мы сделали
вывод, что формирование экологической культуры является базой для процесса
экологического
воспитания
как
неотъемлемым
качеством
полноценной
личности у младших школьников с нарушением интеллекта. Вместе с тем было
выявлено влияние методов формирования экологических представлений на
становление экологической культуры. Рассмотрев процесс обучения как один
из главных видов деятельности учащихся начальной школы, имеющих
нарушения интеллекта, мы пришли к выводу о необходимости использования
разнообразных по виду тематических заданий как одного из методов обучения
экологической культуре.
Экспериментальное
изучение
формирования
основ
экологической
культуры было осуществлено с 10 детьми младшего школьного возраста (1
класс 1 год обучения) на базе ГБОУ СО «Центр образования» г. Саратова.
На констатирующем этапе изучения формирования основ экологической
культуры
использовалась
методика
«Диагностика
уровня
экологической
культуры»
у
младших
школьников
с
нарушением
интеллекта
М.
И.
Скворцовой.
Результаты констатирующего эксперимента указывают на недостаточно
высокий уровень сформированности основ экологической культуры младших
школьников с нарушением интеллекта. С детьми было необходимо провести
ряд коррекционных занятий, чтобы они усвоили материал. На уроках «Мир
природы
и
человека»
большое
значение
мы
уделяли
практической
деятельности. Это облегчило овладение представлениями и знаниями по темам
9
«Отношение к природе», «Человек», «Строение животных и растений, и их
виды».
По результатам анализа данных констатирующего эксперимента была
разработана программа по формированию основ экологической культуры у
младших школьников с нарушением интеллекта. Программа состояла из 10
занятий. Обучение по программе проходило на уроках «Мир природы и
человека», а также во время внеурочной деятельности три раза в неделю.
После завершения формирующего этапа был организован контрольный
эксперимент,
направленный
на
оценку
эффективности
разработанной
коррекционной программы. На этом этапе с помощью тех же методик была
проведена
повторная
диагностика.
Анализ
результатов
контрольного
эксперимента: уровень экологической культуры участников эксперимента был
повышен, но недостаточно. Учащихся, которые не захотели выполнять
предложенные задания, не было. Допущенных ошибок при контрольном
эксперименте было немного меньше, чем на констатирующем эксперименте.
Дети выполняли задания не спеша, прилагая усилия, допускали ошибки в
ответах, но стремились найти ошибку самостоятельно и исправить ее. Все
составляющие экологической культуры находились на достаточно низком
уровне.
Результаты
констатирующего
эксперимента
позволили
установить
следующие положительные изменения: исследуемые аспекты экологической
культуры продемонстрировали рост почти у всех обучающихся, хоть и
составили
небольшую
разницу
по
сравнению
с
констатирующим
экспериментом состояния сформированности экологической культуры.
По окончании нашей работы была выявлена положительная динамика в
экологическом развитии учащихся.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Антонова,
Н.А.
Особенности
экологического
воспитания
дошкольников / Н.А. Антонова // Молодой ученый. 2018. - №47. - С. 334-336.
10
2. Алабина, Т.В. Развитие представлений о растительном мире у
школьников с нарушениями интеллекта / Т.В. Алабина, Т.В. Шевырева //
Педагогические технологии: наука и школа. 2019. - №5. - С. 123-130.
3. Базулина,
И.
В.
Развитие
экологической
культуры
младших
школьников на занятиях под открытым небом // Начальная школа. – 2015. - N
12. - С. 33-35.
4. Баряева, Л. Д. Проблема формирования экологической культуры в
школьном возрасте / Л.Д. Баряева, Н.Д. Зарин // Профессиональная ориентация.
2017. - №7. - С. 276-279
5. Буковская, Г.В. Игры, занятия по формированию экологической
культуры младших школьников / Г.В. Буковская. М.: Владос, 2016. - С. 192.
6. Везетиу, Е.В. Теоретические аспекты формирования экологической
культуры младших школьников / Е.В. Везетиу // Universum: Психология и
образование. 2018. - №4. - С. 7-13.
7. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир в начальной школе. М.:
Издательский центр «Академия», 2020. - С. 94.
8. Григорьев, С. Н. Воспитательный потенциал семьи в экологическом
воспитании младших школьников / С. Н. Григорьев // Взаимодействие школы и
семьи: традиции и инновации. 2017. - №13. - С. 227-233.
9. Дежникова,
Н.
С.
Экологическое
воспитание
в
контексте
социокультурной динамики // Педагогика. 2014. №10. - С. 86.
10. Ефремов, К. М. Теория и практика экологизации образования / К.М.
Ефремов// Народное образование. 2016. - №8. - С. 1-5.